Татьяна Евгеньевна Лаврова

Алекс Герд
Всё больше уходит из жизни замечательных актёров, печальный список 16 мая 2007 года пополнила блистательная актриса театра и кино Татьяна Евгеньевна Лаврова.

Её состояние ухудшилось в начале мая, именно тогда её доставили в больницу с подозрением на инфаркт, врачи заявили, что её заболевание вызывает беспокойство, их опасения подтвердились…

Биография:


Родилась в Москве 7 июня 1938 года
ЛАВРОВА Татьяна Евгеньевна (р. 07. 06. 1938), актриса.
В 1959 году окончила школу-студию МХАТ.
С 1959 по 1961 и с 1978 года актриса МХАТ (с 1989 – МХАТ им. А. П. Чехова)
1961 – 1978 актриса театра «Современник».
В 1988 году удостоена звания народной артистки РСФСР
Работы:

 1. Испытательный срок - 1960 (Криминальная драма)
 2. Песня о Кольцове - 1961 ()
 3. Девять дней одного года - 1962 (Драма) ...Леля
 4. Время, вперед! - 1965 ()
 5. Таинственная стена - 1967 ()
 6. Остров Волчий - 1969 (Киноповесть)
 7. Вся королевская рать - 1971 ()
 8. Возврата нет - 1973 (Боевик)
 9. Вылет задерживается - 1974 (Мелодрама) ...Ольга Васильевна
 10. Меняю собаку на паровоз - 1975 (Приключения)
 11. Бегство мистера Мак-Кинли - 1975 (Фантастика)
 12. Дневной поезд - 1976 (Мелодрама)
 13. Дни хирурга Мишкина - 1976 (Драма)
 14. Факт биографии - 1976 (Драма)
 15. Вторая весна - 1979 (Киноповесть)
 16. Активная зона - 1979 (Драма)
 17. Голос - 1982 (Киноповесть)
 18. Долгая дорога к себе - 1983 ()
 19. Трагедия в стиле рок - 1988 (Социальная драма)
 20. Система ниппель - 1990 (Комедия)
 21. Вишневый сад - 1993 ()
 22. Кризис среднего возраста - 1997 (Драма)
 23. Сыщики - 2001 (Сериал)
 24. Кино про кино - 2002 (Комедия)
 25. Другая жизнь - 2003 (Сериал) ...баба Валя

Из интервью «Комсомольской правде» 4 мая 2005 года:

«Татьяна Лаврова: Я всегда влюбляюсь в талантливых. Хоть тресни...
60-е годы. Татьяна Лаврова на фестивале в Карловых Варах.
Народная артистка записывает свои воспоминания на диктофон, подаренный ей «Комсомолкой»
Легенда театра и кино, тоненькая, большеглазая, светящаяся, она всегда была диво как хороша. И хороша сейчас - как может быть хорош человек, преодолевающий болезнь.

Последний раз она вышла на сцену МХАТ больше года назад. Качало, кружилась голова, темнело в глазах, отказывали руки. Была необходима операция. Лучшие врачи России взялись помочь. И помогли. Но все оказалось непросто. Время от времени приходится проходить курс реабилитации. Мужественна, немногословна, не жалуется.

«Танечка, что тебе нужно?» - «Вот если бы диктофон, я бы стала наговаривать что-то про жизнь, жизнь была интересная, столько людей...»

«Комсомолка» покупает диктофон и все, что к нему полагается, в подарок актрисе.

Я еду к Татьяне Лавровой.

- Давай попробуем на моем диктофоне, как бы репетиция...

- ...Как Женя Урбанский меня в первый раз поцеловал... Это было такое потрясение, что я сказала своей бабушке: «Баба, я, наверное, беременна...» Он был моя первая любовь, мой первый мужчина, мой первый муж. Отец его сидел, и он родился в Инте. При такой потрясающей внешности был очень застенчив и не уверен в себе. Он был создан для классических ролей, а играл социальные. Великие роли обошли его...

- А Даль?

- Даль - выдающийся артист. Слово затасканное. Индивидуальность, стиль, манера слишком рано появились, такого еще не было. У него была способность переживать что-то, любовь, скажем, как мужчине переживать не дано. Такая тонкость и такая ранимость, каких мужчинам нельзя иметь, от этого судьба и ранний уход. Я его знаю лучшим, когда он еще был молод. Я вышла замуж: я уже кто-то, а у него рваное пальто, рваные ботинки, и я начала его одевать. Мы снимали квартиру, жили в подвале. Но я не могла одолеть его страшного пьянства.

- Тебя Даль не спаивал?

- А как русская женщина себя ведет? Я попивала с ним, чтобы ему меньше осталось. Мне Ефремов сказал: ты смотри, сопьешься. Но Бог не дал. Его мать и отец обожали меня.

Когда Олег умер, я на девять дней пришла к Лизе, его вдове. Павла Петровна отвела меня в свою комнатку и сказала: если бы ты не ушла, он бы не умер. Я сказала: Павла Петровна, что делать, Господь распорядился так.

Понимаешь... мы были с ним в той близости, что могли не разговаривать даже. Мы звуками разговаривали. Но я не думала, что он будет так переживать, когда я ушла. А иначе надо было бросать все и заниматься его пьянством, а это было безнадежно. Он пил с 16 лет. И с Лизой пил. Он тайна. У него неподвижное лицо. У актера это редко бывает, мы все с ужимками. И он с этим неподвижным лицом - оторваться невозможно.

- Ты влюбляешься в человека или в артиста?

- Я влюбляюсь в талантливых. Вот и все.Хоть тресни.

- А они в тебя?

- Я не спрашивала. Я была беспечна.

- Беспечная самоедка?

- Но и с большим гонором. Потому что сначала сразу все пошло вверх. А потом - резко вниз... Я недоигранная актриса. В «Современнике» играла чаще, а мне казалось, редко. Редко играла у Олега Ефремова, а считалось, что я - его любимая артистка. У Галины Волчек я тоже была любимая актриса, а потом перестала...

- А сын Володя от кого?

- От третьего брака. Третий - не актер. Володя окончил Суриковский институт как скульптор, занимается дизайном.

- С тех пор ты одна?

- Ну у меня были любовники. Многолетние. Семь лет - с известным поэтом, почти пять - с известным режиссером...

...А хочешь, еще историю расскажу? Мы ехали как-то на гастроли в Германию через Польшу. Режиссер Анджей Вайда должен был меня встречать в Варшаве на путях. А поезд пришел не на те пути. И пока он бежал, подходит женщина, просит передать посылочку. Я стою, тереблю сверток, бумажка в моих пальцах рвется...

И в это время бежит Анджей: «Татьяна!» Итак: мороз, пурга, запасные пути, поезд отходит, летит великий режиссер с красными розами... И вдруг я слышу: «Та-а-ня, зачем тебе так много презервативов в Германии?» Я не понимаю: каких презервативов? А он: посмотри, что у тебя в руках. Я смотрю: правда, в свертке - презервативы. А в Германии никто за ними так и не пришел...

Что еще рассказать? Смотри, какие у меня награды. «Ника», «Золотой Овен», «Созвездие», серебряная «Нимфа» . В Доме музыки я вышла на вручение «Ники» после операции...

- Как же ты смогла взять «Нику», статуэтка такая тяжелая!

- Спроси лучше, как я по лестнице смогла подняться...



ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Татьяна ЛАВРОВА родилась в Москве. Окончила училище МХАТ. На четвертом курсе была приглашена в этот театр. Позже ушла в «Современник», потом снова вернулась во МХАТ.

Народная артистка России. Среди самых известных ее киноработ - роли в фильмах «Девять дней одного года», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Время, вперед!».

Замужем была трижды. Первые два мужа - всенародные любимцы, актеры Евгений Урбанский, Олег Даль. От третьего брака имеет сына Володю.»
Ольга КУЧКИНА

Большой успех актрисе принёс фильм «Девять дней одного года».


Девять новелл из жизни трех человек, связанных между собой любовью, дружбой,
работой.

Физик-атомщик Гусев (Баталов) возглавляет научные изыскания, начатые его учителем Синцовым (Плотников), который в результате эксперимента получил смертельную дозу радиации. Облучен и Гусев. Врачи предупреждают об опасности, но, понимая важность своей работы, ученый продолжает опыты. После ряда неудач обращается за помощью к Куликову (Смоктуновский), талантливому теоретику, другу. При проведении эксперимента, закончившегося успешно, Гусев получает новую дозу облучения. Скрывает это ото всех, от жены (Лаврова), которая неверно истолковывает его замкнутость. Работу продолжает Куликов. Он полагает, что открытое Гусевым излучение - значительный вклад в науку. Гусев решает бороться до конца и настаивает на проведении ему операции по пересадке костного мозга...

Фильм получил "Хрустальный глобус" на XIII МКФ в Карловых Варах (1962г.); Почетный диплом на VI МКФ в Сан-Франциско (1962г.), Почетный диплом на XIV МКФ в Мельбурне (1965г.), был признан жюри польских кинокритиков лучшим иностранным фильмом в польском прокате (1962г.)


В последнее время все чаще многне сценаристы и режиссеры говорят об интеллектуальном кинематографе, о кинематографе яркой и сложной мысли.
Михаил Ромм, выдающийся режиссёр — один из самых горячих приверженцев "кинематографа мысли" Сам он не раз говорил о том, как не легко браться за новое, как мучительно сложно преодолевать укоренившиеся навыки. А необходимо ли это? Для художника, решившегося сказать новое слово в киноискусстве — да! Для Михаила Ромма, всегда ищущего, чьё дарование от природы наделено чертами новаторства -вдвойне!
В течение двух лет работали Михайл Ромм и Даниил Храбровицкн над сценарием об ученых-физика; о людях, которые силой своего ума завоевывают будущее человечества. Герои сценария были необычными людьми. Их можно назвать самым современными современниками. Первоначально Ромм назвал свою картину «Я иду в неизвестное»..Ведь он собирался не просто перенести на экран современные лаборатории, научную работу физиков на фоне траднционного сюжета. Нет, он хотел проникнуть "В самое- существо работы, жизни, мировоззрения, чувств современных советских физиков. Он брался за тему чрезвычайно интересную, важную и совершенно непоказанную в нашем кинематографе"
Отправляясь «в неизвестное», режиссер придирчиво оценил весь свой творческий опыт, от многого отказался, многое решил искать заново.
На главные роли двух, очень непохожих друг на друга, физиков о выбрал прекрасных актеров, с которыми прежде никогда не работал-Алексея Баталова н Иннокентия Смоктуновского. Сложную женскую роль Ромм поручил актрисе театра «Современник» Татьяне Лавровой. Опытнейший режиссер пригласил снимать фильм совсем молодого оператора Германа Лаврова.
Съемки продолжались всего шесть месяцев.
И вот новый фильм Михаила Ромма, названный "9 дней одного года" вышел на экраны страны. .Его смотрят самые разные, аудитории, и везде очень непростой, поднимающий большие проблемы нашего времени, фильм встречает сочувствие, рождает волнение, споры.
Как сделан этот фильм? Он весь подчинён смыслу происходящего, строго ограничен им. Ярко и точно играют актёры Алексей Баталов и Иннокентий Смоктуновский создающие интереснейшие образы друзей — физиков Дмитрия Гусева и Ильи Куликова.
Новая тема потребовала от постановщика и новых средств выразительности. Отсюда — основной сценарный прием: "9 дней года", в которых отобрано самое главное, что мы должны узнать о людях. Отсюда -изобразительное решение картины. Режиссер и оператор просто, скупо я бы сказал, обыкновенно, сняли огромные коридоры института, лаборатории, научный городок, «пятачок на котором танцуют, физики. И такой показ приобрел черты подлинно зрелишности и правдивости. В картине нет обычной музыки, хотя в титрах и значится композитор. Мы слышим только шумы и звуки. И это своеобразный вызов симфоническим оркестрам которые во многих фильмах к месту и не к месту сотрясают души зрителей.
Фильм начинается «днем первым», когда в большом сибирском научно-исследовательском институте было сделано важное открытие. Но во время сложнейшего опыта руководитель работы Синцов получил смертельную дозу радиации.
Мы видим последние часы его жизни. Могучий, неукротимый, кипящий энергией человек. Он знает о своей неминуемой гибели. Но, отстранив прочь мысль о ней, он работает додумывает, оценивает смысл открытия и лишь однажды с яростью и болью говорит о том, что умирают вот эти его руки, плечи, голова.
Огромный смысл в этом эпизодическом образе, открывающем картину. Показав трагическое столкновение жизни и смерти, авторы картиаы требуют, чтобы мы задумались над смыслом человеческой жизни.
Работу Синцова продолжает молодой физик Дмитрий Гусев. Но не только о борьбе за научное открытие рассказывают нам авторы фильма. Они заставляют нас размышлять о человеческой совести и о долге, о подлинной любви, о силе духа. В «день первый», находясь во время опыта рядом с Синцовым, Гусев получил дозу-радиации, признанную неопасной. Но он уже был однажды облучён. Нынешнее облучение должно стать для него смертельным. Об этом, кроме него, никто не знает.
Об этом узнает лишь девушка Лёля и, узнав, станет его женой.
Нам покажут лишь девять дней одного года, по нескольку часов каждого дня. Это будут дни необычайные н самые обыкновенные, радостные и горькие. Но всякий раз.мы будем помнить и знать вместе с героем, что его ожидает. Авторы фильма ни разу не воспользуются спасительным рецептом Надежды, не сообщат нам о внезапной перемене к лучшему. Нет, ни на минуту не снимая трагизма, они заставят нас вместе с героем идти к цели, за которую отдана жизнь.
К цели? Гусеву блестяще удается трудный опыт. Кажется, он стоит перед огромным открытием. Но потом — непрерывная, длящаяся месяцами полоса неудач.
Да, все идет не по кинематографическому трафарету. Гусев так а не получит желаемого результата. Он сам, не дав себе ни малейшей скидки, оценит свою работу, как исследованный и отвергнутый, оказавшийся неверным, «один из ста вариантов». И несмотря на это, и не соглашаясь с этим, мы оценим судьбу героя, как пример прекрасной, благородной человеческой жизни, как осуществленную победу не ученого, но гражданина, человека.
В этом глубинный смысл роммовской картины.
...Мы прощаемся с героем фильма в .самые трудные минуты его жизни. Лишь операция, совершенно новая, никогда не производившаяся, может спасти Гусеву жизнь.
Ромм не досказывает истории. Мы не знаем,-будет ли жить Гусев, и удастся ли ему завершить свою работу. Но мы хотим, всеми силами души хотим, чтобы не погибал этот человек, чтобы победил он! И это рождает светлое, оптимистическое чувство.
Этим чувством проникнута и вся новая картина Михаила Ромма.
Андрей Зоркий