Соната для Мастера. Мой Булгаков

Сушко Любовь
СОНАТА ДЛЯ МАСТЕРА (МОЙ МИХАИЛ БУЛГАКОВ).

ПОРТРЕТ М.А.БУЛГАКОВА В СТИХАХ А.АХМАТОВОЙ

Наступил последний мирный год 1940. Как странно изменился этот мир, как мало милый сердцу и просто знакомых осталось там, в разрушенной и разоренной стране. И особенно интересны нас взаимоотношения той, которую тиран назвал монахиней и блудницей и вчера еще знаменитого драматурга попавшего в опалу, и умиравшего в страшных муках. Анна Ахматова и Михаил Булгаков в том году они были еще живы, у нее впереди долгая жизнь, его дни сочтены. Так что же происходило тогда?
А.Ахматова не часто появлялась в столице, но она бывала у М.А.Булгакова. Странными были его взаимоотношения с поэтами. М.Булгаков не любил стихов. Он знал к концу 30-х о своих болезнях и обреченности и упорно трудился над главным романом своей жизни. Вероятно, А.Ахматова слышала главы романа, и знала ту тайну, что именно в Москве был написан роман о Дьяволе. Она не могла не знать и того, что дни его сочтены, и что роман никогда не будет опубликован.
К 1940 году она уже успела похоронить А.Блока, Н.Гумилева, О.Мандельштама. И ее собственное положение было шатким. Только смертельная болезнь и двойственное положение Мастера избавило его от участи многих. Но оба они знали, что тиран принял его «Дни Турбинных», но был крамольный «Бег», пьеса, в которой белый генерал, знавший, что на родине его ждут в лучшем случае Соловки, имел дерзость пустить себе пулю в лоб, но не вернулся в коммунистический рай.
Вероятно, до вождя, если он знал все, доходили и слухи о гениальном романе - самом таинственном творении того времени, когда по-настоящему талантливых писателей в России больше не осталось. И она должна была, как живой свидетель, для потомков запечатлеть эту личность. Писатель скончался в последний мирный 1940 год, так и не успев узнать о начале Отечественной войны.
Вот это я тебе взамен могильных роз,
Взамен кадильного куренья,
Ты так сурово жил и до конца донес,
Великолепное презрение.
Мы знаем, что Ахматова могла писать только отдельные штрихи и намеки. О чем же она сообщает нам? Презренье к реальности, к власти. Если вспомнить монологи профессора Преображенского, относящиеся непосредственно к представителям той самой власти, то станут понятны и слова Ахматовой.
Чего стоят его рассуждения о разрухе, и о них самих:
- Я не люблю пролетариев.
И трудно даже представить, что говорил он в тесном кругу. А она знала, что и за меньше был замучен А. Блок и расстрелян А.Гумилев, а ее и его сын оставался в тюрьме.
Но ему многое прощалось, потому что те самые власти понятия не имели о том, как с ним поступить.
Она пишет о великолепном мужественном человеке, который еще и смертельные муки стойко переносит:
Ты пил вино, ты как никто шутил,
И в душных стенах задыхался,
И гостью страшную ты сам к себе впустил,
И с ней наедине остался.
Она прекрасно видела, что навсегда ушло время для творения легенды. Это в начале века ее с таким изяществом и легкостью творили поэты, да и она сама. Даже у замкнутого и отстраненного от мира О.Мандельштама была жутковатая история. Но М.Булгаков в Москве оказался в том окружении Шариковых, неграмотных и бездарных, что некому было понять и оценить масштабов его личности. А у нее уже отняли все и заткнули рот, она должна была взвешивать каждое слово, чтобы не повредить живым, говоря о мертвых. В таких условиях и рождался ее «Венок мертвым». И все-таки этого стихотворения, к нему обращенного, она не могла не написать:
И нет тебя, и все вокруг молчит
О скорбной и высокой жизни,
Лишь голос мой, как флейта, прозвучит
И на твоей безмолвной тризне,
Она не могла в те дни опубликовать эти стихи, потому что ее стихов вообще никто бы не решился напечатать, да еще стихов памяти М.Булгакова.
И вспоминались легенды о Мастере, о том, что рукописи не горят, а их ни о чем не надо просить, они сами придут и все дадут.
Она, вероятно, знала, видела у него портрет средневекового художника, поразительно похожий на фотографию писателя, словно бы он уже и не в первый раз приходил в этот мир, слышала его слова о том, что он уходит, но еще вернется.
По свидетельству современников писателей не раз повторял:
- Я ухожу, но я вернусь.
И это случилось, по крайней мере, творения его все остались с нами, и крамольный роман опубликован миллионными тиражами, правда после и его, и ее ухода, и только Елена Сергеевна могла умереть спокойно, зная, что он увидел свет.
И то, что поведал он нам о Понтии Пилате, о Маргарите, о Москве 30-х годов, разве это не чудо? Но невероятной была скорбь ее, потому что пришлось так быстро провожать его:
Придется поминать того, кто, полный сил,
И светлых помыслов и воли,
Как будто бы вчера со мною говорил,
Скрывая дрожь предсмертной боли.
Он уходил, со своей высоты, иронично посмеиваясь над новым миром, понимая все его ничтожность и ложь и жестокость.
И могло показаться, что мастер выпил кубок отравленного вина, который принес ему один из бесов им так четко написанных, ушел из этого мира без всякого сожаления, чтобы получить покой, и возможность, забыв о времени и пространстве, спокойной писать свои новые романы.
Он ушел, не зная о ужасах войны, которая уничтожит половину мира, не разбирая, кто прав, кто виноват.
И до конца века не оказалось никого, кто смог бы приблизиться по уровню дарования к нему. Они все оказались за пределами нашей страны, в России все писатели были уничтожены.
Самой А. Ахматовой жить и страдать оставалось после его ухода еще четверть века.

 ЖИЗНЬ И СУДЬБА МАСТЕРА
РОМАН ВЕКА М.А.БУЛГАКОВ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Сегодня, в начале ХХ! века. Мы, прожившие в ХХ почти половину, можем с уверенностью подвести итоги и назвать то литературное произведение, которое по праву может считаться романом века. Об этом в конце прошлого столетия много говорили литературные критики, учителя литературы, и те, кто неравнодушен к творчеству мастеров слова.
Думаю, многие из них и прежде тоже обращали свой взор именно к великолепному роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Он овеян мистикой и тайнами, и не только потому, что пришел к своим читателям только через четверть века после того, как был написан.
И самые скептически настроенные школьники, которых трудно заставить что- то читать, роман читали и знают, и цитируют, и понимают.
Скрытая за внешне легким, пронизанным сатирой содержанием, глубина романа невероятна. Может быть впервые, в стране победившего атеизма, мы, забывшие или не знавшие никогда Библию, оказались рядом с Воландом, заглянули в дни, когда был распят Мессия, побывали во дворце римского прокуратора Понтия Пилата, и даже в том пространстве, где время не течет, и могут неожиданно встретиться люди разных эпох. Сам Воланд вместе со свитой свой предстал в тот миг перед нами. Он жил, действовал, творил добро, так как его понимал, потому что зла и без того было слишком много.
Если вдуматься и всмотреться, то и тогда мы не решим до конца, кто же на самом деле Понтий Пилат – храбрый воин и мужественный человек, решивший обмануть не только себя самого, но и небеса или палач, повинный в великом злодеянии?
И дети говорят о том, что он и палач и жертва одновременно, потому что не бывает только черных или белых красок, когда гений рисует образ героя.
Но почему (и это заметила Маргарита) так жестоко ему приходится расплачиваться за минутную слабость, страх, охвативший его сознание. И только великолепная Маргарита, готовая принести себя в жертву ради любви, способна не только оправдать, но и спасти его из ада, в который он сам себя толкнул.
Она все делает для того, чтобы спасти Мастера, но достоин ли прощения тот, кто предал сначала собственное творчество и отказался от таланта, потом любовь, а, в конце концов, и жизнь свою.
Воланд суров, но справедлив, Мастер не достоин счастья. Все, что он может ему дать – только покой, т.е. смерть. И здесь он ближе всего к Мефистофелю, который заявлял: « Я часть той силы, которая вечно хочет зла и вечно совершает благо». И это его высказывание и стало эпиграфом к роману.
Смерть – благо? Вряд ли. Хотя в той ситуации, в том мире, в котором оказались герои – это может и быть спасением для них, потому они и расстаются без сожаления с миром. И Маргарита, соглашаясь стать ведьмой, нарушает все нормы морали и губит свою бессмертную душу.
Когда говорят о лучших творениях ХХ века в русской литературе, то называют «Тихий Дон» М.Шолохова, повествования В.Набокова, так много сделавшего для мировой литературы, отразившего все ее течения и направления, роман Б.Пастернака «Доктор Живаго». И М.Шолохов и Б.Пастернак были награждены высшей наградой за свои творения – Нобелевской премией. Но так ярко, образно, как Булгаков, ни один из них не смог изобразить ту безжалостную, жуткую эпоху главным делом которой было предательство и уничтожение всего доброго и светлого, что было в нашем мире.
Только в конце века появился другой великий роман, уже в названии которого суть « Мастера» заключалась - «Прокляты и убиты» В.П.Астафьева. Так было и с ними, потому что в самой горячей точке на земле появился Дьявол собственной персоной. Один из вариантов так и назывался «Роман о дьяволе». Любуясь Воландом, мы на какое – то время (когда он расправляется с негодяями всех мастей), забываем о том, кто он и зачем сюда пришел. Но в последних сценах, когда он обретает истинное обличие, он ужасает, своим великолепием и мощью.
«Воланд летел в своем истинном обличие. Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что, возможно, это лунные цепочки и самый конь – только глыба мрака, и грива этого коня – туча, а шпоры всадника – белые пятна звезд.
После этого мы уже не сомневаемся, что сама смерть несется, все, сметая на своем пути. И лишь где-то за гранью бытия наступит для них покой и прощение.
Какое еще произведение может сравниться по силе и мощи с этим?
А сколько загадок и тайн оно таит в себе?
Даже название появилось только в последнее время, а прежде оно называлось: «Черный маг», «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Черный богослов», «Он появился», «Подкова иностранца», « Князь тьмы».

ВРЕМЯ И СОБЫТИЯ
Основные события Московских сцен происходят 1, 2, 3 и 4 мая 1929 года, а последний полет в пасхальную ночь 5 мая.
В 29 году н.э. казнен Иешуа – «промежуток времени составляет ровно 19 столетий. И пасхальная пятница приходится на одно и то же число и дни недели – 20 апреля, на это же число приходится и ночь полнолуния – время полета –22 апреля (или 5 мая по григорианскому календарю) – это воскрешение Христа, Мастера и Иешуа.
 Мир библейской легенды сливается с потусторонним миром Воланда и современным миром.
В романе 510 персонажей, 47 –появляются в иерусалимских сценах, остальные – в московских. Упоминаются имена писателей и философов, так автор создает культурный фон произведения. В 23 главе (Великий бал у Сатаны) проходит перед нами череда величайших злодеев всех времен и народов. Преобладают отравители – это предвосхищает и грядущую смерть Мастера, и общее состояние мира, и характеристику последнего времени. Их всегда больше, чем злодеев иных, и они страшнее, потому что действуют тайно, от них трудно защититься, нельзя предугадать их действия.
Да и вся жизнь и проводимая политика, не отрава ли это для мира?
Реальность плавно перетекает в вечность, именно там, в изменившемся пространстве и происходят все философские сцены и события. Понтий Пилат, спасенный Маргаритой, встречается с Иешуа и продолжает беседу. Мастер видит своего героя. А сколько еще тайн, мистики, совпадений таится за строчками любимого повествования.

ИСТОРИЯ ЛЮБВИ.
(М.А.Булгаков и Елена Сергеевна)

Ни одна женщина, возлюбленная поэта или писателя, не стала героиней главного его романа. Только ей удалось остаться в веках в гениальном романе. Но и в реальности Елена Сергеевна немало для писателя сделала. Ее жизнь с ним, их встреча овеяны легендами.
Ее биографию, черты ее лица мы сравниваем невольно с теми описаниями Маргариты, которые дает нам автор. В литературе ХХ века нет более яркого и прекрасного образа, чем этот.
Не только роман, но и жизнь их полностью окутаны мистикой и самыми невероятными совпадениями. И трудно понять, где обрывается реальность, а где начинается вымысел.
Мы вчитываемся в строчки воспоминаний, связанных с этой историей любви.
Михаил Афанасьевич Булгаков и Елена Сергеевна Шиловская познакомились 28 февраля 1929 года в гостях у знакомого художника.
« Я была просто женой генерал- лейтенанта, прекрасного, благородного человека, это была, что называется счастливая семья: муж, занимающий высокое положение, двое прекрасных сыновей»
При первой встрече она поняла, что это судьба. Любовь подкараулила их, без него больше не было смысла жизни. Она мучительно долго не могла решиться уйти от мужа.
Они с писателем расстались на 20 месяцев. Она дала себе обещание не выходить на улицу и не подходить к телефону. А в первый раз, когда вышла, встретила его. И он сказал: «Я не могу без тебя жить». Она ответила: «Я тоже».
И когда он попросил, еще не зная, о чем будет просьба, она пообещала, что умирать он будет у нее на руках. И она сдержала эту клятву, хотя ни о чем не могла знать в те счастливые дни, когда они, наконец, оказались вместе.
Об их связи узнал муж Елены Сергеевны. Он пообещал, что после развода не отдаст детей, угрожал пистолетом. И на время Елена Сергеевна порвала с Булгаковым. Но в сентябре 1932 года они встретились снова. Она рассталась после этого с мужем и друзьями.
4 октября 1932 года был заключен брак. Старший сын остался с отцом, а младший – с матерью, и писатель полюбил его как родного. Но с мужем Елены Сергеевны они больше никогда не встречались.
« Только с ним моя жизнь получила смысл и окраску», - писала позднее эта удивительная женщина. Она стала заниматься всеми литературными делами: печатала под диктовку все его произведения.
« Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила сразу нас обоих. Так поражает молния. Так поражает финский нож».
И в романе первая встреча Мастера и Маргариты – это описание их встречи после 20 месяцев разлуки. Она лишилась былой роскоши и подрабатывала печатанием на машинке и переводом с французского, и настойчиво трудилась над публикациями произведений М.А.Булгакова. Елена Сергеевна неоднократно обращалась в самые высокие инстанции, даже к самому Сталину, но удалось опубликовать роман только после его смерти. Она сохранила для нас обширный архив писателя. И в конце жизни именно Елене Сергеевне удалось добиться публикации ««Театрального романа» и «Мастера и Маргариты». Кто знает, увидели бы он без ее стараний свет или навсегда канул в вечность.
Она ушла из жизни в 1970 году, через 30 лет после смерти мужа и сделала для него даже больше, чем было в то время возможно.
Вряд ли есть в литературе ХХ века еще одна подобная история.

 БАЛЛАДА О ВЕРНОСТИ И ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ

А.АПУХТИН «КОРОЛЕВА» В КОНТЕКСТЕ РОМАНА М.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»


Когда Воланд появился в Москве и решил устроить бал, он стал искать королеву с именем Маргарита, ему нужно было особенное создание, с королевской кровью, гордое и независимое, вместе с бесами он все время говорит о породе, об особенных качествах и воспитании.
Ирония и состоит в том, что находит он ее в лице отчаявшейся женщины, потерявшей своего любимого и готовой на все ради того, чтобы его вернуть.
Маргарита становится ведьмой от боли и страдания, готова слушать бесконечные истории об отравителях, и при этом улыбаться, терпеть моральную и физическую боль, только для того, чтобы добиться своего.
Русский поэт А. Апухтин задумывается о том, какой должна быть королева. У него есть пронзительная баллада «Королева» о верности и предательстве, мотивы которой во многом созвучны темам знаменитого романа.
Пир шумит. Король Филипп ликует.
И его веселие деля,
Вместе с ним победу торжествует,
Пышный двор Филиппа короля.
А дальше мы узнаем о причинах этого торжества. Ликует король оттого, что он увел жену у своего верного вассала, что заставило его вероломно бросить и собственную жену. Апухтин ярко показывает, насколько страшна власть, если ее ничто не сдерживает, и на пути властелина нет никаких преград.
Что ему до толков до придворных?
Муж потерпит, папа разрешит.
Неприятная и страшная ситуация усугубляется еще и тем, что здесь же появляется отвергнутая королева. И мы понимаем, что она должна чувствовать в эти минуты.
 Из мифов и истории мы знаем, как по-разному ведут себя попавшие в подобную ситуацию властительницы. Медея отравила и соперницу и собственных детей. Атис послала убийцу в спальню царя Соломона, и их поступки если не оправдать, то понять можно.
Но героиня сломлена горем, она готова молить о малости, что делает ее в наших глазах жалкой и несчастной, и она перестает быть королевой, а остается только несчастная и страдающая женщина. Из ее монолога мы знаем, что она готова была разделить с ним страдания, изгнание, болезнь, готова предупредить все его желания, но не эта ли покорность и погубила ее, и заставила короля обратить внимание на другую? Но и после предательства она готова идти с ним до самой смерти:
И никто бы ближе королевы
Не стоял у трона короля.
Но, словно бы понимая плачевность своего положения, и боясь, что ее обвинят в измене, она одумалась и великодушно желает ему:
Пусть конец твой долго не настанет,
О, король мой, царствуй и живи,
Но снова рабское начало любящей женщины берет верх над гордостью и достоинством королевы. Ей хочется еще раз взглянуть на него. Но придворные стоят глухой стеной перед ней. И автор выносит приговор этой толпе вельмож:
Пред несчастьем гордые вельможи,
Пред успехом - подлые рабы.
Но приходится задуматься не о них, а о ней. Легко быть королевой, когда тебя любят и готовы исполнять все твои желания по первому слову и взгляду, но очень трудно оставаться ей годину ненастья и бед. Наша героиня не смогла гордо и достойно уйти, потому она и будет страдать, слушая счастливый смех своей соперницы, шум придворных, и думая об измене.
К великому сожалению, автор расставил акценты совсем в других местах, больше нет этой королевы, которой он так восхищается. Месть, мольба, спокойствие? Достоинство - вот что дается человеку, тем более наделенному большой властью. Не отсюда ли и возникают те особенные качества, о которых с восторгом говорит Воланд, и дает знаменитый наказ Маргарите: «Никого ни о чем не проси. Они сами все дадут». Потому что все остальное, это только крайности, которые бьют, прежде всего, по самому человеку. Превращая его в раба, он не лучше, чем те придворные, о которых ниже идет речь.
Очень трудно быть великодушным и очень легко мстительным, трудно сохранить достоинство и легко отпуститься до мольбы и нытья.
Тогда и можно ответить на вопрос, почему нас предали, кроме того, что появилась более молодая и более красивая соперница, видно есть еще что-то в королеве, что заставило его сделать такой шаг. Как жить дальше после этого?
Я смущать не стану ликованья,
Я спокойна, ровно дышит грудь.
О, пустите, дайте на прощанье
На него хоть раз еще взглянуть.
Вот в этом противоречии и состоит главная ее беда. Надежда не умирает, она хочет чего-то добиться, ждет чуда, которого не может быть.
Королева не может умолять, она вчера повелевала, и нынче ни о чем не может просить тех, кто служит новым богам. В мире, где ей досталась абсолютная власть, нет места мольбе, человеческим чувствам, состраданию. Нет и быть не может, она не поняла это, и потому только усугубила свои страдания и несчастия.
Любовь делает человека слабым и несчастным, она не может существовать рядом с грозной своей соперницей, власть всегда оказывается сильнее и побеждает.
Когда Воланд ищет королеву для своего бала, ему необходимо особенное создание. И в Маргарите он находит ту силу, ту гордость, и то достоинство, которое нельзя воспитать и создать искусственно, оно должно существовать в характере изначально.
Она перенесла невероятную моральную и физическую боль на его балу и вынуждена была улыбаться, хотя, и валилась с ног, она не должна была показывать своих истинных чувств и переживаний - и это важнее всего. Только после этого она может рассчитывать на исполнение собственного желания.
И даже когда ей представилось право просить, она просит не за себя, а за Фриду. Потому и получает все, ради чего страдала.
Но каждый ли способен выдержать такое испытание. И любят богинь, а не богомолок. В этом самая главная тайна, о которой, наверное, не догадывался даже сам автор стихотворения «Королева» и хорошо знал М.А.Булгаков и его Воланд.
 ТАЙНА ВОЛАНДА

Если окинуть взглядом литературу ХХ века, то не найдется более яркого, таинственного и известного широкому кругу даже далеких от литературного процесса людей, персонажа, чем Воланд.
Если бы он неожиданно исчез из лучшего романа столетия, то и романа самого не получилось бы, он распался бы на несколько небольших рассказов о жизни в столице в 40-е годы, и только с появлением на первых страницах этого персонажа повествование и становится романом.
Но кто же он такой? Впервые имя Воланд прозвучало в «Фаусте» Гете, оно означало, прежде всего, повелителя тьмы, подчеркивая тот могильный холод, который он нес с собою. Единственный из русских писателей, М.А.Булгаков решился сделать его главным героем своего лучшего романа, над которым он работаю все последние годы. Если вспомнить в какие годы, и в каких условиях создавался роман, то было это невероятной дерзостью.
Он вторгается в повествование в первой главе, и сюжет завершается, когда Воланд покидает столицу. Остались варианты названий романа, и почти все он связанны с этим персонажем, а в одной из версий он просто называл свое творение « Роман о дьяволе», или намекал на явление «Он пришел». Но и в самом понятии Мастер есть и второе значение – это не просто прозвище художника, или любого деятеля искусств, но одна из степеней ордена масонов, к которым принадлежит, судя по всем приметам, этот герой. Это одно из бесчисленных имен Дьявола. И в этом контексте и последнее название романа звучит иначе, и в большей мере раскрывает его суть. Это роман о Воланде и Маргарите, а писатель – лицо второстепенное.
Из мифов мы прекрасно знаем, что Дьявол может оборачиваться, принимая и человеческий облик, и облик любого животного или предмета. И сначала перед нами вроде бы хорошо знакомый классический Мефистофель. И эпиграф взят из «Фауста» Гете « Я часть той силы, которая вечно хочет зла и вечно совершает благо». И наряд у него будет совсем как у любимого персонажа, пережившего века. Но сразу возникает вопрос - настоящий ли это облик его или только маска? Одна из его бесчисленных масок, чтобы его можно было узнать. И он угощает сигаретами, угадывает желания героев, читает их мысли, чем приводит атеистов в шок, а потом и сводит с ума. Трагедия, которая разворачивалась с Фаустом, на этот раз оборачивается фарсом, потому что перед нами литераторы-приспособленцы, которые привыкли дурачить других, и сами оказались в его сетях. Они только смутно догадываются, кто перед ними:
- Вы историк,- спрашивает незнакомца герой
- Я историк, я люблю рассказывать истории, - явно дурачится Воланд и тут
же рассказывает о том, какая история случится с ними в ближайшее время. Но ему интереснее в безбожной Москве, потому что с таким маразмом ни в какой другом веке встречаться не приходилось. Где еще были такие упорствующие в своем неверии создания, которые готовы отрицать даже очевидное. По отношению к ним Воланд беспощаден, но и сочувствия они не вызывают, мы невольно все время остаемся на стороне Дьявола, хотя весь прежний мир восстает против Мефистофеля, вряд ли ему удалось бы найти столько сочувствий и одобрений во времена Гете. Еще в образе Мефистофеля Воланд проводит сеанс с переодеванием и бесплатной раздачей денег – это главная его роль во все времена. Он упорно обнажает все пороки современного общества. Но после этих сцен, он меняет свой облик. Это совсем другой персонаж и читатель это сразу же ощущаем.
Во время свидания Азазелло с Маргаритой – по его репликам мы понимаем, что это более внушительное создание, чем средний бес.
-Понимаю! Я должна ему отдаться, - сказала Маргарита задумчиво.
-Любая женщина в мире, могу вас уверить, мечтала бы об этом, - рожу Азазелло перекосило смешком, - но я разочарую вас, этого не будет.
Слишком знакомая фраза «Я душу Дьяволу отдам», - звучит здесь несколько скрыто. И перед нами Мефистофель, который перерастает самого себя. И вскоре мы узнаем о том, что он ищет королеву для своего бала. Происходит еще одно разоблачение, только зашифрованное, для тех, кто понимает, о чем идет речь и знает демонологию, которую писатель подробно изучал при работе над романом.
Это тот, кто когда-то спорил с Богом и получил во владения подземный мир и власть над душами людскими. Потому рядом с ним такая колоритная свита, в которой и состоят бесы всех мастей, у каждого из них своя функция и своя роль в этой московской комедии.
Здесь и русский бес Коровьев, и азиатский искуситель Азазелло, и огромный забавный кот Бегемот, и таинственная Гела, которая шокирует случайных визитеров, являясь перед ними совершенно обнаженной.
Теперь уже мы ждем очередной встречи с героем с некоторым нескрываемым волнением. И он появляется перед нами в старом халате, за шахматной доской – но и это не умоляет его значения, особенно когда в руках его появляется глобус, где в разных точках земного шара полыхают пожары, и он выбирает самое страшное место на этом глобусе, это и оказывается Москва.
Сатана понимает, что миропорядок так изменился, мир настолько переполнен злом (а должно соблюдаться равновесие, чтобы он существовал), что ему придется творить добро. Если Мефистофель только играет понятиями, и благо для него смерть человека, который не успел совершить много зла, то Воланд и на самом деле вынужден расправляться с негодяями и хоть как-то, в меру своих сил и возможностей, помочь хорошим людям. Такой беспощадный приговор выносит писатель действительности, в которой ему пришлось жить и творить.
И, наконец, мы видим его второй выход в полночь, где появляется он во всей своей ужасающей красе, чтобы совершить суд над собравшимися (автор заостряет наше внимание именно на отравителях всех времен и всех мастей, потому что то, что совершилось в России по-другому и не назовешь). Россия отравлена атеизмом, ненавистью, предательством.
Он сталкивается с мертвым Берлиозом, голову которого ему приносят, и доказывает ему, что после смерти ничего не завершилось, и только ему, так скверно кончившему, придется отправиться в небытие. Это страшное предупреждение писателя всем атеистам. И произносит его ярко и остроумно КНЯЗЬ ТЬМЫ.
Никому до М.Булгакова не удавалось подойти к нему так близко, сделать его персонажем литературного произведения. Было своеобразное табу и в литературе и в реальности с давних пор, его имя не произносилось, его старались не призывать. Но какое отчаяния нужно было пережить творцу, сколько перестрадать, человеку, в роду которого было священнослужители и религиозные философы, чтобы убедиться в том, что он – все, что нам осталось, на кого мы еще можем уповать, желая, чтобы совершилось возмездие.
И последний штрих к портрету этого героя. Уже после бала и исполнения желаний – тема полета. И они покидают этот мир (за все нужно платить) и переносятся в небытие. Но в этот момент происходит разоблачение всех бесов. В рыцаря печального образа превращается Коровьев, тот, кто ближе всех стоит к классическому Мефистофелю, демоном-пажом становится неугомонный Бегемот, а Демоном-убийцей пустыни – Азазелло. Самого Воланда в финале автор не описывает – перед нами глыба мрака безобразная - таким он и должен был, когда реальный мир отступает. Он – сама тьма, мрак, пустыня, которая иногда обретает какой-то облик. И эта тьма поглощает героев. Так завершается его пришествие в этот мир, ставится последняя точка в сюжете повествования.
Булгаков не был бы самим собой, если бы раскрыл перед нами все свои тайны. Да и имя Воланд переводится, как «обманщик, лукавый». И есть старая традиция не называть его настоящего имени, чтобы можно было обмануть его.
Исследователи пытались сравнить его то с Демоном Лермонтова и Врубеля, то с иными бесами, коими заполнены литературные произведения. Как должен потешаться над их высказываниями Воланд, тот, кто был на распятии Христа, лично знаком с Понтием Пилатом, и устраивает Бал мертвецов в Москве.
По одной из версий – это он создал мир, только душу в него не смог вдохнуть когда-то, может быть потому ему и удается соединить несоединимое – показать Мастеру Иешуа и Понтия Пилата, и оставить их всех в том пространстве, где не течет время. Он дарит прощение любимому герою Мастера – Пилату, и тот может продолжить разговор с тем, которого когда-то отправил на смерть, хотя и пытался спасти.
 Но все они, герои и злодеи – только шахматные фигуры в его руках. Ему удалось заполучить их души – это еще одно откровение М.Булгакова, потому что ангелов и Творца давно нет поблизости. Они нас покинули. Но, совершая очередное предательство - творчества, любви, жизни, они постепенно, шаг за шагом приближались к нему и, наконец, оказались в полной его власти, и для того мира, для того времени не было другого выхода - только этот.
В этом мире, как не горько было сознавать и ему и нам, Воланд торжествует окончательно. Об этом догадываются не все читатели, может быть, не догадываются многие, но это самая страшная тайна, о которой пытался нам поведать М.А.Булгаков. Это его последнее предупреждение гибнущему миру.
И то, что мы переживаем сегодня, почти через 70 лет после его смерти – яркое тому подтверждение. Гибнут и уходят в небытие не только отдельные персонажи, как всегда лучшие, но и весь привычный мир постепенно уходит в небытие. Все меньше света, рассчитывать мы можем только на покой и на небытие за пределами реальности. Об этом возвестил нас Воланд, заглянул в самую страшную точку на земле. И он сам был когда-то хранителем света, а стал Князем Тьмы.
СВИТА ВОЛАНДА

Если мы убедились в том, что перед нами Дьявол собственной персоной, то понятно, почему вместе с ним появляется и его свита - помощники, которые, каждый на своем месте, исполняют его волю. Рыжий бес шествует рядом с темным, рядом с тем и другим часто возникает огромный кот.
Коровьев - старший из бесов, черт-рыцарь, переводчик при профессоре, который не нуждается ни в каких переводах - он русского происхождения, и вынужден чаще всего проявлять насильственное физическое воздействие.
Это он вместе с Бегемотом учинил пожар в Доме Грибоедова, разбирается с непрошенными посетителями. А впервые Коровьев возникает из знойного воздуха, и маски его разнообразны и по-своему оригинальны. Он олицетворяет все людские слабости и пороки. И единственная его черта, бросавшаяся в глаза, он никогда не улыбается.
Азазелло - демон безводной пустыни, демон- убийца. Этот образ восходит к ветхозаветному Азазеллу. Падший ангел научил изготовлять оружие, украшения, косметику. Это он спешит на свидание к Маргарите и передает ей крем, приглашая на свидание к Воланду. Он способен одновременно и к обольщению, и к убийству, выбрасывает, изгоняет людей из этого мира. В нехорошую квартиру он проникает через им же изобретенное зеркало. А истинное его лицо - это мертвенный демонический взгляд. Он способен не только сам менять свои обличия, но и заставляет сделать это Маргариту, которое теперь может летать и становится ведьмой.
Никогда свита дьявола не обходилась без животного. На этот раз таковым оказался кот Бегемот. В отличие от спутников своих, он не столько зловещ, сколько забавен. Это оборотень и любимый шут, в своем истинном облике он юноша - паж - жестокий рыцарь. Но именно он отрывает головы, ворует голову на похоронах Берлиоза. Он демон желаний и желудка, отсюда его обжорство. И самая ярка сцена в романе - шутовская перестрелка, в которой никто не погибает.
Без своих супников Воланд не казался бы вездесущим, не смог бы в такой короткий срок так много сделать, а повествование бы не казалось таким многоплановым.
Люди так грешны, так страшны в своем уродстве, что эти персонажи кажутся забавными и яркими - и в этом одна из главных тайн в романе М.Булгакова.
Ирония и насмешка - вот что еще может спасти погрязший в пороках мир.

 ПОНТИЙ ПИЛАТ В РОМАНЕ


Роман «Мастер и Маргарита» – самое многоплановое и яркое произведение русской литературы ХХ века. Благодаря этому творению, мы не только видим жизнь Москвы 40-х годов нашего века, но и переносимся в глубокую древность, во дворец Римского прокуратора Понтия Пилата.
 Мастеру удалось воскресить этого персонажа, и заставить нас перелистать Библию и исторические труды и больше узнать об этой противоречивой личности.
Из исторической справки мы узнали, что он был наместником Иудеи в конце 20-х начале 30-х годов, а до того прославился, как отважный командир и в сражении спас Марка Крысобоя, племянника императора Тиберия, разбил войско Германского короля. Но сам он не римлянин. По происхождению Понтий Пилат из Германского племени. Когда-то он предал своих. Отправившись на службу в Рим, сражался против германцев. Он прозван римским всадником, как кавалерист.
По легенде он был сыном короля-звездочета и мельничихи Пилы. Король, находясь в походе, по звездам узнал, что тотчас зачатый ребенок станет могущественным и знаменитым. По приказу короля привели первую попавшуюся женщину из их племени, так и появился он на свет, а им его состояло из двух их имен Пила + Ат (король). Его прозвали потом Всадник Золотое Копье за меткость и любовь к золоту. Прозрел Пилат, когда узнал о собственном бессмертии. Это и принесло ему смертную тоску.
После всех военных подвигов Понтий Пилат вынужден был вершить суд и утверждать смертные приговоры. Разве мог знать он, что так изменится его судьба?
И на суд к прокуратору привели трех преступников, одним из которых оказался бродяга-проповедник, чья невиновность видна изначально. Но Пилат знает, что, по мнению первосвященников, он представляет большую угрозу, чем остальные, настоящие разбойники, потому что он покушается на их веру. И они настаивают на том, чтобы он утвердил приговор. Пилат видит, что они готовы осудить невинного и оправдать виновных, но не может им противостоять.
 Император разгневался на него за то, что был казнен врач, и вызвал в Рим, желая предать смерти, но Пилат, узнав об этом, сам умертвил себя. Тело его бросили в Тибр, но река его не приняла. И тогда его погрузили в колодец, окруженный горами.
Такие сведения хранят об этом герои старинные книги, с которыми был хорошо знаком М.А.Булгаков. И о нем пишет свой роман его Мастер, но, испугавшись чего-то, потом уничтожает рукопись. Он знал, что о Понтии Пилате есть упоминание во всех четырех Евангелиях, а тема предательства – одна из центральных в его романе, и в тот момент она интересовала писателя больше всех остальных.
О чем же размышлял в 40 годы в России, измученный болезнью, загнанный властями русский писатель?
Верой и правдой служил германец Понтий Пилат римскому императору. Но, оказавшись в чужом мире, став наместником в Иудеи, он оказался в полном одиночестве. И если не жизнь его, то власть, которой он наделен, все время подвергается опасности, он вынужден защищаться. Но крах его наступает после столкновения с беззащитным философом.
Он умен и проницателен, и быстро догадывается, кто перед ним находится. Страшно его одиночество в чужом мире, это поражает даже несчастного пленника, чье положение на первый взгляд значительно плачевнее, чем у прокуратора Иудеи. И только с ним одним он может побеседовать о самом главном – о власти, больше его в этой жизни ничего не волнует. У прокуратора возникает главный вопрос, что дороже для человека – власть земная или небесная.
Впрочем, для себя он все уже решил, и любыми путями хочет одного – удержать эту власть в руках. И все-таки в глубине души он понимает, что истина на стороне этого человека, а сам он заблуждается. Но отказаться от власти земной он не может – и в этом его уязвимость и слабость. В новом положении, в чужом мире он оказывается слаб. А Иешуа помогает ему заглянуть в будущее. Он видит собственную гибель и знает, что она случится от яда и воды одновременно.
В новом знакомом его поражает многое, и умение предсказывать, и лечить, и то, что этот человек его не боится. И в душе возникает желание спасти его от казни. И Понтий Пилат обращается к первосвященнику, а потом к толпе, с предложением о помиловании бродяги. Но они единодушны и непреклонны, весь мир настроен против него. Единственное, что остается Пилату – умыть руки перед толпой, попытаться обмануть и себя, и всех, и Бога, доказывая, что он ни в чем не повинен и сделал все возможное для того, чтобы торжествовала справедливость.
В глубине души Понтий Пилат понимал, как бы не велика была его власть, что он не сможет спасти невинного, не лишившись ее. Но и палачом оставаться он не может и не хочет, пытается сделать хоть что-то для него. Ему удается облегчить его страдания, (стражники убивают его на кресте, смерть не так мучительна, как могла быть). Он приказывает убить предателя Иуду, с которого все их беды и начались, но после трагедии он развлекается, не осознавая совершенного. Прокуратор приказывает похоронить тело и пытается помочь его ученику – Левию Матвею.
Но при всем при том, на самый решительный шаг он все-таки не идет, и не собирается признавать своих слабостей, обрекая себя на страшные муки в грядущем, даже зная о том, что случится, он все-таки не может, потому и остается жертвой обстоятельств. И в заблуждениях своих этот герой упорствует до конца. Может быть, потому он стал так близок Мастеру, тому, кто и делает его главным героем лучшего своего романа?
Его понять может только Маргарита, любящая беззаветно человека, очень на него похожего, потому она и заступается за Понтия Пилата, обреченного на страшные муки.
Пилат прощен. В вечности он остается вместе с Иешуа, и может продолжить внезапно прерванный диалог. Казненный им философ простил его, потому что для него изначально не было плохих людей, он обитает в ином мире и живет совсем по другим законам.
И Иешуа, и Маргарита, и сам автор убеждают нас в том, что этот злодей и палач и сам оставался жертвой, и он должен получить покой в вечности.
Тема вины и прощения, покаяния, остается самой важной, самой главной сегодня, когда продолжается гражданская война. И люди так и не могут определиться и понять суть собственного существования.
Гений М. Булгакова помог не просто вернуться из небытия одному из главных участников прошлой трагедии, но он позволяет нам сегодня по иному взглянуть и на собственную судьбу, и на окружающий мир.

 ВЫ ПРЕКРАСНЫ, ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ
М.А.БУЛГАКОВ «БЕГ»


Знаменитый роман «Мастер и Маргарита» с его многострадальной историей создания и появления в мире, затмил не менее значительные произведения М.А.Булгакова. Одним из самых ярких их них остается его трагедия «Бег».
Трудно даже представить себе, что в те дни он имел мужество написать о самых непримиримых и яростных врагах коммунистов, белых генералах, проигравших схватку с остервенелыми врагами и вынужденных оставить Россию навсегда.
Это в 1913 году могла о них восторженно писать Марина Цветаева:
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса…
Одним ожесточенье воли
Вы брали сердце и скалу,
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Но к моменту, когда М.Булгаков взялся за перо, они все уже были далеко, даже имена их вычеркнуты из истории и забыты.
И автору пришлось обратиться к такой форме повествования, как сон, потому что во сне все возможно, все нереально, и можно поведать о том, что в реальности было настоящей крамолой.
Он прекрасно понимал, как встретит подобную пьесу Сталин, и все-таки писал о людях, которых невозможно было встретить в тридцатые годы в красной Москве. Там их не было, и быть не могло. О красных генералах писали много и совершенно бездарно, те, кто не хотели иметь проблем с властью, он заговорил о белых генералах, чья участь была слишком горька. И мог представить себе, чем это кончится для него самого.
И только тени продолжали витать, и воспоминания не могли стереться из памяти тех, кто видел и знал их прежде, и память обязывала оставить для нас их поразительные образы.
О, как, мне кажется, могли вы,
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать - гривы
Своих коней.
В одной ожесточенной скачке
Вы прожили свой краткий век…
А он говорил о судьбе русского генерала оказавшегося в изгнании.
По-разному складывались там их судьбы. 11 февраля 1918 года генерал Каледин был убит снарядом при штурме Екатеринграда, был арестован генерал Назаров. Они оставались до конца мужественными людьми, верными присяге, они продолжали хранить верность стране, которой больше не существовало. Потому и уходили молча в небытие, а о них трусливо молчали на родине.
Судьба белой гвардии не могла не тревожить такого писателя как М.А.Булгаков. Он знал их лично живыми, мыслящими, красивыми, мужественными. Пьеса появилась в 1926 году.
Генерал Деникин в изгнании писал воспоминания о генерале Слащеве: »Человек позы, неглубокий, с большим честолюбием и густым налетом авантюризма, но он обладал способностями и инициативой, решительностью. И корпус повиновался ему и дрался хорошо».
По мнению многих он пользовался доверием и славой у младших офицеров и солдат.
Главный герой пьесы «Бег» генерал Хлудов обладает прямотой, храбростью, преданностью делу. У него было пять ранений за войну, и он был храбрым командиром. Но, в отличие от прототипа, Хлудов глубоко мыслит, он человек более глубокой культуры, человек долга, и главное для него - спасение России и своей чести. Что могли противопоставить этому новоиспеченные красные генералы, и те, кто переметнулся на их сторону? У них ничего не оставалось за душой. А этим людям в новой России просто не могло быть места.
Реальный генерал Слащев вернулся в 1921 году в Россию. Дзержинский лично отвез его в Москву, и до 1928 года он читал лекции военным, а потом был расстрелян. Но герой драмы Булгакова так поступить не мог. Он не смог бы возвратиться назад, потому единственным его финалом и стало самоубийство. Он все яснее понимал, что у него нет выхода.
В России все они были расстреляны, а в лучшем случае для них были выстроены лагеря на севере, куда и пролег их путь.
« До берега, во сне снившегося, не доплыл и белый безумный генерал» - так писали тогда о генерале Корнилове. Самоубийство для боевого генерала в то время было не самым худшим выходом из безвыходного положения, и это понимал М.А. Булгаков, который и сам задыхался от бездействия в той России.
Для своей драмы он взял эпиграф из В. Жуковского:
Бессмертье - тихий светлый берег,
Наш путь - к нему стремленье,
Покойся, кто свой кончил бег.
Во все времена в русской литературе берег - это место покоя и прощения, до этого берега не смог дотянуться генерал Корнилов и погиб. Соловки в 8-м сне становятся тем берегом, куда они должны были устремиться, если нашли в себе мужество покинуть чужбину и вернуться домой.
Смерть - покой - прощение, это единственное, что остается проигравшим и преданным героям повествования Булгакова.
В эпиграфе к 1-му сну читаем: « Мне снился монастырь»- реальный на тех островах, но это и состояние одиночества и оторванности от реального мира, куда нет пути. Они еще не знали о том, что красные разрушили и то, что в своем время не трогали ни татары, ни любые другие захватчики - храмы и монастыри. Во все времена иноземные властелины были уверены, что не стоит воевать с иноземными богами. Коммунисты думали по-другому. И только в самых отдаленных местах они еще оставались и влачили жалкое существование, становясь тюрьмами и складами.
О Соловках говорят и герои - безбожники, столкнувшись с Дьяволом в самом начале романа «Мастер и Маргарита». Он возникает и в снах безумного генерала, как возможный вариант его собственной судьбы.
И хотя там все туманно, все только сны и грезы, о многом автор так и не решился сказать в открытую, но пьеса, естественно стала считаться антисоветской. В ней ясно просматривались исторические личности, к которым не скрывал своих симпатий автор. Его генерал Хлудов решил свою судьбу жестко, и из снов и грез своих перешел в небытие. Тиран не мог простить этого писателю.
Рукопись могла затеряться, исчезнуть без следа, но она чудом сохранилась, и мы узнали все, что хотел сказать он не о красной, а о белой гвардии.
Три сотни побеждали - трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли!