Начало, или антинаучное представление о мире

Алишер Таксанов
Ничто не внушало доверия в этой комнате. Ни сама обстановка, которая напоминала проходной двор, склад и конюшню одновременно, ни огромный аппарат, стоявший посередине помещения и как сумасшедший мигавший лампочками на панели и вращавший миниатюрными локаторами, словно пытался в космосе запеленговать цель (возникало впечатление, что это прибор ПВО). Отходившие от него толстые патрубки и кабели терялись где-то под полом, а в прикрепленном к корпусу огромном сосуде Дюара безостановочно кипела синяя жидкость. Журналист с сомнением огляделся и невольно сморщил нос: уж больно мало окружающее напоминало научно-исследовательскую лабораторию. Скорее всего, это был какой-то подпольный цех по производству наркотиков.

- Значит, это машина времени? - спросил он у человека, который по пояс влез внутрь аппарата и что-то там делал с помощью электропаяльника. Оттуда раздавались шипение олова, треск электрического разряда и иногда крик и ругань, если Изобретателя било током.
Что тот ответил, Журналист не расслышал и поэтому поставил свой вопрос в иной плоскости:
- Мы сможем путешествовать по разным эпохам?
Наконец Изобретатель соизволил вылезти из своего аппарата и обратить взор на приглашенную прессу в одном лице.
- Ну-у, не совсем, - немного помедлив, ответил он. - Машину времени невозможно создать, поскольку это противоречит законам природы. Нельзя вернуться в прошлое, например, во вчерашний день, как в магазин.

Журналисту стало скучно. Он пожалел, что вообще послушался приказа редактора и явился сюда. В этот воскресный день он лучше бы съездил с друзьями на охоту или рыбалку, весело провел время, а затем с чувством удовлетворения вернулся домой. А завтра, свежий и отдохнувший, пришел бы на работу и поведал коллегам очередную рыболовную байку. Нет, надо же, именно ему поручили задание - взять интервью у полусумасшедшего Изобретателя, который, хоть и имел ученую степень доктора наук, но прослыл человеком, имеющим дурную репутацию.
“И почему именно я? - недоумевал Журналист, представляя себя сидящим с удочкой в руках в компании верных друзей. - И почему этот гений решил проводить свой первый эксперимент именно сегодня, а?”
- Так что это? - обреченным голосом спросил Журналист.

Изобретатель - тучный и хмурый человек, лет сорока пяти, отбросил в сторону промасленную тряпку и произнес:
- Это конвектор. То есть аппарат, который в какой-то степени можно назвать машиной времени.
- Но вы сказали, что машину времени невозможно создать! - начал терять терпение представитель прессы. Он еще надеялся успеть на загородный автобус. Может, стоит послать редактора к черту вместе с этим сумасшедшим человеком?
Изобретатель нахмурился. Он уловил в голосе собеседника нотки раздражения и догадался, что Журналист не обладает терпением. Он пожалел, что не попросил редактора прислать репортера поумней и желательно с научной степенью. Хотя, где сейчас в прессе найдешь ученого?

Но Изобретателю нужно было раскрыть смысл своего эксперимента, чтобы читатели оценили его гениальность. В то же время нужно было так разъяснить, чтобы этот болван-писака понял все как надо и донес до общества.
- Законы природы нельзя нарушить - это аксиома. Но их можно направить в нужное русло и получить необходимый результат.
- Поясните свою мысль, - вздохнув, попросил Журналист. Он достал из кармана диктофон “Panasonic” и включил. - И мне, и редактору, равно как и читателям, будет интересно познакомиться с вашим изобретением, если оно способно перевернуть наше представление о природе.

- С удовольствием. Начну с философии - королевы наук…
- П-простите, а причем тут философия? - растерялся Журналист. - Ведь вы изобрели что-то в области физики…
- Философия - наука, на которой базируются все остальные науки, в том числе и физика, - поучительно сказал Изобретатель и спохватился. - Итак, всем известно, что мир, Вселенная развивается по восходящей спирали: от низшего к высшему, от простого к сложному, по так называемому “закону отрицания отрицания”. Его смысл заключается в том, что каждая реальность отрицает предыдущую, хотя сама вышла из нее, и в то же время она сама является отрицанием последующей реальности… Вы меня понимаете?

Журналист, на лице которого отразилась вся гамма чувств, смог только кивнуть.
- Например, - продолжал Изобретатель. - Росток отрицает семя, листья - росток. У человека развитие идет по следующему пути: младенчество - детство - юность - зрелость - старость, и заметьте, каждый период является отрицателем и отрицаемым. В мире нет ничего одинакового. Деревья, которые сейчас растут, отличаются от тех деревьев, которые росли сто лет назад. Различия, конечно, ничтожные и незаметные, но они есть. Если сравнить с растениями миллионной давности, то отличия явные. Это о чем говорит? Что мир развивается. Процесс движется по спирали. Он соприкасается с предыдущим, однако значительно выше и прогрессивнее. Еще один пример: до человека разумного - хомо сапиенса - на Земле жили гидельбергские люди, кроманьонцы, неандертальцы, синантропы, рамапитеки, парапитеки, пезижантропы, дриопитеки и прочие. Все они выходили из одного генеалогического древа, а какие различия!
- И как связан с этим законом ваш конвектор?
- Он поворачивает закон отрицания отрицания в обратную сторону. То есть от сложного к простому, от высшего к низшему, по суживающейся спирали вниз…

- Я что-то не уловил, - сморщил лицо Журналист.
- Я пущу процесс развития в обратную сторону. Человек будет развиваться от хомо сапиенса к своим предыдущим ступеням - кроманьонцам, неандертальцам и так далее до первого примата. Планета Земля начнет возвращаться в первоначальное состояние: по ней пройдут предыдущие геологические и природно-климатические изменения, пока она не превратится сначала в раскаленный шарик, а потом и вовсе в межзвездную пыль.
- Так вы хотите привести мир к гибели? - изумился Журналист, подумав, что видит перед собой маньяка-террориста, решившего уничтожить мир новым супероружием.
- Если вы сильны в философии, то должны понимать, что рождение и гибель мира - это объективный исторический процесс. Человечество всего лишь маленький этап в развитии Вселенной. Движется только материя, а какая разница, в какую сторону. Если материалисты правы, то материя вечна, она была, есть и будет. А если не имеет начала и конца, то суживающаяся спираль будет такой же бесконечной, как и раскручивающаяся. Регресс вместо прогресса не приведет к хаосу, если, конечно, в мире не было первотолчка!

Журналист в недоумении уставился на Изобретателя. Ему, если честно, стала надоедать эта лекция. Он наслушался подобной болтологии еще в университете, и в это воскресное утро он не был настроен на дальнейшую учебу
- Какой еще первотолчок? - все-таки спросил он.
- Идеалисты считают, что процесс развития мира начался с начала - первотолчка. А толчок обеспечила всемогущая сила. Ее по-разному называют - Абсолют, Бог, Вселенский разум и прочее. Материалисты доказывают, что мир всегда был в развитии, а источником является не первотолчок, а единство и борьба противоположностей.
- Ага, теперь начинаю понимать. Повернув этот процесс в обратную сторону, вы хотите увидеть, каким мир был раньше?

- Вы угадали. Это и есть единственная возможность заглянуть в прошлое. Вот поэтому я и пригласил репортера принять участие в моей экспедиции и запечатлеть все на пленку.
Тут Журналиста бросило в дрожь. Он почувствовал какую-то неувязку в словах горе-ученого.
- П-простите, а мы разве не начнем тоже изменяться под воздействием конвектора? Не превратится ли наша личностная эволюция в деэволюцию, то есть прогресс в регресс, а? Мне бы, честно говоря, не хотелось превращаться в какую-нибудь зеленую доисторическую жижу…
Изобретатель его успокоил:
- Не беспокойтесь, сэр. Я предусмотрел меры предосторожности. Нас сохранит специальное защитное поле. Мы будем находиться вот на этой площадке под прикрытием колпака, - он указал на гигантскую колбу. - Вокруг нас будет происходить этот глобальный процесс деразвития, а мы будем визуально наблюдать.

Журналист посмотрел на колбу и кивнул. Его начал охватывать незнакомый доселе азарт и восторг.
- И что вы хотите увидеть? Как люди вновь создадут Римскую империю, а новый Спартак поведет за собой рабов? Или как жабы и змеи превратятся в динозавров?
Изобретатель усмехнулся.
- Нет, чуть дальше. Я хочу увидеть Большой Взрыв!
- Какой еще взрыв? - испугался Журналист, вновь возвращаясь на грешную землю. “Этот ученый все-таки террорист. И зря я с ним связался”, - мелькнула у него мысль.
- Пятнадцать миллиардов лет назад произошел взрыв, который и породил нашу Вселенную. После него Вселенная расширяется, как говорят физики и астрономы, и внутри нее происходит все, что мы сейчас видим. Представьте себе, в этом мире существуют сотни и сотни миллиардов звезд и галактик. А что же было раньше, до взрыва? Что было на месте Вселенной? И где она сама висит? Если она не имеет конца и начала, то как она может расширяться?

- Значит, вы все-таки верите в первотолчок, - съехидничал Журналист.
- Я ни во что не верю, пока сам не увижу, - сухо ответил Изобретатель. - Я просто хочу увидеть этот взрыв и то, что было до него. И ради этого я пущу процесс развития Вселенной в обратную сторону.
- Но если с момента взрыва до сегодняшнего дня прошло пятнадцать миллиардов лет, то как мы проживем столько времени, если даже пустим процесс в обратном направлении? Ведь от прогресса к регрессу должно пройти столько же времени, как от регресса - к прогрессу, - тут Журналист получил удовлетворение оттого, что высказал неглупую мысль.

Изобретатель по достоинству оценил хватку собеседника и снисходительно усмехнулся:
- Об этом не беспокойтесь. По естественным законам мы действительно не протянули бы столько миллиардов лет. Но я вмонтировал в конвектор модуль, ускоряющий процесс движения материи в обратном направлении в сотни миллионов раз. До момента Большого Взрыва мы доберемся за три, максимум за четыре часа. А когда увидим это грандиозное зрелище, я запущу конвектор заново, и мы вернем мир в сегодняшний день. Согласны?
Журналист, немного помедлив, кивнул. А что ему было терять? Лучше наблюдать за всем со стороны, чем самому превращаться в эмбрион или сперматозоид.

Изобретатель пригласил Журналиста встать на специальную площадку. Сверху на них опустился стеклянный колпак. После этого ученый включил питание самой машины. Вздрогнули стрелки на циферблатах, замигали индикаторы. На экране монитора побежали цифры и какие-то неизвестные символы. Что-то внутри кожуха загудело, и все вокруг замерцало - это мощные ускорители-конвекторы начали преобразовывать окружающий мир, переводя его на иной путь развития.
И тут Журналист ахнул.

Окружающий мир, словно по взмаху волшебной палочки, пришел в стремительное движение. Это было необычайное зрелище. Два человека стали свидетелями того, как органический мир из кайнозойской эры вернулся в архейский период: от современных млекопитающих и пресмыкающихся - в амебы и одноклеточные организмы протожизни. Шесть континентов стали двигаться друг к другу, пока не слились в единый материк - гипотетическую Гондвану. Затем сама Земля стала раскаляться и плавиться. Она все больше и больше растягивалась по осям, пока не распалась на мелкие части, а те растворились в межзвездный газ. То же самое произошло с Солнцем, которое желтый цвет поменяло на голубой - то есть стало молодой звездой, а потом и вовсе распалось. Журналист только и успевал, что щелкал своей фотокамерой “Canon”.
Когда от родной планеты ничего не осталось, кроме метаплазмы, исследователи продолжили свое наблюдение, вися в пространстве подобно мыльному пузырю. Им осталось проследить, как расформировалась солнечная система. А потом весь скопившийся протогаз, все галактики и звезды стали устремляться к единому центру.

- Это, наверное, оттуда все началось, - прошептал Изобретатель, в волнении схватив Журналиста за рукав. - Еще немного, и мы увидим Начало…
Через несколько минут все вещества Вселенной скомковались в единую массу, и затем произошла яркая вспышка. Люди закрыли глаза, а когда открыли, то у Изобретателя отвисла челюсть. Журналист схватился за сердце.
Перед их взорами предстал гигантский человек с белоснежной бородой и в белом одеянии. Над его головой горел ореол.
- Что вздумали, нечестивцы! - загремел он так, что в ушах у людей зазвенело. - Со мной спорить! Повернули мое творение вспять, богохульники?! Да я вас сейчас… знаете, что я с вами сделаю?..
- О, Господи! - только и смогли произнести ошарашенные Изобретатель и Журналист. Они поняли, кто перед ними стоит.
- Он самый, - усмехнулся Всевышний. - Интересуетесь Большим Взрывом? Все очень просто. Я тут давеча в лаборатории экспериментировал с химикатами и малость переборщил в пропорциях. В итоге рвануло - вот и зародилась ваша Вселенная. Это стало первотолчком для вашего развития. Теперь вам все ясно, материалисты-диалектики?

- Д-да, - выдавил из себя Изобретатель, с ужасом глядя в очи Бога.
- А если теперь вам все ясно, то марш к себе домой! И чтоб больше такого не повторялось! Ишь лозунг выдвинули - “Регресс вместо прогресса!”…
И перед глазами путешественников все замелькало.
- …и мы вернем мир в сегодняшний день. Согласны?
Журналист, немного помедлив, кивнул. После этого Изобретатель пригласил его вступить на специальную площадку, и сверху на них опустился стеклянный колпак. Затем ученый включил питание самой машины. Вздрогнули стрелки на циферблатах, замигали индикаторы. На экране монитора побежали цифры и какие-то неизвестные символы. Что-то внутри кожуха загудело, и тут раздался треск - лопнули предохранители.

- Ах, черт! - выругался Изобретатель. - Путешествие отменяется! Придется вам прийти в следующий раз…
Журналист усмехнулся и пошел прочь, мысленно смеясь над неудачей горе-ученого. Он сразу почувствовал, что этот конвектор - такое же творение, как вечный двигатель или фотонный звездолет. “Завтра же скажу редактору, чтобы он больше не отправлял меня на такие идиотские задания”, - решил Журналист и заспешил на остановку.
Он еще надеялся успеть на загородный автобус. Рыбалка ждала его.
(Февраль 1992 года, Ташкент)