Война машин, или грустная сказка

Алишер Таксанов
В 2030 году политическая карта мира значительно преобразилась. На месте старых государств возникли новые, и среди них на африканском континенте можно было отметить три прилегающие друг к другу страны - Мокрую Далонию, Сухую Агранию и Зеленую Бэктрию.

Эти страны разительно отличались не только по природно-климатическим, но и по жизненным условиям. Так, в Мокрой Далонии было всегда влажно и сыро. Она омывалась с трех сторон океаном, и поэтому жители - загорелые и веселые люди - основным ремеслом избрали судоходство и рыболовство. Больше всего далонийцы любили путешествовать, а в пищу употребляли только рыбу и планктон. На берегу ими были построены курорты и пляжи, здесь любили отдыхать туристы из других земель.

В соседней Агрании, наоборот, было сухо и жарко, и температура здесь редко опускалась ниже сорока градусов по Цельсию. Иссушающая пустыня не позволяла чернокожим агранийцам разводить скот или рыбу, и поэтому сельское хозяйство не было главным уделом населения. Зато пустыни Агрании были богаты природными ресурсами - металлом, нефтью, газом. Поэтому жители этого государства на песчаных дюнах построили заводы по переработке сырья и производству техники, которая находила спрос на всей планете.

Что касается Зеленой Бэктрии, то на ее огромной территории расположились лесные массивы, а также озера и горы. В чащах и джунглях было много зверья и птиц, а на полях бэктрийцы взращивали различные злаки. В этой стране всегда стояла умеренная погода, и люди были здесь уравновешенными. Сами себя жители называли лесниками.

Несмотря на различия в образе жизни и культуры, народы, однако, были миролюбивыми и дружили друг с другом. Но этого нельзя было сказать об их правителях - Черном Диктаторе, Злом Президенте и Красном Комиссаре. Придя к власти, где в результате обмана, где переворота, а где получив трон по наследству, они решили все свои проблемы спихнуть на соседей. И с той минуты между главами государств начались трения. На людях они казались приветливыми и добрыми, но на самом деле исподтишка пакостили друг другу и злобно ухмылялись, если пакость удавалась. Например, Диктатор Далонии присылал соседям в качестве дара тухлую или ядовитую рыбу. Президент Агрании продавал некачественные машины, которые ломались уже через неделю. А Комиссар Бэктрии торговал гнилой древесиной, из которой нельзя было строить дома и лодки. В общем, правители стоили друг друга.

Но жителей трех стран не интересовала личная вражда “верхушки”. Они продолжали дружить, ходить в гости, торговать и устраивать концерты. Многие далонийцы, агранийцы и бэктрийцы даже породнились.
И так продолжалось много лет, пока однажды Президент, Диктатор и Комиссар не поругались на одной из международных конференций. Дело дошло до драки. Глава Далонии стукнул самого главного лесника по голове туфлей, Комиссар в ответ пнул Диктатора по заднице. А Президент Агрании вообще облил их двоих кипятком из чайника, и сам получил по зубам. Драку успели остановить в тот момент, когда личная охрана лидеров готова была открыть стрельбу между собой.

Случился мировой скандал. Поссорившиеся главы государств объявили друг другу войну. Они пытались провести мобилизацию, но люди не шли в армию. Они не желали драться из-за амбиций своих политиков. Тогда правители нашли другой способ, чтобы закрыть границы и навсегда избавиться от присутствия соседей.
По приказу Диктатора ученые и техники Далонии сконструировали линкор, который управлялся кибернетическим мозгом. Этот корабль плавал в автоматическом режиме и был напичкан морскими ракетами, глубоководными бомбами и телеуправляемыми торпедами. Как только машина была готова, ее сразу спустили на воду. Программисты вложили в ее “мозг” задание уничтожать любой двигающийся объект из Агрании и Бэктрии, а также не подпускать к границе иностранцев.

В первые же часы линкор уничтожил несколько судов и машин, направлявшихся в порты Далонии. Погибло много людей.
Разъяренный Президент Агрании дал указ своим конструкторам разработать супертанк. Вскоре с завода выкатила роботизированная тысячетонная бронемашина, вооруженная дальнобойными пушками, противозенитными ракетами, минами и пулеметами. Лязгая гусеницами, танк легко пересек пустыню и стал охранять границу. Он также открывал огонь при первом же появлении людей и машин.

Бэктрийский лидер тоже не медлил с ответом. Под его личным контролем был построен гигантский супервертолет на ста пропеллерах и крыльях. В его подвесках находились самонаводящиеся бомбы и фугасные снаряды, а из десятков бойниц торчали лазерные устройства. Едва вертолет был заправлен ядерным топливом, как поднялся в воздух и направился барражировать границу. Эта машина сразу сбросила боезапас на людей, которые по лесным и горным тропам пробирались в Бэктрию.
Естественно, после появления этих механических монстров перепуганные люди перестали ходить друг к другу. Теперь им только приходилось настороженно за ними следить и не попадать в поле зрения их электронных приборов. Те, кто пытался рискнуть пройти границу незамеченным, навсегда оставались тлеть или на дюнах, или в горах или на дне океана.

Уже через несколько месяцев люди свыклись с мыслью, что к соседям не пробраться, и перестали даже пытаться наладить контакт. А тем временем машины, которым наскучило просто так охранять границу, наконец, обратили взоры друг на друга. Компьютеры были запрограммированы на уничтожение, а огромный боезапас так и не был израсходован, и поэтому в один прекрасный день роботы встретились.
Линкор с помощью гидроакустической антенны обнаружил противников, и его кибермозг, рассчитав параметры объектов уничтожения, отдал приказ открыть огонь из всех ракетных установок. Уже через несколько секунд ракетные снаряды ударили по фюзеляжу вертолета и борту танка, проделав дырки - оттуда повалил дым.
Но роботы не были повержены. В свою очередь супертанк прощупал инфракрасными лучами линкор и вертолет, пытаясь найти уязвимые места, и только потом начал обстрел из всего бортового оружия.

Быстро среагировал на нападение и компьютер летающей машины. Лазерным дальномером он определил расстояние до целей и выпустил мощные тепловые лучи, а также сбросил несколько десятков тонн снарядов на ползающего и плавающего роботов.
Первый бой длился целую неделю. И нужно отдать должное конструкторам – машины они построили на славу. Каждая из них обладала отличной защитой, сильным вооружением, а также эффективной системой самовосстановления. Едва на корпусе появлялись дырки от лазера или кумулятивного снаряда, как они мгновенно затягивались, а вышедшие из строя детали и механизмы автоматически заменялись новыми.

Однако к концу недели компьютеры боевых машин пришли к выводу, что нужно временно прекратить бой и провести тестирование бортовых систем, найти и устранить имеющиеся неполадки в информационном обеспечении и механических частях. Роботы отошли друг от друга на расстояние недосягаемости огня и занялись собой. В то же время они внимательно следили, чтобы ни одна живая душа не могла пересечь границу.

Как только они закончили самоанализ и саморемонт, так сразу снова бросились в бой. Границу трех стран опять оглушили взрывы маломощных ядерных снарядов и фугасных бомб, визг осколков, пулеметная трескотня, а на многие мили вокруг все покрылось копотью, дымом и запахом сгоревшего пороха.

Прошло двести лет. Давно умерли Черный Диктатор, Злой Президент и Красный Комиссар, которые в злобе начали эту машинную войну. От них не осталось даже праха и пыли, но с той поры люди никак не могли встретиться друг с другом. Ибо на границе продолжали сражаться роботы. А поскольку они полностью автономны, и проблем с боезапасом не возникало, горючего и энергии предостаточно, то еще не скоро между Мокрой Далонией, Сухой Агранией и Зеленой Бэктрией установится мир.
(Октябрь 1992 года, Ташкент)