Апокалипсис, реж. М. Гибсон

Сергей Горцев
              Прошло почти полгода после премьерного показа этого нашумевшего фильма в России. Наиболее часто встречающиеся впечатления звучат приблизительно так: «жуткий фильм о конце цивилизации майя».
Для меня (и не только для меня), после создания своего предыдущего фильма «Страсти Христовы», Мэл Гибсон стал одним из выдающихся кинорежиссёров нашего времени. Поэтому вышеприведенное мнение знакомых настораживало. Неужели за сюжетной линией ничего не стоит?

             Просмотр фильма показал – конечно, судьба индейцев племени майя – лишь повод поговорить со зрителями о более глобальных вещах. Каких? Тут всё зависит от зрителя, от его готовности думать и сопереживать. Выделю только одну линию – лирическую. На мой взгляд, в фильме создан выдающийся образ женщины-матери. Сцены в колодце – одни из лучших в мировом кинематографе. Взаимоотношения матери и маленького сына в драматические моменты их жизни потрясают до глубины души. Чувствуется, что Гибсон являясь многодетным отцом (семь детей!), старается передать своё отношение к семейной жизни, к узам брака. И делает это удивительно тонко, с огромной нежностью и любовью. Согласитесь, сейчас в кино это такая редкость!
             Насчёт жутких и страшных сцен. На мой взгляд, страшно – это когда масса подростков ходит по центру города с двухлитровыми бутылками пива. Не за себя страшно. За них. За их родителей. За тех, кто рекламирует такой образ жизни или делает вид, будто ничего не происходит. А кровавые сцены в фильме «Апокалипсис» - это лишь режиссёрский приём, метод воздействия на зрителя, шаг навстречу невысокому среднему вкусу, стремление заставить задуматься.
             Не могу не отметить выдающуюся игру исполнителя главной роли Руди Янгблада. Его первая роль в кино – хороший аванс на будущее. А информация о том, что он обходился без помощи каскадёров, внушает искреннее уважение. Особенно в сцене прыжка в водопад.
Фильм не только удачно сочетает в себе напряжённость приключенческого сюжета с философскими изысками о поисках «новой жизни», но и удивительно красив, экзотичен и по-хорошему высокопрофессионален. Это тоже редкость.
           «Во все времена империи гибли по одним и тем же причинам – заявил как-то режиссёр. – Причины эти возникают снова и снова, сходство бросается в глаза». Соглашаться с этой мыслью Гибсона или нет – каждый из зрителей решает самостоятельно. Или не решает вовсе, покидая зрительный зал, не дожидаясь окончания фильма.




2007 год