По фронтовым дорогам с Азартом

Зинаида Королева
Встречаются счастливые семейные пары, на которые смотришь с любовью, с восхищением, как смотришь на прекрасное естество природы. Я знала такую счастливую пару – чету Фёдоровых, и вот передо мной предстала новая пара. Николая Сергеевича Герасимова я знала по совместной работе в заводе, а его красавицу жену я видела впервые. Самое главное, что скрепляло их союз – это безграничное уважение друг к другу. А отсюда уже вытекали и забота, и взаимопонимание. Вероятно, это и есть та самая любовь, которую они пронесли через шестьдесят лет совместной жизни.

Они познакомились в штабе контрразведки в Иркутске, где Мария Марковна служила секретарём, а Николай Сергеевич – герой-казак, прошедший фронтовыми дорогами, был назначен адъютантом генерала. Им потребовалось несколько секунд, чтобы первым же взглядом пленить друг друга. Но только через три месяца они поженились, хотя по тем временам их шаг считался скоропалительным.
Предложение Николая Сергеевича было необычным: так же решительно, как и на фронте, звеня кавалерийскими шпорами, прямо в коридоре штаба опустился на одно колено перед Машей Витяжевой и попросил её руки.

Как можно было отказать красавцу-казаку, да ещё со звенящими шпорами, пленившему многих девчат штаба? С того дня она приобрела ещё одну замечательную профессию – верной жены и спутницы военного.

Николай Сергеевич – наш земляк, выходец из села Медное Сампурского района. Ему не исполнилось восемнадцати лет, когда коричневая чума налетела на нашу страну, перечеркнув все планы. С группой комсомольцев Тамбовщины он отправляется под Смоленск на рытьё противотанковых рвов. Но он, как и многие его сверстники, мечтает попасть на фронт. И в октябре 1941 года его направили на учёбу в тамбовское Краснознамённое кавалерийское училище. Через год в декабре 42 года он в звании лейтенанта отправляется на фронт в состав 5-го Гвардейского Донского казачьего кавалерийского корпуса.

– Кавалерия – это особый род войск, – рассказывает Николай Сергеевич. – Ведь твоей воли подчиняется живое существо. Конь в бою делит с тобой все тяготы и опасности. Часто от выучки коня, от его реакции и скорости зависит жизнь наездника. Поэтому между конём и бойцом должно быть особенное взаимопонимание. Мой первый конь Амвавир был необыкновенно сообразительным: понимал команды «сидеть», «лежать», «тихо». В сражении он закрывал от комьев грязи, летящих после взрыва. При наступлении топтал копытами немцев. Погиб он, приняв на себя автоматную очередь. Да, хороший конь – настоящий друг. Вторая лошадь – Голубка тоже спасла меня, упав на штыки фашистов. А с Азаром мы прошли до самого конца и расстались в Будапеште после моего отъезда к новому месту назначения в Сибирь.

Славный боевой путь прошел кавалерийский корпус от Северного Кавказа до Австрийских Альп. Части и соединения корпуса освобождали Кавказ, Ростов-на-Дону, сражались на Курской дуге, в Корсунь-Шевченковской, Яссо-Кишинёвской операциях, принимали участие в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии.

Маневренная, подвижная конница изматывала врага. Неожиданно наносила удар и часто выручала в тех случаях, когда танки, артиллерия и пехота были бессильны. И в разведке кавалерия была незаменима. Так было в 1943 году на подступах к Каховке. Враг ожесточённо сопротивлялся. Необходимы были свежие данные о противнике. Лейтенант Герасимов с двумя группами отправляется на выполнение задания. Ненастной ночью они проникли на территорию врага, разыскали деревушку, где по сведениям разведки должны были расположиться немцы. Местная женщина показала нужный им дом. Внезапность была им доброй попутчицей – немцы не смогли оказать сопротивления. А группа Герасимова, захватив офицера, понеслась к своей части. Пленённый офицер дал полезные, ценные сведения и взятие Каховки было облегчено. За храбрость, проявленную в этой операции, Герасимова наградили медалью «За отвагу». На фронте эту медаль приравнивали к ордену. А немногим позже на его груди появился и орден.

Случилось это в 1944 году на территории Румынии. Артиллерийский полк корпуса попал в окружение немецко-фашистских войск. Необходима была живая связь с ними, чтобы передать план выхода из «котла». Для этой операции необходим был находчивый, смелый офицер. Командование посчитало, что именно этими качествами обладает лейтенант Герасимов, и операция была поручена ему. По карте был намечен маршрут и под покровом ночи разведчик отправился в путь. Минуя все преграды, ориентируясь по местности, а где по карте, под утро Николай сумел незамеченным добраться до расположения полка на своём верном Азарте. Встреча была радостной, всем хотелось вырваться из окружения. Обратный путь был намного труднее, приходилось прорываться с боями, но операция закончилась успешно. Артиллеристы благодарили разведчика, а командование за его храбрость наградило орденом Красной Звезды.
В момент объявления победы, Николай, не сдержав эмоций, расцеловал своего друга Азарта, а в гриву вплёл ему цветы – так велика была радость окончания войны.

Но для Николая Герасимова война ещё не закончилась – его направили во вновь сформированную дивизию НКВД особого назначения, расположенную в Будапеште. За умелые, решительные действия при взятии города он был награждён орденом Отечественной войны первой степени. Об этом времени Николай Сергеевич вспоминает:
– Спустя месяц после победы командованию стало известно, что в городе появились главари банд, действующих на территории Венгрии. Их необходимо было задержать.

Операцию назначили на три часа ночи. С взводом казаков и местной полицией мы окружили одну из центральных гостиниц города, где предполагалось нахождение бандитов. При проверке номеров поступил сигнал, что разыскиваемые возможно укрываются здесь. Взломав дверь, услышали выстрелы бандитов, которые находились на балконе. Благодаря умелым и быстрым действиям враг обезоружен и передан органам безопасности.

За выполнение этого задания мне была вручена медаль «За боевые заслуги».
За 26 лет службы во внутренних войсках в различных регионах нашей страны к боевым наградам Герасимова прибавились награды за образцовую службу в мирное время. Всего их на счету ветерана 27, в том числе медаль «Защитник Отечества».

– Отслужив в общей сложности 32 календарных года, я осознал, что дух армии, её порядок и дисциплина прочно запали в мою душу. Я уже не представлял своей жизни без всего этого. Поэтому неслучайно отработал ещё 20 лет на заводе в военизированной охране. И все эти годы был бессменным секретарём партийной организации отдела.

После ухода на пенсию Николай Сергеевич продолжает вести активную жизнь: принимает участие в общественных делах, выступает перед молодёжью в школах и в воинских частях, является старейшиной Тамбовского казачьего общества, состоит в ветеранской организации УВД. Не теряют связь с Азовом. В этом году вновь вместе с супругой ездили на Парад Победы.

Вместе с Марией Марковной они воспитали двоих детей, четырёх внуков, трое из которых стали офицерами. Его верная подруга жизни тоже прошла немалый боевой путь. Во время войны, а также после её окончания служила в контрразведке в воинских частях, затем работала в партийных органах. Сейчас, как и Николай Сергеевич, активно учувствует в общественной работе: поёт в хоре ветеранов войны и руководит группой «Непоседы» общества инвалидов, которая регулярно выступает в различных аудиториях. У Марии Марковны двенадцать правительственных наград за добросовестную службу и работу.

Они часто вечерами гуляют по Набережной, крепко держась за руки, и свой нестареющий влюблённый взгляд щедро дарят друг другу.
2005 г.