Io faccio castello

Игорь Чернобельский
 «Приходит время сожалений
 При полусвете фонарей…»
 
 И.Бродский
 


 Он умел нарезать воздух на кубики. Каким-то большим
 старинным ножом, похожим на мачете, с решимостью японского ниндзя
 он делал невероятно быстрые движения рукой, вращаясь вокруг своей
 оси, и в воздухе образовывались белесые пустоты. Постепенно они с
 негромким свистом затягивались, а кубIики вырубленного воздуха
 оставались лежать на ковре, мириадами цветных брызг отражая попадающий на
 них свет как хрусталики Сваровски.
 - Лихо!
 Это все, что я мог сказать. Я давно понял, что если мой разум
 чего-то не постигает, то это вовсе не умаляет значение предмета
 или явления, а подчеркивает ограниченность сознания. Кто сказал,
 что есть только анализ и синтез? Наверняка есть еще что-то третье,
 четвертое, пятое, семьсот тридцать шестое… Это ведь так просто:
 относиться к трансцендентным явлениям трансцендентно!
 - Ерунда, - ответил он. Когда я действительно ловлю ритм
 вращения, как дервиш, мне удается вырубать сложные геометрические
 формы. Они мне нужны…
 Мой собеседник замолчал и положил меч в деревянные ножны с искусной резьбой. Я отметил про себя его странную
манеру не договаривать. Как будто бы он создан для того, чтобы
 порождать первоначальный импульс и отправлять его в пространство.
 И сразу же отправлять следующий, позабыв о предыдущем, о цели, о
направлении.
 - Я поставлю Баха?
 - Да, конечно.
 - Вино?
 - Да.
 Зазвучали "Бранденбургские концерты". Вино было густым и терпким, испанское, из Малаги.
 - Интересный вкус, похож на…
 Он снова замолчал.
 - Похож на южную ночь, - продолжил я. С какими-то искрами. И
 послевкусие интересное. Такой должна быть на вкус кровь быков,
которые побеждают на корриде.
 Я отметил, что легко подхватываю и продолжаю его мысли.
 Почувствовал себя поводырем у слепого. Но он был зрячий. Более
 того, всем своим видом показывал, что не нуждается ни в каком
 поводыре.
 Я посмотрел на свечу. Пламя, как лики натурщиц Модильяни,
 было изящно вытянуто, расплывчато, сюрреально. Тени на столе
 перешептывались между собой, явно затевая некую игру. Вино в
 бокале поменяло цвет и запахло полынью. Молчание перешло в ту
 стадию, когда каждый последующий глоток разъединяет.
 Я попытался представить, как ладные испанские крестьянки, высоко подобрав
 юбки, топчут ногами виноград в больших чанах. А под юбками нет
белья, поэтому такое вино пьянит с первого глотка. Я понял, что
 слегка опьянел и не слегка возбужден. Чтобы скрыть и то, и
 другое, я поднялся из-за стола и подошел к стене, на которой
 висели венецианские маски.
 - Ты был в Венеции?
 - Да, я очень люблю Бродского, и мне хотелось пройтись по
 набережной Неисцелимых, которая до сих пор хранит отзвук его
шагов. Я даже специально для этого выучил итальянский.
Но если ты о масках, то они не покупные, их изготовила моя
 жена, которая…
 Он снова затих, и когда я попытался открыть рот, как-то
 недовольно и резко повернул голову в мою сторону. Я замолчал,
 проглотив фразу " лучше бы ты сам снял маску!", прислушался и вдруг
 понял, что все паузы и остановки его речи были неслучайны: вот
сейчас, например, зазвучали струнные, а в предыдущий раз, он
 затих, когда в первом концерте короткое соло флейты сменилось
 звуками гобоя! Неужели он так тонко чувствует музыку?
 - У тебя и дети есть?
- Да, дочка, поэтому, собственно и жена, хотя у нас свободные отношения. Но дочка…
 Он привычно оборвал речь на полуслове и снова замер. Потом вздрогнул,
 резко выхватил из ножен свой нож-меч-мачете и сделал несколько
 стремительных движений. Остолбенев вместе с последним аккордом,
 бледный, с капельками пота на лбу, стал похож на мраморное
 изваяние. Я затаил дыхание, боясь нарушить тишину. Мне казалось,
 что звуки моего голоса, коснувшись его, разрушат тело, и оно
 рассыплется по ковру среди вновь нарубленных хрусталиков, которые
 при ближайшем рассмотрении оказались сложной геометрической формы.
 - Я выбираю самые необычные, чтобы из них построить самый
 необычный в мире замок и жить в нем с самыми близкими мне людьми.
 - И кто эти люди?
 - Дочка. Бах. Бродский.
 Круг допущенных был давно определен и расширительному толкованию не подлежал.
Вспомнился Гоголевский «Вий» - я стоял у черты, за которой жили призраки, только не страшные, а странные. Подумалось:
- На черта заступать за черту, покушаясь на чью-то мечту…
Ритм увлек меня. Я начал покачиваться, пытаясь продолжить, но в результате только ударился головой о косяк двери. Боль вернула в комнату: сумерки сгустились, одна свеча потухла и чадила. Маски на стене оскалились и выглядели зловеще. Я налил себе большой бокал вина, выпил его залпом и ощутил,
 как в моем внутреннем домике зажглась свеча и закрылась на засов
 дверь.
 - Извини, уже поздно, мне нужно идти, меня ждут.
 И я ушел, чтобы вернуться в выстроенный мною мой реальный мир, где меня
 ждали моя дочка, мой Бах и мой Бродский.
______________
 * Io faccio castello (итал.) - Я строю замок