Уходим в море. Литературный альманах

Мальхан
«УХОДИМ В МОРЕ». Литературный альманах.
Издательство «Tarbeinfo OU», Таллин, 2007. – 360 с.

Эстония – земля моряков. Многих здешние мужчины большую часть своей трудовой жизни проводили в открытом море. Долгие месяцы в отрыве от суши заставляют глубже и острее воспринимать обычные для «сухопутного» человека вещи. Настоящий писатель неизбежно обязан уметь сопереживать, уметь чувствовать чужую боль, как свою собственную. Пять опытных моряков, пять капитанов, честно и талантливо пишут о своем видении жизни. И так здорово это у них получается, что начинаешь воспринимать авторов уже как личных друзей. С любым из них можно смело отправляться в самый трудный рейс – эти люди не подведут в трудную минуту.
Скифский мудрец Анахарсис (р.638 г. до н.э. – умер559 г. до н.э.), которому приписывают изобретение гончарного колеса и якоря, на вопрос, кого больше, живых или мертвых, переспросил: «А кем считать плывущих?» Узнав, что корабельные доски толщиной в четыре пальца, он сказал, что корабельщики плывут на четыре пальца от смерти. Когда Анахарсиса спросили: «Какие из кораблей самые безопасные?» - он ответил: «Вытащенные на берег».
 Книгу открывает философский диалог литературных героев Ростислава Титова «Мир и число». Автор определяет жанр этого произведения как документальную фантастику. Но фантастического (к сожалению) в тексте очень мало. Царит жесткая статистика. Цифры неумолимо показывают корни многих противоречий и конфликтов нашего времени.
На среднего человека сейчас расходуется 10 тонн металла в год, на разную упаковку – 300 кг различных материалов. Каждая семья в сутки выкидывает на свалку 2 кило твердых отходов, а с учетом промышленных - 25! В сумме получается несуразный результат: используем мы лишь 2-3 процента из того, что добываем. А с использованием энергии вообще завал: современный человек Запада потребляет энергии в 400 раз больше собственных, личных затрат и дает нагрузку на природу в 450-500 раз больше, чем жители развивающихся стран. Проповедники либеральной рыночной экономики оперируют доказательствами того, как она хороша, приводя в пример уровень жизни ведущих, передовых, цивилизованных стран. Но таких стран наберется 15-20. И хорошо живут они все-таки за счет остальных. Так, Германия за месяц расходует столько же нефти, сколько Индия за год. А в Германии числится 80 миллионов жителей, а в Индии – миллиард. Такое положение дел неизбежно ведет наш мир к катастрофе.
Но может ли отдельно взятый человек найти и предложить рецепт всеобщего спасения?
Один не сможет. Но искать рецепт должен каждый. Надо лишь повернуться друг к другу.
Ростислав Титов пишет, что мир слишком богат, чтобы его удалось выразить на одном-единственном языке. Именно по этой причине появился такой персонаж, как Мой Капитан, вечный мудрый спорщик.
Для меня самыми замечательными страницами этого диалога были проникновенные описания природы. Только тот человек, кто сам пережил мощный шторм в открытом море, сможет по достоинству оценить точность описания Ростиславом Титовым картины ночного бушующего моря в лунном свете. Люди так редко обращают свой взор к небу, а профессиональный судоводитель должен хорошо знать звездное небо. Ростислав Титов – человек, который часто смотрит на звезды. И не зря, ведь «любование удаленными от нас объектами полезно для лучшего понимания одной важной истины: мы живем в невообразимо малом пространстве».
Рассказ Льва Веселова «Тонька» пронизан высоким трагизмом человеческой судьбы в жерновах истории. Авторский язык настолько четок и ясен, что рассказ Льва Веселова можно смело поставить в ряд с самыми лучшими образцами этого жанра.
Вилиор Левкович приводит в своих мемуарах редко упоминаемую историю военного подвига «тюлькиного флота» - Азовской флотилии. На слуху у поколений, проживавших в Крыму в послевоенное время, было два полководца – Жуков, которого вспоминали с уважением, и Иван Ефимович Петров, вспоминаемый с теплом и уважением. Приводится в этих воспоминаниях не только история того, как Хрущев подарил Украине часть земли Войска Донского с портом Мариуполь, но и то, как он же подумал – и еще солнечный Крым вместе с Черноморским флотом – отдыхайте, хлопцы! Замечательно описан труд моряка в тексте «Колбасный клипер».
Очень ярко и эмоционально рассказывает в своих коротких очерках о буднях моряков «Эстрыбпрома» Альберт Шаров. Особо стоит отметить «Бермудский треугольник» и «Капитан в ванне».
Завершает альманах небольшая (на восемнадцать страниц) подборка стихов рано ушедшего талантливого поэта-мариниста Дмитрия Павловича Тихонова. Приведу только восемь строчек из стихотворения «Кронштадт»:

Я горжусь нашей трудной службой,
Нашей общей суровой судьбой,
Нержавеющей флотскою дружбой,
Нашим флагом с каймой голубой.

Ведь недаром, списавшись на сушу,
Попадая в иные края,
Берегут полосатую душу
Миллионы таких же, как я.