Семейные тайны и не только

Андрей Сигутин
 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу,
 ради милости Твоей, ради истины Твоей
 (Псалом 113).

В феврале 2007 года в Обнинске проходил творческий вечер Е.О. Цыплаковой, режиссера и заслуженной артистки России. Предлагаем Вашему вниманию фрагмент из выступления Елены Цыплаковой.

Хотелось бы немного рассказать о сериале «Семейные тайны», вышедшем в 2001 году. Это современный «Король Лир». Там Юрий Беляев играет банкира, который узнает, что смертельно болен, и потому раздает свои капиталы детям. У наследников начинается драка из-за денег… Егор Бероев (известный зрителям по кинолентам: "Турецкий гамбит", «Папа») – мой крестник, в картине играет одного из сыновей миллионера. Съемка этого фильма дала мне полезный духовный опыт. Я пыталась разбирать с актерами все ситуации, происходившие с действующими лицами в данном сериале, с позиции евангельских заповедей. Не оправдывая греховных поступков персонажей, мы старались закладывать в картину духовно-нравственную основу.

Каждый рабочий день у меня начинался с молитвы, и у нас на площадке было много удивительного: несколько человек бросили курить, ругаться матом, не было пьяных на съемочной площадке. Егор Бероев решил креститься и попросил меня быть крестной… До того, как я стала глубоко верующей, по окончании работы над картиной, мне было тяжело восстановиться. После фильма «Камышовый рай» я почти год «отходила» внутренне, психологически. Спать не могла, потому что работала на износ, всё вкладывала в картину.

А теперь представьте: сериал «Семейные тайны» – 24 серии, съёмки – 12-часовой рабочий день, в течение четырнадцати месяцев – шесть дней в неделю. На монтаже вообще четыре месяца работала по 16 часов в день без выходных. Несмотря на это, когда закончила картину, у меня было такое впечатление, будто я совсем не работала. Хотя в монтажной звукорежиссёры, которые трудились по восемь часов, буквально падали от усталости. У меня их было двое: один выходил до обеда, а другой – после по 8 часов. А я сидела и работала бессменно. Столько сил давал мне Господь! Если раньше, приходя после съёмок, для восстановления сил мне нужно было выпить рюмочку, то теперь я проводила 15-20 минут в молитве, и мое самочувствие становилось таким, как после глубокого восьмичасового сна. Когда что-то делаешь во Славу Божию, пытаясь донести евангельские истины до людей, то даётся очень много сил. Мне самой это было удивительно, потому что после съёмок фильма испытывала лёгкость, абсолютно никакой усталости. Хотя съемочный год был просто сумасшедший: 14 месяцев напряженной работы с огромным количеством артистов (180 человек). И мы ещё пытались репетировать в тех сроках, когда в день нужно было выдавать 11 минут уже готового киношного метража!.. Кинематографисты поймут, какой был задан темп работы. Напряжение было колоссальным, но Господь давал огромную радость от фильма и лёгкость.

Когда в 36 лет я серьезно пришла к вере в Бога, то пересмотрела всю свою жизнь, ибо считаю: живая вера – это не то, что человек говорит, а то, как он живет. Я много читала, молилась и просила, чтобы Господь дал мне дар понимания, дар ведения. К примеру, просила о премудрости Божией всякий раз, когда шла сниматься в различных ток-шоу. Так как убеждена: нужно идти и говорить о Христе. Ведь Господь сказал: «Будете Мне свидетелями по всей земле». Я стараюсь выходить на такие передачи, где можно рассказать о Боге, потому что православные призваны к миссионерству. Думаю, иногда, может, даже священника светские люди не так воспринимают, как известного артиста.

Знаю, что если бы не Господь, меня бы уже не было в живых. В то время у меня возникли большие проблемы со здоровьем… Но случались и чудеса. По вере через покаяние я исцелилась от многих недугов. Я открыто об этом свидетельствую. Тогда я с огромной верой взывала к Богу: «Господи, знаю, что Ты больных исцелял, мертвых воскрешал, а я – живая. Значит, можешь и меня исцелить!». И, слава Богу, Господь услышал мои молитвы. Я не отрицаю медицину, она, конечно, необходима. Просто с духовной точки зрения существуют разные уровни веры: есть люди верующие, но неспособные принять исцеление без лекарств; а бывает, что наступает такой момент у человека, когда с ним случаются подобные чудеса. Из житий святых известно, что они выходили на уровень существования уже не естественного, материального мира, а сверхъестественного. Это совсем другая жизнь, и она радостная и светлая… Духовный план есть, но его не все видят. На самом деле, это – не фантастика, а духовная реальность, существующая на тонком плане. Есть такой дар – духовидение, дар различения духов. У замечательного православного писателя и богослова Павла Евдокимова написана интересная вещь: первое о чём должен просить человек это о даре различения духов. Для чего? Мы каждый день делаем выбор: в повседневной жизни к нам приходят разные мысли, потому старцы и говорили: «Нужно научиться различать мысли, от кого они: от Бога, от бесов или наши собственные». Когда человек понимает, от кого это идёт, то он делает более правильный выбор. А если человек этого не чувствует, он может просто не туда пойти.

Святой Григорий Двоеслов учил: «Если придут хорошие мысли, запиши их…». Однажды во время молитвы мне пришла на ум такая фраза: «Не мешайте Мне творить и преображать этот мир через вас». Мир, в котором мы живем, Господь хочет через нас преобразить и усовершенствовать. Как сказал митрополит Кирилл: «Наша задача – возделывать, усовершенствовать созданный Богом мир, Божие творение». Если посмотреть, например, на великолепные православные храмы, то понимаешь, какая это красота и чудо. Все это с Божьей помощью сотворено руками людей, их мыслями, талантом. Что ни возьми – во всем есть труд человека. Значит, Господь дает такого рода созидательные мысли каждому. У всякого – свой удел, который нужно возделывать в духе и истине. На самом деле мы разучились понимать одно: в любой работе (разумеется, кроме порочной) есть промысел Божий. И Господь действует через верных. Архиепископ Сергий (Королев) написал: «В своей творческой жизни мы являемся отображением Творца, творящего мир…». Своими грехами, несовершенствами, страхами мы мешаем Господу через нас творить и преображать сей мир.

Допустим, приходит к нам на ум благая мысль, Господь дает ей какое-то направление, а мы боимся, трусим и не делаем того, что хочет от нас Господь. Много раз в своей жизни убеждалась: если я боюсь, ничего не получается. А когда идешь с твердой верой – я не знаю, как, но Господь поможет, - вот тогда, действительно, словно по водам ходишь, делается всё легко и быстро. Сам Христос помогает в этом. Однажды я прочитала в «Строматах» святителя Климента Александрийского интересную вещь о заповеди «не укради». Про творческих людей там написано: если человек считает, что он сам, допустим, написал картину или книгу; сотворил или сделал что-то своими силами, то он крадет славу Божию. Я подумала, как же себя вести, чтобы не согрешить, когда люди говорят о тебе что-то хорошее? И мне на ум пришла мысль – воздавать славу Богу: «Вся слава – Господу!». Раньше я неосознанно, интуитивно, что ли, говорила: «Слава Богу», - сейчас я говорю это осознанно и мысленно отправляю ее (показывает вверх – А.С.) туда. И становится радостно, я перестаю смущаться, что мне кто-то сказал что-то хорошее. То есть раньше, когда я это понимала интуитивно – Господь меня вел… Не случайно один из моих фильмов называется «На тебя уповаю…». Уповаю на все то Божие, что есть в каждом из нас. У всякого человека есть идеальные, божественные качества души, тот образ Божий, о котором говорят еще: «искра Божия». Бесы ничего создать не могут, они могут только извратить. И вот когда мы под их влиянием искажаем божественные качества своей души, тогда мы и грешим. В этот момент мы служим уже не Богу. У Иоанна Богослова есть строгая фраза, которая меня в свое время потрясла. Он говорит: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1Ин.3). Получается, что если творим грех, то служим не Богу, потому что становимся проводниками всего негативного, страшного и сами разрушаем свою жизнь. В Библии Господь через пророков говорит: «Обращу поступки ваши на головы ваши». То есть мы сами создаем то пространство, в котором живем… Мы творим себя и окружающее нас пространство, когда что-то говорим. Посему страшно, когда люди ругаются матом, лгут, гневаются – в этот момент фактически идет разгармонизация человеческого организма. Не зря святой Серафим Саровский говорил: «Отведи грех и болезни уйдут». Потому что болезни возникают за грехи. Существует зависимость появления определенных заболеваний от нарушения заповедей. Не случайно говорят: «желчный человек» - от гнева часто страдает печень, желчный пузырь и т.д. На самом деле, много проблем возникает из-за духовного невежества. Потому что человек – существо троичное. У него есть тело, которое он обязан содержать в порядке, ибо оно должно быть храмом для Живого Бога; душа – надо ее развивать, учить; и дух, который нужно устремлять к Богу…

Надо, чтобы искусство помогало человеку быть более совершенным. Многие столетия к искусству Церковь относилась плохо. У архиепископа Иоанна (Шаховского) Сан-Францисского есть слова о том, что для огромной массы светских людей театр может быть ступенькой, возвышающей человека духовно. Но только в том случае, если художник, артист или режиссер сам является цензором того, что делает. Действительно, Господь сказал: «Будьте совершенны». А совершенные – те, у которых, как написал апостол Павел, «чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5). Мы, деятели киноискусства, можем помогать этому, воспитывать высокие чувства, культуру или наоборот – разлагать их. Конечно, если в картину закладывается негативная информация: любование злом, грехом и пороком, - то это передается зрителю. В системе Станиславского есть такой постулат – оправдать героя. Почему многих артистов преследуют страшные вещи, которые они сыграли? Потому что они оправдали героя, который грешит. Следовательно, согрешили вместе с ним на мысленном уровне. И потом то, что сыграли, уже отрабатывали как свой собственный грех. Поэтому, когда мы снимали «Семейные тайны», я уводила артистов в другую комнату, и мы молились: «Господи, мы как притчу показываем, что бывает с человеком, когда он грешит. Мы не оправдываем грех…». После выхода в свет «Семейных тайн» произошла любопытная история. Ко мне подошла одна женщина-адвокат и сказала: «Представляешь, у меня в течение двух дней клиенты стали забирать иски о разделе имущества». Она вела, в основном, такие судебные разбирательства. Адвокат испугалась после отказа от ее услуг десятого человека. «Приходят, спокойно забирают иски, не хотят дальше судиться, - говорила она. - Никто денег назад не требует. И я перепугалась, подумав, что обо мне написали какую-то разгромную статью в газете, или что я неправильно себя вела, и люди не хотят со мной работать. У десятого человека спросила: «Почему?». - «Мы только что посмотрели сериал «Семейные тайны» и подумали, зачем мы судимся? Хотят родственники, чтобы им принадлежало имущество – пусть принадлежит». Адвокат говорит: «Вам же деньги никто не вернет». А он ответил: «Что такое деньги?.. Мы к Богу идем!». Для меня как для режиссера такая реакция на картину была, наверное, высшим счастьем, ведь после фильма люди смогли вырваться из ада, в котором они жили… Более того, одна девочка, дочь моих друзей, посмотрев картину, даже решила креститься. Честно говоря, я молилась, когда снимала сериал: «Господи, я понимаю, что не могу перевернуть сознание людей. Но ведь можно же что-то в душе затронуть, изменить. Сделай так, чтобы люди, глядя на экран, хотя бы внутри себя, увидев тот ужас, который они творили друг с другом в семье, просто сказали: «Господи, прости, больше не буду этого делать!». Кино может воздействовать на душу человека.

Мне всегда казалось странным, когда люди заявляют: «Мои религиозные взгляды – мое личное дело, интимное». Это иллюзия. Потому что человека видно по его поступкам, какой он в быту. Поэтому можно говорить о вере или не говорить, но со стороны все равно видно, «чем дышит» человек. Когда я пришла к вере, у меня было такое состояние: «Всё! Меняю полностью свою жизнь с сегодняшнего дня. Час живу, как понимаю заповеди. Потом еще час, настолько, насколько это мне открывается. И неважно, уволят меня с работы или нет – Господь управит». Так я, с Божьей помощью, постепенно изменяла свое сознание. И потом стало уже легче… Могу сказать: мои страхи, что не будет работы из-за того, что стала искренней христианкой, были ложными. Так лукавый накручивает людей, чтобы отводить от истинного служения.

Лицедейство, актерство Церковью не приветствуется. Поэтому, когда пришла к Богу, у меня была мысль – уйти из профессии. А потом подумала: это же потрясающая возможность говорить, свидетельствовать, помогать людям, используя свой личный опыт. Иногда бывает очень важно, когда ты слышишь от кого-то о чудесах Божиих, это поддерживает. Неслучайно раньше в кругу семьи читали «Жития святых». Ведь это опосредованный человеческий опыт, помогающий нам идти по верному пути. А сейчас основная масса людей получает жизненный опыт через кино, телевидение. Кто-то из американских ученых посчитал, что к 18 годам молодой человек успевает увидеть, благодаря телевидению, порядка 150 тысяч преступлений. Представляете, такого рода негативная информация уходит в подсознание. Неудивительно, что у человека это может сработать в какой-то экстремальной ситуации как некий повод вести себя, согласно увиденному. Ведь это тоже опыт. Поэтому на любом режиссере, да и всяком человеке, которому предоставлена трибуна, лежит огромная ответственность. Потому что наши мысли и слова могут ввести ближних в соблазн.

В Евангелии сказано: «Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят…» (Лк. 17). Главное – нужно сделать шаг, чтобы через тебя соблазн не приходил. Однажды у Серафима Саровского спросили: "Почему мы, батюшка, не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники благочестия?" - "Потому, - отвечал старец, - что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то и жили бы так, как отцы, древле просиявшие подвигами и благочестием; потому что благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была и прежде: ибо, по слову Божию, Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13: 8)."
Нам не хватает решимости следовать за Христом, решимости пойти путем добра… Когда ты осознанно выбираешь какой-то для себя духовный путь, то любые трудности не страшны. К примеру, как сказал отец Киприан Ященков о тех людях, кто делает нам плохо, - они куют нам ступеньки в Царство Небесное (только, если к обидчикам мы относимся по-христиански).
Если бы мы в каждом человеке желали увидеть искорку Бога, Божий Промысел о нем: что Господь через него являет в нашем мире, - это была бы истинная христианская любовь и встреча с Богом. Как говорил Иоанн Кронштадтский, самое большое достояние человека – то, что он есть носитель образа Божьего.
 
- Что такое смирение?

- В свое время очень серьёзно над этим размышляла. У меня характер горячий, и я думала: как это так – смириться, перед чем? В итоге пришла к тому, что смиряться надо перед Богом, Который ставит нас в определённые обстоятельства, посылает какие-то испытания, кои мы должны пройти. Вот перед Кем надо смиряться. Но не перед злом и грехом! Христианство, на самом деле, это воинствующая религия, которая борется с сатаной. В Священном Писании сказано: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». Поэтому вот здесь, на мой взгляд, христианин должен быть действительно воином духовным. То есть – бороться не с плотью и кровью, как это часто происходит, а с духами, противостоять им. Если же смиряемся не перед тем, чем надо, то мы потворствуем греху и дьявольским проявлениям. Мне кажется, смирение – очень тонкое состояние, когда человек должен разбираться, перед чем он смиряется, чтобы адекватно оценивать ситуацию. Ведь можно и сломаться на этом, серьёзно духовно упасть и вообще отойти от веры.

- Что такое Покаяние, с Вашей точки зрения?

- Покаяние, как я понимаю, - это осознание того, ЧТО я неправильно делаю перед Богом. Бывает, человек даже знает, чем он грешит и, вместе с тем, не желает с этим бороться… Однажды приходит ко мне подруга и говорит: «Вот у меня гордость, гнев, блуд…». Ну, а я ей в ответ: «И что? Ты утвердила, что у тебя это есть, а дальше – что?». Самое главное в покаянии – не только понять, что ты неправильно делаешь, а, попросив у Господа прощения за грехи, постараться измениться. Господь даёт силы человеку меняться и преображаться.
В послании к Галатам написано: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное… поступающие так Царствия Божия не наследуют». Почему? Потому что это дела человека, у которого плотское сознание. А есть плод Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» – это результат преображения человека Святым Духом. То есть у человека меняется сознание, его душа, чувства, поведение. У него внутри уже не возникает желания ссориться, ругаться и т.д. – человек внутренне преображается. Это – плод Духа… Вернёмся к нашему сознанию. Человек чем порабощён – тому и раб. Есть плотское, душевное сознание, есть и духовное сознание, когда Господь уже помогает вести себя по-Божьему. Невозможно бросить человеку курить, и, между тем, покуривать – значит, он не бросил: он покуривает. Так же и с грехом. Чем отличаются праведники от грешников? Святые каются один раз и больше в этом не согрешают… Но на такое способен не каждый, и не нам об этом судить.