История туризма. Паломники

Наталья Шауберт
 

Паломничество - pilgrimage — хождение или путешествие к святым местам с определенными культовыми целями.
Первыми туристами на нашей земле были в большинстве своем именно паломники - странники, скитальцы. В отличии от тех исследователей, которых манили новые земли и открытия, как источники богатства и славы, паломники шли туда, где уже родились и выросли до масштабов всеобщего признания исторические, религиозные, культурные символы, знаки, памятники. Строго говоря, настоящий турист, это не тот, кто ищет увеселений и праздности, но тот, кто в вечном поиске впечатлений, знаний, исторических, этнических, эмоциональных открытий. «Кто мы в этой жизни, пилигримы...», поется в известной песне. Пилигрим – странник, путешественник, паломник и пожалуй высшее проявление в этой сфере жизни человеческой, которую мы привыкли называть туризмом. «Жил, путешествовал, писал» - написано в эпитафии, которую завещал выбить на своем могильном камне незрячий литератор, педагог, музыкант, путешественник, полиглот(знал десять языков) Василий Яковлевич Ерошенко. И это - суть существования любого путешественника. Паломничество в той или иной форме принято так же связывать с религиями и языческими культами.
В наше время паломники широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные фирмы, организующие туры и для тех, кто совершает религиозное паломничество, и для любителей светского, культурного, исторического туризма.
В основе паломничества религиозного лежит вера, что молитва, откровение, покаяние должны связываться с неким местом, имеющим отношение к божеству или другому удивительному явлению. Это могут быть горы и скалы, деревья, источники или родники, деревья и леса. Но чаще всего это: жертвенные места, скиты, храмы, захоронения. Особое место занимают захоронения или мощи высокочтимых людей, причисляемых к божествам, святым и др. В античном мире греки и римляне совершали путешествия к отдаленным храмам, германцы к священным рощам. Сегодняшних пилигримов, как и их предшественников по-прежнему привлекают религиозные святыни.
Для иудеев важным местом паломничества является Иерусалим и его Стена Плача, священное место, посещение которого обязательно для евреев, прибывающих в этот город Стена символизирует память разрушения в 70г. города и храма римлянами в наказание за восстание иудеев. Есть в Иерусалиме и современные объекты паломничества, как например Йод-Ва-Шем — обитель скорби, зал памяти шести миллионов евреев, убитых нацистами.
Для мусульман истинный центр паломничества находится в Мекке. . Каждый мусульманин должен совершить хадж в Мекку. Святое место — мечеть Аль-Хараам — в котором находится Кааба - святилище в виде большого куба из серо-зеленых гранитных блоков. В основе положен квадрат, одна диагональ которого направлена с севера на юг, а другая с запада на восток. В одном из углов Каабы укреплен черный камень - главное действие в кульминации паломничества — совершение обхождения Каабы в направлении против часовой стрелки и прикосновение к черному камню Вторым по значению для мусульманского паломничества является город Медина, расположенный в 300 км от Мекки и это расстояние в настоящее время преодолевается паломниками либо на самолете, либо на автомобиле. Здесь похоронен сам пророк. Считается, что каждый, кто совершает хадж в Мекку должен посетить и Медину (желательно до Мекки), поскольку Мохаммед завещал каждому паломнику посетить его могилу.
Сикхи совершают паломничество в Золотой храм в городе Амристсаре на севере Индии. В храме хранится священная книга Гкуру Грант Сагиб, в которой записаны основные положения учения сикхизма. Каждый сикх обязан раз в жизни посетить храм
Буддисты в паломнических целях совершают повторение пути странствий Будды, приверженцы индуизма посещают святые места в храме Джагдиш Шивы в Раджастане, другие храмы Шивы, святые места Кришны и Вишны, а также совершают омовение в водах реки Ганг. Омовение в священной реке Ганг очищает любого, входящего в его воды. Также совершается массовое паломничество к истокам Ганга.
В канун 2000-летия христианства папа Иоанн Павел II выступил с посланием к христианам по вопросу паломничества . В послании дан полный обзор паломничества за все 2000 лет христианства. В основе, конечно же паломничество на Святую землю, Западная церковь признаeт большое и малое паломничество. Большое — к Гробу Господню, в Рим, и в Компостелу, где хранятся мощи святого Иакова. К малым относили паломничество к местным святыням, мощам святых. Кстати сказать, 9 мая почти 1000 лет празднуется день Св. Николая (Угодника). Он считается покровителем путешествующих, в особенности мореплавателей..
Паломничество на Руси можно разделить на два направления, определенные самой историей христианской религии: собственно паломничество на Святую Землю и паломничество по святым местам на территории Руси, как в центре мирового Православия.
К паломничеству на Руси назначались духовные лица, владеющие грамотой и способные донести свои впечатления для церкви. По существу первым русским паломником, который оставил достаточно детальные записки о странствовании на Святую Землю был игумен Даниил. Он оставил записки, известные как «Хождение» (1106—1107гг.), записки были переписаны в большом количестве и многократно издавались большими тиражами в XIXв. Даниил детально описал святыни и географию Палестины этого периода.
Уже в ХII в. на Руси появляются российские пилигримы - «калики перехожие» — люди, для которых паломничество представляло образ жизни. Собственно, это были странники, проводящие жизнь в пути, а их наименование происходит от латинского слова caligae, что означало особый род обуви странников.
Словом калика на Руси также именовали странствующих слепцов, поющих стихи духовного содержания.
Сначала такой калика перехожий ходил в Иерусалим, в Царьград, на Афон, потом странствовал по отечественным святыням.
Важнейшим российским центром паломничества в XVв. Являлась и является Троице-Сергиева Лавра, куда поклониться игумену земли русской, преподобному Сергию, ходили по традиции даже русские цари. Особенно посещаемыми центрами паломничества стали также Саров и Оптина пустынь. Многое о паломничестве на Руси можно узнать из повести И. Шмелева «Богомолье».
Не обошлось без паломничества у коммунистов. Культ коммунистической идеологии возвел в СССР в ранг почитаемого народом вождя Ульянова-Ленина, чье тело, после смерти было мумифицировано и возложено в мавзолей в центре столицы. Огромные очереди атеистически настроенных людей выстраивались перед входом в это культовое здание Москвы. Многие граждане России, верные идее коммунизма, и сейчас продолжают совершать обряд посещения и поклонения своему вождю.
Подобные культы вождей есть и в других коммунистических странах, например, в Северной Корее культ Ким Ир Сена, культ Мао в Китае. Кстати сказать, количество бюстов Ленина и Мао различных размеров, памятников и табличек с именами этих вождей, улиц и проспектов в населенных пунктах является рекордным за всю историю человечества.
В рекламных проспектах многих туристических компаний часто можно увидеть и такой вид современного туризма, как светский туризм, светское паломничество.
Этот вид паломничества лучше назвать культурным. Он существует вне рамок религиозных представлений и связан скорее с культурно-познавательными или просветительскими целями. Это собственно - посещение исторических мест, связанных с жизнедеятельностью национальных героев, поэтов, композиторов, художников например, памятных мест, связанных с именами Пушкина, Есенина, Чайковского и др. в России, Гете, Шиллера, Бетховена, Листа, Баха и др. в Германии, Вольтера, Жан-Жака Руссо, Андре Мальро, Виктор Гюго, Мари Кюри, Александр Дюма во Франции, Вильяма Шекспира, Оливера Кромвеля, Исаака Ньютона, Горацио Нельсона и др. в Англии, Мигеля де Сервантеса, Лопе де Вега, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали и др. в Испании. Список можно продолжать так долго, как долго мы можем вообще говорить о культурном наследии Европы, ее истории и культурных традициях. Старушка-Европа щедра событиями, именами, памятниками истории и культуры и при желании, пытливый ум сегодняшнего путешественника – пилигрима может всюду получить пищу для достойного пополнения своих знаний и впечатлений, прикасаясь, приобщаясь к великому культурному наследию всего человечества.

Статья опубликована в журнале "Гулливер" Германия
в июле 2006 года