Кведлинбург

Наталья Шауберт
Генрих I и заповедник фахверков.

Сентиментальная рождественская немецкая открытка, щемящее воспоминание из светлого беззаботного детства. Утопающий в пушистых сугробах уютный беленький домик с черепичной крышей, расчерченный крестовыми деревянными балками, припорошенная елочка у входа. В маленьких окошках свечи и пирамиды с миниатюрными персонажами из библии на подоконнике… Старая добрая Германия. Страна искусных мастеровых и сказок братьев Гримм. Где ты теперь?


ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ДАЛЕКОЙ

Вот за что следует особо уважать Германию, помимо технических достижений, так это за умение немцев сохранить в своих маленьких городках средневековый колорит. Бродя по узеньким, булыжным мостовым невозможно избавиться от чувства, что того и гляди из-за угла навстречу тебе выйдет пожилой господин с тростью в камзоле и напудренном парике с буклями. А порой и выходят, но это обычно по праздникам, когда горожане с удовольствием обряжаются в старинные одежды. В любом, даже самом современном немецком городе, непременно отыщется десяток другой домов, чьи фасады наискось перечеркнуты балками. Это так называемые фахверки (Fachwerk - нем. От Fach – панель, секция, Werk – сооружение). И они так же типичны для Германии, как избушки с резными ставнями и коньком на крыше в российских деревушках.

 В Саксонии-Анхальт, в местности Гарц, в маленьком старинном городе Кведлинбург таких домов более чем 1200! Почти все они датированы 16-м столетием, и именно благодаря им, сам город получил статус "всемирного культурного наследия" и вошел в список ЮНЕСКО.

Интересна легенда о происхождении названия Кведлинбург, а самое удивительное, что она упоминается в древнерусском сказе о Петре и Февронии Муромских. Рязанская крестьянка Феврония, сидя за ткацким станком, слушает волшебного зайца, рассказывающего старинное немецкое предание о том, как дьявол домогается прекрасной Матильды, дочери императора, Генриха. Однако, продажа ее души состоится лишь в том случае, если девушка хоть на миг уснет в течение трех ночей. "Чтоб воздержать себя ото сна, Матильда сутки напролет ткала драгоценную ткань, а перед нею прыгала собачка, по имени Ведл, или Квидл (Wedl или Quedl) лаяла и махала хвостом...»

Красивая история, что и говорить. Самое интересное - собачка Кведл действительно была. И хозяйка по имени Матильда тоже. Кведл громким лаем предупредила жителей города о приближении врага. В память о чем, ее изображение увековечено на гербе города. Однако, согласно официальной версии Кведлинбург, наречен по имени своего основателя Квитило (Quitilo).

ДО ТОГО, КАК…
Мудрый Квитило выбрал место для будущего города отнюдь не случайно и начал строительство далеко не на пустом месте. Из за удобного стратегического расположения земли эти еще задолго до нашей эры облюбовали херуски.
 Справка: Херуски - германское племя. В 9 н. э. воины этого племени, ведомые вождем Арминием, уничтожили в Тевтобургском лесу три римских легиона.
Археологи частенько находят здесь некогда принадлежавшие херускам артефакты: простейшие механические орудия труда, оружие, кости, посуду. Херуски были земледельцами и животноводами. Они исчезли с этой земли, во времена великого переселения народов и освободили место для новых племен - Тюрингов (Thringe).
Позднее, династия франкских королей Меровингов присоединила тюрингов к своей империи. И только после многочисленных народных восстаний, положивших конец франкскому владычеству на престол взошел Генрих 1 Саксонский, самый влиятельный и даровитый из князей франкского и саксонского дворянства. На выборах в городке Фритцлар (Fritzlar), весь рейхстаг, единодушно, возжелал видеть немецким королем только его.


ДЕЯНИЯ КОРОЛЯ - ПТИЦЕЛОВА
Именно здесь, в Кведлинбурге, в одном из игрушечных фахверковых домиков в 919 году, запыленные курьеры вручили саксонскому герцогу Генриху 1 депешу об избрании его немецким королем. Генрих в эту минуту только-только вернулся с птичьей охоты и даже не успел как следует отдышаться. Поэтому, во всех исторических летописях имя великого короля частенько упоминается вместе с прозвищем «Птицелов».
Первой и самое важной заботой новоиспеченного короля стала защита государства от постоянных разбойничьих набегов сопредельных диких венгерских племен. Был срочно издан указ об укреплении границ империи. Отныне, все крепостные сооружения строились и переоборудовались согласно римскому канону. Генрих-Птицелов с честью исполнил порученную ему славную миссию. Он переформировал войско, создав сильную рыцарскую конницу, и построил в Восточной Саксонии несколько оборонительных замков. 15 марта 933 г в битве при Риаде на р. Унструт венгры были наголову разгромлены. Но Генрих отнюдь не собирался останавливаться на достигнутом. Расширяя пределы империи, король просоединил к своей империи, а впоследствии полностью онемечил племена полабских славян. Свою самобытность и язык до наших дней сохранили лишь одни из потомков полабских славян – лужичане, которых сейчас именуют сербами.
Справка: Полабь ( полабяне), группа западнославянских племен, населявших в кон. 1-го - нач. 2-го тыс. территорию от реки Лаба (Эльба) и ее притока реки Сала (Заале) на западе до реки Одра (Одер) на востоке и до Балтийского моря на севере. Объединялись в племенные союзы: бодричей, лютичей, лужицких сербов.
Так как семья Птицелова по-прежнему проживала в Кведленбурге, вокруг нее быстренько обосновался и королевский двор. Из захолустной полудеревеньки Кведленбург превратился в сильную крепость, где за толстыми стенами мирные бюргеры могли чувствовать себя в полнейшей безопасности, а также место для проведения государственных собраний и торжеств. Мало того, умирая, Генрих-Птицелов завещал похоронить себя именно в Кведлинбурге где с 936 года в крипте (усыпальнице) монастырской церкви («Штифтскирхе») на горе Шлоссберг, и упокоилось с миром тело великого короля.
К сожалению, в 1021 году, после сильнейшего пожара, церковь практически исчезла с лица земли. Но «свято место пусто не бывает», и уже в 1129 году король Лотарь открыл новую церковь. Однако останки Генриха-Птицелова, покоившиеся в каменном саркофаге, таинственно исчезли.
 
 КВЕДЛИНБУРГ КАКИМ МЫ ЕГО ЛЮБИМ.
В конце концов, и новому зданию церкви тоже не повезло. В 1937 году фашисты сожгли алтарь и старинные скамьи. А в 1945 году, при штурме города американские войска подвергли ее постройки мощному артиллерийскому обстрелу. Но, в том же 1945 г, церковь была опять восстановлена. Сейчас здесь размещается Кведлинбургский краеведческий музей.
 «Западная крипта», на территории монастыря вырублена в скале еще в 10 веке и служила прежде для захоронения умерших монахинь. Позднее в ней находились картофельный склад и угольный погреб. Сейчас в крипте устроен ночной бар со средневековым аннтуражем. Темные своды, потемневшие от времени скамьи, тяжелые кружки с темным элем. Честно говоря, впечатляет.
Старейшая часть города — «Мюнценберг», находится на холме, куда ведет лестница из 99 ступеней. Как раз напротив горы Шлоссберг. С холма превосходно просматриваются предгорья Гарца и все городские башни, общим числом восемь. По четыре в современной части Кведлинбурга и на западном участке древней крепостной стены. В середине 14 века в старинной части города насчитывалось 18 башен, а в новой части — 10, но со временем въездные башни, одна за другой приносились в жертву пропускной способности дорог. По счастью, всех их, в первозданном облике успела запечатлеть на своих превосходных гравюрах известная немецкая художница Мериан. Самые же высокое сооружение Кведлинбурга — 72-метровые готические башни церкви св. Николая в новой части города.

С 16 века на холме стали селиться ремесленники, извозчики и музыканты. Согласно древнему анекдоту, мюнценбергские папаши подсовывали своим новорожденным сыновьям монету и дудку. Если ребенок хватался за дудку, то суждено ему было стать музыкантом, если же за монету, то вором. Ну, а коль дитя хватало сразу дудку и монету, то быть ему композитором.
 В 1821 году, когда все рвы и валы, защищавшие стены города, сравняли с землей Кведлинбург окончательно перестал быть крепостью. А от самой городской стены длиной 2290 метров в старинной части города и 1570 метров — в новой части, впервые упомянутой в грамоте 1179 года, нам остались лишь разбросанные там и сям руины, причудливо вплетающиеся в общий архитектурный ансамбль города.
Центральным историческим местом любого немецкого города является рыночная площадь. Крохотная рыночная площадь Кведленбурга, напоминающая то ли театральную декорацию, то ли мультфильм Диснея - не исключение.
У здания ратуши, вечным каменным постовым застыла небольшая, меньше трех метров, статуя кведлинбургского Роланда. Символ рыночного права и свободы, Роланд, олицетворял желание кведлинбургцев подчиняться исключительно императору. О, это было очень серьезное заявление! Ведь со времени открытия на горе Шлоссберг женского аббатства, в течение 460 последующих лет, жизнь города определялась только аббатисами, а горожанам приходилось платить непомерные налоги и акцизы дамскому монастырю, обязанному защищать город в случае опасности. В 1426 году город вступил наконец в Ганзейский союз и в знак обретенной свободы воздвиг на площади у ратуши статую Роланда. А от аббатства св. Марии разрушенного в 1524 году восставшими крестьянами остались только едва приметные развалины. От разгрома уцелела лишь монастырская пекарня, высоченная труба которой до сих пор возвышается над кривыми крышами городка.
 От миниатюрной базарной площади веером расходятся улочки и переулки. Пряничные домики-фахверки, густо изукрашенные глазурью и росписью, лепятся один к другому, поражая великолепием красок. Каждый этаж фахверка готического стиля — это «дом в себе», цокольный этаж выше остальных, а каждый последующий этаж выступает над предыдущим. Это делалось для экономии земли, которая в те времена была очень дорогая. Яркие черепичные крыши – деталь окончательно завершающая образ. Самый древний фахверкхаус на территории Восточной Германии (первая половина 14 века) находится здесь, на «Вордгассе» 3, в нем размещается небольшой музей, посвященный искусству фахверка.
К слову, в старину, кведлинбургские кровельщики применяли два вида черепицы, прозванные в народе «монахиня» и «монах». Чтобы скат крыши получался плотным, без зазоров, а стыки были полностью прикрыты, на двух «монахинь» приходилось накладывать одного «монаха». Этот способ кладки вызывал у горожан множество соленых прибауток и насмешек, пока, стараниями благочестивых аббатис не был строго - настрого запрещен и мастерам пришлось срочно изобретать новый способ укладки, не допускающий двусмысленных толкований.
Любители немецкого романтизма наверняка знают, что самой знаменитой личностью Кведлинбурга, после Генриха-Птицелова считается писатель Фридрих-Готтлиб Клопшток, родившийся 2 июля 1724 года в великолепном особняке неопатрицианского стиля на горе Шлоссберг, где сейчас размещается музей его имени. И если тот особняк горожане любовно называют «старым Клопштоком», то«молодым Клопштоком» безусловно можно назвать памятник писателю, открытый 7июля 1831 года.
Но, вернемся к рождественской открытке со сказочным немецким домиком и рождественскими свечами, освещающими занесенное снегом окно. Каждый, кто хочет увидеть мир древней Германии, непременно должен побывать в маленьком фахверковом Кведленбурге.
 Поезжайте туда зимой, поскрипывая снегом, вдыхая запах ели, глинтвейна и корицы, вы войдете в ту самую уютную и праздничную Германию, знакомую нам по старым рождественским открыткам.
Приезжайте летом, погуляйте по прогретым камням мостовых, поднимитесь выше, в замок, со смотровых площадок которого открывается чудесный вид на город, на черепичные крыши домов и остроконечные пики церквей, а чуть дальше – шумящие кроны вековых деревьев на вершинах Гарца.