Прогулки по Веймару

Наталья Шауберт
"Где ещё Вы найдёте на таком маленьком клочке земли столько прекрасного... Изберите своим местом жительства Веймар!"
Г.Гете
История любого города – это прежде всего история людей, живших в нем.
Спросите любого, с какими именами связано имя небольшого города Веймар, что в Тюрингии? Ну разумеется, вам расскажут о Гете, Шиллере, Листе, Виланде, обязательно будет упомянута Веймарская республика, вы услышите о «нацистских паломниках» Гитлере и Геббельсе, которые приезжали поклониться трудам Великого Ницше. Веймар богат историческими именами.
 Мне же хочется начать рассказ об этом необыкновенном городе с рассказа о русской женщине, о женщине с пассионарной судьбой.
Тихое городское кладбище с православной часовенкой хранит память о ней.
 Великая княгиня Мария Павловна, дочь российского императора Павла первого, которая стала в замужестве Великой герцогиней Веймарской, приехала сюда на возах с богатым приданным в 1804 году и, прожив в этом городе 55 лет, оставила после себя след, значимый для всей Германии. Шиллер даже написал в честь нее драму под названием «Поклонение искусству». Когда же он скончался и оставил после себя безутешную вдову, маленьких детей и дом, за который еще не были выплачены все деньги, именно Мария Павловна оплатила все его долги. Сейчас в этом здании располагается дом-музей Шиллера. Мария Павловна была очень дружна с Гете, именно она пригласила в Веймар Листа, и тот стал дирижером симфонического оркестра города. Помогала она и опальному Вагнеру.
В Марии Павловне удачно сочетались романтизм и трезвый, экономический подход к жизни. Она очень много делала для своих подданных, была удивительно энергичным человеком, настоящей помощницей своему мужу. У них хоть и был династический брак, но оказался он вполне счастливым, Мария Павловна подарила Герцогу троих детей. Овдовев, она продолжала делать все для украшения города, преображения его архитектурного облика. Нет такой области государственной деятельности, в которой она не оставила бы свой уникальный след. Мудрая Герцогиня даже основала сберкассу, в которой можно было получить ссуду под небольшие проценты! В разоренной наполеоновскими войнами Европе, для многих людей это было настоящим спасением. Всякий раз, бывая в Веймаре, я захожу вначале в красивую часовенку из красного камня с золотистыми луковичками куполов, и ставлю свечу: «Светлая память Вам, Мария, дочь Павла – Веймарская Герцогиня».
Гуляя по Веймару и окрестностям, понимаю Марию Павловну. Не влюбиться в эти места просто невозможно, ведь он расположился в очень живописном месте, вблизи знаменитого Тюрингского леса - зелёного сердца Германии.
 Русский писатель и путешественник Н.М Карамзин, посетив Веймар 18-го века писал: «Местоположение Веймара изрядно. Окрестные деревеньки с полями и рощицами составляют приятный вид. Город очень невелик, и, кроме герцогского дворца, не найдешь здесь ни одного огромного дома»
 Веймар и сегодня «очень невелик» – население города всего 64 тыс. человек. Одно- и двухэтажные домики, улицы вымощены брусчаткой, в городе много зелени, парков и бульваров.
Самобытный, чуждый подражанию и подделке, он сохраняет свой облик и стиль: дома XVIII-XIX века, неторопливость, яркие фонари на улицах, немножко Средневековья и Ренессанса вокруг рыночной площади и ратуши, бережно хранимые развалины старинного рыцарского замка. На городском кладбище, где горят свечи в часовенке Марии Павловны - усыпальница двух великих поэтов Шиллера и Гете. И могила верного бескорыстного Эккермана, секретаря Гете, написавшего известные воспоминания «Разговоры с Гете».
И опять же из Карамзина : «У городских ворот меня допрашивали; после чего предложил я караульному сержанту свои вопросы, а именно: «Здесь ли Виланд? Здесь ли Гердер? Здесь ли Гете?» — «Здесь, здесь, здесь», — отвечал он».
По Веймару надо ходить пешком, ну или ездить в каретах, запряженных нарядными лошадьми – они всегда ждут туристов на рыночной площади. Именно так любил гулять Великий Гете. В его доме, ставшим музеем, до сих пор бережно хранится и его прогулочная карета. Выходя на прогулку, он всегда брал с собой множество семян фиалок и, гуляя, просто разбрасывал их вокруг себя. После, весной, окрестности Веймара превращались в настоящие фиалковые луга. И жители города называли цветы фиалками Гёте.
Пешие прогулки по Веймару начинаются обычно с рыночной площади, это центр города, и он сам по себе – один большой исторический музей. Архитектуру зданий, окружающих рыночную площадь, называют еще "осенью средневековья". Особенно запоминаются здание бывшей ратуши и дом Лукаса Кранаха Старшего - гениального немецкого художника, который был, выражаясь современным языком, дизайнером и стилистом своего времени. Именно он, будучи придворным художником курфюрстов саксонских: резал гравюры, лепил модели церковной утвари, создавал ювелирные украшения, эскизы для тканей и гобеленов, изобретал фасоны камзолов и платьев, расписывал стены замков. Кранах создавал стиль эпохи, систему вкусов, собственный канон, которому следовала вся Саксония.
Кстати, именно здесь, на этой площади проходит ежегодный народный праздник лука, история которого началась в 1653 году. Это незабываемое зрелище! От 100 до 300 тысяч зрителей и участников приходят на площадь, участвуют в выставках, пробуют блюда немецкой кухни. Прилавки рынка в Веймаре в дни «горького» веселья заполнены многочисленными сортами лука. Местные ресторанчики составляют праздничное «луковое» меню: луковый суп, салаты, запеканки, пироги, пирожные, мороженное и даже лук в сахарной пудре! И если кто и проливает слезы от лукового изобилия , то непременно при этом поет, танцует или наблюдает за выступлением уличных артистов. А по завершении празднеств избирается Луковая Королева года. Голову красавица венчает корона сделанная из золотистых и красных головок лука.
Но, вернемся к страницам истории великих?
Немного на севере от рыночной площади расположена городская кирха, построенная в позднеготическом стиле. В ней служил и читал свои знаменитые проповеди известный немецкий мыслитель Гердер, «великий ученый и глубокомысленный метафизик», как писал о нем в своих воспоминаниях Н.М. Карамзин.
И кирха, и площадь, на которой она расположена, носят его имя. Посетив кирху, восхитимся алтарём, расписанным отцом и сыном Кранахами. Здесь же, неподалеку, на улице Иакова (Jakobstrasse) находится Kirms-Krackow-Haus, где хранятся личные вещи Гердера. Отсюда совсем недалеко до городского замка - памятника 16-го века. Башня его, знакомая по фотографиям и проспектам, хорошо видна из многих мест города. На первом этаже - экспозиция собрания картин правителя Веймара конца 18-го века герцога Карла Августа.
Несомненную культурную ценность представляет и "Вдовий дворец", в котором более 30 лет прожила мать Карла Августа герцогиня Анна Амалия. Здесь же - экспозиции работ А. Дюрера, Лукаса Кранаха Старшего, К. Моне и многих других художников.
 Именно здесь, в этом дворце за круглым столом встречались знаменитые мыслители, поэты, художники. Среди участников "Круглого стола" были Гердер, Гёте и Шиллер и, конечно же - Христоф Мартин Виланд — крупнейший поэт и идеолог немецкого Рококо, издатель первого в Германии журнала литературы и искусства «Германский Меркурий» (Der Deutsche Merkur), учитель, просветитель, переводчик, подаривший Германии произведения Шекспира.
Рядом с дворцом герцогини, дом –музей Шиллера. Можно запросто зайти в кабинет поэта, посмотреть на его рабочий стол, вид из окна, а еще порисовать пером и чернилами портрет Мастера или скопировать его автограф на пожелтевших листья бумаги в соседней с кабинетом комнатке. Немного южнее дома Шиллера - обширный, двухэтажный, с богатым убранством, с прекрасными лепными потолками, холостяцкий дом Гёте. Этот дом, герцог Карл Август подарил своему другу в 1782 году. Гёте прожил в нём 50 лет. Здесь хранятся реликвии, рассказывающие о жизни и работе великого поэта. В парке над Ильмом, который был заложен автором "Фауста" можно посетить знаменитые Садовый дом и Римский домик Гёте. Здесь встречался он с маленькой цветочницей Христианой, своей тайной женой. Гете, знавший о любви Христианы к танцам, любивший ее неугомонность и веселый нрав, писал в одном из своих редких писем : «приходи на наш мост и принеси мне свои стоптанные туфельки, я их поцелую!»
Как много хранят эти места в памяти своей, великого и забавного подчас. Вот здесь, перед Национальным театром, расположенным напротив "Вдовьего дворца", установлен знакомый нам по многочисленным фотографиям памятник Шиллеру и Гёте. Они рядом, величественны и огромны. Но, что интересно, при жизни эта пара выглядела не так гармонично. Гете был совсем небольшого роста и страдал от излишней полноты, а Шиллер был худ и долговяз.
 Скульптор уровнял двух великих Веймарцев, что наверняка верно отражает роль каждого из них в истории.
Здесь, в Национальном театре в 70-х годах прошлого столетия служил капельмейстером, обласканный Марией Павловной Ф. Лист. В доме его по Marienstrasse 17 (совсем недалеко от дома Гёте) всё сохранилось, как при жизни композитора. Это удивительный музей, который на музей совсем и не похож - устроители сделали все, чтобы сохранить атмосферу дома - под комментарии и информацию о Листе здесь отведена одна комната, а все остальное оставлено в неприкосновенности с 1886 года!
 С Национальным театром связаны и другие важнейшие политические события Германии. С балкона театра Ф. Эберт провозгласил „Веймарскую республику", а десять с лишним лет спустя после провозглашения республики, здесь прошёл съезд нацистской партии, лидеры которой не преминули сфотографироваться на фоне памятника Шиллеру и Гёте.

Ещё несколькими годами позже нацисты построили недалеко от северной границы Веймара концентрационный лагерь Бухенвальд.
 В память о 56 тысячах погибших, здесь постоянно звонит колокол, создан и музей, где хранятся уникальные документы того времени. Историческим памятником является и кладбище советских солдат, что размещается вблизи центра города.

На окраине Веймара, на вершине холма, откуда открывается прекрасный вид на старый город и его окрестности, стоят посеревшие, потерявшие со временем былой лоск особняки прошлого века. Среди них - элегантное двухэтажное здание в стиле «модерн». Это известная каждому, кто знаком с биографией Ницше, вилла на холме - «Silberblick». На фронтоне здания надпись — «Nietzsche-Archiv».
 
А на юго-восточной окраине Веймара, уже в его окрестностях - загородная резиденция Бельведер, построенная в стиле рококо, бывший охотничий замок и летний дворец герцогов Заксен-Веймарских. К дворцу примыкает прекрасный парк. Закончить прогулку можно здесь, просто постояв, любуясь прекрасными видами.
 В переводе с итальянского Бельведер и означает – «прекрасный вид». Мне вспоминаются слова одного французского графа, путешественника: «Съездите в Лондон, но избегайте Мадрид, отправьтесь в Вену, дабы побездельничать там, на досуге, если вы художник — посетите Мюнхен, если ученый — Берлин, однако если, случайно, судьба уготовила Вам несчастие жить не в Париже, то отправляйтесь в Веймар, там, найдете Вы успокоение, а может быть, и счастье”.

Cтатья опубликована в журнале "Гулливер" Германия
в августе 2006 года