От деловых пк-игр к состоятельному будущему

Владимир Шакиев
От деловых ПК-игр к состоятельному будущему
В последнее время к компьютерным играм все больше и больше людей относятся негативно, горячо переживая за своих сыновей и дочерей, буквально, прилипших к мониторам домашних ПК. Мальчишек стараются отвадить от игр-стрелялок, девчонок — от скитания по сайтам знакомств, форумов, женских журналов и по другим тёмным закоулкам Всемирной паутины.
Совсем иные интересы преследуют студенты УГАЭС, подсаживаясь к компам в академических аудиториях. Они погружаются в мир экономической науки. Конечно же, прикладной науки, но когда формулы спрятаны в глубине электронной машины и теории Кейнса, Нэша и других великих экономистов показывают насколько эффективно студент принял решение (израсходовал деньги на маркетинговые расходы, улучшение качества). Практические задачки, запрятанные в компьютерных экономических играх, позволяют будущим экономистам уже в студенческие годы на занятиях почувствовать себя бывалыми рыночниками и научиться принимать управленческие решения.
Впервые студенты академии экономики и сервиса познакомились с системами имитационного моделирования деловой среды в середине 1990-х годов. Тогда экономическая игра была составляющей частью экономической олимпиады. Первые игры были элементарные, не предполагающие участие нескольких участников, то есть не были сетевыми. Прежде, чем появилась постоянная сетевая игра «Никсдорф-Дельта», пришедшая в Уфу, да и не только в Уфу, в Россию, было несколько игр, с помощью которых студенты башкирских вузов проверяли свои экономические знания. Среди них — «Президент» (игра, основанная на применении налогово-бюджетной и денежно-кредитной теорий, что относится к разделам макроэкономики), «Путь к успеху» (первая игра, позволяющая участникам оперировать данными на микроуровне, то есть на уровне управления производственным предприятием с виртуальной рыночной средой). Суть ее — производство и реализация автомобилей по рыночным ценам с применением маркетинговых технологий. В этих играх участвовали студенты факультета экономики сервиса, в том числе и автор этой статьи. Для УГАЭС это было только начало.
В июне 1998 года на базе Башгосуниверситета был организован семинар для преподавателей вузов республике, в центре внимания которого было изучение игры «Никсдорф-Дельта», именно с помощью нее планировалось распространять экономические знания в нашей стране. Начиная с 1999 года, пять лет подряд команда академии экономики и сервиса под руководством тренера — доцента УГАЭС Ольги Валеевой — становилась победителем регионального этапа Всероссийского конкурса по данной игре. В 2004 — 2005 учебном году Фонд Хайнца Никсдорфа, продвигавший игру в России, прекратил деятельность в нашей стране по этому направлению. На российском уровне студенты УГАЭС дважды становились победителями и шестеро из них (В.Сафронов, А.Яковлев, Е.Шильникова, Г.Ахметшина, С.Базунов и Е.Федорова) вместе с тренером Ольгой Валеевой были награждены двухнедельной поездкой по городам и предприятиям Германии.
В прошлом году команда УГАЭС заняла первое место на Международной студенческой олимпиаде «Предпринимательство и менеджмент» в Санкт-Петербурге, а студенты Григорий Мелещик (I место) и Ирина Галиакберова (II место) еще взяли два призовых места в личном составе. Большой отрыв в командном зачете от серебряных призеров олимпиады (первое место — 146 баллов, второе место — 113 баллов) обеспечил успех ребят в деловой игре «Рынки». Ее участники должны были получить максимальную прибыль от созданного в ходе игры четвертого по очереди предприятия. Студенты сами принимали решение о покупке оборудования, сырья, найме рабочих и менеджеров, финансировании хозяйственной деятельности и продажи готовой продукции на рынках сбыта.
Игры играми, но не остается в стороне и учебный процесс. Компьютерная игра «Дельта» была сначала внедрена как один из видов практических занятий по курсу «Менеджмент», а затем и в курсе «Основы стратегического управления деятельностью предприятия на базе систем имитационного моделирования». Наряду с этой обучающейся системой в УГАЭС активно применяется и другая обучающаяся среда «Бизнес-курс корпорация плюс», разработанная хозяйственной единицей МГУ. На базе этой игры проводились многочисленные всероссийские и региональные студенческие олимпиады.
— Чаще всего виртуальные экономические игры являются обязательным атрибутом многих всероссийских соревнований наряду с тестированием и конкурсами научных работ, — рассказывает Ольга Валеева. — Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет на протяжении более 10 лет проводит Международную студенческую олимпиаду «Предпринимательство и менеджмент», центральное место которой отведено деловой игре. По результатам компьютерных состязаний определяются призеры. Плохо то, что семинары и курсы повышения квалификации по обучению использованию систем имитационного моделирования «Дельта» и «Бизнес-курс» в учебном процессе, пока есть только в Москве и Санкт-Петербурге. В нашей академии недавно на базе Бизнес-центра введен такой семинар (72 часа), участники которого получат сертификаты тренера-игротехника, преподавателя-модератора.
Сегодня деловые игры не только позволяют научиться принимать управленческие решения, позволяют адаптировать теоретические знания на виртуальной экономической площадке, дают уверенность в собственных силах, но и вырабатывают стратегического мышления у будущего менеджера. Такие специалисты не потеряются в жизни. К тому же за примерами ходить далеко не надо. Постоянные участники олимпиад разного уровня в составе команды УГАЭС: Владимир Сафронов — работает в одном из крупнейших банков Москвы, Азамат Хуснуллин — работает главным бухгалтером одной из питерских компаний и формирует кафедру в Санкт-Петербургском госуниверситете.
Владимир ШАКИЕВ,
кандидат экономических наук. Новая экономическая газета. Март 2007 года.