Исторические этюды. с. Голочёлово

Евгений Родионов
Храмы и сёла Земли Ступинской. Исторические этюды.*
Храм Пресвятой Троицы. Село Голочёлово.
* * *
Голочёлово – место известное. Столбовой дворянин Н.Д. Иванчин-Писарев, в середине XIX-го века имевший в этих местах поместья, посвятил много сил и времени изучению этих мест.
Полное древнее название села – Троицкое-Голочелово, что на Маковце, это древнейший коломенский Маковец, упомянутый в духовной грамоте Иоанна Калиты и Димитрия Донского. Древнейший храм, по которому Маковец стал селом и проименовался Троицким – по сходству названия с Радонежским, но это название древнее Радонежского. Наряду с названием Троицкое-Голочёлово, употреблялось так же Троицкое на Маковце, а с 1772-го года уже чаще употреблялось Голочёлово.
В этих местах, во времена польско-литовской интервенции 1607-1608-го годов, в Смутное время, в царствование Василия Шуйского шли бои повстанцев Ивана Болотникова, руководимые Прокопием Ляпуновым и Истомой Пашковым, которые совместно обратили в бегство войско Шуйского.
 Здесь, в селе Троицкое-Голочёлово стоял девичий Троицкий монастырь, разорённый литовцами в Смутное время и деревянный Троицкий храм. Позже Троицкая церковь обветшала и была разобрана, а на её месте, на погосте поставили часовню.
А в селе в XVII в. стояла деревянная церковь святителя Николая. У церкви были могилы дворян Хлоповых, владевших также соседним селом Марьинка с 1590 г. В этих могилах покоились останки стольника Кирилла Филипповича Хлопова (ум. в 1690 г.) и Василия Семеновича Хлопова (ум. в 1730 г.), а так же останки супруги Дмитрия Ивановича Бутурлина Анны Васильевны Хлоповой (1708 – 1771 гг.).
 Сын Дмитрия Бутурлина Михаил Дмитриевич Бутурлин построил в селе Голочёлово, по заказу отца в 1752 г. каменную Троицкую церковь. Рядом с ней стояла перестроенная в 1741 г. Алексеем Даниловичем Татищевым каменная церковь святителя Николая (в наше время раскопан фундамент разобранной Троицкой церкви).
Построение двух почти одинаковых церквей, стоящих стенка в стенку в одном селе, имеет свою поучительную историю, ибо причина всякого бессмысленного действия – игра страстей. Стоявшие рядом одна с другой церкви, как это ни парадоксально, были памятником человеческой гордости. Владелец части Голочелова Алексей Данилович Татищев без совета с владельцем другой части села Дмитрием Ивановичем Бутурлиным во время его продолжительного отсутствия перестроил в 1741-м году, стоявшую в селе церковь святителя Николая. Д.И. Бутурлин, возвратившись из поездки, и увидев новую красивую церковь рядом со своей обветшавшей, оскорбился этим и, вручив сыну сорок тысяч рублей, строго наказал, чтобы рядом с Никольским храмом выстроить ещё более благолепный Троицкий храм. Будучи уже в весьма преклонном возрасте, он торопил сына и, уже ослепнув, грозил своим гневом за неисполнение. Сын, то ли позабыв, то ли пожалев денег, выстроил храм меньших размеров. Старик же, почуяв неладное, велел привести себя к наружной стене храма, обмерил кругом обхватами, сокрушившись, горько заплакал и сказал сыну: «Бог тебе судья!».
Так и стояли две церкви рядом до 1872 г., когда обветшавшую Троицкую церковь с наклонившейся колокольней разобрали. А иконы и церковную утварь перенесли в более крепкий и благолепный Никольский храм, а затем, с благословения церковного начальства, Никольский храм переосвятили, как и повелось издревле в этом селе, в храм Пресвятой Троицы с приделами во имя Николая Чудотворца и Иерусалимской иконы Божьей Матери. Жители села даже в конце XIX-го века большей частью были старообрядцами. Приехавшему в село в 1897-м году новому настоятелю, храма священнику Музову, негде оказалось жить. И батюшка был вынужден снять квартиру у жителя этого села, влиятельного старообрядца. Но это было, видимо промыслительно, потому что вскоре жена этого старообрядца стала ходить в Православный Троицкий храм, а вслед за ней и другие раскольники приобщились к новой, для них, вере, что послужило ещё большему миру и согласию в этом селе.
Ныне существующий храм Святой Троицы имеет приделы святителя Николая Мирликийского и Иерусалимской иконы Божьей Матери. В советское безбожное время храм, Милостью Божьей, не закрывался. Прихожанами особенно почитаются иконы пророка Божия Илии, и мученицы Параскевы. Особо чтимая чудотворная икона Божьей Матери, именуемая «Всех Скорбящих Радость» к общей скорби всех прихожан и причта была безвозвратно похищена злодеями.
После Великой Отечественной войны священником в Голочелове стал фронтовик Сергей Константинович Минервин (1893 – 1979 гг.). Он умер в алтаре храма во время богослужения. Прихожане его очень любили за кротость, доброту, отзывчивость и верность Богу. На могильном кресте они высекли надпись: «Добрый пастырь, снискавший себе всеобщую любовь. Приими последний прощальный поклон от оплакивающих тебя твоих бывших прихожан и почитателей. Кроткий был пастырь».
В 1993 г. Троицкий храм села Голочелово, и хозяйственные постройки стали скитом-подворьем Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря. Все сёстры монастыря всегда с радостью проходили послушание в скиту. Им было по нраву то, что на подворье были более суровые условия жизни, благотворно влияющие на монашескую душу. В скиту Голочёлово, в этих нелёгких условиях, воспитывается более чуткое и внимательное отношение друг к другу и навык к строгому распорядку монастырской жизни. В этом запрятанном среди полей и лесов храме поминаются от века усопшие и ныне живущие. И всем молитвенно испрашивается оставление грехов и жизнь Вечная. Удивительный дух древности сохраняется в этом благодатном храме. Он ощущается во внутреннем, десятилетиями неизменном, убранстве храма, в запахах старинного ладана и печи, топленной берёзовыми дровами, в прохладе жаркими летними днями и ласковом тепле в зимнюю стужу и ещё – удивительной тишиной – ни один звук не доносится извне – только молитва и ангельское пение монахинь – Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи...
 
* * * *
 *Исторические этюды составлены, частично используя информацию сайта www.stupinohram ru, а так же из различных других исторических источников, дополнены рассказами местных жителей и подкорректированы личными изысканиями, впечатлениями и воспоминаниями составителя.