Помилуй нас

Ирина Елаева и Георгий Быков
Ирина Елаева, Георгий Быков
"ПОМИЛУЙ НАС"
киносценарий
2007г. Авторские права защищены.





Действующие лица:

Матушка
Михаил
Зоя
Емельян
Баба Люба
Катя
Диакон Александр
Офицер
Художник
Сергей
Отец Олег
Анна
Сыграйко
Слепой
Отец Мирон
Женщина
Первый рыбак
Второй рыбак
Прохожая
Первый мужчина
Второй мужчина
Лектор
Первый водитель
Второй водитель
Третий водитель
Четвёртый водитель
Массовка





Вступление.

Мультипликация.
На чёрном фоне последовательно (сначала вертикальная полоса, потом горизонтальные) возникает православный крест. Серая масса даёт потёки, и на неё опускается ладонь с листом бумаги.
Ладонь убирается, и остаётся объявление:
"Братья и сестры! Все на борьбу с православной неграмотностью! В Покровском кафедральном соборе по вторникам и четвергам работают "Богословские курсы""
Объявление начинает двигаться вправо, становится видно, что оно приклеено на затемнённое стекло чёрной иномарки.
Камера разворачивается, видим уходящую старушку. Вокруг расклеены подобные объявления. На заднем плане много народу и большие ворота с надписью "Рынок".
Мультипликационный кадр сменяется реальным.


Титры.
(Во время этих коротких эпизодов идут титры).

Скромно обставленная комната.
На первом плане, в правом нижнем углу экрана, - Зоя с книгой в руках. Дальше, у двери, в левом верхнем углу экрана, - Михаил.
МИХАИЛ. Нет, ты поедешь! Ты обязана поехать! Я всё решил. Послезавтра мы уезжаем. Собирай вещи.
Михаил выходит из комнаты.
Крупный план Зои. Слышно, как громко хлопнула дверь. Зоя вздрагивает и роняет книгу, из которой выпадает фотография Матушки.


Около монастыря Матушка с фанерной лопатой в руках и бизнесмен, с видом "нового русского", Сергей.
СЕРГЕЙ. И что мне делать? Вы скажите только, а я в долгу не останусь!
МАТУШКА. Да помог уж тут один... Прекрасно сначала: монастырь хорошо обустроил, всё новенькое, чистенькое... Так нет! Говорит: "Только я вам сюда другана своего пришлю, его рукоположили вчера. Будет у вас тут жить и за всем "смотреть"".
СЕРГЕЙ. А чего плохого? Сейчас все из "бизнеса" в храм идут. По-моему, круто.
МАТУШКА. Серёженька, а ты этого "другана"-то видал?
СЕРГЕЙ. Не-а...
МАТУШКА (перекрещиваясь). Уберёг Господь...
Сергей улыбается.


Вид сверху: большие ворота с надписью "Рынок", куча народа, ходящего туда-сюда и. выделяющаяся из общего фона, маршрутка по-середине.
Действие ускоренное (эффект), в результате чего видно, что в маршрутку никто не садится.
Ускоренное действие плавно переходит в реалию.
Водитель Емельян Ёлкин выходит из маршрутки.
Средний план: Емельян курит, облокотившись на маршрутку, которую мы видим наполовину. По переднему плану туда-сюда ходят люди, которых видно смутно (эффект).
Емельян останавливает женщину.
ЕМЕЛЬЯН. Прокатиться не желаете?
ПРОХОЖАЯ (взглянув на ту часть маршрутки, которую не видно). Нет, спасибо!
Прохожая уходит.
ЕМЕЛЬЯН. Эх...
Камера двигается влево и показывает ту часть маршрутки, которая сначала была не видна. Под стеклом автомобиля большая, написанная неровными буквами, надпись: "Центральный рынок - Монастырь".
Камера двигается обратно. Емельян в упадническом настроении.
К маршрутке подходит та же старушка (Баба Люба), что и в мультипликации в начале. Понять это можно по одежде.
БАБА ЛЮБА. Что, не хотят людя в монастырь-то, Емельян?
ЕМЕЛЬЯН (передразнивая). Нет, прямо прут людя в монастырь-то! (Сплёвывает)
БАБА ЛЮБА (с укором). Негоже так-то, Емельян! Вот я сегодня поеду. Рождество ведь. Надо встретить большой праздник как полагается. Заводи свою драндулетку.
Емельян, радостно улыбаясь, бросает сигарету, берёт под руку Бабу Любу и ведёт её к двери салона, обходя маршрутку сзади (на маршрутке надпись: "Ёлкин-транс"). При этом он говорит.
ЕМЕЛЬЯН (изображая "девушек, которые объявляют"). Транспортная кампания "Ёлкин-транс" и лично капитан нашего лайнера Емельян Ёлкин приглашают Вас посетить монастырь в русской глубинке...
Открывает дверь Бабе Любе, помогает ей забраться в салон.
БАБА ЛЮБА (с укором). Емельян!
Емельян, сделав вид, что не услышал замечания в свой адрес, закрывает дверь маршрутки и идёт на своё водительское место, продолжая говорить.
ЕМЕЛЬЯН (серьёзно, думая о чём-то своём). Выбирая нашу транспортную кампанию Вы выбираете жизнь... (Садится на своё место) Счастливого пути...
Емельян заводит маршрутку.
БАБА ЛЮБА (только голос). С Богом!
Вид сверху: маршрутка сигналит, люди расступаются, автомобиль, не спеша, уезжает.


У монастыря. Всё те же: Матушка и Сергей.
СЕРГЕЙ. Ну, вы тут это... Помолитесь за меня...
МАТУШКА. Конечно. Иди, Серёженька, иди, родной.
Сергей отходит на несколько шагов, потом возвращается.
СЕРГЕЙ. Это... С прошедшим Новым годом! И с этим... С Рождеством ещё не наступившим!
МАТУШКА (смеясь). Иди уже! Иди с Богом, христианин!
Сергей, сникнув, уходит. Матушка перекрещивает его.
Камера оборачивается на Сергея. Он подходит к своей чёрной иномарке и видит объявление о Богословских курсах. Срывает его, читает. Садится в машину и уезжает.
Камера возвращается к Матушке. Она начинает расчищать фанерной лопатой снег около крыльца монастыря. Молится.
МАТУШКА. Господи Иисусе Христе! Заступи, сохрани и помилуй раба твоего Сергия! Сохрани эту чуткую и возвышенную душу от гибельного отчаяния! Пошли ангелов Своих утешить сердце его!
После первой фразы ("Господи Иисусе Христе!") камера начинает подниматься. Параллельно с молитвой Матушки начинает звучать псалом.
Сцена заканчивается видом сверху: монастырь и расчищающая снег Матушка.


Сцена первая.

Остановка. Автобус. Из автобуса выходит Михаил. Слышится: "Покровский собор. Следующая остановка - игровой клуб "Крыша"". Шум отъезжающего автобуса.
С первыми шагами Михаила слышится жалобный голос:
СЛЕПОЙ. Помогите!
МИХАИЛ. Где Вы?
СЛЕПОЙ (жалобно). Помогите, добрый человек, слепому!
Михаил идёт на голос. Обходит остановку и едва не падает, споткнувшись о стоящего на четвереньках странного, бедно одетого, человека в чёрных очках.
МИХАИЛ. Что случилось?
СЛЕПОЙ (жалобно). Помогите калошу найти. дорогой прохожий... (С нормальной интонацией) Валенок дырявый... Я же замёрзну! (Жалобно) Помогите слепому! (С нормальной интонацией) Где-то тут была...
МИХАИЛ. Сейчас посмотрю.
Михаил нагибается, шарит по снегу. По заднему плану проходит Зоя, но он её не видит. Зоя садится в такси и уезжает.
Михаил находит калошу и помогает Слепому её надеть. Слепой в это время вынимает их кармана Михаила кошелёк и прячет его.
СЛЕПОЙ (жалобно). Спасибо! (С нормальной интонацией) Кстати, который час? (Смотрит на дорогие наручные часы) За мной скоро придут. Идите.
Михаил пожимает плечами и уходит. Он идёт параллельно женским следам, но в другую сторону (это следы Зои).
Под фонарём две пары следов заметает снег. Звучит псалом.


Сцена вторая.

Михаил заглядывает в конференц-зал административного здания собора.
За кафедрой юный преподаватель возвышенно рассуждает о теодиции, энтилехии и эйдосе. Слушатели, некоторые в одежде, в основном - пожилые женщины, тщетно борются со сном. Лишь на первых рядах самые стойкие и преданные слушатели широко распахнутыми глазами глядят на преподавателя. Но и в этих взорах - сонная одурь от жары и усталости. Но одного человека дремота не трогает - на первом ряду сидит и внимает каждому слову бизнесмен Сергей.
Михаил закрывает дверь и садится на длинную скамью рядом. На скамье сидят двое людей в экипировке для зимней рыбалки.
Дверь конференц-зала открывается и из неё выходит женщина средних лет в очках.
ЖЕНЩИНА (Михаилу). Здравствуйте. Вы Зою ищете? В монастырь она поехала, на службу на рождественскую, к Матушке своей этой. Сюда заглянула. старосте сказала, что поехала и на таксю.
МИХАИЛ. Когда?
ЖЕНЩИНА. Да вот, около получаса назад всего...
МИХАИЛ (вскакивает). Спасибо! Спасибо огромное!
Михаил бежит к выходу. Женщина крестит его во след и уже собирается идти назад в зал, как её останавливают рыбаки.
ПЕРВЫЙ РЫБАК. Сестра, а у отца Мирона скоро лекции?
ЖЕНЩИНА. Минут через пять...
ВТОРОЙ РЫБАК. Мы тут рыбки ему наловили... (Показывает мешок)
ЖЕНЩИНА. Апостолы...
ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ РЫБАКИ (взглянув на друг друга). А то!


Сцена третья.

Полутёмный коридор. Впереди - входная дверь.
Входит Отец Мирон. Закрывает широкой грудью и солидным животом дверь. В это время по коридору к этой двери бежит Михаил. Отец Мирон, широко улыбаясь, оттесняет бегуна назад. В руках священник держит карты, книги и указку.
ОТЕЦ МИРОН. Взявшийся за ермо и оглядывающийся назад неблагонадёжен в глазах Господа...
Подбегают двое мужчин, перебивают Отца Мирона.
МУЖЧИНЫ (говорят не вместе, тараторят). Отец Мирон, благословите!
Мужчины складывают руки под благословение и становятся на поклоне.
ОТЕЦ МИРОН. Поочерёдно. Ты указку пока возьми. (Даёт одному карты, книги и указку)
Пока Отец Мирон благословляет, Михаил, пятясь, уходит.
ОТЕЦ МИРОН (про Михаила). Так-то вот пастыря слушаются овцы-то...
МУЖЧИНЫ (взглянув друг на друга). А то...


Сцена четвёртая.

В маршрутке Емельяна. Автомобиль весь увешен надписями и картинками: "Орешки и семечки кушать вместе с шелухой", "Место для удара головой", "Кричите громче - водитель глухой" и т.д. и объявлениями о Богословских курсах, которые уже успела развесить Баба Люба.
ЕМЕЛЬЯН. Слышь, мать, по моему меня кто-т тормозит! Гляди чего - вояка! Надо это дело потом с ним отметить.
Емельян тормозит. В маршрутку забирается офицер, усаживается на сиденье, достаёт деньги.
ОФИЦЕР (Бабе Любе). Передайте, пожалуйста... (Засыпает)
ЕМЕЛЬЯН. Ёлки зелёные! Он ещё говорить умеет! И за проезд платит! Точно отметим вместе! (Берёт деньги) Эй, командир!
БАБА ЛЮБА. Раз Бог привел, пущай едет. Мой Коленька-то тоже в офицерах голову сложил... Пущай едет, он смирный.
Офицер откидывает голову. По его глазом синяк.
ЕМЕЛЬЯН. Пока спит носом к стенке... Ладно, едем.
Раздаётся колокольный звон (искусственный). Емельян достаёт сотовый телефон.
ЕМЕЛЬЯН. Кому там чё ещё надо? (В телефон) Чего тебе, божий человек? Здарово, Миха! Не, не оч давно. И много денег было? А, ерунда! А это - фигня! Ладно, сейчас приеду, жди.
Емельян пытается поехать, но машина глохнет.


Сцена пятая.

Михаил стоит на остановке (той же, что в первой сцене), около уха - мобильник. Слышно голос Емельяна Ёлкина.
ЕМЕЛЬЯН (орёт). Не заводится, блин, и всё тут!
Михаил отводит от уха мобильник и с неприязнью смотрит на него.
ЕМЕЛЬЯН (продолжая орать). Не заводится, хрень такая, и всё тут!
Михаил закрывает мобильник и поднимает руку. Но машина проносится мимо, поднимая клубы снега.
Михаил вздыхает и идёт дальше. При появлении каждой машины он поднимает руку, но никто не хочет останавливаться.
Вид сверху: медленно бредущий куда-то Михаил, изредка проезжающие машины. Звучит псалом.


Сцена шестая.

Около монастыря. Матушка и Зоя. Зоя плачет.
МАТУШКА (Зое). Да успокойся ты! Он любит тебя, любит! Так любит, что и не знаю, как сказать. Ты тоже хороша. Да, предложили мужу работу в другом городе, но что, это повод для ссоры? Как же вы жить-то вместе собираетесь, если друг от друга бегаете? Сели бы да поговорили.
ЗОЯ. Поговорили уже...
Матушка. Ну всё, хватит. Помиритесь. Пойдём, принцесса, пойдём, помолимся. Помощи попросим. Я ведь чувствую, ищет он тебя.
Матушка включает свет около храма. Вместе с Зоей они вздрагивают - на паперти стоит девочка и держит в руках мишку. Это Катя.
МАТУШКА. Здравствуй. Ты давно здесь стоишь? Замёрзла?
Катя кивает. По её щекам начинают течь слёзы.
МАТУШКА. Вечер рыдающих дам.
 Дамы, пойдёмте во храм.
 В храме тепло и покой,
 Двери толкните рукой...
 Ну, давайте, помогайте!
Все вместе открывают дверь и входят в храм. Матушка включает электрический свет, берёт из свечной коробки три свечи. Даёт по одной Кате и Зое, одну свечку оставляет себе.
МАТУШКА. Пойдёмте.
Идут к иконам. Крестятся, зажигают и ставят свечки. Матушка начинает читать "Молитву ко Пресвятой Богородице".
МАТУШКА. Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых, и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице, зриши мою беду, зриши мою скорбь: помози ми яко немощну, окорми мя яко странна: обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве тебе, ни иныя предстательнице, ни благия оутешительницы, токмо тебе, от Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши, во веки веков, аминь.

Камера "смотрит" на подсвечник. Вторым фоном ("растворено" в кадре с подсвечником) появляется костёр. Около костра Михаил, женщина (Анна) и мужчина (Отец Олег) в одинаковых зимних плащах. Второй фон исчезает.

Матушка прикладывается к иконе. Потом Зоя и Катя.
КАТЯ. А мишке можно?
МАТУШКА (улыбаясь). Пока можно.
КАТЯ (благодарно). Спасибо!
Катя прикладывает мишку к иконе и что-то шепчет ему на ухо.
МАТУШКА. Мне ехать надо. А то вы на рождественскую службу, а у нас служить некому. У нас тут только я, да диакон этот, Александр...
ЗОЯ. Это тот, которого вам спонсоры прислали?
МАТУШКА. Да, прости Господи... Идите в дом, а я за Диаконом Александром.


Сцена седьмая.

В доме Диакона Александра. Матушка стоит в тёмном коридоре перед дверью.
МАТУШКА (шепчет). Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас.
Открывает дверь. За дверью - огромный плазменный телевизор и большой белый кожаный диван. По телевизору - мистический триллер, звучит тревожная музыка.
МАТУШКА (громко). Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас!
Экран телевизора гаснет. С дивана поднимается огромный парень с длинными волосами и бородой, в рваных джинсах и футболке с изображением Боба Марли - Диакон Александр.
МАТУШКА. Ехать надо срочно, отче. За священником. А то у нас гости.
ДИАКОН АЛЕКСАНДР (капризно). Напугали ведь! Ну, надо так надо...
Выходят в коридор. Там стоят Зоя и Катя. Отец Александр включает свет.
КАТЯ. Я с вами поеду!
МАТУШКА. Вы здесь оставайтесь. Скоро ещё гости приедут, а дом пустой. А мы скоро.
Отец Александр и Матушка уходят.
Зоя берёт Катю за руку.
ЗОЯ. Пойдём.
КАТЯ (вырывается). Я с ними поеду!
Катя быстро убегает. Зоя бежит за ней, но не успевает за шустрой изворотливой девочкой.
ЗОЯ (вдогонку). Нельзя! Это непослушание, Катя!
Камера показывает бегущую вдаль коридора Катю.


Сцена восьмая.

Около монастыря. Катя выбегает из храма, видит джип. Открывает дверцу, садится на заднее сиденье и тихо закрывает дверцу.
Смотрит на мишку.
КАТЯ (мишке). Тоже спать хочешь?
Целует мишку и ложится на него.
Диакон Александр открывает Матушке переднюю дверцу джипа. Матушка садится. Отец Александр садится на водительское место. Заводит машину. Едут.
Крупный план Матушки. Она мысленно молится (звучит её голос).
МАТУШКА. Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй твоего служителя Диакона Александра! Открой ему всё величие дел небесных! И пошли нам священника доброго, жизнь которого была бы примером этому большому неразумному дитяти! А то ещё женится, и будут из-за телевизора ссорится!
Крупный план Диакона Александра.
ДИАКОН АЛЕКСАНДР. Что-то я пугливым стал. Вот ведь искушение. Вчера вечером сижу, и кажется мне, что кто-то сзади ко мне подкрадывается... Тихо так подкрадывается...
МАТУШКА. Если бы я фильма три за вечер посмотрела, то воочию бы тьму увидела!
ДМАКОН АЛЕКСАНДР. Да, тьму... Только я повернусь - всё замирает. А потом опять боковым зрением вижу - двигается кто-то! Вот и сейчас мне кажется, что на заднем сидении кто-то есть... И сейчас как поднимется оттуда...
Отец Александр пытается заглянуть назад, но Матушка его останавливает.
МАТУШКА. На дорогу смотри!
Свет встречного автомобиля. Из-за сидения подымается Катя. Из-за свету у неё белое лицо.
КАТЯ. Мне страшно... (крепко обнимает мишку)
ДИАКОН АЛЕКСАНДР (кричит). А-а-а-а-а...
Вид сверху: машина виляет, скатывается с дороги и валится на бок. Другие машины тормозят, из них выходят люди и идут к джипу диакона.


Сцена девятая.

Около свалившейся машины. Несколько разных по возрасту и социальным группам водителей вместе достают Матушку, Катю и Диакона Александра, который, запинаясь, пытается читать "Да воскреснет Бог..." (Псалом 67).
Матушка, не выдержав, начинает смеяться. Катя решает заплакать, но, глядя на Матушку, тоже начинает улыбаться.
ПЕРВЫЙ ВОДИТЕЛЬ (второму). Это шок.
ТРЕТИЙ ВОДИТЕЛЬ. Ага.
Подходит ещё один.
ЧЕТВЁРТЫЙ ВОДИТЕЛЬ. Чё случилось, братва?


Сцена десятая.

В салоне какой-то машины. Матушка, Катя и Четвёртый водитель. Водитель в тени. Видно только его сильно татуированные руки и огонёк папиросы. На стекле висит икона, на иконе - чётки. Звучит шансон.
Крупный план Матушки. Она мысленно молится ("Молитва о всех заключённых") - звучит её голос.
МАТУШКА. Господи Иисусе Христе, Боже наш, святаго Апостола Твоего Петра от уз и темницы без всякаго вреда свободивый, приими, смиренно молим Ти ся, моление сие милостивно во оставление грехов рабов Твоих, в темницу всаждённых, и молитвами того, яко Человеколюбец, всесильною Твоею Десницею от всякаго злаго обстояния избави и на свободу изведи.


Сцена одиннадцатая.

На заснеженной пустой дороге. Из машины выбираются Матушка и Катя. Машина уезжает.
МАТУШКА. Пойдём.
Матушка и Катя идут по направлению к лесу утопая в снегу и разговаривают. Камера в это время медленно поднимается.
МАТУШКА. А сегодня почему убежала?
КАТЯ. А опять гости пришли. Они весь день ели, пели... А потом гости ушли. Только дядя какой-то остался. Мама сказала, чтобы я спать шла. И дверь свою закрыла.


Сцена двенадцатая.

У костра. Михаил, Матушка, Катя, Отец Олег и Анна в плащах.
МИХАИЛ. Значит, Зоя у Вас. Рад знакомству. Мне она много о Вас рассказывала.
Матушка смотрит в глаза Михаилу. Он пытается выдержать взгляд, но у него это не получается. Он достаёт платок, снимает очки и начинает вытирать их.
МАТУШКА. И что рассказывала?
Звучит искусственный звон колоколов (но не такой, как у Емельяна) - у Михаила звонит телефон. Михаил берёт трубку - это Емельян. Всем слышно его голос.
ЕМЕЛЬЯН (орёт). Завелась, блин, зараза такая! Завелась, Мишка, завелась, тостер недоделанный!
МИХАИЛ (спокойно). Да, я слушаю Вас. Говорите, пожалуйста, тише.
ЕМЕЛЬЯН (продолжает орать). Завелась, твою мать! Скоро буду, ты где обитаешь?
МАТУШКА (Михаилу). 22 километр.
МИХАИЛ (в телефон). 22 километр.
Михаил закрывает телефон и кладёт его к себе в карман.
МИХАИЛ. Извините.
КАТЯ. Я и не такие слова знаю!
МАТУШКА. Выучить-то их не сложно, а вот забыть... Бог простит нас. (Отцу Олегу) Значит, Вы священник? Мы как раз ехали за кем-нибудь. Но не доехали. Вы у нас не отслужите рождественскую?


Сцена тринадцатая.

Маршрутка. Едут. Емельян, Баба Люба и Офицер.
Емельян пытается найти какую-нибудь музыкальную радиостанцию. Но натыкается на рекламу. В раздражении он ищет музыку среди кассет и дисков и не замечает, как на дорогу выскакивает Художник, одетый во всё белое, и бежит навстречу. Подняв глаза на дорогу, Емельян резко тормозит. Баба Люба охает, Офицер валится на пол.
ЕМЕЛЬЯН. Охренел народ!
Емельян выбирается из маршрутки и видит встающего с земли Художника, помогает ему подняться.
ЕМЕЛЬЯН. Цел? Слава Богу! Ты что ж это творишь, малышка Каспер?
БАБА ЛЮБА (из маршрутки). Только без припева, Емельян!
ЕМЕЛЬЯН (Бабе Любе). Как же тут без припева?
ХУДОЖНИК (хватает Емельяна за руку). Умоляю, скорее поехали! Они за мной гонятся!
ЕМЕЛЬЯН (взглянув в лицо Художнику). Ну, садись...
Художник забирается в маршрутку, закрывает за собой дверь, перешагивает через Офицера.
ОФИЦЕР (во сне). Раз, два, три! Левой, левой! Пошёл, пошёл!
Художник садится на сидение. Емельян заводит машину. Едут.
ХУДОЖНИК (Офицеру). Эй, товарищ! (Тормошит Офицера рукой)
Офицер встает, отдаёт честь, садится на сидение и снова засыпает.
ХУДОЖНИК (Емельяну). Скорее!
ЕМЕЛЬЯН. Видишь - едем. Повествуй пока. На хулиганов нарвался? Здесь это запросто, я этот район знаю. Сам пару раз огребал тут по полной.
ХУДОЖНИК. Они вышли из стены... Они иные...
ЕМЕЛЬЯН. У-у-у-у-у...
ХУДОЖНИК. Я не пью.
ЕМЕЛЬЯН. Ага, Не курю и не колюся,
 И не нюхаю я клей,
 Но натираюсь "Блендаметом" -
 Вместе будет веселей!
 Ты чё за пургу гонишь, брат участкового терапевта?
ХУДОЖНИК. Я уверяю Вас!
БАБА ЛЮБА. Успокойтесь Вы! Кто из стены-то вышел?
ХУДОЖНИК. Духи...
ЕМЕЛЬЯН. У-у-у-у-у...
БАБА ЛЮБА (не обращая внимание на Емельяна). Вы кто? Как Вас зовут?
ХУДОЖНИК. Я художник Иван Гогов.
ЕМЕЛЬЯН. Как?!
От громкого возгласа просыпается Офицер.
ОФИЦЕР. Смирно!
ХУДОЖНИК. Иван Гогов.
Емельян, Баба Люба и не до конца всё понявший Офицер ("за компанию") начинают громко смеяться.
ЕМЕЛЬЯН. Вангогов!
ХУДОЖНИК (более отчётливо). Иван Васильевич Гогов!
ЕМЕЛЬЯН (тормозит). Всё... (Опускает голову на руль)
ХУДОЖНИК. И что тут смешного?
Баба Люба утирает слёзы смеха и машет рукой. Офицер кладёт голову на сидение рядом. Смеётся немного и снова засыпает.
ХУДОЖНИК. Ну, я привык уже. Почти. Пусть Вангогов... Хоть паспорт смени...
ЕМЕЛЬЯН. И фотографию свою нарисуй без уха... Ладно, едем. (Заводит маршрутку)


Сцена четырнадцатая.

На обочине. Михаил, Матушка, Катя, Отец Олег и Анна в плащах.
Подъезжает маршрутка. Михаил подходит к водительскому окну.
МИХАИЛ. Что так долго?
ЕМЕЛЬЯН. В салон глянь. (Разглядывает Отца Олега и Анну в плащах) Да у вас тут Бетмен, Робин... Добро пожаловать в дурдом на колёсах!
Все забираются в маршрутку. Но маршрутка вновь не заводится. Емельян выбирается из машины. Следом за ним - Матушка.
ЕМЕЛЬЯН. Во дура! (Бьёт маршрутку по колесу) Видит Матушку!
МАТУШКА. Емельян, не сквернословь! Машина и этого не терпит! А ребятам твоим каково? Вот и болеют.
ЕМЕЛЬЯН. Да что б Вы понимали в нашей жизни!
Матушка, вздохнув, идёт в маршрутку. Емельян идёт на водительское место.
Машина, наконец, заводится. Емельян снова пытается поймать радиостанцию, но приёмник только трещит. Тогда он снова начинает перебирать кассеты и диски, потом смотрит в зеркало заднего вида, встречает недовольный взгляд матушки и складывает кассеты назад.
МАТУШКА. А хотите услышать настоящую русскую песню? Емельян, останови у крайнего дома.
Маршрутка проезжает ещё чуть-чуть и останавливается.
МАТУШКА. Спасибо. Я сейчас.
Выходит из маршрутки.
БАБА ЛЮБА (обращаясь к мужчине и женщине в плащах). А вы кто будете?
ОТЕЦ ОЛЕГ. Я Олег. Священник. А это жена моя, Анна.
ЕМЕЛЬЯН. Какие люди и без гармони!
Возвращается Матушка с пожилым человеком в полушубке и ушанке, в руках у него аккордеон. Открывают дверь в маршрутку и стоят на улице.
ЕМЕЛЬЯН. О-па! А вот и гармонь!
МАТУШКА. Знакомьтесь. Это - Семён Николаевич Сыграйко.
СЫГРАЙКО (кланяется). Здравствуйте, славяне!
МАТУШКА. Ребят, пересядьте, пожалуйста. (Анна и Отец Олег пересаживаются. Сыграйко) А Вы сыграйте нам что-нибудь. Я Вас очень прошу.
Семён Николаевич забирается в маршрутку, садится. Матушка тоже забирается, закрывает дверь, садится.
СЫГРАЙКО. Уважу собрание. Только помолчим с минутку. Духом соберусь. Да и свет можно выключить.
Емельян выключает свет. Несколько секунд тишина.
СЫГРАЙКО. "Прощальная".
Сыграйко начинает играть проникновенную мелодию. Камера неспешно показывает лица присутствующих.
Емельян смотрит в боковое окно. Из глаз Бабы Любы текут слёзы. Анна и Отец Олег обнялись. Катя уткнулась в Матушку, та её обнимает. Михаил смотрит в пол. Художник закрыл лицо руками. Офицер, сопя, начинает просыпаться.


Сцена пятнадцатая.

Под ту же музыку аккордеона.
Вид сверху: заброшенная деревня, в центре разрушенный храм. Камера начинает спускаться. У храма стоит вся в белом Матушка. Она молится.
Музыка немного затихает, её начинают перебивать звуки: крики, выстрелы, лязганье чего-то металлического, команды. Разрушенный храм плавно переходит в неразрушенный (эффект). У храма стоят женщина и девочка.
Крупным планом лицо священника. Его толкают и уводят красноармейцы. Он оглядывается и смотрит на девочку, которую прижимает к себе плачущая женщина. Крупным планом лицо девочки, которая смотрит во след священнику. растворяясь (эффект) лицо девочки превращается в лицо Матушки.


Сцена шестнадцатая.

Внезапно раздаются злые выкрики сонного Офицера.
ОФИЦЕР. К стенке тебя, сволочь, к стенке! (Художнику) Ты кто? А?
Офицер толкает Художника, тот падает на пол. Катя присаживается рядом с ним и гладит его по голове. Офицер замечает Матушку.
ОФИЦЕР. И тебя прихлопнем!
Отец Олег, Михаил и Художник пытаются встать на защиту, но Офицер лёгким движением толкает их обратно. Ребята валятся на сидения. Емельян лезет в салон с монтировкой.
МАТУШКА. Ну, стреляй! Сейчас стреляй! (Поднимает руки)
ОФИЦЕР (пьяно улыбаясь). Стрельнём.
Офицер шарит по карманам, но находит только початый шкалик. Тупо смотрит на него.
МАТУШКА. Выпей. Ты же пьёшь перед расстрелами.
ОФИЦЕР. Тяжёлая работа.
МАТУШКА (крестит бутылочку). Пей.
Офицер допивает. На его лице возникает недоуменное выражение. Он бросается из маршрутки.
КАТЯ (Матушке). Подумай о чём-нибудь хорошем. Я, когда мне плохо, о мишкиной стране думаю. Как мы будем там жить с мамой и папой. Я буду их любить. И они меня.
Матушка улыбается.
МИХАИЛ. Пойду посмотрю.
Выходит.
Камера смотрит из маршрутки.
МИХАИЛ. Как Вы?
ОФИЦЕР (нормальным голосом). Спасибо. Терпимо. Где я?
МИХАИЛ. Мы в монастырь едем. На рождественскую. Вас в городе подобрали совсем пьяного. Вот и путешествуете с нами. Если хотите, можете уехать.
ОФИЦЕР. У меня денег нет. Да и некуда мне ехать. Если простите, то я с вами.
МИХАИЛ. Поехали.
Офицер и Михаил залезают в маршрутку. Офицер садится рядом с Художником, но тот в ужасе пересаживается.
ОФИЦЕР. Простите меня. Много я тут набедокурил?
МАТУШКА. Бог простит. Емельян, поехали.
Емельян пробует завести маршрутку, но та не поддаётся.
Емельян (гневно). Опять не заводится, дебильное железо! (Видит в зеркало заднего вида, как Матушка крестит его, замирает и спокойно и медленно говорит) Совсем поломался, старый автомобиль. В чём же здесь проблема?
Все смеются. Но автомобиль начинает медленно тарахтеть и трогается с места.
ЕМЕЛЬЯН. Твою мать!
Машина начинает работать с перебоями.
ЕМЕЛЬЯН. Но так не бывает... Ладно, прости, старушка.
Маршрутка едет. Но проезжает немного и снова глохнет.
БАБА ЛЮБА. Выходить, что ли?
ЕМЕЛЬЯН (передразнивая). Выходить, что ли!


Сцена семнадцатая.

У маршрутки. Все стоят на улице. Емельян возится в.
ЕМЕЛЬЯН. Всё. Закрываемся на ремонт.
АННА. Что делать будем?
ЕМЕЛЬЯН. Машины ловить. И в ведро складывать.
Все разбредаются кто куда.


Сцена восемнадцатая.

Из-за поворота появляется джип.
МАТУШКА. О, помощь!
Джип останавливается, из него выходит Диакон Александр.
МАТУШКА. Что ж так долго?
ДИАКОН АЛЕКСАНДР. Ну, как... Российская милиция... Что тут у вас?
ЕМЕЛЬЯН. Всё...
ДИАКОН АЛЕКСАНДР. Понятно.
Идёт к своему джипу, достаёт трос. Вместе с Емельяном прицепляют.
ЕМЕЛЬЯН. Загружаемся, ребят.
Все залезают в маршрутку. Последние - Отец Олег, Анна и Катя. Отец Олег и Анна идут к маршрутке, а Катя стоит.
АННА. Пойдём.
КАТЯ. Я с ним (Указывает на Диакона Александра).
ОТЕЦ ОЛЕГ. Зачем?
КАТЯ. Пойдём!
Берёт за одну руку Отца Олега, за другую - Анну и ведёт к джипу.
КАТЯ (Диакону Александру). Можно я с Вами?
ДИАКОН АЛЕКСАНДР. А не боишься?
КАТЯ. А ты?
ДИАКОН АЛЕКСАНДР (улыбаясь). Садись.
КАТЯ. Они со мной. (Смотрит на Отца Олега и Анну)
ДИАКОН АЛЕКСАНДР. И вы садитесь.
Вид сверху: все рассаживаются, едут. Звучит псалом.


Сцена девятнадцатая.

Около монастыря. Из машины Диакона Александра и маршрутки Емельяна выходят все герои. Последний Михаил.
Около храма стоят Зоя и бизнесмен Сергей.
Михаил и Зоя видят друг друга, бегут друг к другу, обнимаются, смеются.
МАТУШКА. И делов-то... Господи, дети совсем!
Сергей подходит к матушке.
СЕРГЕЙ. Здравствуйте!
МАТУШКА. А ты что тут делаешь?
СЕРГЕЙ. Так это... Мне сказали, что на Рождество нужно ночью в храме быть.
МАТУШКА (смеётся). Правильно сказали.
Диакон Александр становится посерёдке народа.
ДИАКОН АЛЕКСАНДР. Братья и сестры! Сейчас мы пойдём в храм, чтобы... Пойдёмте, в общем, уже в храм!
Все начинают идти в храм, перекрещиваются перед входом, входят.


Сцена двадцатая.

Рождественское богослужение. Отец Олег и Диакон Александр читают молитвы и рождественские тропари.
Михаил и Зоя молятся. Звучит их внутренний монолог.
МИХАИЛ И ЗОЯ (не вместе, Михаил немного "запаздывает"). Господи, помоги нам вместе долго жить и не ссориться! Помоги и помилуй нас!
Катя смотрит восторженно на икону Божией Матери. Крупный план.
КАТЯ (шепчет). Господи, сделай так. чтобы у меня была такая мама, как у тебя!
К Кате подходит Анна. Катя находит похожими Анну и Матерь Божию на иконе. Обе улыбаются. Анна протягивает Кате руку. Катя смотрит на руку и даёт свою.
АННА (внутренний монолог). Господи, помилуй нас! И помоги!
Баба Люба молится. Рядом с ней стоит Офицер.
БАБА ЛЮБА (внутренний монолог). Господи, помоги, сохрани и помилуй меня и солдатика этого несчастного!
ОФИЦЕР (Бабе Любе). Простите меня.
БАБА ЛЮБА. За что, сынок?
ОФИЦЕР. За всё.
БАБА ЛЮБА. Бог простит.
Офицер улыбается.
Молится бизнесмен Сергей. Крупный план.
СЕРГЕЙ (внутренний монолог). Господи, сделай так, чтобы всё в бизнесе у меня нормально было! А я буду в храм деньги отдавать. Господи! И ещё друзей бы мне...
Камера немного отъезжает. Рядом с Сергеем стоят Художник и Емельян.
СЕРГЕЙ (Художнику). Вы художник?
ЕМЕЛЬЯН. Он художник. А я водитель.
СЕРГЕЙ. (Емельяну) Очень приятно! (Художнику) А Вы мне картину нарисуете?
ЕМЕЛЬЯН. Он нарисует.
ХУДОЖНИК. Я нарисую.
Все трое улыбаются. К ним подходит Сыграйко.
СЕРГЕЙ. Здравствуйте. Я Сергей. А Вы?
ЕМЕЛЬЯН. А он музыкант.
СЫГРАЙКО. И водитель, как ты.
ЕМЕЛЬЯН. О! Почти родственники!
СЕРГЕЙ (внутренний монолог). Спасибо, Господи! (Вслух) Так! (Обращается к Емельяну) Значит беру твой "Транс" под свою опёку, (Обращается к Сыграйко) а Вас водителем туда. Вы не сильно заняты?
СЫГРАЙКО. Я с удовольствием.
Его слова перебивает рождественский тропарь. Все затихают.
Молится Матушка.
МАТУШКА (внутренний монолог). Господи! Прости нам все прегрешения и помилуй нас!
Вид сверху: в храме стоят и молятся все наши герои. Экран гаснет.


Заключение.

На экране появляются фотографии. Нецветные, немножко старые.
Первая фотография.
Посерёдке Михаил и Зоя. Михаил держит кулёк с ребёнком, а Зоя цветы. Вокруг остальные герои.
Вторая фотография.
Отец Олег, Анна и Катя задувают свечи на торте. На заднем плане остальные герои.
Третья фотография.
Сергей, Емельян и Сыграйко возле нескольких маршруток "Ёлкин-транс".
Четвёртая фотография.
Сергей, Художник и Емельян на фоне многочисленных картин (выставка).
Пятая фотография.
Баба Люба и Офицер на кухне за столом перед чашками с чаем и тарелками с конфетами.
Шестая фотография.
Возле монастыря. Посерёдке матушка, Диакон Александр и Отец Олег. Вокруг все остальные.


Конец.


2007г.