Обыкновенное чудо

Михаил Киселёв
_Стучат колеса. Едет экспресс – это не просто поезд. Едет жизнеспособное, жизнетворящее продолжение, великого действа, великой мечты, великой надежды. То что, увы, не воплотились с нашей страной, можно увидеть в этом дивным составе с названием «Красная стрела». Ибо свершилось великое и незамеченное чудо. Смотрите, смотрите люди Красная-то от слова красивая! Понимаете ли вы это? Путешествие из Петербурга в Москву состоялось._

1.Революция, превращенная в красоту

Четырнадцатый год Октябрьской революции. Новая страна ощущает в себе все больше силы. Полным ходом идет индустриализация, жизнь бурно меняется. Многое рушится, многое создается. Можно долго рассуждать о качестве перековки, о ее необходимости, но стоит ли? Поздно рассуждать об этом, поздно уже тогда. Железо еще горячо, молот мощен, тверда наковальня. Храни образ того, что сделанным видеть хочешь. Куй, твори, дерзай.

В 1931 году начинается подготовка к строительству первой очереди Московского метрополитена. Летом этого же года, работники восьмого вагонного депо Ленинград-пассажирский-Московский Октябрьской железной дороги формируют новый состав. 9 июня 1931 года, по Октябрьской железной дороге между Москвой и Ленинградом начинает курсировать первый советский экспресс "Красная стрела". Дорога занимает десять часов: скорость 69,8 километров в час - рекордная для того времени.

К весне 1938 г. весь 650-километровый путь полностью реконструируется. Новые тяжелые рельсы, уложены на щебеночный балласт. По такому пути идут самые мощные в Европе паровозы "Феликс Дзержинский". В этом же году на участке Клин-Бологое скорость движения при опытной поездке достигает 176 км/час. Но дело не только в быстроте и мощи.
Несмотря на то, что поезд сразу назвали "Красной стрелой", поначалу вагоны поезда были синего цвета. Идея перекрасить их в красный - под стать названию - пришла одному из первых начальников «стрелы» Александру Ивановичу Иванову. Это предложение одобрил министр путей сообщения, и по сей день «Красная стрела» легко узнаваема по своей окраске.

Разумеется, название «Красная стрела» в эту бурную эпоху означала наша - революционная. Но этой «стреле» повезло больше. Она первый в стране фирменный поезд. Ее подготовке в рейс уделялось особое внимание. Работать здесь почетно и престижно. Впервые в истории советских железных дорог в этом экспрессе был запущен вагон СВ. Для создания таких вагонов усовершенствовались четырехместные купе: верхние полки снимались и на их место вешались зеркала и красивые светильники.

Отличалось, по сравнению с другими поездами, и съемное оборудование: к услугам пассажиров предоставлялись шашки, шахматы и другие настольные игры. В одном из вагонов был телефон, по которому можно было вести даже междугородние переговоры. Для этого на длительных стоянках к составу подсоединяли специальный разъем.

Одна из причин любви пассажиров к "Красной стреле" - ее неизменная пунктуальность. Со своего "рождения" этот поезд опаздывал считанное количество раз. И еще очень важно - время отправления экспресса ни разу не менялось за всю его историю: 23.55, за пять минут до наступления нового дня.

Рассказывали, что вскоре после появления на Октябрьской железной дороге нового фирменного скоростного поезда в числе его пассажиров оказался известный партийный деятель 30-х гг. С. М. Киров. Когда "Стрела" прибыла в Тверь, начальник состава решил похвастаться и сообщил, что они приехали на семь минут раньше, чем было запланировано. Однако Киров не разделил его радости по этому поводу, заметив, что поезда должны приходить точно по расписанию. С тех пор экспресс никогда не приходит на место назначения раньше срока.

За время своего существования "Красная стрела" не раз сокращала время нахождения в пути. Но даже в эпоху скоростного движения она преодолевает 650 километровый путь между двумя столицами за восемь с половиной часов. Вагоны подобного класса могут развивать скорость до 160 км/ч., но поезд специально идет с замедлениями, чтобы пассажиры могли спокойно отдохнуть под стук колес. Уже нет государства создавшего этот экспресс, но красная стрела, превращенная в красоту, до сих пор летит к новым горизонтам.


 2… русский не любит быстрой езды?

Первая отечественная железная дорога Ефима и Мирона Черепановых действовала с 1834 г. в Нижнем Тагиле. Скорость состава была равна 13-16 км/ч. В 1955 году по магистрали Петербург-Москва проследовал первый в мире скоростной поезд. Средняя его скорость составляла 60,5 километров в час. Это был мировой рекорд скорости на стальных магистралях. Однако в дальнейшем мы надолго потеряли пальму первенства.

Рубеж в 100 км/ч был преодолен в 1890 г. во Франции, 200 км/ч - в 1903 г. в Германии. В 1955 г. во Франции был установлен рекорд скорости 331 км/ч, этот же поезд TGV в 1989 г. развил скорость 480 км/ч, а в 1990 г. - 515 км/ч.

Мировой рекорд скорости 20 века для железных дорог установлен в 1999 г. на экспериментальной трассе в японской префектуре Яманаси. Состав из 5 вагонов на магнитной подушке развил скорость 552 км/ч. При таких скоростях использование традиционного железнодорожного полотна становится невозможным, альтернатива - поезд на магнитной подушке и технологии, основанные на явлении сверхпроводимости. Строителей высокоскоростных магистралей поджидают и другие проблемы. Так, на первой французской трассе при прохождении рядом поездов противоположного направления щебенку между путями буквально "засасывало" вверх, и камни разбивали оконные стекла.

Вопрос о создании в России скоростных комфортабельных поездов стал изучаться еще в 60-х годах прошлого века. В 1965 году между Ленинградом и Москвой начал курсировать дневной скоростной поезд «Аврора», способный разгоняться до 160 километров в час.
В начале 1980-х гг. в Риге были построены поезда ЭР200 мощностью 10 300 кВт. Этот поезд способен развивать скорость до 200 километров в час. Его постоянная эксплуатация началась в марте 1984 г. Расстояние от Ленинграда до Москвы поезда преодолевали за 4 часа 30 минут.

Но это были не единственные проекты советских скоростных поездов. Еще в 1964 году по примеру Японии, построившей скоростную дорогу "Токайдо", начались работы над отечественным экспрессом. Десять лет ушло на разработку и изготовление скоростного электровоза и специальных для него вагонов, предназначенных для скоростной магистрали Ленинград - Москва - Крым - Кавказ. Однако дело застопорилось. В 1987 году советские железнодорожники вновь вернулись к этой идее. С распадом СССР данным проектом (правда, в усеченном виде Петербург - Москва) стало заниматься специально созданное акционерное общество "Высокоскоростные магистрали". МПС в проекте не участвовало: строительство железной дороги решили вести мэрии двух столиц, руководство Ленинградской области и ряд промышленных предприятий. За $5 млрд было намечено построить магистраль, транспортно-коммерческий комплекс и скоростной поезд.

В 1996-2000 годы проведена реконструкция магистрали Петербург-Москва, фактически построена по современным технологиям новая железная дорога. Благодаря реконструкции составы могут достигать скорости 200-250 километров в час. Оборудованная по последнему слову техники железная дорога соединяет две столицы России. Мощное верхнее строение пути, стрелочные переводы с непрерывной поверхностью катания, оптико-волоконная линия связи позволяют постоянно наращивать скорость движения поездов.

 3. А я ли не «Сокол»?

Высокоскоростные поезда, рассчитанные на движение со скоростью свыше 250 км/ч, самостоятельно выпускают лишь пять стран мира: Япония, Франция, Германия, Италия и Швеция. Период разработки модели высокоскоростного поезда составляет от 11 до 21 года, а период выпуска модификации новой серийной модели - от 5 до 8 лет. Это обусловлено тем, что высокоскоростные поезда относятся к категории наиболее сложных транспортных систем.

Уровень научных, проектных и технологических разработок, обеспечивающих создание таких поездов, сопоставим с объектами аэрокосмического комплекса.
Для реализации скоростей 250 км/час на Тихвинском заводе "Трансмаш" был создан специальный электропоезд "Сокол-250". При такой скорости расстояние между Петербургом и Москвой можно преодолеть за 2,5-3 часа. Максимальная достигнутая скорость составляет 260 километров в час.

Не все, увы, гладко. В 2000 году проект свернули: "Сокол" так и не взлетел над железнодорожным полотном, зато осталась от проекта магистраль, готовая к таким "полетам".
Первый отечественный скоростной поезд нового поколения "Невский экспресс", введенный в эксплуатацию в 2001 году в конце 2003 в результате выявленных недоработок был снят с маршрута.

Другая, неофициальная причина простоя "Невского экспресса" - ошибочная тарифная политика руководства железной дороги, поднявшего стоимость билета до уровня авиационного. В МПС рассчитывали, что утренний поезд, позволяющий оказаться в центре столицы уже в 11 часов утра, будет наиболее востребован пассажирами. Однако расчеты железнодорожников не оправдались: загрузка оказалась низкой. Кроме того, скорость экспресса по прежнему достигала лишь 200 км/ч.

 Испытание скоростных экспрессов продолжатся, предстоят поездки до достижения проектного значения максимальной скорости движения 250 км/ч. По расчетам специалистов РАО «ВСМ», электропоезд стоимостью 20 млн. долларов должен окупиться за 8 лет при минимальной стоимости билета 30 долларов.

 А завод «Трансмаш» в принципе, в общем-то, готов приступить к строительству еще двух высокоскоростных составов. По расчетам МПС РФ для российских железных дорог на период до 2010 г потребуется от 70 до 90 высокоскоростных поездов.
Да, ладно иностранными поездами обойдемся. Нам кузнец не нужен…

P/s В честь юбилея…