Копи-чарт 20. 1 или Ничего личного

Копирайт
1 мая 2007. Дежурный по Копирайту Анатолий Елинский

Неосмотрительно согласившись на участие в данном проекте, я крепко-накрепко задумался. Не помогло. Фраза Ипполита Матвеевича Воробьянинова ("Теперь такие погоды замечательные. Знаете стихи: "Это май-баловник, это май-чародей веет свежим своим опахалом") всплыла и тихо булькнула. И всё.

Идея порезвиться на истории Первомая показалась мне бесперспективной. Дню весны и труда – да, миру – мир, войны не нужно. Мир, труд, май, июнь, июль, август – ура. Трудящихся всех наций объединяет шелест ассигнаций. Кесарю – кесарево, слесарю – слесарево. Праздник встретить каждый рад, гордо реет знамя. Мы шагаем на парад с красными шарами. И прочий мутноватый словесный ручеёк.

Делиться с читателями Копирайта глубокими, мудрыми мыслями о состоянии сетевой и не только литературы не с руки при отсутствии у дежурного нужной глубины и достаточной мудрости. Что делать, Чернышевский?

В принципе, после сумбура во вступлении, можно перейти и собственно к текстам. Обняться мнениями, утолить эмоциональный и эстетический голод. Главное – никого не обидеть и Серёжкам по серёжкам. В холодном идеале – сподвигнуть к чтению рекомендованного. Попробую.

____________________________________

1. "Земляника" (Нати)

Нина Ганьшина: "Рассказ прекрасный! Язык, композиция, стилистика - всё к месту, всё безупречно. Несомненно - в "Копирайт"!

Станислав Ленсу: "Меня не оставляло двойственное ощущение от прочитанного: чудовищная беспомощность самого текста и ощущение пронзительности восприятия мира глазами героини".

Ангелина Злобина: "Очень странное чувство от прочтения - вроде и наивно изложено, фразы выстроены по типу девичьего дневника, но, в то же время, погрешности в тексте иногда выглядят как стилизация".

___

Меня рассказ не захватил и не поднял. Вспомнился недавно просмотренный "Пророк"("Next") с Николасом Кейджем. Герой Кейджа видит будущее на две минуты вперёд и в открытом финале спасает Америку от ядерных террористов. Семнадцатилетняя героиня рассказа Нати не видит будущего. Она полагается на интуицию и садится в машину к незнакомцу.

"Я смотрю на него: "Я же знаю, что сейчас будет!". Секундой позже: "Интересно, а как это бывает? Изнасилование… (не бойтесь, закончилось все хорошо, я же видела, что все закончится хорошо)".

В семнадцать лет многое интересно, нельзя не согласиться. Мечты там всякие, эротические фантазии и фобии. Земляника не станет клубничкой: но автор крепко ухватывает читательскую выю.

Напряжение не отпускает читателя. Занозки текста (орфография, пунктуация) цепляют, но не особо, как и синтаксис:

"Справа от дороги была припаркована машина, "десятка – жигули" сидит там мужик и видимо наблюдал как на остановке стояла-стояла девушка потом вдруг пошла, а отойдя немного в раздумье опять возвращается".

Лучшая фраза текста: "Мне показалось, что он постарел лет на десять". Это когда не обломилось мужику.

В общем и целом – читать можно. Смысла первых четырёх абзацев аццки не осилил – рассудочно, проблемы с логикой.

___

Бледный вечер весны и задумчив и тих, Зарумянен вечерней зарею, Грустно в окна глядит; и слагается стих, И теснится мечта за мечтою.

____________________________________

2. "Наше творческое кредо" (Иоланда Юрьева и Борис Сенькин)

Светлана Лось: "Какие же Вы молодцы, ребята! Как Вас приятно читать! Какой хороший юмор! Раздумчивость, терпимость, широта взглядов, грамотность и последовательность мысли должны привлечь читателей "Копирайта".

___

Приятный, энергичный текст. Про "онтологических партизан" и спасение от гринписовцев белого кита – в точку. Не претендуя на место в арьергарде идущих за Иоландой и Борисом, испрошу себе скромное место в обозе, возьмёте?

Убей бобра – спаси дерево! Гринпис…

___

Что-то грустно душе, что-то сердцу больней, Иль взгрустнулося мне о бывалом? Это май-баловник, это май-чародей Веет свежим своим опахалом.

____________________________________

3. "Белые критики Прозы-ру" (Белый Квадрат)

Рекомендован Галиной Заславской.

___

Текст архи лапидарен и таинственен. Смутные намёки и лягания, возможно, сведение каких-то мировоззренческих и культурологических счётов. От щелчков по забронзовевшим лбам – к Белой Квадратуре Всепрощения – автор жжот! Полюбопытствуйте. Тому, кто объяснит мне достоинства данного текста и что такое "субститут" – переведу баллы.

___



Там, за душной чертою столичных громад, На степях светозарной природы, Звонко птицы поют, и плывет аромат, И журчат сладкоструйные воды.

____________________________________

4. "Прохлатка" (Ромка Кактус)

Игорь Шкирман: "Это тот вариант, когда пародия, или подражание, становятся такими же самоценными вещами, как оригинал. …Рома, ты играешь со словами очень искусно, ты правильно их находишь и трансформируешь. Точно так же легко кубики превращаются в шары на заставках Windows. Текст бежит как настырный ручеек, обтекающий камни и юрко находящий случайные дырки и норки.

…Как "типа интеллигента", немного беспокоят "не везде удачные вставки нецензурных обозначений человеческих гениталий", но списываю это на Ромкинский максимализм.
Аплодисменты и копирайт".

___

Заочно поаплодировав со Шкирманом, отправился читать.

С творчеством Р.Кактуса ранее знаком был поверхностно. Знал, что автор Р.Кактус периодически вербально вертит на стрючке половину сайта, дохлую канарейку и, о ужас, мировую классическую литературу.

Для меня это детски-агрессивный текст, впрочем, автор, бесспорно, не без способностей. Примеры:

- мальчик сидел в туалете и о чём-то сосредоточенно какал
- она держала рыбную (увы, не рыбью – А.Е.) голову и в задумчивости ковыряла её глаз… маникюром
- пахло разгаданными кроссвордами
- батарейки …в пластмассовом могильнике настенных часов

Ужасные фразы:

- голова же была конформистом и терпела насилие стоически
- никто не нашёл тебя со вторым завтраком, спрятанным во внутренний карман твоей души

Прочёл текст с интересом. В финале слегка мутило (вот она, сила слова!). Кто заинтересуется – не пройдёт мимо пространной и познавательной рецензии на "Прохлатку" Владимира Павловца.

____________________________________

5. "Жёлтое радио" (Ромка Кактус)

Текст рекомендовал Игорь Шкирман (щедро сравнивая Р.Кактуса с Хармсом).

Варвара Тимирязева: "Роман Кактус, Вы искушение для злостных плагиаторов. Остерегайтесь".

Саша Петрова: "В общем, суровая мужская проза, не для ума и сердца домохозяек".

___

Текст – почти эпос. Хармс не Хармс, но что-то в супе есть.

Радио-рыбки, Брустодиев-Убиранцев, ободранные собачьи черепа коленок и несть числа – гут однозначно. Что не

- глухой ваттный свет
- кривые коленки
- смотрит воплощённым взглядом
- у него измождённые пальцы с ногтями
- Голгофы колен
- капельница спокойствия
- морщит улыбку

Интересный текст, многообещающий автор. Полюбопытствуйте, текст небольшой.

___

И дрожит под росою душистых полей Бледный ландыш склоненным бокалом, – Это май-баловник, это май-чародей Веет свежим своим опахалом.

____________________________________

6."Дамы скучают. Дамы приходят в машинное отделение. Дамы интересуются" (А.К.)

Виктор Ганчар: "Когда-то давно я пришёл на прозу, очаровался этой миниатюрой, и до сих пор помню её изящество. Пусть и читатели Копирайта полюбуются на этот лаконичный, но богатый текст".

___

Лучший, на мой взгляд, текст чарта. Для меня "хорошо" это когда хочется перечитать, чтобы понять, из какого воздуха это сделано. Здесь – из кинематографически морского. И жёлтая сепия, как на старых фотографиях.

Не буду про Феллини. Скажу про Платонова. Фраза "молодому парню весело от солёного ветра моря" чем-то напомнила.

"Штурман прокладывает курс, капитан стоит на мостике. Они знают, куда плывёт корабль".

Загляните на корабль. Не пожалеете.

___

Дорогая моя! Если б встретиться нам В звучном празднике юного мая - И сиренью дышать, и внимать соловьям, Мир любви и страстей обнимая!

____________________________________

7."Грудь" (Людмила Куликова)

Наталья Шауберт: "Хорошо написано, чувственно. И правильно! Лаская женскую грудь, большие мальчики всякий раз "возвращаются" к маме. Я за то, чтобы на эту теплую эротику обратил внимание Копирайт".
___

Я не смог определиться с отношением к этому тексту. Герой показался неубедительным, психологический этюд – деланным. Как и слёзы тридцатилетнего мужика в финале. Чтение не для меня.

___

О, как счастлив бы стал я любовью твоей, Сколько грез в моем сердце усталом. Этот май-баловник, этот май-чародей Разбудил бы своим опахалом!..

____________________________________

8. "Приёмы написания прозы" (В.Тарасенков)

И снова Виктор Ганчар: "Мастер-класс действительно длинный, и нет в нём особых откровений, чего не было бы в других подобных трудах - всё это можно легко найти в сети,
но тут нам любезно принесли "на дом".

Думаю, это полезно прочитать многим авторам на прозе.ру, поэтому ссылка на статью в Копирайте не помешает ни статье, ни Копирайту".

Ничего не добавлю, кроме того, что в распечатке это почти двадцать страниц. Если не читали Лотмана, Шкловского, Эйхенбаума и отрекомендовавшего только что поименованных Михаила Веллера (шучу) – почему бы и нет!

___

За сим прощаюсь, милостивые судари, сударыни и сударики.

В тексте нарезка стихотворения "Май" поэта Константина Фофанова, написанного ровно 122 года назад! Я плакал.

Встречайтесь на "прозе.ру". Читайте друг друга, и, не убоюсь этого слова – наслаждайтесь!

___

От Виктора Ганчара. Всем – праздничных радостей! Анатолию Елинскому в нагрузку – майских-чародейских радостей! Щедрых радостей вам, наши спонсоры:
Виталий Крылатов
Евгений Басыров
Евгений Донской
Инга Холодная
Коносье
Тень Трех Китайцев