Дядя вася!

Дорин Данцов
Дядя ВАСЯ!

ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ.
Мой тесть вернулся из заключения поздней осенью 1944 года. Сидел он не долго. Всего три года за халатность. Работал он до этого на мелькомбинате кладовщиком.
По характеру это был весьма деятельный, хозяйственный и общительный человек. Почему- то все его звали " ДЯДЯ ВАСЯ".
Вернувшись домой, он был обрадован в том, что в семье прибыло пополнение мужского рода, с кем ему не скучно будет в дальнейшем жить.
Пребывание в заключении немного подорвало его здоровье. Он истощал там и чувствовал себя очень слабо. Но, тем не менее, принялся, как истинный хозяин, наводить порядок во дворе, в сарайке и флигеле.
Однажды, когда я только что пришел с работы, он позвал меня в сарайку и подал мне бутылку, в которой на вид находилась тягучая темная жидкость неизвестного происхождения.
- Ты понюхай? По моему пахнет спиртным?- Сказал он.
Я понюхал и подтвердил его предположение. А затем пригубил бутылку. Из горлышка на язык пролилась какая то тягучая смесь сладковатого вкуса.
Пожав плечами, я сказал, что не могу себе представить что это такое. На вино не похоже, На ликер и коньяк тоже. Может ром? На что мой тесть тоже покачал головой.
Я ему посоветовал не трогать эту гадость, пока не выясниться что это такое.
- Спроси у своей Нюры!- сказал я. Нюра была моя "любимая" теща.
Но Дядя Вася не стал её спрашивать. Он продолжал наводить порядок и на второй день. Но что то было в его поведении странным. Казалось, что он был под хмельком. Во время работы он под нос напевал песенки. Глазки его блестели ярче обычного. Моя теща, Нюра, и моя жена, Дуся, ломали себе голову.
Мужик из дому не выходил. Спиртного в доме не было в помине. От куда же хмель могла появиться. Единственное, что бы могло навести на след, это тонкий ободок вокруг губ темно коричневого цвета. Но женщины не смогли тогда понять его происхождение. А стоило до него дотронуться, как он легко стирался. Ну также, как обычное пятно при еде.
Прошла зима. Наступила весна 1945 года. До Победы над фашистами еще было далеко. Но бои шли в Германии. И поэтому все ожидали, что скоро наступит конец этой проклятой войне.
Моя теща, Нюра, начала наводить порядок в доме. Провела генеральную уборку. И решила подновить свои дорогие венские стулья в горнице. Она вспомнила, что еще в прошлом году ей посчастливилось достать на заводе бутылку спиртового лака, которым красили там изделия. Она кинулась в сарайку, где на полке должна была находиться заветная бутылочка.
Бутылка стояла на месте. Схватив её, обрадованная теща, побежала к стульям, которые за ранее вытащила во двор. Нашла кисть, и откупорив бутылку, стала добывать от туда лак.
Но как она не старалась, из бутылки ничего не выливалось.
И тут её осенило! Вот причина, почему мужик тогда, осенью, не выходя из дома, был под хмельком. Это он вылакал содержимое её заветной бутылки.
Она было кинулась на своего Васю, чтобы его не то что отругать, но и отмутузит. Но представляя себе, как он с удовольствием, после возвращения из заключения, прикладывался, после длительного удержания, к бутылочке со спиртовым лаком, её злость улетучилась тут же.


ЭПИЗОД ВТОРОЙ!

Пришло мирное время в нашу жизнь и с ним относительное благополучие. Люди стали веселее выглядеть и не были чужды справлять праздники и семейные события. Спиртное продавалось и в коммерческих магазинах, но изредка и по талонам.
Баба Нюра, как всякая рьяная хозяйка, всегда усердно хлопотала перед событием, на котором ожидалось встречать гостей. Занимаясь на кухне всякой выпечкой и готовкой, она не забывала и
о холодных закусках и выпивке.
Тогда было модно подавать водку не в бутылках, а в графинчике. Таковой и имелся в буфетике у Нюры. Она за ранее перелила туда водку, чтобы потом сразу её выставить на стол.
Дядя Вася учуял, что в графинчике появилась спиртное. Выждав момент, когда Нюра была сильно занята своими делами, он пригубил графинчик и отпил солидную долю водки. А затем дополнил содержимое обычной водою.
Это ему удалось выполнить еще разок.
И вот,наконец появились дорогие гости. Уселись за стол, на котором были выставлены все кулинарные творения бабы Нюри. Разлили по рюмкам содержимое из графинчика. Был сказан первый тост за здравие виновника события. И тут......
Наступила пауза. Теща моя недоуменно посмотрела на гостей, которые пригубив рюмки, отставили их на стол обратно пожав при этом недоуменно плечами.
А вот Дядя Вася, как ни в чем не бывало, осушил свою рюмку и даже крякнул. – Мол, хороша!!!
Нюра преподнесла рюмку к своим губам. Её сразу смутило то, что содержимое очень слабо пахло алкоголем. А когда попробовала напиток, то проняла в чем дело.
Она накинулась на своего Васю кулаками.
-Как ты мог меня так опозорить перед сватами!. Я с тебя семь шкур спущу! Безобразник! Выпивоха несчастный1 Праздник сорвал!......
Конца бы этим стенаниям не было. Спасла положение моя жена, у которой в заначке всегда была и водка, и кое что другое.

ЭПИЗОД ТРЕТИЙ.

В 1947 году я окончил учебу. Мы переехали в Улан-Удэ. По направлению я стал работать в Дорожном управлении при Совете Министров Бурят-Монгольской АССР в качестве главного механика.
И вдруг в 1948 году летом мы получаем телеграмму от "Дяди Васи" ( отца моей жены), что он находиться в Иркутске на вокзале и не может к нам приехать. Ему не продают билет из за отсутствия визы.
В те времена зона от Иркутска и далее на восток считалась запретной . Билеты на поезда продавались только при наличии визи ( разрешения) от органов внутренних дел на проезд в эту зону.
Мы стали ломать себе голову, что же делать? Как помочь ему?
Я посоветовался со своим начальником. Он предложил написать пригласительное письмо от имени Совета Министров БМАССР. Наша уважаемая пожилая секретарша тут же напечатала этот текст, а мой начальник поехал в Совет Министров, где у него были свои связи в секретариате. И через час приглашение на бланке Совета Министров БМАССР было у меня.
Мы дали срочно телеграмму до востребования на вокзал города Иркутска. Предупредили моего тестя о том, что еду за ним.
Вечерним поездом я выехал в Иркутск и прибыл туда утром. Большого труда отыскать там Дядю Васю не стоило. Я заторопился купить билеты на обратный путь в Улан-Удэ. Мне то его продали в обычной кассе без помех, так как в моем паспорте был штамп жителя запретной зоны. А тестю билет не продавали, несмотря на наличие приглашения от СМ БМАССР.
Тогда я вспомнил, что имел при себе военный билет офицера. я подошел к воинской кассе, и наплел там что- то о том, что забыл мол паспорт, и поэтому не могу в обычной кассе купить билет. Кассир посмотрела мой военный билет, и убедившись в том, что он выдан в Улан-Удэ, продала без ограничения мне билет.
Вопрос с билетами был решен.
Мы сели в поезд уже вечером. Больше всего я боялся проверки документов пограничной службой. Ночь прошла спокойно. Под утро, когда до Улан-Удэ осталось не более 100 км, в вагоне появились пограничники и стали проверять документы.
Народу в вагоне было мало. Я уже подумывал о том, чтобы выдрать из своего паспорта листок со штампом и вставить его в паспорт тестя, а самому предъявить военный билет. Но понял, что тут же засыпимся при сличении номеров листков в паспорте.
Когда, попросили наши документы, я свои подал первый. Мне их тут же вернули.
А когда тесть подал свои, они спросили его о визе. Тогда он подал приглашение на приезд от Совета Министров БМАССР. И к моему удивлению, проверяющий документы офицер, взяв под козырек, вернул паспорт и приглашение тестю и сказал, что все в порядке.
Инцидент был исчерпан.
А приехал тесть к нам срочно потому, что на месте в Томске ему опять грозили какие то неприятности. И надо было это время где то переждать. Так как от туда он выехал срочно, то о том, чтобы получить визу на посещение запретной зоны и речи быть не могло. Обычно визу оформляли около месяца. А он не мог ждать.


ЭПИЗОД ЧЕТВЕРТЫЙ,

По приезду моего тестя мы, конечно старались его угостить. Надо было его куда то устроить на работу. Прописать временно. Все эти хлопоты удалось благополучно уладить.
Приближались праздники. Собирать компанию с выпивкой было довольно накладно. Водка стоила дорого. И при моей не большой зарплате не больно разбежишься её часто покупать. И тут мой тесть дает нам совет делать бражку.
Ничего мол нет проще. На ведро воды требуется всего то один килограмм сахара и 100 грамм дрожжей. Только надо иметь хороший лагунь. У меня была кадка с тремя обручами емкостью в три ведра. Он одобрил эту тару.
Осталось купить сахар и где то найти дрожжи. Они были в Улан-Удэ дефицитным товаром и редко появлялись в продаже. Но мои друзья, узнав мои беды, помогли, и притащили с пол графина пивных дрожжей прямо с пивзавода.
По рецепту"Дяди Васи" мы в понедельник засыпали в кадушку сахар, добавили дрожжи и залили водой. Пробку в кадке закупорили хорошо. По его данным, брага будет готова к употреблению уже в субботу.
Первые два дня прошли спокойно. Брага не кипела. Но вот на третью ночь вдруг раздался выстрел. Пробку вышибло и пенистый напиток решил покинуть кадку через разошедшиеся швы клепки. На счастье, воздушного скопления было немного. Было ясно, напиток надо спасать. И тут я вспомнил, что наш кладовщик, дед Рожков хвастался наличием настоящего дубового трехведерного бочонка с шестью обручами и крантиком из под узбеквина.
Не мешкая я побежал к нему не смотря на то, что было еще очень рано. На благо, дед Рожков проживал не далеко, в двух кварталах от нас. Узнав в чем дело, милый дедушка Рожков не отказал и полез в кладовую за бочонком.
Принеся драгоценный бочонок домой, мы принялись переливать остатки браги в него. И теперь, в этой надежной емкости, напиток продолжал брожение до кондиции.
Обычно мы собирались на выпивку к кому того со своей закуской. С миру по нитке сервировался стол. Так и на сей раз я пригласил своих соседей и друзей по работе. Но был тут и один особый гость. Это был мой первый начальник Саша Николаев, с которым приходилось поработать, когда я впервые прибыл в Забайкалье. Я тогда работал механиком дорожно-эксплуатационной дистанции Баргузинского тракта. Саша Николаев был большим любителем выпить. От одной бутылки водки он не пьянел. Так же был горазд пить пиво ведрами.
Все сели чинно за стол. Тесть предупредил всех, что напиток обладает большой крепостью. Мол будьте осторожны. Можете после второго стакана совсем захмелеть.
Саша Николаев на это только посмеялся.
Выпили по первой. Налили по второй. После чего стали осмотрительными. И вправду, после второго стакана у большинства из гостей вышибло память. Они очень сильно захмелели. А Саша все требовал добавки. Но через некоторое время от хмеля начал буянить, срывать скатерть со стола, материться на чем свет стоит. Пришлось его уложить на кровать и привязать к ней ремнями.
Когда он проснулся, мы его спросили – сколько же стаканов он выпил. Тогда он поведал следующее: после каждого стакана он ногтем царапал на клеенке черточку. Таких оказалось четыре.
А бочонок стал гулять по дому и друзьям. По рецепту "Дяди Васи" теперь по очереди мы гуляли у всех принося, как принято свою закуску в общий котел.

ЭПИЗОД ПЯТЫЙ.

В 1950 году мы вернулись из Забайкалья обратно в Томск. Но наша комната была занята. В ней жила сестра моей жены с мужем и дочерью. Они вернулись из Средней Азии домой. Нам пришлось поселиться на частной квартире.
Тесть выделил из своей усадьбы одну треть второй дочери для постройки своего домика. И стройка кипела полным ходом.
Дядя Вася, как обычно, занимался хозяйством. Он чинил крышу во флигельке, расположенном в его дворе.
Я устроился на работу заведующим автопарком на кирпичном заводе. Мы часто посещали своих, помогали в строительстве.
Зная пристрастие к спиртному Дяди Васи, я ему в тихоря сунул пару бутылок перцовки.
Он их спрятал в поддувале плиты во флигельке. И теперь, занимаясь там ремонтом, нет, нет, да прикладывался к заветной бутылочке.
Теща ничего не могла понять. Вроде мужик не отлучался со двора. Почему же под хмельком? Она, как истый сыщик, стала за ним следить. И конечно быстро обнаружила место, где находилось спиртное. Используя момент, когда её Вася отлучился из флигеля, теща подменила бутылку водки такой же бутылкой, но только с водой.
Каково же было огорчение Дяди Васи, когда вместо заветного спиртного в бутылке оказалась вода.

ЭПИЗОД ШЕСТОЙ.

Сетра моей жены с семьей переселилась в новый домик. Мы с женой переехали в свою старую жилплощадь в доме тестя. Только перед этим был произведен ремонт и рагородка площади жилья. Мы перегородили дом на две половины с самостоятельными входами и дворами.
Моя теща к сожалению внезапно умерла. Это произошло тогда, когда она находилась в гостях у кумы. Они там вдвоем выпили малость. А затем теща повздорила с сыном кумы. И тот, в сердцах стукнул её. Этого было достаточно, чтобы теща покинула этот мир и переселилась в иной.
Не прошло и сорока дней, как Дядя Вася привел в свой дом симпатичную интеллигентную дамочку и сказал, что это будет его жена. Её звали Анна. Она рьяно управлялась с хозяйством. Но не любила, когда Дядя Вася выпивал. Она могла тогда с ним не говорить несколько дней. А то и более. Вася ей клялся, что больше не будет пить. Но иногда все же срывался. Анна опять применяла свой метод воспитания играя с ним в молчанку.
Моей дочери стало жаль отца. Она решила поставить вопрос ребром. Позвала Анну и споила её, долго ли она собирается мучить отца своим молчанием. Анна ответила, что до тех пор, пока не осознает свою вину как следует и не бросит пить.
Тогда моя жена ей сказала, что это не по человечески. Нельзя мол так терроризировать её отца. Если Вам он не нравиться, то убирайтесь обратно на свою жилплощадь.
Анна, не моргнув глазом, сказала, что через час готова покинуть этот дом, если будет на чем перевести её вещи.
Взяв на работе упряжку, я перевез Анну и её вещи обратно на старую квартиру.
Когда это дошло до Дяди Васи, он накинулся на дочку чуть ли не с кулаками. Кто мол просил тебя вмешиваться в мои личные дела. Мы бы сами определились что хорошо, что плохо.
Не прошло и недели, как у Васи появилась следующая женщина по имени Паша. Это была дородная деревенского типа женщина. Она не любила заниматься хозяйством, перекладывая все заботы на Васю. Сама целыми днями щелкала семечки сидя на лавочке за воротами и болтая с соседками.
Они изредка выпивали вместе когда позволяла зарплата и пенсия.
У Дяди Васи было удивительное чутье. Он всегда знал, есть ли у нас дома спиртное или нет. Когда есть, он приходил в наш двор и стал поправлять там то дверь в сарае, то пол в собачнике. А потом подходил к моей жене и говорил, что не плохо бы отметить удачную его работу. Жена лезла в буфет за рюмкой и водкой.
Выпив первую, Дядя Вася сказал, что она прошла мол только с одной стороны. Надо повторить, чтобы и второй стороне стало хорошо. А после второй рюмки говорил так, что мол Бог троицу любит. По сторонам прошло а в серединку не попало. Пришлось и третью ему налить. После этого он умиротворенный уходил домой.

ЭПИЗОД СЕДЬМОЙ.


Дядя Вася работал сторожем в Управлении неведомственной охраны. Он охранял два магазина расположенных на одном дворе. Один был продовольственный, второй промтоварный. Здания магазинов были одноэтажные, деревянной постройки. Еще в состав охраняемых объектов входил ларек, который торговал до поздна и выпивкой, и закуской.
Во дворе была будка для охранника с очагом. На нем можно было вскипятить чай и с его помощью обогреться в зимнюю стужу. А морозы в Сибири у нас были порой лютые.
График дежурств был такой. Ночь отдежурил, двое суток свободен.
Как помните, Дядя Вася имел удовольствие три года отсидеть за халатность. Там он научился общению с блатной братвой. И она его почитала за ум и солидарность. Считали его своим человеком. И говорили ему: " Дядя Вася! Не беспокойся! Можешь во время дежурства и вздремнуть. Мы в твое дежурство ничего не тронем!"
Однажды, около полуночи мой тесть бросив пост приплелся домой. У него был приступ печени очень сильный. Мы всполошились конечно. Но самое противное было то, что он не поставил в известность свое начальство. Там был телефон. Но он не позвонил. Боялся, что снимут с работы и уволят. А где еще найти такую хорошую работу. Работники магазинов относились к нему хорошо. Ему перепадало всегда что то из дефицитных товаров.
Дяде Васе дали успокоительного лекарства. А я оделся по теплее, взял на плечо бердану с холостым патроном и за поводок своего Тайфуна, овчарку обученную караульной службе, и отправился на пост довести караульную службу до конца. Дежурство закончилось нормально. Сдав утром бердану зав. магазином, отправился домой. Хоть и не спавши, мне самому надо было тоже на работу идти.
В следующую ночку местные воры очень ловко обокрали промтоварный магазин. Одна из стен домика находилась близко от забора. Оконный проем в этой стене был зашит досками. Из нутрии у этой стены были полки, на которых лежало много свертков тканей. Воры, отодрав доски от оконного проема и выставив раму, не заходя в помещение, утащили все, что лежало на полках. Дежуривший в ту смену напарник Дяди Васи ничего не учуял. Утром раздались только охи и ахи. Стали разбираться в криминале.
А я Дяде Васе говорю: "Счастье твое, что в твою смену тогда ничего не случилось, когда ты бросил пост без предупреждения!"

На этом повествования о похождениях Дяди Васи окончены.
Приятного Вам чтива.