Размышления парадной лестницы

Екатерина Макаренко
 
 Как только заканчивается рабочий день, все студенты и преподаватели покидают здание факультета журналистики МГУ. В этом старинном и поистине необыкновенном здании становится как-то особенно тихо и даже немного грустно. Однако, как и многие другие старые здания, кажется, что оно продолжает жить своей особенной и неповторимой, загадочной и необъяснимой жизнью. Конечно, вы скажете, что это невозможно. Однако следует признать, что иногда мы чувствуем в старых зданиях какую-то особенную атмосферу, как если бы у них была своя собственная аура, а может быть даже и душа. Как ни парадоксально это звучит, подобные размышления натолкнули меня на эту на первый взгляд странную и немного забавную историю, более похожую на сказку.
 Как-то раз под вечер загрустила Парадная лестница факультета журналистики МГУ. Не слышны на ней больше ни веселое цоканье каблучков студенток, ни степенные шаги преподавателей. Ведь наступил поздний вечер и все разошлись по домам. Как обычно, захотела Парадная лестница поспорить со стоящими рядом и тоже скучающими Колонами. Долго не откликались Колоны, как ни донимала их вредная Лестница. Однако не смогли они долго терпеть насмешки, ведь, как и все древние колоны, считали они себя достойными уважения. Не хотели они слушать, как превозносит сама себя Парадная лестница и этим оскорбляет их. «Что эта Лестница о себе возомнила?» - возмущенно шептались Колоны – «В ней нет совершенно ничего особенного». Однако Лестница все не унималась: «Кто, как не я, всех прекрасней и мудрее?» - задавалась она риторическим вопросом. Не кто иные, как Колоны, конечно, как и все самовлюбленные колоны, считали, что всех лучше они, но ниже их достоинства было спорить с такими, как Лестница, посему возмущались они ее беспредельному нахальству втихомолку. Тем временем Парадная лестница, ничуть не смущаясь, продолжала: «Таких, как я, нигде не сыщешь!». «Как же, не сыщешь» - тихим шепотом вторили Колоны – «Кому понадобится таких, как ты, еще и искать? Что эта Лестница за всезнайка, ведь ведет она себя как обычная зазнайка. Мы ничем не хуже!». Однако Лестница действительно была построена в лучших традициях, а значит, хороша собой: не длинна, не коротка, не слишком высока, с красивыми перилами и замечательными Колонами по соседству (что с превеликим удовольствием отметили Колоны) – все славно было в Лестнице. Нельзя не заметить, что была Парадная лестница вовсе не глупа, а даже умна. Немало знала она как о прошлом, так и о настоящем. Как только Лестница поняла, что Колоны ей не ответят, то принялась вспоминать о своей молодости. Она говорила о том, скольких замечательных людей (как только могла она о них забыть) повидала Лестница во дворце балов с 18 века, когда князь Пашков его возвел. Как вы уже догадались, дворцом для балов являлось нынешнее здание
Факультета журналистики на Моховой, до тех пор, пока царь Николай I ни подарил его МГУ. Лестница долго говорила о веке «балов», «Золотом», как она сказала, веке. «Ну а как не восхищаться им и не болеть душою о прошедшем?» - с горечью говорила Лестница, и согласно вторили ей Колоны. Как водится, век «балов» прошел, стихли во дворце звуки музыки, наступил век «знаний и наук». Многое изменилось как для старинной Парадной лестницы, так и для друзей ее Колон. Новое время захватило их, как они выразились, как свежий ветер, а прошлое, время их юности, затерялось где-то в непроглядной тьме и глубине веков. Судьба и жизнь по-своему вечны, и, между тем, непостоянны и переменчивы, как море. Что-то уходит, как всегда бывает на свете, а что-то приходит на смену прошедшему. Возможно, так же, как и я, загрустил на этой печальной ноте мой читатель. Не печалься, по правде сказать, не так уж скверно и сейчас живется Парадной лестнице и Колонам. Ходят теперь по лестнице не знатные дамы в изысканных и роскошных бальных платьях с не менее знатными и богатыми господами, а абитуриенты, студенты и преподаватели факультета журналистики МГУ. Развлечения и балы, музыка и танцы не более важны, чем наука и знания, образование и просвещение. Нравы меняются, как меняется жизнь, неизменна во все времена лишь природа человеческая. Важна для человека, как наука, так и развлечения. Понимала это, как никто другой, Парадная лестница и беседовала она мирно, без споров, с Колонами, давними ее друзьями, о вечном, незыблемом и прекрасном до утра. Пока снова ни зазвучали на ней шаги и веселые разговоры. С зарею начинался новый день, как новая жизнь, со своими, неизменными во все времена, светлыми надеждами и мечтами.
 Апрель 2007 г.