Тоже люди

Екатерина Матросова
…Несколько дней назад я с подругой ехала в троллейбусе. На одной из остановок в салон поднялись два человека, вид которых заставил меня (да и не только меня) содрогнуться: грязная, потрёпанная одежда, небритые лица, месяцами немытые тела, источающие неприятный запах. В руках у них болтались сумки, где позвякивали пустые бутылки. Сидевшие недалеко от них две базарные старухи, не преминули задеть этих 2-х людей без определённого места жительства.
 - Могли бы работать, а не город засорять! – сердито проговорила одна из старух. Бездомный что-то сказал в ответ, а его спутник поднял глаза и посмотрел на пожилых женщин. Больше всего меня поразил не внешний вид бомжей (их я встречаю постоянно, как любой из жителей большого города), не говорливые бабульки, которые не умеют держать язык за зубами… Меня поразил взгляд бездомного мужчины. Вы когда-нибудь видели глаза бездомной собаки? Именно брошенной, преданной людьми. В глазах этого человека было столько боли и ненависти, что я нехотя попятилась. Неожиданно он заговорил. Заговорил так тихо, что вредным бабушкам пришлось замолчать, чтобы услышать его. Я же с интересом слушала. Он сказал, что ему 57 лет, что у него нет документов, и он не может устроиться на работу. Он воевал в Афганистане. Он уходил не зная кому и зачем нужна эта бессмысленная война… Он уходил из СССР… Когда мужчине повезло выжить, и с радостью возвращаясь домой, он увидел, что Великой державы больше не существует. Изменения, произошедшие в стране, поразили его больше всего. Мать, свято верившая в его возвращение, уже покоилась на кладбище. Пока они воевали в Афгане, здесь их предавали политики. Он был контужен, тяжело ранен, но он не сдался, этот человек хотел вернуться на свою Родину, которой больше нет… Так и не понявший и не принявший всех перемен, он оказался чужим для страны, откуда ушёл воевать десять лет назад…
 - Что ж вы нас позорите?! – не унималась бабка. Бомж промолчал. «Если бы они хотели, то добились бы всего!» - зашептала мне на ухо подруга…
 
 …Я почти уверена в том, что жители городов даже не обращают внимания на бомжей. Они проходят мимо и смотрят сквозь них. Люди без определённого места жительства стали таким же привычным делом, как и бездомные собаки… Но если собак утилизируют, то что же делать с бомжами? С каждым годом их число возрастает. Государство заботится о своём народе? Да, возможно. Так же как и не безызвестный Березовский «позаботился» когда-то о своём государстве… Почему же сливки нашего общества, да и засидевшиеся министры не могут открыть несколько десятков приютов для бездомных? Да, я согласна с тем, что такие, несомненно, уже существуют. Но сколько? Три, четыре приюта на весь огромный город?! Что доводит интеллигентных, образованных людей до такого влачения существования? На это их что-то толкает. И не стоит забывать, что бомжи – это тоже люди. Представляю, как многие из Вас брезгливо поморщатся. Да, они люди! Немытые, грязные, оборванные, вечно голодные, но всё-таки люди, с немым вопросом в глазах: за что вы нас так ненавидите?