Таллинн. Эпилог?

Ольга Чука
«Уже на перроне, перед посадкой в поезд, я бросила монетки – делаю всегда это там, куда хочется вернуться. И я вернусь» - казалось, совсем недавно писала эти строчки о Таллинне. А теперь, кажется, что писалось это давным-давно, хотя, прошло немногим больше полугода.

Если бы не побывала в Таллинне, неизвестно, как сейчас реагировала бы на происходящее. Как и все, с детства ходила возлагать цветы 9-го мая к памятникам погибшим, на классных часах выслушивала истории ветеранов, смотрела фильмы о войне и тэдэ и тэпэ. Привыкла к тому, что, как и дедушка Ленин, ВОВ – это неприкасаемо.

Сначала, все, кому не лень, прикоснулись к дедушке (даже жалко его стало). Потом начались бесконечные, ставшие уже привычными, репортажи об актах вандализма на могилах погибших в Великой Отечественной. На толкучках появились предметы солдатской амуниции времён ВОВ, ордена и медали.

Наблюдая за событиями в Таллинне и, особенно, в Москве, невольно возникает навязчивый вопрос. Я его отгоняю, а он опять и опять лезет, покоя мне не даёт. Где же были все те откормленные, чистенькие, костюмированные «наши» с их надувными танками (интересно, а сколько стоит такая игрушка, как, впрочем, и обмундирование в стиле ВОВ?), когда то в одной, то в другой, то в третьей, четвёртой части страны происходили те самые акты вандализма? И где же было справедливое народное негодование по поводу осквернения памяти погибших? Или своё дерьмо не пахнет? Нам - можно? И обращаться к мировому сообществу из-за этого не стоит? Репортажи там всякие эффектные снимать, лозунги душещипательные выкрикивать? Какие же, к чёрту, эффектные репортажи могут получиться в убогих квартирах (если они есть) или в домах для престарелых, где доживают последние ветераны Великой Отечественной! Лучше потратить деньги на новенькие пилотки и гимнастёрки для «наших» - вопрос только, чьи деньги? Танки там понадувать, домик разобрать, всё равно Юрий Михалыч на свой бессменный срок останется, построит новый, если что, на деньги налогоплательщиков.

Забавно наблюдать, как, почти сразу, вслед за разгоном «несогласных», отряды ОМОНа охраняют «наших», позирующих перед камерами у стен эстонского посольства открытыми комсомольскими улыбками. Незабавно лишь становится тогда, когда задумываешься над тем, кто же всё это финансирует и зачем. И для чего калечат продажностью сознание молодёжи, тех самых «наших», уж не готовят ли смену нынешним неподкупным политикам?..

Я была в Таллинне. Красивый, спокойный, европейский город, в котором много памятников. В том числе и «памятник «Русалке» - трогательная фигура ангела, посылающего благословение в то место, где в 1893-ем году затонул вместе со всем экипажем русский броненосец «Русалка». Эстонцы, в отличие от нас, русских, умеют скорбеть даже о чужеземцах – сдержанно и красиво, без крикливого, лицемерного пафоса.

Солдаты имеют право лежать на солдатских кладбищах, моряки – у моря. И если солдат погиб, защищая эту страну, то страна и решает, где ему лежать. В то время, когда воздвигали памятник Воину-Освободителю, решала не страна, решала Москва. Теперь что же, опять?!

Не хочется повторяться и говорить о русскоязычном населении Таллинна, об одном из русских районов города я уже писала. Прочитала в последнее время о том, что прожиточный минимум в Эстонии составляет порядка двадцати тысяч рублей. Со вступлением в Евросоюз, предполагаю, что он будет значительно выше. Так что же нужно тогда этому самому русскоязычному населению, его лидерам, которые прекрасно знали и знают, что памятник будет перенесён, а не уничтожен? «А чтоб боялись!»

И уважали? Как раньше? Язык эстонский учить не хочется? Лениво? Стены отмыть от матерных надписей в русском районе, наверное, тоже лениво? Жить чисто и хорошо, как эстонцы, хочется, а вот делать для этого что-то – не хочется, правда ведь? Хочется приходить по утрам, полупьяными, с дегенеративными лицами к дверям ещё не открытого в такую рань казино – а, вдруг, сегодня повезёт?
Сама-то я – русская, тоже ленивая. Я их понимаю. Да, скифы мы, да, азиаты мы, и мы – «едины»!

Опять едины. Эх! Не ругаюсь я матом, а жаль!

P.S. Приношу свои извинения русским эстонцам, не участвующим в позорных и провокационных беспорядках в Таллинне и Нарве.