Из дедушкиных рассказов. Метро

Вениамин Велерштейн
Метро

У меня был замечательный дедушка, из породы тех Зубров, о которых писал Д. Гранин.
Я хочу поведать Вам один случай из его жизни.
В 1934-35 мой дед работал заместителем начальника строительства первой очереди московского метро. Отвечал он за сигнализацию и связь.
Министром Путей Сообщения был Л.М.Каганович, а курирoвал стройку Первый секретарь МГК КПСС Н.С.Хрущев. Материальное обеспечение лежало на Г.К.Орджoникидзе.
И вот примерно за месяц до окончания строительства, когда о сроках сдачи было уже объявлено, с Балтийского завода электрооборудования привозят кабель для телефонной связи, но который для этого совершенно не подходит.
По тем временам, чтобы не было сильных помех на линии, каждая пара проводов должна была быть скручена вместе. А тут привезли кабель, в котором 100 проводов скручены в единый жгут. Дед говорит: класть нельзя, не будет работать.
А сроки, а указания... Короче, приказ: кабель проложить! Дед отказался, его тут же обвинили во вредительстве, от работы отстранили, кабель все-таки проложили. Включили - не работает. Что и требовалось доказать. А время-то ушло, до открытия метро чуть больше двух недель. Зовут деда опять. Мол так и так, Альберт Львович; погорячились, с кем не бывает, давай-ка друг, берись за дело, исправляй. И чтобы в срок.
Всем необходимым обеспечим по первому требованию.
В тот же день за личной подписью Серго был послан заказ на Балтийский завод на необходимый кабель, через день кабель был уже в Москве и монтёры приcтупили к прокладке. Им приходилось делать теперь двойную работу: неработающий кабель нужно было аккуратно выпаять, и вместо него впаять новый.
Дед поставил условие - не мешать ему работать. Главное, чтобы все было готово к сроку, а уж как он будет управляться - его дело. Согласились. Но решили все же помочь. Тогда были не недели, а шестидневки. И вот под вечер выходного деду звонок домой:
- Альберт Львович, мы тут посовещались, как Вам помочь все сделать в сроки, и решили, что лишние рабочие руки Вам не помешают. Короче, поработайте пожалуйста в выходной, потом отгуляете.
- А что за рабочие руки? - спрашивает дед.
- Да мы там по заводам кинули клич, собрали рабочих, пусть помогут Вам класть кабель.
- А какие специальности?
-Да разные: есть фрезеровщики, есть токари, литейщики, ну и другие. Вы собирайтесь, там уже автобусы за людьми пошли.
- Срочно все отменить! Это некомпетентные люди, нельзя их допускать!
И дед пресёк эту акцию - как говориться - на корню.
В первый рабочий день новой шестидневки Альберт Львович шёл по штреку. Внезапно он услыхал голоса и ему навстречу из-за угла вышел в сопровождении свиты Хрущёв. Дедушка не успел спрятаться, пришлось явиться под светлые очи начальства.
-Альберт, ты что это себе позволяешь?! - приветствовал деда Хрущёв, - ты что, решил решения партии отменять?! Да кто тебе позволил?! Саботаж?! Вредительство?!...
Никита Сергеевич; ну-ка пойдём, - говорит дед.
- Куда это?
- Пойдём, пойдём, тут недалеко.
И дед повёл Хрущёва к распределительному стенду, где монтёры занимались разводкой нового кабеля.
- Вот, Никита Сергеевич, вот шкаф, вот чертёж, вот кабель, а вот паяльник. Прошу, покажите, как нужно кабель паять.
- Да ты что? Какой кабель? Куда? - Хрущёв замешкался.- Это дело монтёров, специалистов.
- А Вы мне кого прислать хотели? - спрашивает дед, - Вы же людей собрали, которые ничего в этом не понимают. Они бы такого натворили, что я потом не то что за неделю - за месяц бы не разобрался. Теперь понимаете?
Ну-ка, где списки рабочих, которых должны были прислать? - протягивает руку Хрущёв.
Списки нашлись, Хрущёв пробежал их глазами.
-Кто подбирал людей? - рассердился он. Наступила нехорошая тишина.
- Никита Сергеевич, все нормально, мы и так все успеваем. Все будет сделано в срок - разрядил обстановку дед.
- Ну ладно, но ты самостоятельность такую больше не проявляй. В таких случаях, сразу звони мне по прямому.
Хрущёв не был человеком злопамятным. По мнению деда, с Никитой Сергеевичем можно было спорить и доказывать свою правоту. Иногда с успехом.
Скандал с неудавшейся помощью замяли. Кабель был уложен. Открытие состоялось в срок.
И вот по туннелю пошёл первый поезд. Почётными пассажирами были: Сталин, Молотов, Каганович, Ордженикидзе, Хрущёв,... Маршрут: Парк Культуры имени Горького - Сокольники.
Все шло хорошо. Готовились к такому событию основательно.
Но беда не обошла стороной. Недалеко от станции Комсомольская поезд со всеми гостями остановился в туннеле, погас свет и почти на двадцать минут все погрузилось в темноту. На этом фоне прекрасно были видны распределительные шкафы сигнализации и связи, освещённые светом аварийной лампочки, и стоящий рядом со шкафами мужчина. Дедушка - а это был он - говорил мне, что он так волновался, что решил сам контролировать самый важный узел связи.
Затем свет зажёгся, поезд продолжил движение. Но гости не захотели путешествовать дальше и вышли на станции Комсомольская, поднялись из метро наверх, сели в машины и уехали.
Уже через несколько минут началось расследование этого происшествия. Найти причину не удалось. Скорее всего, где-то просочились грунтовые воды и сработала первая по тем временам отечественная разработка автоблокировки. Но тут можно только гадать.
Этот случай не остался без последствий. Уже в 1936-37 годах состоялось дело метростроевцев, в котором обвиняемых было более 140 человек. Многие из них погибли.
Деда спасло от расправы то, что именно та часть, за которую отвечал он, т.е. сигнализация и связь, во время происшествия работали безотказно. Да и отсутствие его в СССР на момент проведения процесса - он строил химкомбинат в Турции - тоже сыграла свою положительную роль.
За работу дед получил серебряный номерной знак "Метрополитен имени Кагановича". В те времена это было почётно как орден.
Меня спросят, зачем все это, к чему ворошить золу давно потухших костров?
Точно не знаю.
Для меня это важно.
И не только потому, что это история, в которой участвовал мой дед.
Без прошлого нет будущего.