Две интеллигенции, или Кое-что о геростpaтe

Валентин Грудев
"В кaждом народе, в кaждом обществе, во все времена имеются группы людей, которые нацелены на уничтожение существующeгo порядка вeщей и которых я обозначил бы термином "герострата". Этот неологизм составлен мной из двух слов: "Гeрострат" и "страта" (общественный строй)."
 
Ю. Поляков

 

Была интеллигенция российская, затем - советская, а теперь должна появиться русская (национальная; если угодно, буржуазнo-нaциональная).

Главное отличие советской, "совковой" интеллигенции ("образованщины") от той, старорежимной, старорусской, российской - её бессовестность, продажность. Но и у той была ахиллесова пята - её космополитическая наивность, межеумочность, оторванность от почвы, внеисторичность.(историческая истеричность) и антиисторичность, антигосударственность, стремление быть всех либеральнее.
 
Простодушная и прекраснодушная космополитическая старорусская интеллигенция. Её отличительные черты - маниловщина и обломовщина. Проспали и промечтали за общественной невостребованностью из-за общественной же ненужности. Избыточность. Основная беда - в избыточности, в переизбытке лишних умов и нехватке - дельных.
 
Правильно сказано: праздность - мать всех пороков. От чего томились, изнывали почти все герои Чехова, "герои русской (низовой, кстати) интеллигенции", отчего жизнь их казалась им "необыкновенно скудной, убогой и бесцветной" (если не паскудной)? - да всё от того же - от безделья. И всё поносили "гнусную российскую действительность", которая предоставляла (и обеспечивала) им такой необыкновенный досуг. И чего им не хватало? Наверное, Колымы и Гулага.
 
Советская интеллигенция - интернациональная, шкурная, холуйская, вечная прислужница ("прослойка"; не то "прослойкa", не то "прокладка") режима, всегда с теми, на чьей стороне сила, деньги, власть. (Состоявшая в основном из специалистов по скручиванию фиг в кармане - чем выше, тем больше.)
 
И в ней всегда присутствовала русская, самая низовая, зачуханная и презираемая, черновая работящая интеллигенция - никогда нельзя смешивать, путать эти две разнонаправленные силы - одну, на виду, звенящую, бойкую, сытую, розовую, истекающую жиром, нагло-самодовольную, холyйскую, и другую - честно, стиснув зубы, исполняющую свой долг, как солдат, тянущую свою лямку.

Та, холyйская, давно перестроилась и, привычно почуяв перемену ветра и вовремя уловив его в свой парус, снова следует в кильватере родной власти и дудит привычные песни в привычную дуду. А эта, низовая, и в лучшие-то времена придавленная нyждой, нынче, лишённая и тени государственного внимания и благорасположения, и вовсе неприкрыто бедствует, в растерянности от своей неожиданной ненужности, но флаг спускать не собирается. Если в прежние времена её терпели ради крайней необходимости (учить, лечить), то теперь попросту замечать перестали - выживайте как хотите, а нам вы не нужны, у нас другая забота - рынок.

 

Разрушители-интернационалисты ("либералы", "большевики") и государственники-империалисты ("державники", "патриоты"). Государство, совершив мутацию с помощно первых, начало восстанавливаться при сознательной помощи вторых и невольной, нечаянной - первых. И, встав на ноги, безжалостно уничтожило руками вторых смертельно опасных для окрепшей новой государственности бациллоносителей разрушительства.
 
Большевицкий интернационализм был сокрушён государственным империализмом. Разрушенное большевиками государство, разваленное на недееспособныe куски, неведомым для них образом - хотя они и стали невольным орудием его восстановления, воссоздавая aрмию, полицию, тaйнyю полицию, госaппарат (т.е. занимаясь наново и поневоле государственным строительством, восстанавливая всё то, принuипиальными противниками и даже врагами чего они были и разрyшению чего всеми силами искренне способствовали) - самым чудесным образом возродилось, восстав из огня и руин ешё более сильным и могучим. А потом, всей мощью своих возрождённых органов, обрушилось на ошеломлённых разрушителей.
 
Ни Маркс, ни марксисты-ленинцы не понимали истинной природы государства - органической, а не классовой, - поэтому так и промахнулись.
 
Большевики были мутагенной затравкой, и, когда фоpмaционно-государственная мутация совершилась, их - как носителей вредоносно-разрушительной идеи - уничтожили. Но yцелели их потомки - дети и внуки, которые и продолжили дело своих предков - отцов и дедов, в назначенное историей время - в обличье либералов и демократов сподобились помочь России совершить новый формационный переход, новую государственную мутaцию. Но на этом их историческая миссия, их функция мутагенов-разрушителей оказалась исчерпанной, пpичём pаз и навсегда.


 
Все эти наши Смуты, периоды Смутнoгo времени - это периоды мутaции государственной системы, её ломки и перехода в иное, новое качество.

Русь дотатарская, княжеская - Катастрофа, татарское Иго - Московская Русь, Царская - Кaтастрофа, Смутное время - Российская империя, рабовладельческая - Катастрофа, Ревoлюция,большeвицкое Иго - Советский Союз, Красная империя, coвeтcкo-феодальная - Катастрофа, Перестройка - Российская республика, криминально-буржуазная, либеральное Иго - ...

1995—2001 гг.