11 - Книга 8 - Я, Я - 2, мировоззрение, способы изменения Я

Кицис Владимир
«Я». «Я-2». Их соотношение.
Мировоззрение.
Способы изменения «Я».
Программа привлечения детей и подростков к изучению естественных наук и математики – способ привлечения, действующий на всех детей и содействующий даже воспитанию умных гуманитариев. Тест детей на талант.



До сих пор "Я" рассматривалось только как средство нестереотипной концентрации внимания и средство нестереотипного выбора алгоритмов. Посмотрим на "Я" попристальнее…

Глава 0. Что делает "Я"?
"Я" взрослого человека и ребенка:
0-1) Занимается нестереотипным указанием целей,
0-2) Занимается нестереотипной концентрацией внимания,
0-3) Нестереотипно возбуждает нужные в данной ситуации схемы поведения и подавляет ненужные действия (если это необходимо) в зоне концентрированного внимания,
0-3а) Контролирует выбираемые стереотипными алгоритмами схемы поведения и действия в зоне концентрированного внимания,
0-4) Осуществляет логические операции с текстовыми категориями,
0-5) Формирует воображаемые образы в зоне концентрированного внимания.
В детстве именно "Я" формирует стереотипные алгоритмы, не являющиеся инстинктами, и в юности этот процесс продолжается (особенно в плане формирования алгоритмов групп Б3 и В).
Частично этот процесс идет и в зрелые годы. Вычленение из "Я" алгоритмов Б2б и формирование на их основе алгоритмов Б2а в основном заканчивается с концом юности.

Глава 1. Что такое "Я-2"
"Я-2" –эта та часть "Я", которая обычно руководит человеком в невозбужденном состоянии.
Как правило, "Я-2" выполняет только функции 0-1, 0-2, 0-3, 0-3а.
Функции 0-4, 0-5 человек выполняет лишь в возбужденном состоянии.
Результаты отличия "Я-2" от "Я" бывают разительны. "Я-2" – как правило, благостное, тупое и неагрессивное (за редким исключениями - я имею в виду исключения среди экземпляров Человека Разумного). Значительную часть своего "Я-2" человек, как правило, готов афишировать. Но "Я"…
Большинство людей своего "Я" просто не знают!
Возьмем слово «Любовь». Опросите 100 подростков мужского пола – и по крайней мере 25 из них Вам скажут, что за свою любовь готовы драться.
А теперь возьмем часто встречающуюся в проповедях разных церквей фразу «Бог есть Любовь!» Фраза пошла, видимо, от иеговистов, Бог которых слишком уж грозен - и это его качество нужно было смягчить. А теперь эту фразу использует и католическая, и православная, и евангелистская церковь.
Русская Православная Церковь в последнее время все проповеди снабжает фразой «Бог есть Любовь!» Казалось бы, невинный лозунг, и служит он для привлечения в церкви женщин.
"Я-2" подростка не возбуждает от этой фразы агрессии при выборе схем поведения концентрацией на них внимания. Но настоящее "Я" подростка в возбужденном состоянии произведет простую логическую операцию с текстовыми категориями:
«Бог есть любовь» «За Бога надо драться»!
И вот он уже готов воевать и убивать за Бога!
В иеговистской церкви этого, скорее всего, нет – поскольку иеговистского грозного Бога с любимой девушкой не спутаешь. А вот Иисус Христос – «Агнец Божий» – вполне похож на девушку-ягненка. И за него (за нее) надо драться!
Конечно, в спокойном состоянии, когда работает только "Я-2", подросток до этого вывода не дойдет. Но предположим, подросток идет с проповеди с любимой девушкой: все его "Я" возбуждено, чтобы отличиться перед ней. Или вариант такой: он идет в толпе других подростков и его "Я" возбуждено, чтобы не пропустить возможности лидерства над толпой, а если объявится другой лидер – чтобы подражать ему и стать его товарищем.
Итак, подростки, идущие с проповеди, в которой была фраза «Бог есть любовь!» - это агрессоры, готовые набить морду атеисту. За Бога. Как за любимую девушку.
А если бить морду не надо? Если по пути выставка атеистической литературы? Выставку несомненно разгромят.
А если эти подростки - из какой-нибудь русской фашистской организации, вроде «Русского Национального Единства»? Тогда они запомнят адрес выставки и разгромят ее позднее, так сказать, сделают все чисто и «с умом»! «Бог есть любовь»! А за любовь надо драться!
Недаром крестовые походы совершали рыцари, готовые воевать и убивать за дам сердца!
Выходит, что фразу «Бог есть любовь!» в проповедях христианских церквей надо запретить. И, разумеется, надо возбудить в суде дело против Русской Православной Церкви за разгром выставки атеистической литературы в Москве. Формула обвинения: «За разжигание в подростках религиозной вражды и ненависти к атеизму и атеистам посредством фразы проповедей «Бог есть любовь!»» Пусть Русская Православная Церковь возместит атеистам Москвы и ущерб от погрома, и моральный ущерб от разгрома выставки!
Разумеется, для того, чтобы произвести логическую операцию:
«Бог есть любовь!» «За Бога надо драться» – фразу «Бог есть любовь!» надо воспринять точно так, как она звучит, без смысловых отклонений. Но для этого достаточно находиться на проповеди в гипносостоянии 1 ступени – а она под воздействием религии верующими достигается. Контекстовые тонкости уже в гипнозе 1 ступени не усваиваются, если внимание не направлено на них предшествующим текстом.
Итак, "Я" от "Я-2" очень отличается: там, где "Я-2" видит лишь благость, "Я" может увидеть причину для агрессии. Потому что "Я" присоединяет к текстовой категории другие текстовые категории, уже существующие в "Я", и делает выводы.
Далее – о строительстве воображаемых образов, к которому способно "Я" и неспособно "Я-2". Уже сама задача – вообразить себе что-то – вводит человека в возбужденное состояние, пробуждая "Я".
Попробуйте успокоиться до состояния легкой полудремы и взгляните на какую-нибудь хорошую репродукцию пейзажа Ван-Гога или Моне. Вы увидите бессмысленный набор цветовых пятен, а не картину. Затем слегка возбудитесь (по сравнению с нормой) – и возникнет пейзаж. Вот Вам отличие "Я-2" от "Я".
Шизофреник, если он не принимал транквилизаторов и если он не в депрессии, может видеть зрительные галлюцинации. Особенно часто это возникающие на краю зоны концентрированного внимания шмыгающие собаки или «черти», т.е. например люди с выкрашенными в неестественные цвета лицами. Это происходит из-за перевозбужденного "Я". Кстати, при таком состоянии зона концентрированного внимания расширена.
А почему мы на выставках Ван-Гога и Моне слегка возбуждаемся? А потому, что хотим видеть пейзажи, а не бессмысленный набор цветовых пятен. А для этого нужно "Я".
Когда в методе гипноза 1 или 1а (см книгу 7 часть 1 Энциклопедии 20 века) даешь гипнотизируемому задание вообразить себе девушку на шарике или просто светящийся шарик на ладони гипнотизера - гипнотизируемый возбуждает свое "Я", но долго он возбуждать его не может, оно утомляется, тем более, что наличествуют сбои стереотипных алгоритмов мозга. Потом говоришь ему: «Закрой глаза и расслабься» – и он впадает в гипноз, а если нет, то это удобный переход к применению метода 2. Кстати, гипновнушение можно сделать и при активном "Я", т.е. когда ввод в гипноз методом 1 или 1а не закончен. Но делать это нужно не измененным голосом, а обычным.

Глава 2. Мировоззрение
Строго говоря, мировоззрение существует только на момент его высказывания и только для данной аудитории…
Мировоззрение человека – это список выборов, осуществляемых в данный момент той частью его "Я-2", которую он согласен в этот момент афишировать, и список осознаваемых им в этот момент выборов алгоритмов группы В.
Т.е. мировоззрение меняется иногда за 1 секунду – в зависимости от конкретного образа, видимого или воображаемого человеком, на коем (образе) сконцентрировано его внимание, и в зависимости от состава аудитории.
Но даже константы мировоззрений человека не вызывают у меня доверия и уважения, если они не подтверждены логическими следствиями его личного опыта. Приведу некоторые факты.
Известно, что нормальный мужчина добреет от удовлетворенной сексуальной любви. А вот тех мужчин, которые от этого добрее не становятся и продолжают воспринимать своих идейных и деловых противников как врагов, 90% женщин считают «мужчинами с тонкой психикой» и с уважением отзываются о них: «Тонкий человек!» Его бы танком назвать, а они: «Тонкий»!
Можно ли уважать такое мировоззрение?
99% мужчин, увидев девушку, опускающую глаза при виде мужчины, говорят о ней: «Скромная!» А ведь опускает-то она глаза из-за первоначального сексуального возбуждения! Чтобы не продолжать возбуждаться дальше – если за ней не начнут ухаживать! Но таково мировоззрение мужчин: «Скромная!». И чего же это мировоззрение стоит?
А лозунг «Бог есть любовь!», якобы являющийся мировоззрением священников? Известно, что Любовь в душе надо растить, хранить и лелеять, а при случае - и драться за нее. Священникам что нужно? Чтобы люди Бога в душе своей растили, хранили, лелеяли, а при случае - и дрались за него! На мой простой взгляд только сатанисты имеют идеологическое право говорить, что «Сатана - это любовь!» (что они и делают) – ибо .Сатана поощряет вожделение к женщине, которое Иисус Христос запрещал. И вот насквозь фальшивый лозунг «Бог есть любовь!» становится мировоззрением верующих христиан! И это мировоззрение сразу принимают девушки, юноши и подростки.
Конечно, в мировоззрение входят и способы психологического воздействия на слушающую аудиторию, причем эти ложные высказывания часто настолько убедительнее истинных, что сам говорящий начинает в них веровать («веровать» и «верить» - это разные понятия).
Есть, конечно, люди, мировоззрению которых можно верить. Это люди, которых постиг в жизни сильный удар, личная катастрофа – и они после нее не уверовали в Бога и не озлобились на людей. Подруга моего детства Таня Острецова (впоследствии Лёвина) – такой человек. В детстве она либо отважно говорила то, что думала, либо молчала, если от этого не зависела ничья судьба, кроме ее собственной, а впоследствии после рождения дочки у нее обнаружили рак, вырезали его – и она жила лишь благодаря уколам гормонов, и жить ей оставалось только до 50 лет, и она не поверила в Бога, и не озлобилась, и осталась Лидером, каким являлась в детстве. Она преподавала в школе химию. Не знаю, жива ли она сейчас. Но я всю свою жизнь с детства любил ее. И очень уважал. Мировоззрение свое она, как и в детстве, высказывала в основном практическими предложениями тому человеку, который к ней обращался, или афористичными определениями. И никак иначе.
И еще стоит доверять мировоззрению, высказываемому детьми.
Кстати, "Я" детей очень близко к их "Я-2".

Глава 3. Изменения, вносимые в "Я" в возбужденном состоянии
3.0) Лучше всего вносить изменения в "Я" возбужденного человека. Сказываются они дня через 3, иногда через неделю. Когда "Я" «обкатает» их и найдет им место в своей структуре. Но поскольку "Я" возбуждено – оно сразу определит противоречия вносимых принципов и того, что уже есть в "Я". Так что можно ориентироваться по ходу разговора.
3.1) Постарайтесь указать внутренние противоречия в тех кусках "Я", которые хотите разрушить, заменив эти куски сразу же своим тезисом. Впрочем, иногда удается дело и без заменяющего тезиса.
Пример 1. Девушка-подросток Галя из одной русско-еврейской семьи в Израиле, 14 лет, объявила своим родным, что хочет стать религиозной и изучать иудаизм. Бабушка это услышала и прочно запомнила.
Наступила суббота. На дворе стояло лето. Вся семья стала собираться на пляж. Галя тоже. И тут бабушка ее спрашивает: «А ты куда?» Галя, возмущенно: «Как это куда? На пляж!» – «Постой, но ты ведь решила стать религиозной? И принять правила иудаизма?» – «Да!» – «Тогда тебе нельзя с нами на пляж! В субботу ты должна идти в синагогу! А если даже нет – то на пляж тебе все равно в субботу нельзя! И говорить по телефону нельзя! Включать и выключать свет и газ нельзя! И много еще чего нельзя в субботу!» И про то, что теперь Галя должна ходить только в длинной юбке, бабушка тоже вспомнила вовремя.
В итоге этого разговора Галя пошла на пляж (в коротеньких шортах) – а через 3 дня объявила родным, что больше не хочет стать религиозной.
Пример 2 замещающего разрушенный кусок "Я" тезиса на данный случай. Конечно, основой желания Гали стать религиозной было желание приспособиться к жизни в Израиле. И тут нужно было бы указать ей другой способ приспособиться: стать не религиозной, а ученой – и потом уехать в США (ибо ученым в Израиле нет места). Следует учесть, что религия привлекает людей в основном чудесами и инерцией их изучения - и надо было, чтобы застраховать Галю от поползновений в сторону других религий – Ислама, христианства и бахаи – познакомить ее с реально существующими чудесами науки. Чтобы Галя не соблазнялась чудесами в религиозных книгах. Чудеса науки, особенно сильно поражающие воображение подростков и детей, будут описаны мною в дополнении «Всемирная программа привлечения детей и подростков к изучению наук» в главе Д. Некоторые из чудес не требуют для демонстрации слишком дорогого оборудования – и им там уделено особое внимание.
Дети и некоторые подростки (именно они способны к наукам – см. книгу 6, главу 1) очень сильно нуждаются в чудесах – и таким детям следует предоставлять чудеса от лица науки. Не отдавать же этих детей религии!
Чудесами науки можно было увлечь Галю и обеспечить ей сильную мотивацию не для изучения религии, а для изучения наук.
Надо заметить, что в примере с Галей нашлась легко мотивация и для разрушения куска "Я", подсказывающего Гале «стать иудаисткой», и для подкрепляющего тезиса «стать ученой». В некоторых случаях мотивацию приходится искать годы. И это притом, что нужно спешить: если человек чересчур привыкнет к какому-то куску "Я" – требуются более глубокие противоречия в "Я" для его разрушения, и их может просто не оказаться.
"Я" в возбужденном состоянии адаптирует свои куски и вновь вводимые тезисы друг к другу, разрешает очень хитро противоречия. Психиатры Вам скажут, что сумасшедшие (особенно шизофреники) – очень хитрые люди. Или поговорите с религиозными, чтобы приобрести опыт общения с сумасшедшими.
Пример 3. С точки зрения иудейской веры холокост (т.е. уничтожение Гитлером евреев в подвластных ему странах) необъясним. По учению иудаизма:
1) Бог любит евреев, особенно религиозных, и милосерден к ним,
2) Бог доступен молитвам праведников,
3) Бог психически подобен человеку – точнее, человек подобен Богу,
4) Бог всемогущ и всеведущ.

Учитывая то, что Бог мог запросто отделить религиозных евреев от нерелигиозных, на которых он, по утверждению современных раввинов, прогневался – холокост необъясним. Ведь в холокосте погибло очень много религиозных евреев, и они наверняка молились о том, чтобы Бог их не карал. А Бог доступен молитвам праведников, а среди молившихся и погибших в холокосте праведники (с точки зрения иудаизма праведники) были. Хоть их-то Бог мог отделить и не карать.
На этот довод у религиозных евреев 2 ответа:
1) Бог прогневался на все европейское еврейство за его отход от Бога!
2) Мысли и устремления Бога человеку не понять.

На 2 довод есть возражения: как это «не понять», если человек психически подобен Богу?
И на довод 1 есть возражение: за что это Бог вдруг прогневался на европейских еврейских праведников, а не на американских – их в американской еврейской диаспоре было еще меньше! Т.е. коль Бог всеведущ, то он должен был прогневаться скорее на американских евреев за отход их от Бога, а не на европейских!
На все эти логические возражения у религиозного еврея тоже есть ответ: я не хочу грешить – ведь пытаться понять мысли Бога – грех. А уж тем более грех – роптать на Бога!
Хитро? Хитро! Все эти «доводы» можно, конечно, найти либо в безбрежной Торе, либо в таком же объемном Талмуде – но не по поводу холокоста. По поводу холокоста "Я" религиозного еврея либо подбирало их само по себе, либо копило из бесед с раввинами.
3.2) Несущественные и «несущественные» поправки к тезисам "Я". Можно заставить человека принять какой-нибудь тезис, поставив его как «поправку» к уже готовым тезисам его "Я".
Пример 4. Указанный способ – наиболее частый способ заставить чиновника взять взятку за незаконную «услугу» Вам, чтобы он потом трясся от страха, что дело раскроется, и сожалел о сделанном всю жизнь.
Готовые тезисы "Я" чиновника надо знать.
Предположим, Вы узнали, что чиновник честный (т.е. очень держится за свое место) – но мечтает о том, чтобы его сын выучился на врача и стал знаменитым генетиком, работающим в Англии, где генетику очень сильно спонсирует государство. И Вы узнали, что по праздникам этот чиновник пьет рюмками «Зеленый Шартрез». А Вы – олигарх, и Вам нужен кредит в полмиллиарда долларов сроком на 25 лет, и деньги эти Вы пустите на закупку сигарет в России и продажу их в Англии и США, а прибыль от этого бизнеса пустите на разработку новых урановых месторождений в России (для чего потребуется купить половину Госдумы РФ). И Вы знаете, что этот чиновник Вам может обеспечить этот государственный кредит.
Вы приходите к нему с непочатой бутылкой его любимого «Шартреза» и заявляете: «У меня маленький праздник, какой именно – секрет, давайте отпразднуем его вместе с моим любимым напитком!» Общий любимый напиток обеспечивает начало дружеской беседы, а секрет праздника немножко возбуждает "Я" чиновника.
Дальше Вы заявляете: «Кстати, моя дочка проявляет талант к музыке – а ведь ей всего лишь 5 лет. Вчера подошла к фортепьяно – и, по уверению жены, начала подбирать сонату Бетховена! (Жена в этом разбирается – я-то в музыке ноль)» Тема разговора плавно переходит на детей – и лучше, если чиновник сам расскажет, о какой судьбе для сына мечтает. Но если этого не происходит – то Вы ему это рассказываете в ускоренном темпе речи и довольно невнятно, сказав, что слышали об этом от кого-то. Пьяным при этом притворяться необязательно: Вы человек авторитетный и просто проявляете заботу об этом чиновнике. Но его "Я" от избыточных надежд на сына изрядно возбуждается. И тут Вы говорите: «А хотите - я обеспечу Вашему сыну учебу в Оксфорде на медицинском факультете у самых лучших генетиков и последующую карьеру в течение 20-ти лет?» - «А Вы это можете сделать?» - «Конечно, смогу! Миллиона долларов для этого достаточно - а у меня сейчас они есть! Лишние!»
Это возбуждает чиновника еще больше. И тут Вы присоединяете к обойденному молчанием тезису его личности: «Принять предложение!» - свой тезис: «Правда, у меня тут возникли свои заморочки: я хочу разрабатывать в России урановые рудники – так мне на это нужен госкредит сроком на 25 лет в размере полмиллиарда долларов!» - все это произносится скороговоркой, на несколько повышенной громкости, и тут же Вы добавляете – «Вот такой кредитец!» - и кладете перед чиновником готовый документ об оформлении кредита! А под него кладете, предварительно показав его поподробнее, вексель на миллион долларов с рассрочкой на 25 лет на имя его сына, причем этот вексель предназначен для учета в Англии, в Оксфорде. Но вексель еще не подписан.
Уверяю Вас – чиновник этот предложение Ваше примет, только потребует разовый дополнительный вексель на небольшую сумму на свое имя. Максимальная дополнительная сумма – еще миллион, и ее надо дать: может быть, он хочет пожить в свое удовольствие, а может быть, хочет застраховать себя на случай возбуждения против него служебного расследования – кто знает? Это зависит от структуры его "Я".
Чистая прибыль – 498 миллионов долларов.
Только желательно, когда Вы подробнее показываете ему вексель на имя сына, загрузить его словесной информацией на тему тезиса его личности: «Мечта об устройстве сына» – и увязать это с рассрочкой векселя: «По 40 000 $ в год” – например так: “Сам понимаешь, в молодости сыну твоему нужна будет девушка, бары, дискотеки – и чтобы на наркотики не хватало, потом семья и маленькие дети, ну, и чтобы подпитать деньгами собственную лабораторию, если государство не расщедрится, а там уж у него дело пойдет! Главное – чтобы не хватало на наркотики, но хватило на лечение от них в случае чего! А там – государство спонсирует медицину и генетику очень щедро, и дело у него пойдет!» – все это надо говорить скороговоркой, обеспечивая гипносостояние 1 ступени (см. книгу 7, часть 1, метод 9, «Цыганский гипноз»), а гипносостояние обеспечит при возбужденном "Я" самогипноз на идее «Принять предложение!».
И еще одно: ни в коем случае не говорите о прибылях от перепродажи болгарских сигарет в США и в Англии (а прибыли эти более 600 % на вложенный каптал): Вы собираетесь разрабатывать российский уран, обеспечивая России горючее для атомных электростанций на будущее! Это благородно! А Вы – солидный олигарх, а не мошенник на стоимости сигарет!
И о предстоящей покупке голосов в Госдуме РФ, чтобы Вам разрешили разработку урана в России, тоже не упоминайте! По той же причине: все должно быть чинно и благородно с Вашей стороны.
Пример 5. Указанный способ в части действительно несущественных поправок к тезисам «Я» - наиболее частый способ заинтересовать подростков, интересующихся чудесами, изучением естественных наук.
Когда Вы рассказываете детям о чудесах науки или демонстрируете их – всегда увязывайте это со словами «наука», «естественные науки», «физика», «математика», «биология», «нейрология», «химия», «биохимия», «генетика» - и с производными от этих слов и им подобных.
И еще одно: в наше время даже дети очень падки на деньги. Так что, демонстрируя им, например, компас, пообещайте, что если они объяснят Вам математически и физически, почему стрелка компаса всегда следует за магнитом и долго сохраняет собственное магнитное поле (при нормальных температурах) – Вы выплатите им премию в 10 000 $. И еще – они должны знать размеры Нобелевских премий и зарплат удачливых ученых в Англии и США. А ведь люди-то получают это за изучение чудес! А за чудеса можно и приплатить – чтобы иметь с ними дело каждый день – а тут платят тебе!
В цирк-то ты ходишь – и ты платишь, а наука – это как будто ты зритель цирка – и тебе же еще и платят (если ты разгадываешь фокусы и трюки)! Дети это все должны понимать.
Все это хорошие прибавки к тезису «Я» «Я люблю чудеса». Цель – сформировать из этого тезиса тезис: «Я люблю чудеса науки, и готов многим пожертвовать ради их изучения и разгадки!» И в первую очередь - пожертвовать правом лениться! Слово «науки» закрепить в этом тезисе очень важно: чтобы вместо него ребенок не подставил «религии» или «цирка».
Расскажу Вам историю своего увлечения естественными науками и математикой. О деньгах я ведь в детстве и в отрочестве не имел никакого представления. В детстве я умел пользоваться биноклем, знал, что он настраивается на все далекие предметы сразу; ездил на поездах и знал, что когда поезд идет – дальние предметы кажутся бегущими вместе с поездом. Почему я это рассказываю – поймете потом.
Пример 6. В детстве я был туповатым ребенком. Но чудеса очень любил.
Особенно меня интересовало чудо скорострельного огня из автомата. Читать я еще не умел – и попытался самостоятельно запроектировать автомат, т.е. нарисовать на картонке его внутреннее устройство. Конечно, у меня ничего не вышло. Мой «автомат» стрелял только раз – и при этом ломал палец стрелявшему. Но мой отец заметил во мне научный подход к проблеме: ведь я попытался самостоятельно запроектировать автомат, а не принялся его изготавливать из металла! Тем более – по чужим готовым чертежам!
Когда я научился сносно читать – отец купил мне книжку об устройстве Галактики и других Галактик, а также звезд и методов измерения расстояний до них (впрочем, об этих методах только вкратце упоминалось!) Сейчас я не помню из этой книжки ни слова. Но тогда я изрядно зачитал ее. Огромные расстояния между звездами и огромные температуры внутри них – и холодный космос меня удивили. Но главное – огромные расстояния. Я знал, что расстояние от поезда до дальнего пейзажа не измеришь, и что бинокль устанавливается сразу на все дальние предметы. И что есть подзорная труба. И телескоп. А вот о дальномере не знал. Я попытался запроектировать дальномер и «открыл» бинокулярное зрение, хотя не знал еще геометрии – и все это, чтобы мерять расстояния до звезд. Идею дальномера я, помнится, уловил правильно – но потом отвлекся на бинокулярное зрение и заинтересовался устройством животных. Препарировал я, правда, только червей и гусениц. Не было во мне кровожадности, а пауков я даже боялся.
Потом мы переехали на новую квартиру, я перешел в другую школу, у меня возникла проблема, как сохранить отношения с прежней соседкой Таней Острецовой – и этот период я плохо помню. На меня навалилось слишком много. В новой школе я пошел в биологический кружок, в кружок радистов-морзистов и стал посещать кружок радиотехников в Доме Пионеров. Связь радиопередатчика и радиоприемника – это ведь чудо! Но больше всего меня увлекала возможность шифровать информацию (по типу азбуки Морзе и по типу шифра «пляшущие человечки» из книг о Шерлоке Холмсе) – и я даже придумал свой легко читающийся (и легко разгадываемый) шифр «Человечки, дерущиеся на шпагах» на основе римских цифр, нумерующих буквы русского алфавита. Я мечтал научить этому шифру Таню Острецову – с целью вступить с ней в переписку, которую не могли бы прочесть ее родители. Но все это осталось на бумаге. Таню не тянуло к тайнам. И я это знал. Знал – но фантазировал.
А меня тянуло к тайнам, к фокусам, к секретам. Я очень сильно интересовался токами в нервной системе животных (это ведь не металлы – как же они проводят ток?) и физикой. И еще - звездами. Отец покупал мне книги. В конце 5 класса я получил 1 приз на биологическом вечере для учеников 9-10 классов. И еще – я стал «изобретательски» интересоваться математикой, т.е. сам вычислил бином Ньютона для 3 степени. Я уже понимал, что физикам и даже биологам без математики не обойтись.
В 6 классе я перешел в другую школу, где меньше приходилось драться – и мне пришлось перейти с немецкого языка на английский – так что теперь я не знаю ни того, ни другого. В 7 классе я завоевал 2 приз на физико-химическим вечере для учеников 9-10 классов. То ли за знание устройства электронной лампы радиоусилителя и принципа ее работы, то ли за знание принципа работы электронной лучевой трубки, то ли за знание работы ускорителей заряженных элементарных частиц – я уже не помню.
В это время я сошелся с Вовой Ретахом и Габиком Кацем – и они стали затягивать меня в математику. Знали они ее лучше меня. Они познакомили меня с записью общего вида бинома Ньютона:


где


Согласитесь, что эта запись – чудо: слева все так коротко, а справа – длиннейшее выражение. Этих двух друзей во мне привлекала моя наивность и мое стремление к чудесам. А возможно – и мои «знания» по физике.
Габик и Вова Ретах были очень склонны решать логические математические задачи и от них я знаю, что математика – это отнюдь не числовая мера, а строгая логика, т.е. правила вывода теорем из аксиом. Впрочем, позже я убедился в этом сам: я купил задачник Кречмара по алгебре, где много красивых соотношений, напоминающих чудо, которые требуется доказать, зная правила операций с комплексными числами, а ведь комплексные числа не есть мера количества. (Так упрощенно думают о математике 99,9 % экономистов – что математика есть введение на всем количественной меры.)
В 8 классе я перешел в математический класс железнодорожной школы – и узнал основной алгоритм вычисления многочленов на счетных машинах:


Кроме того я немножечко узнал теорию алгоритмов.
Кроме того, я узнал и правила приближенных вычислений и их доказательства. И я познакомился поближе с химией и с физикой. Их я к концу 8 класса знал уже на уровне конца 10 класса. 9 класс я еще проучился в этой же школе – и познакомился с очаровательными девушками. Кроме того, я прочел книжку Данина о теории относительности Эйнштейна – и был поражен ее чудесами (см. главу Д) 10 и 11 класс я оканчивал в один год – и в другой школе. Я работал копировщиком чертежей, чтобы иметь право там учиться – и ходил в матшколу при Кишиневском Университете, где нам преподавал теорию множеств талантливейший преподаватель Паровиченко. В теории множеств много чудесных соотношений, но главное – она в принципе не сводится к количественной мере. Это теория верных логических выводов одних соотношений из других. Так я распрощался с количественной мерой в математике окончательно. На молдавской математической олимпиаде я занял 1 место, решив всего 2 задачи из пяти, но среди них была задача, которую не решил никто – и комиссия дала мне 1 место. Сказалось то, что я прорешал почти весь задачник Кречмара.
И я поступил на мех-мат МГУ, где узнал топологию, матлогику и общую алгебру, также не сводимые к количественной мере, и гораздо лучше узнал физику. Но это уже другая история.
Мораль же рассказанной истории – в подтверждении того, что мною двигала именно любовь к чудесам, к тайнам, к парадоксам, к фокусам. И моя тяга к математике без количественной меры – из этой же области чудес и парадоксов. Впрочем, мною двигало и второе стремление: «Все проверяй и делай сам, во всем логически убеждайся сам!» – но к этому стремлению быстро приходишь, изучая физику, химию и биологию, если только в тебе есть изобретательская жилка или недоверие к авторитетам и нежелание их признавать. Во мне было и то, и другое. Первое - от природы (пытался же я в раннем детстве запроектировать автомат, устройства которого не знал мой отец!) Второе – от моей мужской сущности и еще – из-за одного случая.
Когда я в 5 классе стал вычислять бином Ньютона 3 степени, один школьный приятель увидел мои потуги и сказал, что

Я сказал, что это неверно – и мы поспорили с ним на 40 щелбанов. Он быстро спросил учителя математики, тот быстро в ответ пробормотал готовую формулу:
 
и он стал утверждать, что он выиграл спор. Я попытался подойти к учителю 2-й раз – но это было невозможно, он не стал слушать. А формулы, которую он назвал, я не запомнил. И пришлось мне идти на задний двор «честно» получать 40 щелбанов. И Бог с ними – но потом мой товарищ стал утверждать, что назвал мне именно вторую формулу! Вот что обидно!
Вот с тех пор-то я и не уважаю авторитеты. Авторитеты любят давить и бормотать что-то невнятное – так за что их уважать? Ну, и мужская сущность подсказывает мне, что тот, кого уважаешь, не должен иметь возможности задавить тебя!
3.3) Изменение иерархии тезисов личности, изменение приоритетного порядка этих тезисов. Заметим, что в легко получающемся из тезиса «Я люблю чудеса» тезисе «Я люблю чудеса науки, и готов многим пожертвовать ради их изучения и разгадки, например – пожертвовать правом лениться» есть добавка, меняющая приоритетность тезисов: «Я имею право лениться!» и «Я люблю чудеса науки и хочу их понять и разгадать!» В моей фразе тезисы расставлены в их природном порядке, но тезис с фразой «Готов многим пожертвовать ради…» меняет приоритетность тезисов.
Другой пример этого рода – ввод чиновника в гипносостояние 1 ступени в пункте (3.2) в примере 4. Когда Вы загружаете чиновника скороговоркой о будущем его сына в Англии, подсунув ему на подпись документ на предоставление госкредита на полмиллиарда одновременно с векселем на миллион на имя его сына. Дело в том, что в этот момент чиновник должен был бы испугаться и трезво взвесить все – но Вы своей скороговоркой, доводящей его до гипносостояния 1 ступени, не позволяете ему этого, утверждая неявно, что будущее его сына важнее его страхов. Скороговорка-то именно о будущем сына – и именно она давит его «Я», готовое испугаться, в момент испуга. И трезвый расчет давит она же. Все это закрепляется в «Я» благодаря гипносостоянию и самогипнозу идеей «Принять предложение». Самогипноз закрепляет приоритет: «Сначала будущее сына, принять предложение, потом бояться!»

Глава 4. Изменения, вносимые в «Я» в заторможенном состоянии
Гипносостояние 1 ступени иногда сочетается с возбужденными участками «Я», т.е. часть «Я» возбуждена, часть – заторможена.
Гипносостояния 2 и 3 ступеней – это всегда заторможенное «Я». В случае заторможенного «Я» можно «зомбировать» человека, т.е. ввести в него какой-то тезис так, чтобы тезис этот стал главным.
4-1) В гипнозе 3 ступени «Я» выключено и мозгом управляет импринтинговый центр Вожака – ИЦВ. Когда-нибудь после гипноза «Я» найдет ИЦВ и начнет присоединять его к себе. Но как именно? В какую цепь своих тезисов «Я» включит ИЦВ? И насколько главными будут включенные тезисы? «Я» может и сразу найти ИЦВ, если дать перцептору команду «Помнить все после гипноза!» - и если перцептор это выполнит (это происходит примерно у 50 % перцепторов).
Зомбирующий тезис считается качественным, если в той ситуации, когда зомби вспомнит его, он не будет противоречить выбору стереотипных алгоритмов мозга.
Например, зомбирующий тезис «Покончить жизнь самоубийством» – некачественный почти всегда. Зомбирующий тезис женщине «Раздеться догола» – для большинства женщин почти во всех ситуациях некачественный. А вот зомбирующие тезисы для женщин «Представить себе, что ты в ванной, и раздеться догола» или «Представить себе, что ты наедине с любимым, и раздеться догола!» - качественные. Только вот женщина должна быть выбрана с хорошим воображением. Точно так же зомбирующий тезис: «Отыскать здание высотой более 10 этажей, подняться на верхний этаж этого здания, отыскать доступное тебе окно, вообразить себя птицей, выпрыгнуть в окно и полетать над городом» – для мужчины с воображением качественный! Особенно если мужчина этот когда-либо летал во сне. Такой тезис в современных городах приведет зомби к самоубийству.
4-2) Зомбирование часто делают условное. Т.е. зомбирующий тезис выглядит так: «Если (условие) то (делай то-то)». Это делается для того, чтобы зомбирующий тезис меньше боролся с «Я» в обыденных условиях, чтобы «Я» не подчинило его себе и не изменило.
4-3) Еще чаще проводят зомбирование условное и забываемое, т.е. зомбирующий тезис выглядит так: «Если (условие) то (делай так-то), а по достижении (цель действий) забудь обо всем.» Делается это для того, чтобы зомби не выдал своего гипнотизера и того, что зомби есть зомби.
4-4) Через 2-3 года после совершения зомбированных действий зомби вспомнит о них, несмотря на команду забыть о них.
4-5) Даже если Вы запретите зомби рассказывать о факте гипноза – через 2-3 года после гипноза он почти наверняка кому-нибудь о гипнозе расскажет.
4-6) Запрет помнить гипнотизера также через 2-3 года снимается личностью перцептора.
4-7) Если часть действий будущего зомби, описываемая текстом зомбирующего тезиса «ТТ», требует абсолютного воображения или почти абсолютного подчинения ТТ и не требует хорошей координации движений, то есть смысл в том, чтобы будущий зомби выполнял эти действия в состоянии гипноза.
Поэтому зомбирующий тезис для этого случая выглядит так: «Запомните то состояние, в котором сейчас находитесь. Это состояние называется состоянием гипноза. Если (условие) то (делай так-то), затем впадите в состояние гипноза и (ТТ), после чего забудьте все сделанное».
4-8) Зомбирование проводится и на будущее впадение в гипноз. Это – случай упрощенного зомбирующего тезиса пункта 4-7. Зомбирующий тезис для этого случая выглядит так: «Запомните то состояние, в котором сейчас находитесь. Это состояние называется состоянием гипноза. Если (условие) то впадите в состояние гипноза.»
4-9) Ни в коем случае не следует заканчивать сеанс гипноза, в котором было зомбирование, приказом все забыть. Наоборот, закончить надо так: «Помните все по пробуждении, но никому об этом не рассказывайте и особенно об этом не думайте».
_____________________
Из предшествующих книг мы знаем, что гипносостояние 2 ступени, не подкрепленное постоянным возобновлением, неустойчиво и быстро оканчивается. Поддержание гипносостояния может входить (и, как правило, входит) в эмоциональный и смысловой конфликт с тезисами, меняющими личность человека – и поэтому изменения личности не происходит.
Подбор способа поддержания гипносостояния 2 ступени почти невозможен, поэтому подбор способа изложения тезисов, меняющих личность, так, чтобы они по смыслу не конфликтовали с эмоциями способа поддержки гипносостояния – основная задача при гипнозе 2 ступени.
Например, зомбирование черных магов, состоящее из тезиса, что из зомбируемого будут утекать жизненные силы при условии (условие), хорошо сочетается со способом поддержки гипносостояния – запугиванием замахами и несильными ударами по лицу зомбируемого.
Вообще если эмоции, поддерживающие гипносостояние, отрицательны – то и эмоции тезисов, меняющих личность, должны быть отрицательными; а при положительных эмоциях способа поддержания гипносостояния - соответственно и эмоции тезисов должны быть положительны. Желательна еще большая похожесть эмоций. Например, страх-эмоция, поддерживающая гипносостояние, должна сопровождаться страхом-эмоцией тезисов, меняющих личность. Например, в книге 7 в части 1 изложен метод 0 – единственный известный мне метод, дающий самоподдерживающееся гипносостояние 2 ступени. Самоподдерживается оно отчасти благодаря чувству страха оттого, что руки не разнять (см. книгу 7 часть 1 стр. 2 «Анализ метода 0», последние 2 строки перед пунктом «Примечание»).
Если гипнотизера устраивает, что зомбируемый не может разнять руки и боится – для изменения личности в таком гипнозе следует использовать тезис вида «И не дай Вам Бог не сделать того, что я скажу… Если (условие) Вы обязательно должны (действия)».
Конечно, зомбировать человека в гипносостоянии 2 ступени нельзя. Но присоединить к тезисам его «Я» весьма существенные добавки можно – и эти добавки имеют шанс стать главными.
На этом короткая наука об изменении личности в гипнозе 2 ступени заканчивается.

Дополнение.
Всемирная программа привлечения детей и подростков к изучению естественных наук и математики.

Некоторые люди думают так: вложи в какую-нибудь науку побольше денег и дай ученым хорошие заработки – и эта наука расцветет.
Но это не так. Расцветут в ней фальсификации и администрирование.
Возьмем пример Израиля.
Физики, работающие на войну, получают бешеные зарплаты. Общий престиж высшего образования в естественных науках высок (т.к. таких ученых ценят как хороших банковских служащих, а зарплата банковских служащих высокая, и как хороших программистов, а зарплата программистов еще выше).
А результатов в фундаментальной физике в Израиле нет. А дело-то в том, что свою науку настоящий ученый не должен воспринимать как трудную работу.
Так что ошибочно мнение, что в настоящую науку можно привлечь деньгами. Настоящий ученый руководствуется прежде всего страстью к познанию (см. книгу 6, главу 1, стр. 1) и инстинктом преследования цели – когда страсть к познанию указала эту цель. А основа страсти к познанию – любовь к чудесам, т.е. к информации, нарушающей стереотипы мышления (см. книгу 6, главу 1). Причем тезис личности: «Я люблю чудеса» – очень легко превращается в тезис: «Я люблю чудеса науки – и готов пожертвовать ради их изучения и разгадки своим правом лениться!» (см. эту книгу, главу 3, пункт 3.1, пример 2, стр. 6 , и пункт 3.2, пример 5, стр. 9).
Главное – закрепить в способных детях вместо тезиса «Я люблю чудеса» тезис «Я люблю чудеса науки!» - и дальше дело пойдет. Инстинкт влечения к тайнам и преследования цели дополнит со временем этот последний тезис фразой «и готов пожертвовать ради их изучения и разгадки своим правом лениться».
Но для закрепления в душах детей и подростков тезиса «Я люблю чудеса науки!» нужно демонстрировать детям и подросткам эти самые чудеса или хоть рассказывать о них подробно, стараясь частичным (или полным) объяснением чудес (и иными способами, использующими инстинкт преследования цели) увлечь детей и подростков на путь самостоятельных рассуждений и исследований (с использованием математики – желательно).
Для этого мною, В. Кицисом, и разработана приводимая ниже «программа привлечения детей и подростков к изучению естественных наук и математики».
Она состоит из двух частей:
- главы Д0, повествующей об организации раннего отбора детей в специальные государственные школы с углубленным изучением естественных наук, и
– главы Д, повествующей о том, как и какие чудеса естественных наук и математики следует демонстрировать в школах (желательно – во всех школах вообще).

Глава Д0. Организация раннего отбора детей, талантливых в естественных науках
О признаках талантливых детей их родители оповещаются ежегодно (через СМИ).
Тест
В тесте следует излагать только попытки или действия, совершаемые Вами или Вашим ребенком в возрасте до 8 лет и отнявшие у Вас или у ребенка много времени – не меньше недели, и сопровождавшиеся осознаваемыми ребенком временными или постоянными неудачами.
Притом попытки и действия, совершаемые без чьей-либо подсказки и помощи, по собственной инициативе ребенка.

Признаки таланта в детях до 8 лет:
Т1) Попытка ребенка запроектировать сложное техническое устройство т.е. нарисовать его внутреннюю схему – например, настоящий пистолет, автомат, дальномер, швейную машинку и т.п. – не имея ни чертежей, ни аналогий этих устройств, которые разрешается разобрать –25 баллов;
Т2) Способность часами наблюдать за поведением простых животных вроде лягушки, паука, гусеницы, червя – при условии, что ребенку известно, что это животное не является ни едой, ни опасностью – 8 баллов;
Т3) Желание препарировать простое животное – 5 баллов;
Т4) Желание сделать простое или сложное хим. вещество, не зная технологии его изготовления – 5 баллов;
Т5) Желание запроектировать молекулу вещества с определенными свойствами – 30 баллов;
Т6) Попытка зашифровать информацию на компьютере с проектами шифратора и дешифратора – 8 баллов;
Т7) Создание письменного шифра – только не зеркального, не «все слова наоборот» и не «пляшущих человечков» Конан Дойля – 8 баллов;
Т8) Попытка написать дешифрующую компьютерную программу для неизвестных шифров или ее алгоритм – 20 баллов;
Т9) Попытка читать книги об устройстве вселенной (не религиозные, а научные) – 10 баллов.
Предлагаемый тест хорош тем, что оценивает не реализацию попыток ребенка и научно-технический успех в них, а сами попытки, т.е. оценивает не знания ребенка, а страсть к познанию и творчеству, а также упорство в творчестве.
Ведь всем известно, что Эйнштейн и Шредингер соображали медленно, но отличались огромной страстью к познанию и упорством в творчестве. Ни один из них в детстве вундеркиндом не был.
 Дети, набравшие в сумме хотя бы 10 баллов, талантливы и должны обучаться в спецшколах. А в семье должны воспитываться по-особому
(см. дальнейшие статьи В. Кициса на этом сайте).

Глава Д. Программа демонстрации чудес естественных наук и математики детям и подросткам
Детям можно давать чудеса науки попроще и понагляднее, а подростки – материал сложный
Д1) Чудеса физики.
Д1.1) Чудеса физики для детей.
- Магнитное поле постоянных магнитов и постоянных токов.
Д1.1.1) Подарите ребенку магнитный компас, объяснив, как им пользоваться. Пусть поиграет им неделю – две.
Д1.1.2) Подарите ребенку 2 постоянных магнита, проследив, чтобы подаренный компас был разобран и собран. У магнитов должны быть разные концы не только по цвету: форма северного и южного концов магнитов должна чуть отличаться. Только предупредите ребенка, чтобы не оставлял магнит в огне: он от этого размагничивается. Неделю пусть побалуется с магнитами и компасом.
Д1.1.3) Насыпьте на стол из очень тонкого картона железных опилок – а под столом поместите магнит, а затем 2 магнита. Пусть ребенок ими подвигает, наблюдая рисунки, образуемые опилками на столе и отчасти над столом. Оставьте ему опилки, стол, магниты и компас на 2-3 недели.
Д1.1.4) Добавьте к компасу 2-й компас (неразборный). Заберите у ребенка магниты и опилки сроком на 1 неделю, о чем ребенка предупредите. Пусть балуется со стрелками двух компасов.
Д1.1.5) Верните ребенку магниты. Добавьте опилок, если ребенок их потерял где-нибудь. Только один из магнитов теперь должен быть неокрашенным (с концами разной формы).
 Д1.1.6) Упоминайте почаще во время разговоров об опытах Д1.1.1-Д1.1.5, что, если он станет взрослым физиком, он все поймет и сможет рассчитать – и даже то, почему сталь может становиться магнитной.
Д1.1.7) Заберите у ребенка большие магниты, но оставьте компасы. Скажите ребенку, что теперь он сам должен изготовить очень большой и интересный магнит, а для этого нужно намотать 1000 или 2000 витков медной проволоки (с тонкой изоляцией) на пустотелую катушку из картона. Дайте ему катушку и проволоку – пусть мотает. Принесите в комнату большой автомобильный аккумулятор. Когда ребенок намотает 2000 или больше витков – пропустите по проволоке ток, и пусть ребенок сам убедится с помощью компасов и железных опилок, что есть магнитное поле у этой катушки. Дайте ребенку постоянный магнит – и пусть попробует затолкнуть его в намотанный соленоид одним и другим полюсом вперед: некоторые дети рукой ощущают разницу в усилии.
Оставьте соленоид и все прочее, включая аккумулятор, ребенку – пусть балуется, только не в ванной, и чтобы руки ребенка всегда были сухими. Все это – на 1 день.
Скажите ребенку, что когда он станет взрослым физиком – он все эффекты поймет и сможет рассчитать. Скажите ему, что расчет магнитного поля соленоида гораздо проще, чем расчеты свойств постоянных магнитов.
Уловив момент интереса, объясните ребенку, что внутри постоянных магнитов, в группах их атомов текут вечные круговые токи, сориентированные как токи витков катушки соленоида – и, пока магнит не слишком нагреваешь, направления токов остаются сориентированными одинаково, поэтому постоянный магнит и имеет магнитное поле.
Д1.1.8) Внесите в соленоид с током железный сердечник – и пусть ребенок убедится, что магнитное поле сильно с сердечником и слабо без него.
Скажите, что круговые атомные вечные токи железного сердечника ориентируются по магнитному полю соленоида, как стрелки компаса ориентируются по полю постоянного магнита – и эти круговые атомные вечные токи своими магнитными полями усиливают магнитное поле соленоида. А вот рассчитать все эти эффекты ребенок сможет, когда станет взрослым физиком и будет знать математику. Объясните, что сердечник из железа, а не из стали – и скажите, почему.
Д1.1.9) Нагрейте один из постоянных магнитов на газовой горелке с очень длинным пламенем - и окончательно размагнитьте его быстрыми движениями другого холодного магнита вдоль его корпуса.
Пусть ребенок следит за размагничиванием по компасу.
Конечно, краска на магните обгорит – но это и неважно, ведь у магнита разные концы. Можно взять неокрашенный магнит с разными концами. Охладите магнит - и дайте его ребенку вместе с железными опилками: пусть убедится, что магнит больше не магнит.
Ребенок спросит, отчего он размагнитился? Ответьте, что тепло – это быстрое хаотическое движение атомов и молекул, они либо сталкиваются друг с другом, либо хаотически толкают друг друга своими магнитными и другими полями, и атомы в магните от этого потеряли свою постоянную ориентацию круговых токов. Кстати, то, что тепло есть беспорядочное хаотическое движение атомов и молекул, можно увидеть в микроскоп.
Ребенок спросит – что, атомы и молекулы мы увидим и увидим, как они движутся?
Ответьте, что видеть можно только огромные молекулы, но у них и тепловые скорости очень малы, и пользы от этого не будет. Обычные атомы и обычные молекулы в микроскоп, даже в самый сильный, не увидишь. И дело здесь не в силе микроскопа, а в том, что свет состоит из частиц, которые одновременно являются волнами - а волны бесследно обтекают предметы, которые меньше половины длины волны. А атом и обычная молекула меньше половины длины волны обычного видимого света.
Но завтра Вы все-же покажете ребенку в микроскоп, что тепло есть быстрое хаотическое движение атомов или молекул обычной воды.
Ребенок спросит – а как ты мне это покажешь, если атомов и молекул мы видеть не можем?
Ответьте, что некоторые атомы и молекулы даже при обычных температурах движутся с огромными скоростями по сравнению с большинством остальных атомов и молекул, движущихся со средней или близкой к средней скорости. Этих быстрых молекул очень мало – но ввиду хаотичности движения они есть. Они будут изредка (т. к. их очень мало) сильно толкать крупные частицы, которые видны в микроскоп, т. к. они больше половины длины волны света. И эти толчки крупных частиц будут видны в микроскоп.
Д1.1.10) Броуновское движение. Купите дешевый микроскоп и порошок для демонстрации броуновского движения. Насыпьте порошок в кипяченую воду, разболтайте - и покажите ребенку в окуляр микроскопа.
Д1.1.11) Объясните ребенку, что когда Вы нагрели магнит – его атомные круговые токи из-за хаотического движения и колебаний в кристаллической решетке магнита потеряли общую направленность в одну и ту же сторону. А магнитное поле есть сумма полей, направленных в одну сторону, и разность полей, направленных в противоположные стороны.
Разговор о кристаллической решетке и ее колебаниях и причинах образования ее при достаточно небольших температурах - на Ваше усмотрение. Разговор о намагничивании и изготовлении постоянных магнитов – на Ваше усмотрение.
Ребенок спросит – но ведь воду под микроскопом мы не нагревали, откуда же в ней было тепло и хаотическое движение молекул? Объясните, что тепло начинается с температуры -273°С, что при -273°С атомы и молекулы неподвижны – и только внутри них есть движение. Объясните строение атомов. И что электрон тоже, как и частица света – фотон – есть и частица, и волна. И, как волна, бесследно обтекает предметы, которые меньше половины длины волны. Покажите этот волновой эффект на ближайшем водоеме или в ванне с водой.
Расскажите про шкалу температур Кельвина.
Талантливый ребенок может заинтересоваться – а много ли при обычных температурах быстрых молекул в обычной воде – так Вы ему подарите технический справочник, в котором есть распределение молекул по скоростям и соответствующие графики или сами по справочнику вычертите соответствующие графики. И скажите, что причину, почему распределение именно такое, он узнает, став взрослым физиком или математиком, что для этого математику надо знать очень хорошо.
Д1.2) Чудеса физики для детей и подростков.
- Сверхпроводимость.
 Д1.2.1) Самый эффектный опыт физики. Возьмите тонкостенную (толщиной 3мм.) литую свинцовую чашу из чистого свинца, похожую по форме на чашу спутниковой антенны, и положите ее на стол. Позаботьтесь об ее устойчивости. Над ней отпустите рукой (с небольшой высоты, чтобы не пробил чашу) явно очень тяжелый сильный не слишком длинный, но и не короткий магнит. Он, естественно, упадет в чашу. Выньте магнит из чаши. Налейте в чашу 2-3 литра жидкого гелия и подождите, чтобы гелий перестал кипеть, охлаждая чашу. Включите вентилятор, сдувающий пары и конденсирующуюся углекислоту, образующиеся в холодном воздухе над чашей с жидким гелием. Снова внесите в пространство над чашей (с некоторым усилием) тот же магнит, подержите его точно над центром чаши, горизонтально направив полюса, и отпустите.
Первое впечатление – что магнит, дрогнув вниз, неподвижно повис над чашей. И лишь затем замечаешь, что он медленно опускается в нее.
Подросткам объясните, что опускание магнита рождает в сврхпроводнике-свинце электрическое поле (из-за усиления вектора магнитного поля), а т.к. свинец – сверхпроводник, то это электрополе рождает гигантский ток с магнитным полем, направленным против магнитного поля магнита, и это отталкивает магнит от чаши.
Для старшеклассников и подростков говоришь, что за полный расчет этого эффекта (включая объяснение сверхпроводимости свинца при сверхнизких температурах) выдашь премию 100 000$, а за расчет, показывающий, почему магнит повисает над сверхпроводящей чашей – премию в 1000$.
И говоришь, что расчеты, разгадывающие этот фокус полностью (включая сверхпроводимость свинца) могут провести только лучшие физики и некоторые лучшие математики Земли. Говоришь, что эффект сверхпроводимости при нормальных температурах открыт только у арсенида галлия, и хотя сопротивление току у него заметное, но он обладает другими свойствами сверхпроводника, а какие у них свойства – поинтересуйтесь в таких-то книгах, и что за открытие других сверхпроводников при нормальных tС назначены очень высокие премии, т.к. эти сверхпроводники позволяют усиливать токи сверхвысоких частот от радаров (расскажите, что токи эти текут не по проводникам, а по пустотелым трубкам – и объясните, почему). Расскажите, почему для современной войны важно модулировать радарное излучение и усиливать его.
Соскребите твердый воздух с чаши и говорите, что поскольку в основном затвердели именно вода и углекислота – этот воздух малопригоден для дыхания, бросьте соскребы в запасной сосуд Дьюара, чтобы потом школьники убедились в этом. Остатки жидкого гелия аккуратно слейте в сосуд Дьюара, в котором был гелий.
 Д1.3) Чудеса физики для подростков и юношей.
- Сверхпроводимость.
Д1.3.1) Возьмите толстостенный сосуд из неразрушающегося при сверхнизких температурах изолятора с толстым каналом в дне (для соленоида) и намотайте туда в дно длинный соленоид из сверхтонкой свинцовой проволочки (лучше, если это сделают сами подростки). Проволочка ломкая – поэтому имейте под рукой нагретый паяльник с зачищенным (до нагрева) острием без следов припоя. По мере намотки соленоида отмечайте длину ушедшей на намотку проволочки. Когда намотаете 100м, можете намотку прекратить. Впрочем, можно намотать и 1000м.
Достаньте понижающий трансформатор (для сети) на большие токи и добейтесь, чтобы напряжение на выходе было 5v или меньше (чем меньше – тем лучше). Установите на выходе вольтметр, амперметр и предохранитель на очень большие токи, который их не пропускает (он стоит дорого и называется «ограничитель тока»).
Установите возле соленоида термометр для сверхнизких температур и сделайте так, чтобы шкалу от этого термометра видели все.
Налейте в сосуд жидкий гелий, включите ток – пусть все убедятся, что ток почти не идет из-за огромного сопротивления проволочки.
Когда tC достигнет порогового для свинца значения – ток возрастет до максимального для предохранителя значения (почти или точно). Пусть подростки это хорошо заметят, запишут ток с амперметра и tК, при которой это произошло.
Скажите, что тому, кто объяснит и вычислит сверхпроводимость свинца при низких tК, будет премия в 100 000$. Скажите, что это делают только лучшие физики и математики Земли. И еще – некоторые выпускники физтехов и физматов. Объясните, что это связано с квантовой механикой и даже обычную проводимость металлов (идеальных кристаллов) без квантовой механики не объяснишь. Объясните, как устойчивые орбиты электронов связаны с укладкой целого числа волн в круге (электрон ведь и частица, и волна) – и скажите, что на самом деле волна трехмерная и распределена в шаровом слое (между двумя сферами) и что ее распределение и вид этой волны-электрона в атоме умеют приблизительно (а для атома водорода – точно) вычислять. Но умеют это лишь те, кто окончил физтехи и физматы.
- Теория относительности Эйнштейна.
 Д1.3.2) Раздайте всем ученикам книжку Данина по теории относительности (она тоненькая и небольшого формата).
Пусть читают. Там очень простые вычисления, доступные подростку 15-ти лет (а иногда и 12-ти лет).
 Д1.3.3) Расскажите, как можно за 70 лет слетать к ближайшим звездам, если у звездолета очень эффективное горючее и масса его не ограничена, но ускорение звездолета ограничено земным ускорением g или удвоенным 2g.
 Д1.3.4) Пусть поразмыслят над парадоксом замедления времени и объяснят его не с точки зрения книжки Данина – если сумеют. (Имеется ввиду тот парадокс, что первая система отсчета движется относительно второй, поэтому время в первой системе идет медленнее – но и вторая система движется относительно первой, поэтому идет медленнее время второй системы.)
 Д1.3.5) Расскажите подросткам о самораспадающихся частицах. Скажите, что вероятность их распада в каждый малый момент времени приблизительно равна kt, где t – длительность момента, и что на самом деле это (1+)kt, где 0 при t 0 (Можно дать и более точное математическое определение). Расскажите о частоте и вероятности события. Дайте законы вероятности Р для событий А и В:
P(A P(B) если А и В независимы
P(A) = 1-P(A) и выведите из них закон
P(AB) = P(A) + P(B) – P(A) P(B)

Выведите из всего этого формулу для вероятности распада частицы за время t + t
P(t + t) P(t) (1- kt)
P (t +t) – P(t) - kt (1)
 P(t)
и докажите, что гауссово распределение вероятности нераспада частицы за время Т
Р(Т) = e–kT удовлетворяет этой формуле. Укажите, что вероятность распада частицы за время Т
P (T) =1-e–kT
(пусть докажут это сами)
Затем скажите, что это понадобится им, чтобы самим (с Вашей помощью) провести опыты по замедлению времени при очень больших скоростях частиц на большом ускорителе.
Затем скажите, что на мехмате, физмате, физфаке или физтехе они полностью убедятся, что никакое распределение, кроме гауссового
P(T) = 1- e–kT формуле (1) не удовлетворяет: их научат доказывать это строго математически.
 Д1.3.6) Убедитесь, что подростки уже дочитали книжку Данина до закона увеличения массы движущейся частицы
 и знают этот закон.
 Объясните, что быстродвижущиеся частицы больших масс часто проникают в вещество без контакта с ним гораздо дальше, чем медленно движущиеся частицы малых масс. Разумеется, добавьте про время, когда эти подростки будут знать физику элементарных частиц.
 Д1.3.7) Отведите подростков на ближайший мощный синхроциклотрон, у которого задняя труба с мишенями достаточно длинна и позволяет передвигать заднюю толстую и длинную жидкую мишень, которая снимается на фото- или кинопленку, очень далеко.
Промежуточную мишень для получения быстрораспадающихся быстрых или медленных частиц проверьте, чтобы она была нерадиоактивной, свежей. Первую толстую парообразную или тонкую жидкую (снимаемую на фото- или кинопленку) мишень можно не проверять.
Проведите опыт на ускорителе – и засадите подростков считать, сколько искомых (быстрых или медленных) частиц получено – и сколько из них долетело до задней мишени, когда она была на разных расстояниях от точки получения быстрораспадающихся частиц.
Особенно эффектно будет, если задняя мишень устанавливается на расстоянии, пропорциональном скорости быстрораспадающихся частиц в трубе. При больших скоростях очень много частиц долетает до задней мишени, не успев распасться по дороге, из-за того, что время для таких частиац течет медленно. Но для этого скорости должны быть хотя бы


(при этой скорости достигается замедление t вдвое), а для этого задняя труба должна быть у ускорителя очень длинной – если мы отодвигаем заднюю мишень на расстояние, пропорциональное скорости частиц, либо нужен синхроциклотрон большой мощности и скорости частиц 0.875с 0.98с.
Чем больше подростки будут работать над обработкой снимков мишеней – тем лучше.
 
 

может хватить и небольших длин задней трубы ускорителя, а увеличение количества частиц, долетевших до задней мишени, может быть уже значительно.
Но лучше пользоваться длинной задней трубой и гораздо большими максимальными скоростями быстрораспадающихся частиц, если их позволяет достичь ускоритель. Обработка данных работы на ускорителе – согласно следующим ф-лам...
 


 

 



 


Считается, что в задней мишени (толстой) обнаруживаются все следы долетевших частиц, а в промежуточной мишени в начале трубы (тонкой мишени) есть все следы полученных быстрораспадающихся частиц.
Все перечисленные формулы подростки, если они знают натуральные логарифмы, пусть получат сами.
Расскажите детям всю схему опыта: как разгоняются в ускорителе постоянные частицы, какую мишень они бомбардируют для получения быстрораспадающихся частиц, как эти частицы проходят вместе с остатком исходных частиц фильтр (если он есть), как частицы затем фильтруются по скоростям и попадают (вместе с остатком исходных частиц) на первую, тонкую жидкую мишень, где оставляют исходные следы, потом летят в трубе, где часть их распадается и затем оставляют конечные следы в толстой жидкой мишени. Научите их различать следы быстрораспадающихся и остаточных исходных частиц – и пусть считают по снимкам 1-й и 2-й жидких мишеней процент нераспавшихся в трубе быстрораспадающихся частиц для малой и для большой скорости (это должно быть 2 разных опыта).
Время полураспада частиц и время их пролета по трубе Вы им, конечно, сообщите (в 1-м и 2-м опыте времена одинаковы, ибо мы двигали заднюю мишень).
Следы частиц в случае 2-го опыта (с большой скоростью) будут тоньше и длиннее – напомните подросткам про пункт Д1.3.6. Насчет длины следов – имеется ввиду 2-я толстая жидкая мишень (первую, тонкую, частицы пролетают насквозь, почти не тормозясь).
Время пролета (в системе координат трубы) частиц по трубе в 1-м и 2-м опыте (с разными скоростями) должно быть одинаково. Поэтому длина трубы разная!
В трубе должен быть вакуум, о чем детям надо сообщить!
 Д1.3.8) Через месяца 2-3 убедитесь, что подростки целиком прочли книжку Данина о теории относительности – и даже попытались читать данный мелким шрифтом расчет шаровой невращающейся черной дыры – для чего нужно знать интегральное исчисление, о чем Вы им и сообщите. Сообщите, что, окончив мех-мат или физфак, они рассчитают и черные дыры разных форм, и вообще конфигурации пространства для разных гравитационных полей, обусловленных разными распределениями массы вещества в пространстве и разными движениями этого вещества. Но для этого нужно знать: тензоры и дифференциальные формы на многообразиях и методы приближенного решения уравнений в частных производных, а для простых случаев интегральное исчисление.
- Распределение Бозе – Эйнштейна и лазеры. (Этот пункт целиком на Ваше усмотрение. Начать нужно с общей формулы для вероятности зависимых событий А и В P(AP(A/B), а вот дальше не знаю. Рассчитать сравнительно высокий к.п.д. лазеров красиво у меня не вышло. И я не умею дать подросткам геометрическую оптику так, чтобы доказать, что при неточечном источнике света невозможно сфокусировать луч в точку или параллельно на .)
-Вакуумные приборы.
 Д1.3.9) Вакуумный диод, триод, тетрод. Рассказать, что четвертый электрод (2-я сетка} нужна для защиты первой сетки от выбитых катодными электронами из анода электронов: они шумят. Рассказать про соотношение «сигнал –шум». Увязать это с гауссовым распределением шума.
 Д1.3.10) Нарисовать простой усилитель на диоде и триоде (вакуумных)и полностью объяснить, как он работает. Объяснить, что электроны с нити накала – это всегда шум. Объяснить, почему это так, рассказав о распределении скоростей этих электронов. Дать детям послушать старый ламповый радиоприемник и старый ламповый усилитель с микрофоном: пусть услышат, как шумит вся эта техника.
Д1.3.11) Рассказать о суперпозиции электрических полей и о диполе и о его электрическом поле. Дальше пусть дети рассчитают сами движение теплового электрона от катода к аноду при катоде в виде нити и аноде в виде цилиндра, затем пусть поместят между ними (поближе к катоду) цилиндрическую сетку и рассчитают коэффициент усиления на малых частотах и на больших (последнее трудно). Пусть постараются запроектировать самую бесшумную электронную лампу с экранирующими сетками (с тепловым катодом). Затем дайте им катод, материал для анода и для сеток – пусть желающие изготовят свой проект. Поместите его под колпак, откачайте воздух, дайте на сетки необходимые с точки зрения детей напряжения – попробуйте – затем используйте эту электронную лампу как усилитель токов голоса микрофона. Пусть дети убедятся, что их лампа тоже шумит. За самую бесшумную лампу дайте премию в 10-20 $. Если, конечно, коэффициент усиления у лампы достаточен.

 
Дайте детям точное представление об уравнениях Максвелла для токов и магнитных полей, а также для переменного магнитного поля и рождаемого им тока (в проводнике).
Затем пусть вспомнят ур-ния из книжки Данина для преобразования от «неподвижной» системы к «движущейся» скоростей масс, ускорений и силы взаимодействия.
Затем скажите, что заряд при переходе от системы к системе не преобразуется - и объясните, почему: ведь заряд – это количество электронов, которое тело должно поглотить (возможно, поглотить со знаком «-»), остановив их, для того, чтобы стать нейтральным и воздействовать на другие тела, в т.ч. и заряженные, только гравитацией (или атомными полями – но их мы учитывать не будем, не столь уж малы расстояния между телами).
[Расскажите, что заряд электрона в нашей огромной, когда-то взорвавшейся вселенной на сверхдалеких расстояниях (намного больших диаметра Галактики) может ощутимо меняться – т.е. меняется сила Кулоновского отталкивания между двумя электронами (или притягивания между электроном и протоном в атоме водорода) на одинаковом расстоянии r. Но возможно, меняется просто образец 1мм и 1 сек, или масса покоя электрона? А может быть, меняется скорость света с?
Объясните, что нужна целая наука о том, что мы считаем константами и что на самом деле может меняться на сверхдалеких пространственно-временных расстояниях.
Действительно, как это все мерить «там» «отсюда»? Ведь чтобы замерить отталкивание «здешнего» огромного заряда от «тамошних» облаков заряженных газов, должны пройти миллионы или миллиарды лет. Нет этого нам не замерить! Что вообще мы знаем об удаленных частях вселенной? Наука об этом есть, это – раздел астрофизики. Он развивается, но с ошибками.
Последний результат этой науки: либо е, либо скорость света с во вселенной меняется, возможно и е, и с. Но возможно, меняется образец 1мм и 1сек: . А ведь образцы 1 м и 1 сек к нам «оттуда» не прилетали; из замеряемых величин по вычислимым кривым «сюда» «оттуда» прилетает только свет разных частот – со своим распределением яркости по частотам. Но сами частоты меняются из-за эффекта Доплера. А радиальная скорость испускающего свет объекта нам неизвестна.
Другие излучения – не фотоны – имеют малые скорости и большой заряд, так что сказать, откуда они прилетели, мы не можем. Они летят к нам из другой точки пространства-времени.
Пусть подростки сами объяснят, почему при испускании радиоволн из движущегося на нас поезда со скоростью v мы примем сигнал с периодом колебания (см. ф-лу 1). (В следующих нескольких формулах символ v в подкоренном выражении и в выражении v / c означает скорость движения поезда, а в остальных местах v означает частоту.)
 


Т.е. весь ряд частот долетающего до нас электромагнитного излучения преобразуется пропорционально k доплеровского смещения.
Поэтому выражение вида
 
сохраняются (и функции от них сохраняются). Здесь все символы v означают частоты спектральных линий.
Так по спектру излучений и был получен результат об изменении e или c во вселенной. Ибо одна из таких формул для частот спектральных линий излучающего или поглощающего свет вешества зависит только от е и с.
Но, пофилософствовав, мы приходим к выводу: ни одного атома или электрона, чтобы мы получили образец 1м и 1сек «там», к нам «оттуда» не прилетало – так не естественно ли считать, что «там» время и расстояния другие, а скорость света
 
все же константа?
Правда, в принципе образец тамошней частицы сюда мог прилететь. Но ведь нет его, образца!
Такое предполагаемое путешествие невозможно только если оно пересекает границу черной дыры. Это ясно из напечатанного о черной дыре мелким шрифтом в книжке Данина; правда, метрику пространства-времени вне и внутри черной дыры надо преобразовать:
 
сбегающаяся к центру черной дыры масса внутри нее преобразуется в новую взорвавшуюся в пустоте вселенную; граница черной дыры при этом превращается в центр этой вселенной. Сверхсветовые скорости превращаются в досветовые. Посчитать, как при этом преобразуется масса, очень сложно. Но, может быть, так из вселенной-праматери образовалась когда-то давно и наша вселенная?
Ну, а теперь оставим философию и меняющуюся константу с и перейдем в мир, где с - действительно константа.]
Итак, мы выяснили, что заряд тела в «неподвижной» и «движущейся» системе координат одинаков по философским соображениям.
А как обстоит дело с величиной электротока в электронейтральном проводнике?
(В следующих формулах I – ток, Q – заряд, v – относительная скорость неподвижной и движущейся системы отсчета.)

 

 

Дальше логика ясна: хоть и с Вашей помощью – но дети постепенно выведут магнитное притяжение или отталкивание токов в электронейтральных проводниках из закона Кулона и теории относительности. Для них это будет чудо, сотворенное собственными руками.
Большего в средней школе не требуется. В университете им небрежно объяснят, как из закона Кулона для неподвижных зарядов и формул преобразований квадратичных дифференциальных форм в теории относительности следуют уравнения электромагнитных полей Максвелла.

Д2) Чудеса биологии (для детей, подростков и юношей)
Д2.1) Чудо глазного нерва саламандры.
Во-первых, глазной нерв саламандры имеет свойство срастаться после его поперечного разрезания. Этого не наблюдалось ни у одного другого животного.
Во-вторых, если его повернуть в плоскости разреза не более чем на 90 градусов от правильного относительного положения, то нейроны нерва при срастании найдут каждый свое продолжение – и срастание будет абсолютно верным: саламандра после выздоровления абсолютно точно атакует мух и врагов. Т.е. каждый нейрон имеет свою химическую метку, заданную либо особым строением белков, либо особым строением рибонуклеотидов, либо особым строением рибосом, присущим только этому нейрону – и нейрону, доносящему об изображении, повернутом на 180 градусов. Последнее выясняется, если разрезанный нерв повернуть в плоскости разреза более чем на 90 градусов. Тогда выздоровевшая саламандра атакует цели ошибочно: бросается вниз, когда цель расположена вверху, и бросается вправо, когда цель расположена слева.
Индивидуальные для каждого нейрона химические метки – разве это не чудо? Нейронов-то в глазном нерве миллионы!
Д2.2) Чудо живучести нейронов, ведущих от мозга к мышцам, у низших животных.
Препарируйте лягушку и выделите из задней ноги мышцу и вудущий к ней от мозга нерв (он довольно толстый). На следующие сутки подайте слабый электросигнал на нерв, присоединив два полюса батарейки к основанию мышцы и к нерву возле остатка мозга. Мышца сократится – т.е. нерв жив!

Я знаю хорошо только эти два чуда биологии. Пусть учителя биологии подумают, какие еще есть чудеса и как их демонстрировать.

В таком же духе следует преподавать и химию высоких и низких температур и высоких давлений, и основы теории информации (напр., тот факт, что объективной сложности алгоритмов не существует), и многое другое.

Совет учителям... Желательно знакомить детей с массовыми дезинформациями о биополях, о фантомах ДНК и памяти воды - и с тому подобными сказками и мифами (см. мою статью про дезинформацию о торсионных полях). Ученики должны понимать, что чудеса столь психологически привлекательны, что люди, не знакомые с истинными чудесами науки или же не понимающие их, всегда будут придумывать чудеса. Например, академики, не понимающие теорию относительности, будут придумывать поля, двигающиеся со сверхсветовой скоростью. И всегда будут существовать мошенники, зарабатывающие деньги на чудесах. Например, придумавшие т.н. фантомы ДНК доказывают с их помощью вредность генетически модифицированных продуктов питания и стараются т.о. получить деньги от фирм, производящих генетически не модифицированную продукцию (выращиваемую на очень вредных для здоровья химикатах). Дети не должны расти легковерными дурачками, поклоняющимися Великим Всемирным Авторитетам.

Конец дополнения к книге 8.
Конец книги 8.