06 - Книга 4

Кицис Владимир
Наука и религия.
Ислам - религия анрессивных фанатиков.
Мотивы веры и неверия.
Массовые дезинформации в стране кипанутых.


Глава 1. «Промысел божий» и изучение устройства мира
Большинство религий полагает, что мир создан всесильным и всемогущим Богом. В некоторых восточных религиях, где нет единобожия, считается, что впоследствии Бог порождал других богов – и ввиду такого размножения сила и власть первоначального Бога весьма уменьшились. В единобожных религиях, как правило, считается, что, кроме Бога, есть ещё и Дьявол, причём воля Бога и воля Дьявола во многом противоположны.
Но, как бы там ни было, во всех религиях (кроме шаманских культов) полагается, что мир создан первоначальным Богом (который в единобожных религиях является константой).
Само собой разумеется, что Бог, создавший мир, досконально знает его устройство. И человеку незачем со своими слабыми мозгами лезть в вопросы устройства мира. Лишь преступная человеческая гордыня заставляет человека лезть в познание мира. Тем более, что Бог знает, как устроен мир. Так не лучше ли просто молиться Богу и заниматься своими повседневными делами?
Так думает и чувствует человек, верящий в Бога. И он не станет утруждать свои мозги уравнением Шредингера и теорией относительности Эйнштейна. Он предпочтёт молиться Богу, верить в божье милосердие и надеяться, что и завтра он будет жить не хуже, чем сегодня и вчера.
Таким образом, религия отшибает у человека охоту к познанию естественных наук. По крайней мере, часть охоты – тот мотив, что надо познавать мир, чтобы гордиться своим мозгом и чтобы завтра жить лучше, чем вчера.
Заметим, что наиболее развитая религия – христианство – напрямик называет охоту к познанию мира преступной гордыней в человеке. Знать мир – это Божье дело, «Божий промысел», а удел человека молиться Богу, надеяться на Бога и верить. Верить в сказку, созданную в древности несколькими не слишком умными людьми. Впрочем, степень их ума неважна. Важно то, что они совершенно не знали устройства мира и поэтому придумали сказку о Боге, создавшем мир.
А сказка-то, как оказалось, отбивает у людей охоту познавать мир.

Глава 2. Чудеса в религиях и чудеса современной науки об устройстве мира
Древние придумывали, вероятно, много сказок о богах и о Боге- создателе мира. Но из этих сказок выжили и стали религиями только те, в которых Бог (или его пророк) творил чудеса. Потому что, во-первых, человек любит чудеса (об этом говорилось в книге 2 Энциклопедии 20 века), а во- вторых, вера в чудеса делает человека психически подчинимым (об этом говорилось в книге 1 Энциклопедии 20 века в главе 1) и заставляет его усиленно искать Вожака и, найдя Вожака, подчиняться ему.
Современная физика и современная генетика также предлагают человеку чудеса – но, чтобы понять эти чудеса, нужно знать физику, математику, химию и биологию, а знать эти науки на современном уровне очень трудно: изучать их нужно очень долго.
Религия, предлагая понятные и очевидные чудеса, отбивает у молодых людей охоту учиться, чтобы понять далеко не очевидные чудеса современной физики и современной генетики.
Таким образом, исчезает и этот мотив для изучения устройства мира.

Глава 3. Резюме глав 1 и 2.
Вначале заметим, что изучать современную науку из-под палки или в целях получения в будущем больших денег невозможно: наука достигла столь высокого уровня, что для её изучения нужна внутренняя мотивация индивидуума к изучению наук об устройстве мира.
Религия же отбивает у человека два главных мотива к изучению устройства мира.
Мотив 1. Человеку свойственно гордиться своим мозгом и своими знаниями о мире – ибо эти знания позволяют человечеству жить всё лучше и лучше.
Однако верящий в Бога человек угнетает свою гордость, постоянно помня о том, что Бог, создавший мир, знает досконально его устройство – и в этом Бог намного опережает человека. Так что изучение мира во славу своих мозгов и в целях процветания человечества вовсе не нужно, а нужно усмирить свою гордыню и молиться Богу, который всё устроит как надо.
Мотив 2. Человеку свойственна любовь к чудесам, а, поверив в чудеса, человек автоматически начинает искать Вожака и, найдя его, подчиняется ему.
Религия предлагает человеку более наглядные чудеса, которые легко понять – в отличие от современной науки, которая тоже предлагает чудеса, но они труднопонимаемы и требуют для своего понимания длительной учёбы.
Так что в нациях, держащихся за свою веру в Бога, значительно меньшее количество детей пойдёт в науку и успехи таких детей будут невелики. И в современном мире, в котором наука является главной производительной силой, такие нации потеряют свою экономическую самостоятельность и будут кормиться обслуживанием более передовых наций, меньше держащихся за свою веру в Бога и потому преуспевающих в науке.
Тут надо заметить, что раввины-каббалисты (т.е. те жрецы иудаизма, которые, пройдя Тору и Талмуд, создают современные наукообразные дополнения к Талмуду, входящие в книги Каббалы) почувствовали веяния современности и предложили включить в Талмуд основные законы и уравнения современной физики. Как Вы, читатель, понимаете – это не спасает положения: ведь они не предложили ни отрицать чудеса, изложенные в Торе – главной священной книге иудаизма – ни отрицать Бога-создателя, т.е. оба главных мотива к изучению современной науки иудаизм у верующего человека по-прежнему отшибает.

Глава 4. Ислам как религия агрессивных фанатиков
Главная и единственная священная книга Ислама – Коран.
Впервые я прочёл Коран ещё в 1967 году, когда учился на мех-мате МГУ им. Ломоносова в Москве. Я случайно забрёл в библиотеку то ли на 17-ом, то ли на 18-ом этаже главного учебного здания МГУ – и обнаружил там в библиотечном каталоге Коран на русском языке. Читал я его долго – почти две недели – и всё время удивлялся: зачем люди верят в подобную чушь? Но позже – года через полтора – я прочёл его снова и понял его поэтичность. К тому времени я уже прочёл (хотя и со скрипом) Библию – и меня поразило отличие Корана от Библии: в Библии есть заповеди «Не убий» и «Не пожелай жены ближнего и нажитого им добра», а в Коране ничего похожего нет. Между тем верить в чудеса Корана, как и в чудеса Библии, можно только вопреки стереотипам мышления – и, следовательно, вера в Коран, как и в Библию, возможна только фанатичная. А толпу фанатиков надо чем-то сдерживать. Верующих в Библию и иудеев сдерживают 10 заповедей. А вот в Коране ничего подобного десяти заповедям нет. Правда, муллы (т.е. жрецы Ислама, являющиеся, как я теперь понимаю, гипно-Вожаками для верующих в Ислам) проповедуют понятие «исламского братства», так что агрессия верующих направлена только на «неверных», т.е. на не верящих в Ислам людей. Но факт агрессивности верующих в Ислам – неоспоримый факт.
Ко времени моего второго прочтения Корана у меня уже был опыт совместного проживания с верующими в Ислам. Я жил в одной комнате в общежитии с двумя чеченцами, к которым приходили в гости ещё два других чеченца. При встречах вся эта компания улыбалась по-дружески своим и все целовали друг друга – мне же они никогда не улыбались. Желая похвалить друга по Исламу, они говорили ему «борз», что по-чеченски означает «волк». Разумеется, меня они не хвалили никогда, хотя я изредка помогал им в математике. Надо сказать, что на мех-мат МГУ все они попали без вступительных экзаменов: они просто не выдержали бы их. В математике они были слабы. Зато верили в Аллаха и являлись детьми очень крупных чиновников Чечено-Ингушской АССР, и их прислали учиться на мех-мат МГУ по разнарядке, как представителей Чечено-Ингушской АССР. В совместном житье с ними я на своей шкуре испытал пассивную агрессию верящих в Ислам по адресу «неверных». Верующий в Ислам может жить с «неверными» в мире – но он не хвалит их, не ест одну с ними еду, не целуется с ними и не роднится с ними.
Однако пассивной агрессией дело не исчерпывается. Любой мулла может толкнуть толпу верующих в Ислам на активную агрессию, т.к. для верующих он является гипно-Вожаком, а агрессия не запрещена в Коране.

Глава 5. Страна кипанутых – Израиль
Вначале следует объяснить название главы, ибо не всякий читатель знает, кто такие «кипанутые». Кипанутыми я называю тех верующих евреев, которые носят на макушке головы маленькую шапочку – «кипу» – в знак того, что они верят в Бога и боятся, что его гнев падёт на их головы.
Далее следует предупредить читателя, что эта глава будет длинной, ибо я хочу рассмотреть в ней все массовые дезинформации в Израиле за период 1999 – 2001 годов. Следует сказать, что телевидение не участвовало в этих массовых дезинформациях: они распространялись только по радио, через газеты, через книги и устно – через церкви, синагоги и школы парапсихологов. Причин того, что телевидение не участвовало в этих массовых дезинформациях, я не знаю. Впрочем, и поручиться за неучастие телевидения я не в состоянии: не мог же я круглые сутки только и делать, что смотреть телевизор да опрашивать знакомых, знающих иврит, не показывали ли по телевидению то-то и то-то.
Начну я с тех массовых дезинформаций, которые существуют в Израиле постоянно.
Во-первых, это религии. Ислам (священная книга – Коран), иудаизм (священные книги – Тора и комментарий к ней – Талмуд, а также книги Каббалы), христианство (священная книга – Библия), кришнаизм (священная книга – Бхагавадгита с комментариями к ней, созданными главой секты кришнаитов – Бхактиведантой Свами Прабхупадой) и бахаи (названия священных книг этой религии я уже позабыл).
При этом иудаизм в Израиле имеет обширную материальную поддержку как от государства, так и от богатых жертвователей за рубежом (в основном в США). И государство, и жертвователи, конечно, не понимают, что делают еврейскому народу зло, давая деньги на сохранение иудаизма (см. главу 3 этой книги).
Во-вторых, это парапсихология (биопольная «теория», «теория» единого энерго-информационного поля Земли, «теория» переселения душ и Кармы, а также экстрасенсорика). Надо заметить, что израильские школы парапсихологии учат и диагностике заболеваний по биополю, т.е. вред от них очень велик. Заметим также, что израильские парапсихологи основной упор в «преподавании» делают на переселение душ и Карму, поскольку понятие «поля» наиболее глупой части израильской публики неведомо (во многих школах Израиля не преподают физику), так что задурить мозги публики понятием «биополя» и «энергий» не удаётся.
В-третьих, это астрология.
Таковы массовые дезинформации, существующие в Израиле постоянно. Впрочем, есть ещё одна массовая дезинформация, постоянно существующая в Израиле и носящая идеологический характер, которую я не перечислил. Формулируется она очень коротко: «Евреи умнее, чем люди других наций».
Ну вот, теперь уже перечислены все массовые дезинформации, носящие постоянный характер. Перейдем к эпизодическим, одноразовым массовым дезинформациям Израиля за период 1999 – 2001 годов.
Начну я с дезинформации, которая вначале имела шумный успех, а затем последовал столь же шумный провал.
Одна весьма уважаемая в Израиле женщина, занимавшаяся парапсихологией, нумерологией и астрологией и широко известная как парапсихолог и астролог, предсказала в газетах и по радио, что такого-то числа такого-то месяца состоится нашествие летающих тарелок (НЛО) на Израиль. (Дело тут, очевидно, в том, что занятия парапсихологией, в которую она искренне верила, сделали её слишком самовнушаемой и она искренне уверовала в собственную мысль о нашествии инопланетян на Израиль.)
Вечером того дня, который она предсказала для нашествия, в Тель-Авиве развернулось невиданное массовое народное гулянье, причём народ смотрел на небо и ждал летающих тарелок.
Но не дождался, естественно.
На этом карьера этой женщины как парапсихолога закончилась, а парапсихология в Израиле потеряла некоторую долю своих приверженцев.
Перейдём ко второй массовой дезинформации, которая осталась неразоблачённой.
В нескольких газетах Израиля (в т.ч. в одной русскоязычной) появилось сообщение, суть коего состояла вот в чём… В Технионе (т.е. политехническом институте) города Хайфы создана машина времени, работающая на сильных магнитных полях. Называлась даже фамилия профессора, который её рассчитал и создал. Называлась и лаборатория, в которой стоит машина времени.
Как математик и физик, заявляю, что машина времени невозможна, т.к. она противоречит принципу причинности. Но меня не удивило бы, если бы Технион пожертвовал огромные деньги на создание такой машины: в стране, где на высших ступенях административной лестницы стоят кипанутые и в трети школ не преподают физику, такое вполне возможно.
Ну, а теперь – третья массовая дезинформация. Она также осталась неразоблачённой. Она касается священной книги иудаизма – Торы, которую якобы дал евреям сам Бог.
Дело в том, что числа 7, 49 = 7х7 и 50 = 7х7+1 раввины (жрецы иудаизма) считают священными.
В газетах появилось сообщение, что несколько кипанутых учёных (фамилии назывались, но я их не запомнил) ввели текст Торы в компьютер и стали исследовать его, как было сказано в газетах, «математически» - и что же оказалось? Оказалось, что если выбрать то ли каждый 49-й, то ли каждый 50-й буквенный знак и написать их подряд, то в первой главе Торы получается последовательность: «торатораторатора...».
Сочтя, что для такого дела вовсе не нужен компьютер, я вручную проверил текст Торы на иврите сначала на каждый 49-й, а потом на каждый 50-й знак. Громко сообщаю, что это газетное сообщение – ложь. Но я бы не удивился, если бы на исследования текста Торы в стране кипанутых были выделены деньги.
Теперь я опишу общественный резонанс на эти три массовые дезинформации.
Первая привела к уменьшению числа верящих в парапсихологию и в астрологию людей, однако это уменьшение числа верящих было незначительно.
Вторая дезинформация, хоть и играла на руку тем, кто считает, что евреи умнее людей других наций (ещё бы! создали машину времени!), однако эта массовая дезинформация почти не имела общественного резонанса: во-первых, львиная доля населения не знает или почти не знает физики, и потому не удивилась, а во-вторых, евреи настолько привыкли считать, что они умнее людей других наций, что создание евреями машины времени ничего не добавило к их национальной гордости.
Третья массовая дезинформация имела весьма значительный общественный резонанс.
Дело в том, что кипанутые очень носятся с богоданностью Торы: это их любимая цацка. Однако доказательств этой богоданности нет. А если каждый 49-й или каждый 50-й знак текста Торы составляют разумную, имеющую смысл, последовательность – то вот оно, доказательство богоданности текста Торы! И проверять компьютер вручную никто не стал: понадеялись на авторитет «учёных», которые якобы провели исследование текста. И масса людей потекла в синагоги, и теперь они уже присоединились к кипанутым. Т.е. сами стали кипанутыми.
Теперь – четвёртая массовая дезинформация эпизодического характера. Её я опишу подробно. Ибо начинается она с правильной информации – но, излагая её, человек возбудился от собственных речей и начал пороть чушь, перестал контролировать свою фантазию (есть такие люди, и их не так уж мало). Причем порол он чушь прицельно, стремясь как можно больше удивить читателя. Поэтому человек этот, по моим оценкам, явный кандидат в Лидеры в человечьем сообществе.
Человек этот – физик Песах Амнуэль. Он написал статью, напечатанную в газете «Русский Израильтянин» в июле 2001 года в номере 27. Статья называется «Остановка по требованию», и суть её вот в чём...
Сначала автор даёт верную информацию. Речь идёт об опытах с парами рубидия, проведенных физиками Кембриджа (США, штат Массачусетс). Если подать на пары рубидия коротенький световой сигнал определённой частоты и конфигурации, то пары рубидия поглотят его, часть атомов паров перейдёт в возбуждённое состояние и так и останется в возбуждённом состоянии (как в лазере), причём атомы рубидия, в отличие от атомов других веществ, используемых в лазерах, полностью сохраняют всю информацию не только о частоте, но и о направлении поглощённого светового сигнала и о его конфигурации – и когда на пары рубидия с этой информацией будет направлен сигнал строго определённой другой частоты, атомы паров рубидия излучат первоначальный поданный на них короткий световой сигнал так, как будто бы и не было задержки во времени: сигнал будет иметь ту же частоту, то же направление и ту же конфигурацию. Получается чудо: световой сигнал остановился, законсервировался, а затем по сигналу другой частоты излучился в своём первоначальном виде.
Вслед за этой верной информацией идёт фантазия автора о компьютере с газообразной сверхбыстрой памятью – эта фантазия вполне допустима, тем более, что автор предупреждает, что это фантазия. Более того – эта фантазия вполне реальна.
А дальше, возбудившись от удачности собственной фантазии и перестав её контролировать, автор статьи заявляет:
«В кембриджском опыте свет был «всего лишь» остановлен. А ведь теоретически возможно, чтобы луч света вышел из вещества раньше, чем вошёл!
На физическом языке это явление называется аномальной дисперсией света и вовсе не противоречит, как это может показаться с первого взгляда, ни принципу причинности, ни теории относительности».
И вот это уже – абсолютная чушь. Это я заявляю, автор книги. Невозможности аномальной дисперсии света посвящены главы многих учебников квантовой электродинамики. Автор же статьи, желая пояснить свою мысль, продолжает:
«Коротко говоря, получается так, что свет проходит через вещество быстрее, чем прошёл бы то же расстояние, если бы вещество по дороге отсутствовало...
...Сегодня свет можно на какое-то время остановить. Завтра физики научатся регистрировать сигнал раньше, чем он будет испущен. Послезавтра ваш компьютер (распыленный в воздухе комнаты, будто обычный дезодорант) разбудит вас утром словами: "Слышал? Физики научились перемещениям во времени!"...»
Разумеется, всё это чушь.
Я не поленился и позвонил автору статьи Песаху Амнуэлю. Я спросил его, на каком основании он считает, что свет может пройти через вещество быстрее, чем в вакууме, и сигнал может быть зарегистрирован раньше, чем испущен.
И выяснилось, что Песах Амнуэль невнимательно читал учебники по квантовой электродинамике. Дело в том, что частица описывается в современной физике своей пси-функцией, которая получается сложением волн «волнового пакета», причём они двигаются в пространстве со скоростями, большими или равными скорости света в вакууме. Так вот Песах Амнуэль решил, что физики научатся регистрировать волны волнового пакета, хотя во всех учебниках по квантовой электродинамике подчёркивается, что волны волнового пакета не имеют физического смысла: физический смысл имеет только их сумма – пси-функция, максимум значений которой соответствует центру частицы и движется всегда со скоростью, меньше или равной скорости света в вакууме.(Разумеется, то, что я здесь сказал, неточно, т.к. на самом деле пси-функция описывает фазы частицы, а квадрат пси-функции описывает вероятность обнаружить частицу в данной точке пространства.)
Т.о. выяснилось, что Песах Амнуэль не только возбуждается от собственных речей, но ещё и физик неважный, т.к. невнимательно читал учебник по квантовой электродинамике.
Должен отметить, что эта массовая дезинформация не имела никакого общественного резонанса, хотя предсказания Песаха Амнуэля напрямик противоречат и принципу причинности, и теории относительности Эйнштейна (вопреки тому, что заявляет автор статьи). А не имела она общественного резонанса потому, что израильтяне абсолютно безграмотны в физике – я уже говорил, что в трети школ Израиля физику вообще не преподают, а что касается принципа причинности – так ему противоречат ведь многие чудеса, описываемые как парапсихологией, так и религиями.
Для просвещения читателя замечу, что принцип причинности в современной физике формулируется так: если событие в точке пространства А – причина, а событие в точке пространства В – следствие, то t(B) – t(A) r(A,B)/c, где t(В) – время события В, t (А) – время события А, r(A,B) – расстояние от А до В, с – скорость света в вакууме.
Впрочем, в современной физике есть и более тонкие и изощрённые формулировки принципа причинности, но все они включают в себя ту формулировку, которую я здесь привёл.
И ещё одно, очень важное для этой книжки, замечание: разумеется, как человек неглупый, я, хотя и указал Песаху Амнуэлю на его ошибку, сумел закончить наш с ним телефонный разговор мирно и расстались мы, вполне довольные друг другом, ибо я не акцентировал внимание в разговоре на его ошибках. Ведь уже одно только то, что в «Русском Израильтянине» дана статья, описывающая один из опытов современной физики – это большое достижение для Израиля. Я уже устал от выступлений на страницах газет раввинов-каббалистов и очень обрадовался этой статье, о чём и сказал вполне искренне Песаху Амнуэлю.
 
Глава 6. Фанатизм и правила общения с фанатиками.
Так получилось, что в жизни я очень часто встречался с фанатиками и даже дружил иногда с ними.
Начнём с того, что я дружил с Андреем Булгаком, начальником молдавского отделения секты кришнаитов в Кишинёве. Разумеется, я бывал на заседаниях секты и говорил почти со всеми её членами, ел на ритуальных трапезах предложенную Богу Кришне еду, пел и танцевал вместе со всеми, и, кроме того, прочёл (хотя и невнимательно) Бхагавадгиту с комментариями главы секты Бхактиведанты Свами Прабхупады. Впрочем, фанатизм кришнаитов – не совсем фанатизм. Ведь единственное чудо кришнаизма – это то, что, дескать, обычно Кришна растворён во всём мире и ощущает его каждой снежинкой, каждым листиком дерева, каждым камнем и каждым живым существом. Впрочем, есть в кришнаизме ещё одно чудо, обычное для всех религий: Кришна, дескать, создал мир. Когда и как – неважно, но создал... Эти два чуда вроде бы никаких стереотипных алгоритмов мозга не разрушают. Правда, сбоят алгоритмы Б2б, т.к. весь мир – Бог и вызывает повышенное внимание к себе, но к этому «равномерному» сбою привыкаешь. Конечно, есть в кришнаизме и другие чудеса – например, способность души после смерти человека или животного подыскивать себе новое тело и вселяться в него, но особого упора в проповедях кришнаиты на эти чудеса не делают. Поэтому гипносостояния у кришнаитов возникают не часто. Это – всё о кришнаитах...
Я ходил на заседания сект евангелистов и иеговистов. Слушал их проповеди и коллективные молитвы. Тут уж наблюдался явный фанатизм и всё отделение секты впадало в гипносостояния первой и второй ступеней. И это было не только в Кишинёве, но и в Израиле, в Хайфе. Кстати, кишинёвское отделение секты иеговистов мне попалось модернизированное по-современному: там стоял очень большой кассетный магнитофон с очень хорошим эквалайзером (прибором, меняющим тембр) и с мощными колонками, а кассеты с проповедями присылались по почте то ли из Германии, то ли из США. На управлении эквалайзером сидел специальный человек, который добивался от тембра голоса проповедника совершенно нечеловеческого звучания, так что казалось, что проповедь читает сам грозный бог Иегова. Такое нечеловеческое звучание проповеди, разумеется, порождало в слушателях сбой стереотипных алгоритмов мозга групп Б4 и Б5. Это всё о евангелистах и иеговистах...
В Кишинёве я дружил с девушкой из секты сатанистов. Сатанисты – это такие чёрные маги, которые делают упор на то, что миром правит Дьявол и ему следует молиться (о чёрных магах см. Энциклопедию 20 века, книгу 2, главу 3, стр. 21-22). Девушку-сатанистку, с которой я дружил, звали Света. Она была очень некрасива, совершенно не сексуальна, но мужчин хотела, хотела с ними общаться – и, вероятно, потому пошла в секту сатанистов. Кстати, она была умна. Я несколько отвлёк её от сатанизма, обучая гипнозу – но после моего отъезда в Израиль, я думаю, она вернулась в секту. Так вот – она мне много рассказывала и о ночных кладбищенских заседаниях сатанистов, и об обряде запугивания с обездвиживанием жертвы, и о многом другом. Я бывал у неё дома и слушал музыку сатанистов (она очень сильно действует на человека, т.к. тембры голосов сильно искажены эквалайзерами при звукозаписи музыки, поэтому у слушающего сбоят стереотипы групп Б4 и Б5). Кстати, жила Света в одной комнате с сестрой, девушкой красивой и сексуальной – так вот сестра, хоть и любила слушать музыку сатанистов, в секту не пошла: у неё отсутствовала мотивация для этого, ведь с мужским полом она общалась и без помощи секты... Кстати, со Светой вместе я ходил в православные храмы, где она читала молитву «Отче наш» шиворот-навыворот и воровала церковные свечи, чтобы потом из церковного воска лепить фигурки друзей и врагов и манипулировать этими фигурками. Всё-таки до того, как я стал обучать её гипнозу, она была фанатично предана сатанизму.
Тут будет кстати заметить, что музыка сатанистов весьма неплоха и представляет собой почти неисследованный пласт современной музыкальной культуры.
Ну вот, о сатанистах вроде бы всё...
Само собой разумеется, что, приехав в Израиль, я несколько раз знакомился с фанатичными приверженцами иудаизма. Всё это были люди, пришедшие к иудаизму недавно. Фанатизм в иудаизме ведь сохраняется лишь до тех пор, пока при воспоминании об иудаизме и о Торе и Талмуде у человека начинают сбоить стереотипные алгоритмы мозга. Со временем в мозгу верующего возникают новые стереотипные алгоритмы, не позволяющие работать старым стереотипам при воспоминании об иудаизме, и фанатизм верующего идёт на убыль. Дело тут, очевидно, в том, что чудес в Торе сравнительно немного – и в мозгу верующего в Тору сравнительно быстро возникают охранные стереотипные алгоритмы. Конечно, в иудаизме, кроме Торы, есть ещё и Талмуд и весьма объёмные книги Каббалы. Но большинство евреев ограничивается чтением Торы. Что касается Талмуда – он обязателен только для раввинов: раввины обучают остальных верующих евреев соблюдать в повседневной жизни запреты Талмуда, но основная масса верующих евреев Талмуда не читают и не знают.
А что касается книг Каббалы – т.е. наукообразных дополнений к Талмуду, от которых действительно можно тронуться мозгами и которые трактуют устройство мира и включают в себя парапсихологию и нумерологию – так вот, что касается книг Каббалы, то до недавнего времени Каббала была секретной и изучалась только очень знаменитыми раввинами.
Недавно положение изменилось и весь этот бред стали изучать все желающие. А надо сказать, что Каббала – и в особенности её парапсихология и нумерология – это сплошные чудеса, чудес этих много и они весьма разнообразны, так что охранные стереотипные алгоритмы в мозгу не образуются и человек, изучающий Каббалу, остаётся двинутым мозгами всю свою жизнь. Кроме того, для такого человека нет отдельной сферы Каббалы и отдельной сферы обыденной жизни: Каббала старается объяснить устройство мира и применима, как и Талмуд, в обыденной жизни. Так что подвижка мозгов от сбоев стереотипов мышления у изучающего Каббалу носит постоянный характер и вера в Каббалу возможна только фанатичная.
Хороший пример, как трогается мозгами человек от Каббалы – Евгений Гангаев, личность в Израиле весьма знаменитая. Я познакомился с ним в 1997 году. И это был нормальный человек, руководитель клуба авторской песни в городе Хайфа. Однако то ли в 1998, то ли в 1999 судьба свела его с раввинами-каббалистами и он предоставил свою – весьма обширную – квартиру под их учебный кружок (насколько я понимаю, они договорились с ним, что плату за квартиру будут вносить они). Он стал обучаться в их кружке: надел кипу и занялся одновременным изучением Торы, Талмуда и Каббалы. Через год он превратился в совершенно ненормального человека, с которым невозможно разговаривать и у которого к тому же совершенно отсутствует вкус на песни и стихи.
Так, об иудаизме, вроде бы, всё...
Теперь – о моих встречах с фанатиками парапсихологии. О моей дружбе с одной дамой - фанатиком парапсихологии я уже писал в Энциклопедии 20 века в книге 2 в главе 3 (конец стр. 22 – начало стр. 23). Но кроме этого случая, бывали у меня в Кишинёве и другие случаи. Дело в том, что в Кишинёве я ходил в одну школу экстрасенсов. В основном там были молодые женщины – но было там и двое молодых мужчин. Конечно, всё это были люди полусумасшедшие. Но я с ними разговаривал даже о том, что касалось их верований и их «ремесла».
Как видите, опыт общения с фанатиками у меня довольно большой. И мне кажется, я понял суть фанатизма. Суть фанатизма заключается в следующем...
1. Человека, изучающего ложную теорию строения мира, вначале соблазняют пропагандируемые этой теорией чудеса. Однако приняв, что эти чудеса существуют, он сталкивается с тем, что должен отказаться от части стереотипов мышления и от части своей личности. И если сфера чудес и сфера обыденной жизни часто соприкасаются, он начинает ненавидеть в себе часть стереотипов мышления и часть своего «Я». Естественно, если он сталкивается с такими же стереотипами и с той же частью «Я» в другом человеке, он ненавидит их гораздо больше.
2. Поверив в ложную теорию строения мира, человек начинает очень быстро достраивать своё собственное «Я» сферой применимости новой ложной теории строения мира. Убедившись, что новое «Я» шире старого, он всё больше хочет защищать своё новое «Я» от людей, пытающихся разубедить его – и становится агрессивен по отношению к ним.
3. Если человек, поддавшийся влиянию ложной теории строения мира – достаточно сильный мужчина, он начинает испытывать от своей агрессии по адресу «неверных» положительные эмоции. И это укрепляет его агрессию по отношению к «неверным».
Женщины же, как правило, ограничиваются пассивным неприятием «неверных». Толкнуть их на агрессию может только сознание своей силы, которое приходит к ним, когда они собираются в толпу. Впрочем, это же касается и слабых мужчин.
4. Человек, изучающий ложную теорию строения мира добровольно и только по книгам, не столь внушаем, сколь самовнушаем, и авторитет для него – только те книги, в которых изложена изучаемая им ложная теория. Кроме того, авторитетны для него собственные мысли, конечно. Поэтому он очень часто спорит с окружающими, причём (согласно пп. 1 и 2) спорит агрессивно и без всякого желания слушать. В таких спорах укрепляются его самовнушаемость и агрессия.
Из пунктов 1 – 4 следуют правила поведения по отношению к фанатикам.

Правило 1
Споря с фанатиком, помните о том, что он Вас скорее всего не
слушает – а если слушает, то ненавидит. Даже если спор не касается его верований.
Поэтому завязывать спор с фанатиком не стоит, а если ввязались в спор случайно – старайтесь выйти из него, переключив тему разговора.

Правило 2
Если перед Вами – толпа фанатиков или очень сильный мужчина- фанатик, никогда ничего им не говорите без крепкой аргументации, касающейся их верований.
Правило 3
Если Вы хотите стать Вожаком для фанатика, система верований которого Вам чужда или Вы её не знаете – старайтесь переключить его внимание на изучение какой-нибудь теории, которую Вы неплохо знаете и которая тоже предлагает изучающему чудеса.
Примеры таких теорий привожу ниже...
Теория относительности Эйнштейна (требует некоторого знания математики);
Теория гравитации Эйнштейна (требует очень хорошего знания математики);
Квантовая механика (требует очень хорошего знания математики);
Квантовая электродинамика (требует очень хорошего знания математики и знания теории относительности Эйнштейна);
Теория гипноза, изложенная мною в книгах Энциклопедии 20 века (книги 1 и 2), но подправленная так, чтобы не трогать вопросы систем ложных верований. Начать лучше всего с книги 1 гл. 3 (там есть чудеса), затем перейти к чудесам книги 2 гл. 1, ну, а затем – по вдохновению. (Разумеется, эта теория требует знания того, что такое алгоритм, и знания того, что нейрон в возбуждённом состоянии имеет повышенную чувствительность к входным сигналам, а в заторможенном состоянии – сниженную чувствительность).
На этом я заканчиваю перечисление правил общения с фанатиками. Запомните как можно лучше три приведённых мною правила: пригодятся.

Глава 7. Сравнение мотивов веры в наиболее сильных современных религиях
В этой главе я разберу множество главных современных религий человечества: ислам, христианство, иудаизм, кришнаизм, индуизм, буддизм.
7.1) Во всех этих религиях, кроме иудаизма, основным мотивом веры является вечная жизнь души человека, избавление человека верующего от страха смерти (хотя бы частичное избавление).
Избавление это в разных религиях носит разный характер.
Индуизм, буддизм и кришнаизм: душа после смерти подыскивает себе под наблюдением богов тело для обитания и вселяется в него, если бог (или боги) разрешает (разрешают) это. Если ты – праведник (или из хорошей касты – в индуизме), то тебе полагается вселиться в тело получше, например в тело царя или брахмана, а если грешил при жизни – тебе разрешат вселиться только в тело червя или шудры (низшая из каст в индуизме), или в тело неподвижного дерева. Высшая же награда – за абсолютную праведность – это «нирвана», т.е. душа твоя растворяется во всём Космосе и ощущает мир каждой пылинкой, листиком дерева и животным. (См. Лекцию об Индии проф. Колмогорова; см. также Бхагавад- Гиту с комментариями Бхактиведанты Свами Прабхупады – главы секты кришнаитов.)
Ислам и христианство: душа после смерти непременно воскреснет и, воскреснув, подлежит божьему суду. Если ты – праведник, то, воскресши, будешь жить в Царстве Небесном и вечно испытывать приятные ощущения, если же ты грешник и не раскаялся в своих грехах, твоя душа будет вечно гореть в геенне огненной. Если ты – раскаявшийся грешник, то, согласно учению попов в христианстве, ты некоторое время мучаешься в чистилище, а потом попадаешь всё-таки на Небеса, в Царство Небесное. (См. Коран, Библию, а также читайте проповеди разных священников христианства. Причём в Библии достаточно прочитать Евангелие от Матфея.)
При этом в христианстве: если ты соблюдал заповеди Господни и не был богат, то попадаешь сразу после смерти в Царство Небесное, а если грешил и не раскаялся – сразу в геенну огненную, а если грешил и раскаялся – сразу на временное наказание в чистилище и после срока наказания сразу в Царство Небесное.
В Исламе же иначе: если ты – Шахид, т.е. отдал свою жизнь за веру в Ислам, то ты сразу попадаешь в Рай, а если нет – душа твоя обязана ждать Божьего Суда несколько тысяч лет. Причём неясно, где твоя душа находится всё это время. Эта часть учения Ислама в совокупности с отсутствием в Исламе заповеди «Не убей» рождает в юношах-верующих значительное желание погибнуть за Ислам вместе со значительной агрессией против «неверных», т.е. не верящих в Ислам (см. гл.4 этой книги). Так что я не удивлён терактами с использованием фанатиков-камикадзе из верующих в Ислам юношей. Тем более, что гипнодействие Ислама достаточно велико благодаря большому количеству в Коране чудес, портящих стереотипы мышления. Так что мулла для верующих в Ислам юношей – настоящий гипно-Вожак.
В иудаизме всё обстоит несколько иначе. Для читающих только Тору (т.е. Ветхий Завет) конфетка бессмертия души отсутствует. Но присутствует другая конфетка – конечно, не такая сладкая, как бессмертие души, но всё же сладкая. Согласно Торе, бог Ягве – бог иудеев – единственный Бог во вселенной, признал своим любимым избранным народом только евреев (иудеев), дал им в пользование навеки землю Израиля, и обеспечил им размножение на вечные времена, и дал им справедливые законы, обеспечивающие это размножение, и обо всём этом заключил с ними договор на горе Синай. Причём главный закон в этом договоре: «Возлюби Бога своего (т.е. Ягве) пуще самого себя». И хотя евреи впоследствии неоднократно нарушали этот Договор и входящие в него 10 заповедей, но Бог, хотя и гневался на них многократно, но помнил о том, что он их любит, прощал им даже поклонение другим богам и давал им размножаться, хоть и наказывал их. И многие народы за это время исчезли с лица земли, а евреи живы и будут жить.
Конечно, раввины (т.е. жрецы иудаизма) пытались исправить главный недостаток иудаизма: отсутствие конфетки вечной жизни души человеческой. Основываясь на написанных весьма тёмным языком местах у Пророков иудаизма и на недостатках древнееврейского, которым написана Тора, раввины говорят и о вечной жизни души, и о грядущем в конце существования мира Страшном Суде бога Ягве над иудеями и над всеми жителями земли.
Наибольших результатов в этом смысле достигли раввины- каббалисты: книги Каббалы включают учение о переселении душ из мёртвого тела в живые тела (по типу индуистского). И именно раввины- каббалисты создали книги Каббалы такими, что в них полно чудес, причём чудеса эти касаются сферы обыденной жизни человека, применимы в обыденной жизни и нарушают стереотипы мышления (что, разумеется, входит в понятие «чуда»).
Теперь – об обычных раввинах, не о каббалистах. Законы, соблюдаемые в обыденной жизни евреями – это не только законы Торы, но и законы Талмуда (весьма заумных комментариев к Торе). Законы эти абсолютно нелогичны и во многом вредят евреям с такой очевидностью, что это нарушает стереотипы мышления человека (в основном – касающиеся правового мышления, но не только). Поэтому гипнодействие учения Талмуда нельзя считать малым или незначительным. (О гипнодействии сочетания Тора – Талмуд см. также Энциклопедию 20 века книгу 2, гл. 5, пункт «Перетолковывание древних книг, как способ слабого гипноза», стр. 29 – 30.)
7.2) Во всех религиях, разбираемых в этой главе, много чудес, а человек любит чудеса – об этом говорилось в книге 2 Энциклопедии 20 века. Это является вторым главным положительным мотивом веры.
Наиболее неоспоримы, очевидны и просты чудеса христианства (Новый Завет) – включая католический постулат о триединстве Бога-Отца, Бога-Сына и Бога - Духа Святого.
Вторым по неоспоримости, очевидности и простоте чудес является Ислам.
Далее следуют индуизм, кришнаизм и буддизм.
Последним идёт иудаизм. Его чудеса в основном сложны для понимания – за исключением двух основных чудес Торы (Ветхого Завета). Эти два чуда: создание мира Богом (т.е. разумным существом) и последующее удержание власти (вечной власти) над миром в руках Божьих (хотя есть и Дьявол – но он тоже подчиняется Богу), и второе чудо – вечное бессмертие Бога (ведь обычные живые существа обречены смерти, а Бог бессмертен). Что касается чуда Божьего всеведения – то это чудо для понимания своей чудесности требует уже значительных размышлений. Впрочем, в Торе (т.е. в Ветхом Завете) есть некие мелкие простые чудеса – например, общение древних евреев с Богом, являющимся им то в столбе облачном, то в столбе огненном, то в горящем и не сгорающем кусте терновника, но эти чудеса современная физика и метеорология объясняют, а что касается громкого голоса Бога и Ангелов – так ведь древние знали рупор и трубу и пользовались ими, так что могли имитировать голоса Бога и Ангелов. И уж совсем неочевидны и требуют значительного размышления чудеса, связанные с выживанием народа евреев – когда другие народы гибли без следа, исчезали с лица земли.
7.3) Теперь следует разобрать отрицательные мотивы веры в указанных религиях. Я имею ввиду мотивы веры, связанные с неприятными чувствами, а также то, вопреки чему верует человек. Раньше мы разбирали конфетку или пряник – теперь же разберём кнут, побуждающий человека верить.
Самый сильный психологический кнут придумали христиане (а если был такой человек – то Иисус Христос, назорей из Вифлеема, впоследствии распятый). Они говорят (и в Новом Завете записано) так: если человеку предоставлено учение Христа и он не уверовал в него – то он будет вечно гореть в геенне огненной. И если он грешил против 10 заповедей и не раскаялся – то же самое.
Следующий по силе кнут – в индуизме : если человек нарушал законы своей касты – он навечно записывается в касту шудр, т.е. мусорщиков или неприкасаемых. Их жизнь в Индии в индуистских провинциях очень скверна, уверяю Вас, читатель.
 Следующий по силе кнут – в Исламе: если не веруешь, хотя Ислам тебе доступен и ты читал Коран – то никогда не воскреснешь.
В кришнаизме и в буддизме я кнута не усмотрел вовсе.
В иудаизме кнут есть: если Тору читать можешь и учителя у тебя есть (т.е. раввины пытаются тобою руководить) – но ты знать из Торы ничего не хочешь, раввинов не слушаешь или нарушаешь 10 заповедей без покаяния и без принесения Богу искупительных жертв – то семя твоё наверняка истребится с лица земли, род твой угаснет. Кроме того, Бог прогневается на тебя и будет посылать на тебя и потомков твоих наказания в земной жизни.
Кроме того, в иудаизме ты обязан своими жертвами Богу Ягве кормить священников и десятую часть прибыли своей отдавать им. И, разумеется, если ты сомневаешься, верить или не верить – то тебе это очень досадно, так что лучше, чтобы не испытывать досады, твёрдо верить.
Да, чуть не забыл. В буддизме некоторый слабый кнутик всё-таки есть. Если ты веришь в учение Будды – то ты можешь предаваться туманным размышлениям о Космосе, о нирване и о пране, стать йогом, и впоследствии сделаться учителем, т.е. зажить не очень плохо, а ведь жизнь в Индии очень бедная и плохая (для основной массы населения и по сей день так – а это написано в 2001 году по европейскому летоисчислению). Если же ты не веришь в буддизм – дорога в учителя тебе закрыта, и нет надежды, что ты когда-нибудь заживёшь лучше, чем теперь. Кроме того, праведные учителя после смерти рождаются вновь людьми, причём далеко не шудрами, часто людьми высших каст – а если не веришь в буддизм, то неизвестно, кем ты родишься в будущих жизнях твоей души.
Небольшой кнутик есть и в кришнаизме: дело в том, что кришнаиты очень радостно танцуют в своих шествиях по улицам городов и сёл – человеку же, не принадлежащему к секте кришнаитов, беспричинная радость в основном недоступна. А ведь радоваться-то хочется! В России есть ещё один кнутик: кришнаиты кормят голодных довольно вкусной, хотя и вегетарианской, пищей. И сами едят её. А в России при нынешнем материальном положении большинства россиян далеко не все сыты каждый день. Кстати, оба данных мною в этом тексте обряда у кришнаитов неразрывно связаны с их религиозными воззрениями. Дело в том, что, по их мнению, Кришна растворён во всей вселенной и ощущает её каждым живым существом и даже каждой песчинкой. Так что если доставляешь другим радость или сытость и сам сыт и радуешься – то радуется и Бог Кришна, и он чувствует сытость.
А их вегетарианство имеет объяснение и в учении об ощущениях Бога Кришны – что он ощущает Вселенную всеми чувствами живых существ в ней – и в учении о переселении душ, ибо души людей по учению кришнаитов могут переселяться в тела животных.
По обоим этим воззрениям выходит, что животных нельзя убивать и нельзя причинять им страдания.

Глава 8. Мотивы веры и неверия в парапсихологию.
Я окончил мех-мат МГУ в 1971 году – т.е. учился на этом факультете в те годы, когда он считался лучшим математическим факультетом мира. Так что Вы, читатель, можете абсолютно доверять моему мнению в следующих восьми абзацах.
Самыми трудными разделами современной математики являются:
- уравнения в частных производных и их решение (или же теория уравнений математической физики) – (по этому предмету я единственный на нашем курсе получил оценку «отлично»);
- теория интегрирования дифференциальных форм и дифференциальных операторов на бесконечно дифференцируемых многообразиях (куда входит тензорное исчисление) – (я специализировался по этой теории на кафедре функционального анализа);
- теория обобщённых функций и функциональных операторов на бесконечно дифференцируемых многообразиях (разумеется, специализируясь на кафедре функционального анализа, я знаком с ней).
И есть в математике ещё и теория управления, которой я практически не знаю, ибо её изучали только на отделении механики мех-мата МГУ, а я был на отделении математики.
Без первых трёх теорий из перечисленных невозможно изучать современную физику – т.е. квантовые теории и теорию относительности Эйнштейна (с теорией гравитации Эйнштейна).
Без последней теории невозможно изучать космическую технику и современную генетику.
Более того – без некоторого небольшого знания этих четырёх теорий невозможно понять чудесность чудес современной физики и современной генетики (не всех чудес, но многих).
Да, чуть не забыл: для осознания чудесности чудес современной физики надо знать школьную физику Ньютона, а для понимания чудес современной генетики и современной космической техники надо неплохо знать, кроме начал теории управления, ещё и теорию вероятностей (её я до сих пор знаю хорошо).
Для осознания чудес современной науки о передаче и приёме информации надо знать теорию вероятностей и следующие из неё выводы в теории тепловой энтропии квантовых систем, для знания которой надо немножко знать квантовую физику (см. ранее) и теорию обобщённых функций (см. ранее).
Для понимания современных книг по космологии необходимо знать теорию гравитации Эйнштейна (см. ранее) и интегральное исчисление и понимать компьютерные программы, написанные специально для решения различных уравнений в частных производных (см. ранее – теорию уравнений в частных производных).
Вывод из сказанного в этих восьми абзацах: без весьма долгого обучения современной математике невозможно читать книжки по современной физике, космологии, генетике, а без знаний в математике хотя бы поверхностных – невозможно понять и чудесность чудес в этих науках. Кроме того, для этого нужны знания школьной физики. Ну, и неплохо бы для этого знать простые случаи решения уравнений Максвелла (теория электричества и магнетизма).
А ведь современная физика и современная генетика являются основными производительными силами современного общества. Что же касается современной космологии – то о строении Вселенной приятно знать побольше. Ну, и, конечно, приятно – а иногда необходимо – понимать устройство компьютера, компьютерных программ, телевизора, магнитофона.
А как быть, если ты обучался, например, только экономике, или после школы вообще ничему не обучался – только работал да слушал современную музыку, вышибающую из человека мозги, да ещё смотрел телевизор, что тоже никаких знаний не даёт? Как быть? Нужно же рассуждать о чём-то, думать, говорить, мечтать!
Для этого и придумали современную астрологию и парапсихологию. Что касается парапсихологии – то она состоит из трёх частей:
- биопольная «теория» и «теория» единого энерго-информационного поля Земли,
- следующая из этих «теорий» экстрасенсорика,
- теория переселения душ (взятая из индуизма) и Кармы («диагностика Кармы» Лазарева).
При этом биопольная «теория» включает в себя отдельной частью ещё и учение об «эгрегорах».
Что касается астрологии – она меня не заботит: достаточно вести дневник, куда записывать предсказанное по гороскопу и рекомендации гороскопа и случившиеся события, чтобы убедиться, что астрология – это бред. Что касается Каббалы – то в Каббале есть своя особая астрология вместе с утверждением, что верующий еврей - праведник может менять в молитве движения звёзд и планет. И это – несмотря на то, что в Торе неоднократно говорится, что верить астрологам и гадать по звёздам есть грех, равный идолопоклонству.
Гораздо сложнее обстоит дело с парапсихологией.
О гипнодействии парапсихологии много говорилось в книге 1 Энциклопедии 20 века (глава1, глава «Гипноз и успех карьеры человека, пользующегося им»), а также в книге 2 Энциклопедии 20 века (глава 3 (стр. 18, стр. 19, стр. 21, стр. 22 – 23) глава 4 (стр. 25) глава 7 (стр. 33 – 35, стр. 35 – 37)), причём что касается книги 2 – то в ней учитывается ещё и любовь человека к информации, вызывающей сбой стереотипов мышления (т.е. к чудесам), а это уже – мотив для веры в парапсихологию (см. книгу 2 Энциклопедии 20 века, главу 4 – самое начало главы).
Итак, мы насчитали 2 мотива для веры человека в парапсихологию:
1) Нужно (при всей узости своих знаний о мире) о чём-то говорить, думать, мечтать;
2) Любовь человека к чудесам.
Пойдём дальше.
У человека, верящего в парапсихологию, расширяется круг общения и круг благодарных слушателей – это третий мотив. А заметив благодарность в глазах слушателей, такой человек становится энергичнее и веселее – это четвёртый мотив. Если же слушатели скептично относятся к парапсихологии и возражают ему – то возникшие неприятные ощущения можно приписать тому, что слушатели – «энергетические вампиры» и у них происходит выброс «отрицательных энергий». И таких слушателей он впредь будет избегать. Впрочем, при случае человек этот им отомстит. Ибо «энергетических вампиров» не только можно, но и нужно давить. Чтобы не «отсасывали» «положительную энергию» у «нормальных» людей с «нормальной Кармой».
Теперь перейдём к рациональным, логическим мотивам веры в биопольную «теорию» и в экстрасенсорику. Впрочем, первый из перечисленных мотивов будет наполовину рациональным и наполовину чувственным.
Дело в том, что стареющие одинокие женщины любят волхвовать и ворожить (т.е. своими руками творить чудеса, которые они сами же мало понимают). Этой же чертой характера отличаются и мужчины, имеющие в характере своём женские черты (в т.ч. и молодые мужчины). Причём когда страсть их к волшебству и ворожбе обостряется – они её превосходно сознают. Некоторые из них начинают экспериментировать со своим и с чужим «биополем», воображая его. Некоторые, обнаглев слегка, даже вызывают у самих себя визуальную иллюзию ауры над головами интересующих их людей. Некоторые из них, обнаглев уже больше, объявляют себя «экстрасенсами». И начинают лечить, направляя ладони рук на больные места тел пациентов. И вылечивают некоторых пациентов, поскольку пациент, пришедший к экстрасенсу, наверняка читал что-то о биополе и потому верит в то, что руки экстрасенса излучают «биополе» и впадает в самогипноз (с вниманием, направленным на больные органы), а состояние гипноза или самогипноза лечебно (см. книгу 1 Энциклопедии 20 века, главу «Результаты гипноза, лечебное действие гипноза», стр. 41, а также книгу 2 Энциклопедии 20 века, главу 1 (стр. 2 – 3, стр. 3 – 4) и главу 2 (стр. 10)). Вылечившиеся весьма благодарны своим экстрасенсам и входят в круг их общения. И это – первый рациональный мотив для веры в биополе. Впрочем, поскольку всё началось с желания волхвовать, мотив этот ещё и чувственный.
Как понятно из второй половины последнего абзаца, существует достаточно много людей, вылечившихся у экстрасенсов. И это – второй рациональный мотив для веры в биопольную теорию и в экстрасенсорику как со стороны вылечившихся, так и со стороны их знакомых.
И наконец, последний, третий рациональный мотив для веры в биополе известен только тем людям, которые часто наблюдали сеансы гипноза, проводимые несловоохотливыми гипнотизёрами-профессионалами. Дело в том, что на затылке у человека есть зона нервных окончаний, чувствительных к тепловому излучению температуры 34 – 37о С. Ладонь, приближенная к затылку на расстояние 0,5 – 1,5 см., вызывает у человека, к затылку коего приближена ладонь, чувство доверия, которое сродни любви собак к твёрдо выговариваемой по-русски букве «р». Доверие направлено на того, кто приблизит ладонь. Конечно, обычно доверие вызывают и др. способами, но среди прочих употребляют и этот. Это – что касается подготовительной фазы гипноза. А что касается человека, уже введённого в каталепсию или в сомнамбулу, то ладонь, приближенная к его затылку и затем медленно удаляемая на расстояние в 3 – 4 см., если он стоит, заставляет его падать назад – часто даже без словесного внушения.
Я думаю, что эта зона на затылке человека, вызывающая у него доверие к человеку, тепло которого ощущает его затылок, нужна была древним людям, чтобы спокойно спать в сообществе с другими людьми, греясь с боков теплом их тел, и не ожидать от них нападения и агрессии.
Т.о., тепловое излучение человека по отношению к этой зоне на затылке др. человека является «биополем», т.к. оно излучается одним живым объектом и воспринимается др. живым объектом. Да ещё как нестандартно воспринимается!
И это – последний, третий рациональный мотив для веры в биополе.
Теперь – вернёмся ко второму рациональному мотиву веры в биополе и в экстрасенсов, а именно: вылечившихся или временно получивших облегчение у экстрасенсов довольно много.
Американцы провели один опыт, наглядно показывающий, что излечения у экстрасенсов объясняются не силой биополя, а силой самовнушения их пациентов и слабого гипносостояния, возникающего у их пациентов.
Опыт следующий. Американские учёные выбрали немногословного экстрасенса, который во время сеанса с больными не разговаривал, надеясь на силу «биополя» своих ладоней. Примерно 60% больных, желавших обратиться к нему, излечивались, поэтому работал он в большой современной клинике. Он дал согласие на опыт, т.к. искренне верил в силу биополя. А опыт был такой: у всех больных, у коих болезнь сидела не в голове и руки он направлял не на голову, а на другие участки тела, во время лечения между головой пациента и руками экстрасенса вешали белую занавеску, так что больной не видел манипуляций рук экстрасенса. И процент излечений с 60% упал до 0%. Т.е. излечений не стало вовсе.
На мой взгляд, опыт очень убедительный. Человека, не верящего в биополе фанатично, этот опыт вполне убеждает, что излечивались самовнушением, видя манипуляции рук экстрасенса, и возникающим из этого самовнушения слабым гипносостоянием.
Фанатика же этот опыт не убедит. Он возразит, что, дескать, для восприятия биополя экстрасенса человек, как приёмник, должен «настроиться на волну экстрасенса», для чего ему необходимо видеть экстрасенса. А одна дама - фанатик биопольной теории произнесла, когда я рассказал ей об этом опыте: «Глазной канал!» Она имела ввиду, что биополе этого экстрасенса проникало в пациента и через глаза или только через глаза. Очевидно, так. Кстати, первое из приведённых возражений довольно внятно изложил мне Евгений Гангаев – после того, как он увлёкся Каббалой и стал изучать одновременно Тору, Талмуд и Каббалу.
Теперь – о пресловутом «опыте академика Казначеева», якобы подтверждающем существование биополя у бактерий.
Сначала опишу сам опыт. Два сосуда из стекла с высеянной на одну из стенок обоих сосудов культурой бактерий прислонили друг к другу этими стенками, залили в сосуды воду с питательными веществами и стали ждать, чтобы бактерии размножились. Когда это произошло – воду в одном сосуде отравили небольшой дозой яда. Бактерии в этом сосуде заболели. А через некоторое время заболели и бактерии в другом сосуде, где яда не было. Вопрос: что перенесло болезнь из сосуда в сосуд? Ответ: биополе! Вроде бы ничто другое из сосуда в сосуд не проникало.
Сообщая об этом опыте по телевидению, академик Казначеев сказал, что опыт этот повторён в одной из зарубежных лабораторий (то ли в Англии, то ли в США) и результат получен тот же самый.
Судя по его мимике, он врал. Только я не разобрал, когда именно: когда сообщал об опыте или когда сказал о его повторении в зарубежной лаборатории. Скорее всего – второе. Но я не уверен. Что касается самого опыта (если он был) – то, если воду отравили, например, бромом, пары которого тяжелее воздуха – пары брома могли перетечь из сосуда в сосуд и слегка отравить воду во втором сосуде. Это – например. Могли быть в организации опыта и другие ошибки.
Аргументировать существование или несуществование биополя на основании опыта академика Казначеева нельзя, т.к. академик Казначеев – врун.
Теперь рассмотрим учение об «эгрегорах». Грубо говоря, эгрегор – это сообщество людей, объединённых верой в одну и ту же идею или любовью к одному и тому же виду искусства, или с одними и теми же религиозными верованиями. Издревле замечено, что когда люди одного и того же эгрегора собираются вместе – эффекты веры и любви в них усиливаются, даже если они почти ничего не говорят друг другу. А если на сцене стоит один из главных людей эгрегора и что-то говорит толпе под ним – то этот стоящий на сцене испытывает необыкновенный эмоциональный подъём. Создаётся иллюзия того, что к нему перетекла часть энергии слушателей и зрителей. (Разумеется, это легко можно объяснить работой в нём алгоритмов Б4 и Б5, источником информации для которых является поведение и мимика зрителей, но ведь учение об эгрегорах создавали люди, знакомые с понятиями биопольной «теории» и не знающие ничего из моей теории.) На этом, в сущности, учение об эгрегорах заканчивается. Тут только есть одна тонкость: эффекты учения об эгрегорах можно объяснить только тем, что общая для всего эгрегора идея «настраивает» организмы и рядовых, и главных людей эгрегора, как настраивается радиоприёмник на определённую волну, на восприятие «биополя» окружающих людей. Разбор мотивов веры в учение об эгрегорах закончен.
Мотивы веры в переселение душ и в Карму ясны из главы 7 и повторять их здесь мы не будем, поскольку это учение целиком взято из индуизма, буддизма и кришнаизма.
Теперь – о противоречии людского опыта и «теории» переселения душ.
Вы никогда не задумывались, много ли информации о человеке несёт то, что мы называем его «душой»? Очевидно, много: это и способ его выражаться на родном языке, и то, во что трансформировался в течение жизни его хватательный инстинкт, и многое – многое другое.
Почему же маленький ребёнок, в коего вселилась душа умершего старика или зрелого человека, не умеет разговаривать? Почему его хватательный инстинкт представлен не своими сложными следствиями, а в самом что ни есть первоначальном виде? А если душа человека переселилась в животное – почему животные не понимают человеческую речь?
А если всего этого нет в переселившейся «душе» – ни способа разговаривать на родном языке, ни сложных следствий хватательного инстинкта – то зачем и кому она нужна, такая «душа»? Она почти не несёт в себе следов личности того человека, из которого выселилась по причине его смерти!
Т.о., «теория» переселения душ не выдерживает даже поверхностной критики, основанной на жизненном опыте наблюдательных взрослых людей.
А теперь вернёмся к биопольной «теории» и разберём так называемое «свечение Кирлиана».
Состоит этот эффект в том, что проводящие ток тела, будучи помещены в мощное электромагнитное поле длины волны из УВЧ-диапазона, излучают слабое свечение. Особенно пышная грива свечения получается возле острых углов проводников. Поскольку живое тело или свежий труп являются проводниками, то светятся и они. Только чтобы зарегистрировать свечение живого тела, не причинив ему вреда, надо давать малую мощность УВЧ-сигнала и большую выдержку при фотографировании свечения.
Почему свечение Кирлиана взято на вооружение биопольщиками? Ведь в биополе важно не то, что оно испускается живыми телами – важно то, что оно воздействует на другие живые существа! И потом: свечение Кирлиана испускается не только живым телом или свежим трупом, но и мёртвыми металлическими предметами, а также и самой антенной, излучающей мощное электромагнитное поле УВЧ-диапазона. Словом, при ближайшем логическом рассмотрении свечение Кирлиана никакого отношения к живой душе и к биополю не имеет. Оно имеет отношение лишь к проводимости того тела, которым испускается, и к мощности разрешённого для подачи на это тело УВЧ-сигнала. Это – при логическом рассмотрении.
Но вот эмоциональное воздействие картинок со свечением Кирлиана на людей очень велико, особенно под аккомпанемент беседы о вечности души и о биополе. Ещё бы! А вдруг (в случае снимка свечения живого тела) это заснято таинственное биополе? А вдруг (в случае свечения свежего трупа) это заснята обитающая в теле душа?
В общем-то, я затрудняюсь объяснить, какие надежды и ожидания возбуждают в зрителе снимки свечения Кирлиана. Ведь отлетающая от тела душа (если таковая существует) никакого свечения Кирлиана не испускает. А что касается живых тел – то человеческое здоровое тело испускает инфракрасное излучение, поскольку имеет повышенную температуру по сравнению с окружающей средой – и этим его излучение исчерпывается.
Ну вот. Все мотивы веры в парапсихологию исчерпаны. Причём мы разобрали не только мотивы веры, но и подтверждённые опытом логические мотивы неверия в парапсихологию.
На этом книга 4 Энциклопедии 20 века заканчивается.