Исторические этюды. с. Хонятино

Евгений Родионов
 

Храмы и сёла Земли Ступинской. Исторические этюды.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Село Хонятино.
* * *
Старинное село Хонятино в XVI-м веке упоминается как село Конятино Маковского стана на речке Конске. Село было вотчиной Монастыря во имя Николы Угрешского. Передано в дар монастырю от Ивана Маркова, а в селе церковь, как в ту пору было принято говорить во имя Егория Страстотерпца, то есть во имя Георгия Победоносца. Церковка была деревянная.
К XVII-му веку название села видоизменяется и записывается уже, как Хонятино.
Существует легенда о том, что в этих местах любимая жена хана Батыя ставила шатёр, когда Батый воевал на Русь. А в окрестностях этого места выгуливались стада отдыхающих, свежих коней для замены мужу Батыю и его воинам. Возможно, по этому и речка Конска и село Конятино, явились истоками нынешнего названия села от этой легенды... красиво...
Ну, а сейчас, как автор позволяет себе иногда поступать – несколько слов о великом святом, именем которого была наименована в ту пору церковь, как его официально и очень длинно называет сейчас Православная церковь – Святого Славного Великомученика и Победоносца и Чудотворца Георгия.
Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей. Решив стать военным, он поступил на службу в войска. Он очень скоро своим умом, храбростью, распорядительностью, физической силой, великолепной осанкой и красотой заслужил звание тысяченачальника и сделался любимцем Диоклетиана. Находясь однажды в судилище и услышав бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспылал ревностью к вере Христовой.
Он роздал имущество бедным, отпустил на волю своих рабов и, представ пред царем, обличил его в нечестии и бесчеловечности, отрекшись от язычества, исповедал себя Христианином.
После долгих и тщетных увещеваний отречься от Христа, царь повелел предать святого Великомученика жесточайшим пыткам и мукам. Но святой Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа Иисуса Христа и мучители, в бессильной ярости приказали отсечь святому Георгию голову. Это было в Никомидии в 303-м году.
Глава святого Георгия находится в Риме, в церкви Его имени.
Святый Великомучениче Георгий, моли Бог о нас!
Ну, а теперь вновь вернёмся из Никомидии в Русское село Хонятино, в наши Российские кошмары...
Позже, на месте обветшавшей, почти разрушившейся деревянной церкви, собрав всем миром денег, селяне, конечно с благословения церковных иерархов и благоволения и финансовой поддержки владельцев села, воздвигли новый каменный храм. Храм получился на славу – изукрашенная белым камнем, трехъярусная колокольня, оригинальна тем, что третий ярус её круглой формы и стоит, как бы на белокаменных колонах потому, как промежутки меж ними заложены, почти незаметным, тонким рядом кирпичей. Четверик основного храма из красного кирпича, с двух сторон украшен портиками на белокаменных колонах и облицован так же, как и облицован полукруглый алтарь, плитами из белого камня, что создаёт впечатление полной его белокаменности. Углы трапезной и разделка в виде полуколонн вдоль стен трапезной, тоже из белого камня.
Ну и так же цоколь храма, карнизы и прочие архитектурные детали, зодчий не поскупившись, сделал из резных белокаменных элементов. Но самая фишка в том, что зодчий (а он наверняка был весьма талантлив) на, довольно-таки массивном четверике храма, установил, воздушной лёгкости, круглую ротонду, чем придал зданию, наряду с белокаменным декором, фрагментарно размещенным по кирпичному массиву стен храма, портиков и алтаря в целом, так вот – всеми этими элементами зодчий сотворил такое архитектурное чудо, что храм обрёл невесомость, воздушность, неземную благодатность. Я весьма скорблю о том, что имя этого зодчего нам неведомо...
Новый храм после постройки освятили иначе, пожелав, чтобы это великолепие было освящено во имя Покрова Пресвятой Богородицы, ну и естественно с пределом святого Великомученика Георгия Победоносца и свершилось это в 1828-м году.
Кстати, в селе Хонятино в простой крестьянской семье родился известный архитектор XIX-го века Николай Петрович Краснов, который, благодаря своему таланту и самобытности, удостоился чести, милости и доверию Его Императорского Величества построить в Крыму ряд дворцово-парковых ансамблей, в том числе императорский дворец в Ливадии. Являлся автором, вдохновителем и руководителем генерального архитектурного плана застройки Ялты.
Храм расположен на краю кладбища. Это я говорю к тому, что может быть, сей факт, в какой-то мере уберёг храм от вандалов краснопузых. Ведь даже демоны-большевики, хоть в малой степени, чтят память предков... Не знаю – от большевиков, коммунистов, социалистов, и худших из этой братии – демократов я, лично, ожидаю любую, даже инфернальную гадость, потому, что демо-краты уже конкретно – дети сатаны, а предыдущие ещё только учились...
Но храм, не смотря ни на что, сильно не пострадал, говоря о внешнем виде.
Но кресты, колокола и прочее, что можно оторвать и с «радостным» визгом сбросить с храма, это, естественно большевистская мразь сделала сразу же, как только сказали – фас!
Ну и ещё, кровельное железо с храма содрали быстренько так, как оно было незадолго до беспредельных событий, заменено... вот так-то... Так останется же, дом их пуст!!!
Сейчас, благодаря усердию настоятеля храма, а также усилиями прихожан, храм восстанавливается – крыша покрыта, крест, с Божьей помощью, на главном храме воздвигнут и даже покрыт оксидом титана, который даже крепче золота, а блеск не хуже.
В общем – слава Богу, за всё!
* * *Исторические этюды составлены, частично используя информацию сайта www.stupinohram ru, а так же из различных других исторических источников, дополнены рассказами местных жителей и подкорректированы личными изысканиями, впечатлениями и воспоминаниями составителя.