Его большая жизнь

Сергей Николаевич Емельянов
10 сентября теперь уже такого далекого 1926 года в Таганрогском индустриальном техникуме (ныне авиационном колледже имени В.М. Петлякове) зачитывали собравшимся абитуриентам протокол приемной комиссии о результатах испытаний приемных экзаменов. 126 молодых ребят с волнением ждали. Ждал и молодой симпатичный паренек Виктор Литвинов. Сын железнодорожника, работавшего в последнее время машинистом водокачки на станции Матвеев Курган, он совсем недавно закончил 7 классов железнодорожной школы при станции Таганрог, недавно стал комсомольцем. И вот теперь он на пороге новой жизни. Его мечта сбылась - приемная комиссия оценив результаты испытаний, назвала Виктора в числе 70 студентов первого курса. В техникуме готовили по нескольким специальностям, Виктор поступил на механическое отделение. Стояла чудесная пора таганрогской осени, когда уже спала одуряющая жара лета, но кругом - зелень деревьев, синева неба и моря, чистый бодрящий запах степи и морского прибоя.
С 15 сентября 1926 года начались занятия. Радовались удаче сына Яков и Евдокия, отец и мать Виктора. Гордились успехом брата и сестренка Наташа, и брат Николай.
Впереди были четыре года напряженной трудной учебы... Это были годы комсомольской юности, молодого задора, порой не хватало денег на обед в столовой, приходилось, как и другим студентам где-то подрабатывать, ведь в семье Литвиновых работал только отец. Время было трудное, шел восстановительный период после тяжких лет первой мировой и гражданской войны.
В комсомольской ячейке техникума Виктор сразу стал активистом. И хотя комсомольцев было всего 66 человек из 300 с лишним учащихся, они задавали тон и в учебе, и общественной жизни. Не церемонились с разгильдяями и лодырями, так 10 сентября 1927 г. школьный совет, который был под контролем партячейки и комсомольской организации постановил: «В отношении лиц, пропускающих занятия и не издавших зачеты и тем самым дезорганизующих жизнь техникума - исключить из числа студентов».
Быстро прошли годы учебы. За это время Виктор не только изучил полный курс теоретической подготовки, но и прошел стажировку в производственных мастерских техникума и на заводе.
.... Раскрываю свидетельство № 1967 от 24 апреля 1930г. «Согласно постановлению квалификационной комиссии Таганрогского индустриального техникума выдано настоящее свидетельство Литвинову Виктору Яковлевичу родившемуся 18 апреля 1910 года в Таганроге о том, что он окончил механическое отделение техникума и признан вполне достойным квалификации техника-механика».
Вскоре В.Я. Литвинов уехал в Москву. Он был принят на один из старейших отечественных авиационных заводов страны имени Авиахима. 1930-е годы - это период становления и развертывания отечественного авиастроения. Уже были созданы первые советские самолеты Р-1, P-5, И-3 и другие, шел процесс их серийного освоения. Виктор Литвинов был назначен техником-конструктором в бюро проектирования технологической оснастки агрегатов. Бюро входило в состав цеха, где решались проблемы создания металлических конструкций. Здесь то и пригодились В.Я. Литвинову знания, приобретенные в Таганрогском техникуме. Он умел и отлично чертить и "читать чертежи", товарищи по работе быстро приметили его деловую хватку и природную сметливость, и настойчивость. Если нужно он мог встать и к токарному станку, и слесарному верстаку. Но вскоре проявились его главные способности - способности организатора. Завод тогда переходил на хозяйственный расчет и Виктор Литвинов первым на заводе организовал и возглавил комсомольско-молодежную бригаду конструкторов.
Создание такой бригады позволило резко сократить сроки и стоимость конструкторских работ, хотя трудностей было немало. Но эта инициатива была очень важной т.к. срочно требовалось увеличить выпуск узлов и агрегатов, обеспечить четкую и ритмичную работу всех звеньев заводского коллектива, а самолет начинается с чертежа. Виктор Литвинов вскоре стал популярен своей деловитостью, кипучей энергией, умением сплотить вокруг себя товарищей. И не случайно он вскоре стал секретарем комсомольской ячейки цеха, а потом был избран и членом завкома комсомола.
Рос завод, росли и крепли его кадры, Виктор вскоре почувствовал, что знаний уже маловато, он подал заявление на вечернее отделение Московского авиационного института. Начались еще более напряженные будни - днем на заводе, вечерами в институте. По существовавшим тогда правилам он мог после техникума cразy поступить на третий курс, но Виктор хотел получить прочные фундаментальные знания, и потому пошел на первый курс. И эти знания он получил. В 1937 году молодому инженеру был вручен диплом с отличием. Появилась возможность заняться наукой, впереди заманчивое предложение - аспирантура. Но он отказался.
К этому времени Виктор уже был начальником технического бюро сборочного цеха завода. Работа была ответственная, но удивительно интересная. В этот период завод как бы переживал второе рождение. Коллективу была поставлена очень сложная задачи: наладить в кратчайший срок массовое производство новых тогда самолетов-разведчиков Р-5,освоить серийное производство истребителей И-5 и И-7 (все машины конструктора Н.Н. Поликарпова). И это в то время, когда завод еще не полностью перебазировал оборудование в новые заводские корпуса, построенные в годы второй пятилетки.
Сборочный цех - это сердце завода, именно отсюда выходят на испытания и затем в небо самолеты, конечный итог напряженного труда тысяч людей. Предстояло решать много сложных технических и организационных проблем, к таким проблемам относились - работы по стандартизации и унификации оснастки, создание типовых карт на штампы - организацию этой работы возглавил В. Литвинов. Это позволило снизить затраты и уменьшить число занятых рабочих и резко поднять качество и производительность труда. Как командир авиационного производства, В.Я. Литвинов учился у таких выдающихся организаторов, как П.А. Воронин, П.В. Дементьев.
На заводе трудом инженеров и рабочих был внедрен поточный метод оборки машин впервые в отечественной практике. Это позволило ввести сетевое планирование и потом перевести уже в период войны все авиазаводы страны на строительство самолетов по суточному графику.
Строились новью самолеты, создавалась новая технология. Этот процесс был очень важным и необходимым, но осваивать его пришлось с большими трудностями. Высокая инженерная подготовка, незаурядные организаторские способности, горячее желание сделать лучше, быстрее и с меньшими затратами выделяли В.Я. Литвинова. В июле 1938 года он назначается заместителем главного инженера завода. И снова новью задачи, проблемы, которые решать нужно было быстро, грамотно, надежно.
Весной 1939 года молодая семья Литвиновых получила комнату новом доме на ныне Ленинградском проспекте. Как вспоминал Виктор Яковлевич при нашей с ним встрече в 1981 году «Было воскресенье, один из немногих свободных от напряженного труда дней. Аля ( это его жена Алевтина Андреевна) собралась в магазин. Я попросил ее купить свежую газету. Через несколько минут, смотрю, бежит моя Аля, не чувствуя ног, вся взволнованная. Я ее такой никогда не видел. Говорит мне – смотри, Витя! И протягивает мне свежий номер «Правды». Я, ничего не подозревая, раскрываю газету и на первой полосе - Указ Президиума Верховного Совета СССР . Указ о награждении работников завода ГАЗ № 1 имени Авиахима орденами и медалями за создание новых самолетов. Пробежал глазами по длинному списку фамилий и … обомлел. Среди награжденных медалью «За трудовую доблесть» моя фамилия. А подписан Указ М.И. Калининым. И насколько я тогда был наивным. Знаете, что я подумал?» Спросил меня Виктор Яковлевич. Я естественно недоуменно пожал плечами. А он продолжал с улыбкой «Это же надо, подумал я. Сам Михаил Иванович Калинин знает, как я хорошо работаю!?» И Виктор Яковлевич рассмеялся. Он вообще был человеком улыбчивым, я бы сказал озорным, но что меня больше всего поразило в нем и его жене. Это естественность и какая-то удивительная простота. Помню. как я приехал в Москву, нашел в центре Москвы 1-й Тверской-Ямской переулок. Зашел в подъезд просторного важного такого дома, подошел к лифту. Поднялся в нем на нужный этаж. Вышел на площадку, и тут меня обуяло внезапное волнение. Как говорить, как держаться. Все-таки встреча с таким как это сейчас можно выражаться VIP –лицом. Волнуясь, позвонил, мне открыла Алевтина Андреевна, в накинутом на платье таком простеньком фартуке. Я вошел, а через несколько минут, уже сидел на диване с Виктором Яковлевичем, на кухне хлопотала хозяйка дома, и все было так просто и естественно, что мое волнение улетучилось и было ощущение, что я в этом доме уже давно и запросто. Чаще бывает наоборот, встретишь начальничка с пупырышек, а гонора у него на целый холм. Здесь все было не так. А тогда мы целую неделю ежедневно встречались и вели долгие разговоры с хозяином. Виктор Яковлевич мне поведал так много нового и интересного, поделился многими историями своей жизни, передал мне много редких и потому ценных документов, что мне хватило потом на целую книгу о нем. И книгу эту я написал. Но был уже 1983 год. Виктора Яковлевича не стало. Интерес городских властей к нему, конечно, угас. Прошло 20 лет, а книга об этом выдающемся таганрожце так и не издана.
В конце 1939 года, когда был сконструирован новый скоростной и маневренный истребитель А.И. Микояном и М.И. Гуревичем, а в мае 1940 года - первый самолет уже был предъявлен на государственные испытания. В том, что самолет был построен в такой короткий срок, большая заслуга принадлежит В.Я. Литвинову. Именно по его непосредственным руководством впервые в отечественном самолетостроении был введен принцип параллельности - т.е. одновременно шла разработка конструкции самолета и выпуск его чертежей с подготовкой производства. Впоследствии этот принцип получил дальнейшее развитие при создании нового истребителя МиГ-З. Эта работа была высоко оценена Правительством. В начале 1941 г. на знамени завода засверкал oрден Ленина, а В. Я. Литвинов был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В январе 1941г. обновилось руководство Наркомата авиапромышленности СССР. Наркомом стал молодой инженер, бывший первый секретарь Горьковского обкома партии Алексей Иванович Шахурин, его заместителями были назначены ряд товарищей с заводов. Тогда ушли с московского завода в Наркомат П.В. Дементьев и П.А. Воронин, а ЗО - летний коммунист В.Я. Литвинов становится главным инженером завода. Это было в канун самых суровых испытаний.
Через несколько месяцев началась Великая Отечественная война. Заводу было получено резко увеличить темпы выпуска самолетов. В своих воспоминаниях А.И. Шахурин писал: «Если в июне 1941 авиационные заводы выпускали немногим более 50 новых самолетов в в день, то уже в июле месячный выпуск достиг - 1807, а в сентябре - достиг уже 2329 самолетов. ... К концу сентября Московский самолетостроительный завод уже выпускал сутки до 20 новых скоростных истребителей МиГ-3». Именно тогда был награжден первым орденом Ленина Виктор Яковлевич Литвинов.
20 октября 1941 года было принято решение ГКО ССОР об эвакуации завода на восток. Фашисты рвались к Москве. Столица на осадном положении. Эвакуация завода, перебазирование на новое место - огромный пустырь под Куйбышевым, строительство новых корпусов и фактически нового завода, размещение оборудования, прокладка магистралей, строительство жилья, сначала временного – бараков и землянок, размещение тысяч и тысяч заводчан и членов их семей, и в то же время продолжался почти бесперебойный выпуск самолетов. - такую сложнейшую задачу решал коллектив завода, его руководство. В их числе и главный инженер завода В.Я. Литвинов.
Зима 1941 года. Она пришла рано, выпал снег, стояли жестокие морозы, но работы не прекращались ни на один день. В своих воспоминаниях об этих исполненных мужества и героизма днях, которое проявляли все самолетостроители, от рабочего до директора, пишет бывший редактор многотиражной заводской газеты A.C. Магид. «Солдаты в рабочих ватниках». Неоднократно он упоминает фамилию Литвинов, как прекрасного и умелого организатора, отличного знатока своего дела, мужественного и стойкого коммуниста. Прошло немногим более месяца со дня эвакуации завода, как был пущен первый цех (цех оперения), потом второй, третий..., а 29 декабря 1941года был запущен первый мотор самолета, построенного полностью уже на новом месте. И в самарское зимнее сумрачное небо поднялся первый штурмовик, сработанный москвичами. В 1942 году завод полностью перешел на массовое производство замечательного боевого самолёта Ил-2. Фашисты называли его летающей смертью, а наши воины - летающим танком. Это был лучший штурмовик в мире.
За годы войны на заводе было построено 13.300 штурмовиков Ил-2. За организацию массового производства самолета Ил-2, разработку и внедрение кругового ленточного конвейера сборки крыла самолета Виктор Яковлевич был удостоен Сталинской Премии СССР 1 степени. В июле 1944 года Виктор Яковлевич Литвинов стал директором завода. Постановлением СНК СССР от 19 августа того же года ему было присвоено воинское звание «генерал-майор инженерно-авиационной службы». Возглавляемый им коллектив неоднократно завоевывал в социалистическом соревновании Знамя Государственного Комитета обороны СССР, впервые это произошло в сентябре 1942 года. А в конце 1944 года это знамя было оставлено на заводе навечно.
В трудных условиях военного времени по-новому раскрылся выдающийся организаторский талант Виктора Яковлевича. Среднего роста, крепкий, стремительный, он был настоящим командиром - волевым, настойчивым, целеустремленным. Он мог работать сутками, жестко и требовательно относился к подчиненным, но также требователен был и к себе. Он хорошо знал не только, как идут дела в том или ином цехе, он отлично знал каждого большого и малого руководителя, многих рядовых работников. Его требовательность и принципиальность вызывали уважение, работавших с ним людей, В беседе с некоторыми, из них я понял, что авторитет Виктора Яковлевича Литвинова был высок и непререкаем, т.к. все понимали, что все, что он делал, было делом партии и народа, которые жили в то время одним девизом: «Всe для фронта! Все для победы!» Родина высоко оценила громадный труд В.Я. Литвинова в годы войны. В сентябре 1945 года - в числе других видных организаторов авиационного производства, авиаконструкторов ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Звезда имела порядковый номер № 245. В числе самых первых.
Кончилась война. А коллективу завода предстояли новые сложные задачи. Освоить в кратчайшие сроки серийный выпуск первенцев советских реактивных истребителей. И эта задача была успешно решена. В 1946 года на праздничном параде в Москве 7 ноября - пролетели первые десять реактивных истребителей МиГ-9. А потом коллективу, во главе которого бессменно стоял В.Я. Литвинов, предстояло осваивать серийное производство знаменитых фронтовых истребителей МиГ-15 и МиГ-17, потом новый бомбардировщик Ил-28, первый дальний реактивный бомбардировщик Ту-16, пассажирский авиалайнер ТУ-104 ... Каждый из этих самолетов - новый этап в развитии советской авиационной мысли, в развитии советской промышленности. Почти двадцать лет руководил заводом В.Я. Литвинов. И не только завод, производственные задачи были в центре внимания директора. Он умел находить время и уделял много внимания и заботы быту и отдыху заводчан. На месте бывшего пустыря, где жили в годы войны в бараках, вырос целый город самолетостроителей. Многоэтажные жилые дома, Дворец культуры, стадион, фабрика-кухня, а потом пионерские лагеря, дома отдыха, профилактории
Большую помощь оказал завод в создании техники для сельского хозяйства. Так, самолетостроители создали приспособление для сушки зерна, выпускали сеялки и т.д. не случайно за выпуск машин для сельского хозяйства директор завода В.Я. Литвинов был награжден двумя медалями ВДНХ СССР I степени.
Но в середине 1950-х года завод был передан из Министерства авиационной промышленности в новое ведомство. Нужно было строить неведомые прежде ракеты. Именно под руководством Виктора Яковлевича была создана и отработана на Байконуре теперь уже легендарная «Семерка». Та самая ракета, которая подняла в космическую высь первого человека Земли Юрия Гагарина. 29 июля I960 года закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле создания новой техники В.Я. Литвинову было вторично присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он также награжден четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, многими медалями.
В 1962 г. Виктор Яковлевич Литвинов назначается на новую более ответственную работу - Заместителем Министра общего машиностроения СССР. Знаменитое МОМ - наше ракетно-космическое министерство. Даже сейчас еще нельзя рассказывать обо всем, чем занимался наш земляк В.Я. Литвинов.
Несмотря на большую занятость по работе, Виктор Яковлевич всегда в самой гуще общественно-политической жизни. Он избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 5 и 6 созывов, был делегатов 19, 20 и 22 съездов КПСС.
Весной 1980 года меня разыскал мой давний товарищ по краеведческой работе А.А. Земляченко (ныне уже покойный). Выручай, в город привезли из Москвы бронзовый бюст дважды Героя, какого-то Литвинова, а никто не знает, кто он? Вот тогда я оказался в кабинете тогдашнего заместителя председателя горисполкома Е. Струкова, и у меня в руках была уже готовая статья к 70-летию Литвинова, ведь 30 апреля ему исполнялась круглая дата - 70 лет.
В мае 1981 года в нашем городском парке культуры и отдыха имени М. Горького, согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР, был установлен и торжественно открыт бронзовый бюст первого и единственного таганрожца – Дважды Героя. При большом стечении народа состоялся волнующий митинг, на который прилетели из Москвы В. Я. Литвинов с женой, его старший брат Николай Яковлевич, а также сын и дочь В. Я. Литвинова. Так спустя более полувека побывал во второй и, увы, последний раз на своей малой родине этот удивительный человек - Виктор Яковлевич Литвинов. Он побывал в тот свой приезд в родной школе № 15, встретился со студентами и преподавателями авиационного техникума, на заводе имени Димитрова, где когда-то начинал трудовую деятельность, походил по родному Таганрогу, так изменившемуся за эти полвека. Побывал на тихой Ростовской улице, где когда – то в небольшом домишке в семье бывшего матроса русского военно-морского флота, участника Цусимского морского сражения, родился. Но родного дома уже не было. Все изменилось…
Он умер через два года в Москве в июне 1983 года, успев еще принять у себя дома делегацию из Таганрога, которая привезла решение исполкома горсовета о присвоении Литвинову звания Почетный Гражданин Таганрога и памятную медаль. До последних дней его жизни мы вели оживленную переписку с Виктором Яковлевичем, потом его женой, дочерью. Но память об этом человеке жива, а недавно в замечательно написанном многотомном труде сподвижника С.П. Королева Б.Е. Чертока «Люди, самолеты, ракеты» с удовлетворением отметил, что автор много раз обращается к деятельности знаменитого, каждый раз раскрывая новые грани его незаурядной личности.