Филиал царства мертвых, или в морге нет местов с!

Инга Холодная
Да....В сериале CSI я, по-моему, окончательно разочаровалась. Положа руку на сердце, я не могу спорить с авторами сериала, и утверждать, что все, что они сняли чушь, и такого не бывает, ибо не знаю я детально их  буржуйскую правоохранительную систему, а в общем и целом мои познания сводятся к термину из учебников по юриспруденции, где американское право обзывается прецедентным. Маловато аргументации для споров, согласитесь. Потому и не спорю.  Просто смотрю и офигеваю. При офигении вступаю в диалог с мужем, сидящим рядом, но в отличии от меня, не пялящимся в телевизор, а вовсе даже наоборот, жадно разглядывающим грудастых теток с обложки нового журнала МАКСИМ.
Последний шок по поводу просмотра сериала случился со мной не ранее, чем пару дней назад. Суть: мертвую тетечку аналагопаталом вскрыл, органы рассмотрел, в тазике прополоскал, причину смерти установил, зашил, в холодильник положил. Прибегает к нему детектив и сообщает, что тетечка, возможно, была беременна, и необходимо взять анализ на беременность. Вот тут-то я со стула чуть не брякнулась. Это как, простите? Патологоанатом вскрывает тело аж от горла до ...., пардон, вообщем,  вам по пояс будет. Это я уж точно могу утверждать, еще при этом может за подъязычную кость все органы вытащить, потрясти ими с особым цинизмом,  взвесить и обратно сложить. И вот, скажите мне, как может патологоанатом при вскрытии не установить беременность??? Логика где? Или у буржуев вскрытие исключительно до пупка производят, а ниже - табу, из уважения к покойнику, так сказать? Вот, верите, до сих пор сижу и думаю, как это могло быть. Башку уже сломала, моСк кипит. На мое законное возмущение, муж меланхолично взглянул на экран телевизора и изрек: "Че ты паришься? Они дебилы!" - и вновь принялся разглядывать оголенные филейные части голых теток.

Собственно, рассказ-то мой не об этом будет. Это так...предыстория.
Вспомнилось мне в этой связи мое первое знакомство с этим домом скорби, моргом то бишь.  Вот о нем и расскажу.
Вы в морге были, граждане? Не, не так, чтоб знакомых и родственников оттуда на кладбище провожали, а так чтоб там опознание, например. Нет? Ну, и слава богу.
Мое личное отношение непосредственно к покойникам какое-то странное. Трупов мне доводилось видеть прилично, но слава богу, в основном, "свежих". Может быть, поэтому и отношение к ним такое...мэ-мэ-э...непонятное что ли. Приедешь на ДТП, а там трупик, "свеженький", не пахнет, мозги только по асфальту, и ручки с ножками неестественно вывернуты. А так...ничего страшного. Да и страха, как такового у меня никогда не было. Было другое чувство, сродни мистическому трепету, когда мурашки по спине, и волосы дыбом на загривке... Неприятно - да. Но не страшно. И еще запах. Нет, не трупный. "Свежаки" не пахнут. Другой запах. Я про себя назвала его запахом смерти: приторно-сладко-медный. Он витает в воздухе недолго, минут 20, но всегда присутствует. Возможно, это запах крови, а может быть адреналина. По-моему мнению, у погибших, в частности в ДТП, перед смертью в кровь выбрасывается адреналин, особенно, если они успели осознать, что происходит. Адреналин в огромном количестве, в таком, что его запах способно уловить человеческое обоняние. Почему нет? Собаки же его чувствуют. Причем запах этот локализовывается непосредственно поближе к телу. Чем ближе, тем вонючей.
По этой, собственно, причине покойников я осматривала издалека. Попрошу гаишника фарами осветить, подойду так бочком, гляну, повреждения поверхностные, одежду там опишу, а остальное, уж пусть патологоанатомы  производят. Не барское это дело.  А по возможности, вообще оперативника просила осмотр сделать.
По той же причине не любила я посещать морги. Опять же повторюсь, не из-за страха, в обмороки от вида покойников я не падаю, от запаха не блюю, но вот неуютно я себя очень чувствую там. Хрен его знает, почему. Скорее всего, больше из-за собственных надумок. Свалка манекенов таких...зловещих манекенов...Ужастиков меньше смотреть надо на ночь глядя. Мнда...Но опять я отвлеклась.

Так вот, первое мое посещение этого сборища трупов состоялось на первом курсе института, в 17 моих девичьих лет. Предмет у нас такой в универе был: судебная медицина, называлась. Предполагались практические занятия. Ну, а где ж как не в морге это действо осуществлять?
Приехали мы с группой в морг г.Железнодорожного. Почему именно туда поперлись, понятия не имею. Подозреваю, что у препода там блат был -  знакомый аналагопаталом был. Ну, не суть.
Дамочки запаслись пузыречками с нашатырем, вьюноши нервно курили у входа, я курила с ними и гадала: сильно ли там воняет, как скоро я рухну в обморок, и, что лучше - рухнуть в обморок или облевать всю прозекторскую? Попутно, одним ухом слушая воодушевленный монолог одного паренька про то, как он в морге подрабатывал, и что даже взял с собой халат и перчатки, дабы в трупике поковыряться. С мрачными мыслями я и зашла в филиал царства мертвых. По пути в прозекторскую нам попался всего один окоченевший трупик старушки, лежавшей на кушетке. Безобидный такой, в отличии от того, что нам пришлось наблюдать в секционной.

А в секционной было светло и пахло хлоркой, до такой степени, что отбивало трупный запах, если он там был. Да и окошки, все три, были открыты настежь. Весенний ветерок обдувал помещение. Жизнь без спроса врывалась в хранилище смерти. Мнда...Ну, так вот.. Мы, как бараны, встали в дверях прозекторской, не в силах переступить порог, где у одного из секционных столов стоял дядечка-патологоанатом, широко улыбался, приветствовал студентов, и попросил полукругом занять места в портере, прямо возле секционного стола.
Дамочки судорожно замяли в ручонках платочки с нашатырем, мужчинки взбледнули с лица, и на подгибающихся ножках окружили стол, заняв почтенное расстояние около двух метров от. А на столе...на столе лежал мужской труп, у изголовья которого, как стервятник над падалью, завис патологоанатом.
- Ну-с, - изрек эскулап, улыбнувшись во все свои тридцать два зуба, - Имеется железнодорожная травма! - При этом он поднял то, что осталось от головы погибшего.

Знаете что такое лицо "куриной жопкой"?  Так вот у мертвеца было лицо куриной жопкой вовнутрь. Скукожилось так и ушло туда, где раньше были мозги.
"Какая отвратительная рожа!" - подумалось мне, а по сторонам послышались истеричное хихиканье барышень и нервное покашливание юношей.
Эскулап улыбнулся еще задорней, наклонился над умершим, что-то там поколдовал, послышался глухой хруст, и возглас апослясмертного доктора:
- Вскрыли грудную клетку! Посмотрим, что у него там!
Там все было как у людей. Сердце, легкие, печень. Выяснилось, что покойный много курил. Было показано, где именно возникает рак легких. Злоупотреблял спиртным, а последнее, что он кушал, были сосиски и хлеб. Впрочем, на этом остановлюсь чуть подробнее. Помните особо рьяного парнишку, который с собой халат и перчатки захватил? Так вот этот товариСч вызвался вскрыть желудок самостоятельно под руководством эксперта.
Для несведущих: после смерти в человеке собирается жуткое количество зловонных газов. Пока трупик "свежий", они находятся в основном в кишечнике, а потом уже начинают "благоухать", процесс гниения, знаете ли...Ну так вот, узнали мы о том, что же ел покойник, уже без этого паренька, т.к. тот под белы рученьки был вынесен четырьмя юношами подышать свежим воздухом и избавиться от зеленоватого цвета лица. Обморок. Слишком низко наклонился над кишечником и вдохнул "ароматы". 
Надо сказать, остальным участникам это событие придало уверенности в собственной стойкости и силе духа, из серии "врагу не сдается наш гордый Варяг" (с). Для себя, пожалуй, я вынесла один неизвестный мне ранее момент: все, подчеркиваю, все наши органы можно преспокойненько поднять за подъязычную кость, и они будут послушно болтаться, ожидая своего водворения в бренное тело. Мнда...Фокус меня этот, надо сказать, позабавил.
Обратно ехали молча, сконфуженно глядя в окно, еще не обремененные цинизмом. Это спустя пару дней, начали ржать над парнишкой, который брякнулся в обморок, и выставлять себя героями. А тогда, в автобусе, я тоже смотрела в окно и пыталась объяснить себе, что же я чувствую. Не разобралась, но дала себе обещание, по возможности, посещать морги как можно реже.
Обещание я держала стойко. Придя на работу, на опознания трупов и допросы экспертов отправляла оперов. Сама ни-ни. В 1997 году был принят новый уголовный кодекс, который освободил милицейских следователей от расследования уголовных дел, связанных с трупами. Фактически выезжать следователи стали только на ДТП со смертельным. Но все ж таки иногда посещать морги приходилось. Мой "звездный час" настал, когда у меня появилось основание подозревать, что помимо кражи машины, в деле фигурирует и убийство. Запросив данные по трупу, обнаруженному аж в г.Анапа, я с этими данными, а точнее с заключением эксперта, в котором говорилось о смерти от остановки сердца, и с которым категорически не согласна была жена трупа,  с целью выяснить все таки причину смерти, должна была мотнуться в ближайший морг, где  и допросить эксперта. Любого. Важно было мнение, может такое быть или  нет.  Желание ехать в морг у меня отсутствовало. Долго ныла оперу в трубку, но тот сказал, что никак за меня это сделать не может, ибо у самого дел куча и ваапще.
Тогда я, обреченно запихнув в папку протокол допроса свидетеля, злосчастное заключение анапского эксперта, поплелась в морг. По выходу из своей конторы, наткнулась на собственного супруга, приехавшего то ли с допроса, то ли с обыска:
- Лееееш, - заныла я. - Мне в морг надо, эксперта допросить. Поехали со мной, а?
Муж гыгыкнул, и сказал:
- Ладно, прыгай в машину, довезу.
По пути я молча сопела себе под нос, слушая, как феерично муж обрисовывал мне все "прелести" 11-го морга.
- Ты не бойся! Там сейчас совсем не пахнет, там вытяжку новую поставили, а вот раньше...- при мысли о том, что там было раньше мне взбледнулось, я нервно зажевала жвачку, а Лелик, будто специально гундел, - Там трупы на полу валялись, вот такими горами, - он воодушевленно взмахнул руками в салоне машины, будто эти горы там уместились бы. - А сейчас там все цивильно, - успокаивал он меня.
- Леш, блин, да я не трупов боюсь. Мне просто неприятно, понимаешь? На меня там ступор какой-то наваливается! - пыталась объяснить я мужу. - Леш, - взмолилась я, - А давай ты сам к эксперту сходишь? Я тебе вопросы напишу, ты допросишь, а я здесь пока посижу, а?
- Неа...Это твое дело, вот ты и иди, тем более там ничего страшного!
- Леш, а я тебе коньяк куплю! Литр!
Муж заржал и отрицательно помотал головой. Нет, определенно, в мужиках присутствуют садистские наклонности.
- Ладно! - разозлилась я, - Попроси у меня что-нибудь еще!
Я вылезла из машины, громко хлопнув дверью, с гордым видом направилась в морг. Пройдя бюро по ритуальным услугам, я спустилась непосредственно в трупохранилище. Муж не обманул, там действительно не воняло. Я решила, что все не так уж плохо. Почувствовав себя уверенней, я распрямила плечики, поглядела по сторонам. Стояла я в длинном коридоре, в одном конце которого явно находилась секционная, в другом - холодильник. Спросив у пробегающего мимо патологоанатома в испачканном кровью фартуке и перчатках, где находятся кабинеты экспертов, получила ответ: по коридору налево. Пройдя несколько метров, я увидела поворот налево, представляющий из себя узкий коридорчик, по обеим сторонам которого стояли тележки с...погруженными на них окоченевшими трупами. Ага. Наваленными друг на друга. Ручки-ножки их были окоченевшими не меньше, чем сами хозяева, а поэтому, не свисали с тележек, а торчали в разные стороны, а-ля иголки у новогодней елки!
Ага. Между торчащими с двух сторон ручек и ножек - проход. Сантиметров так пятьдесят. А в конце коридора дверь, со спасительной надписью: ЭКСПЕРТЫ.  По-моему на нервной почве я проглотила жвачку и тихонько заскулила.
Пробегавший обратно тот же эскулап захихикал, видя мою неуверенность, произнес: "Не боись, они не кусаются!". Подбодрил и умчался.
Оценив размер своих бедер, и, поняв, что он немного больше данного проема, а также, осознав, что расстояние снизу не позволяет мне проползти под этой кучей, а расстояние сверху - ее перепрыгнуть, мозг подсказал единственно верное решение - пройти боком. Было еще одно решение, креатиФФное, так сказать: подвинуть одну из тележек, но не факт, что я бы сдвинула эту груду с места, а в случае этого, эта куча не свалилась бы на пол. Тогда к куче прибавился бы еще один труп, Угадали. В лице меня-любимой.

Собравшись с духом, я подошла к пятидесятисантиметровому проему, повернулась боком, зажмурилась, прижав к груди папку с документами, втянула в себя все, что можно было втянуть, и сделала несколько шагов. Получив непередаваемые оЧУЧучения от прикосновений чьего-то мертвого пальца к собственной заднице, и, поняв, что этап пройден, я бегом влетела в экспертную, захлопнув за собой дверь, будто за мной гнался мертвец, которому моя задница понравилась.
Эксперт, по моему виду /а я подозревала, что голова моя поседела/ понял, что стряслось, посмеялся и предложил спирта. Выпила. После допроса, он любезно отодвинул одну из тележек, и я спокойно вернулась в машину. Хотя после выпитого спирта, мне уже было все равно, и подозреваю, что тележку бы смогла подвинуть и сама. А может даже и две тележки.   
Но на мужа я обиделась. И до сих пор вспоминаю ему этот эпизод нашей совместной жизни, в котором я потеряла изрядное количество нервных клеток.
Это был мой первый самостоятельный поход в морг.
Потом все было более цинично и прозаично.
Только вот волосы все равно дыбом встают...и мурашки по телу.