Кольцо Нибелунгов

Прелестная Злюка
Только что закончен просмотр «Кольца Нибелунгов» Ули Эделя (Uli Edel). Не могу писать – душат слезы…
Очень честно и чисто снят в фильм, очень достоверно, аж выть хочется. Столько аллюзий преследует меня – предательство, жадность, подлость, слабость…
Те, кто видел, – меня поймут, а те, кто еще нет, – рекомендую, это того стоит.
Представьте теперь, что история была известна мне давно, в нескольких переложениях и нюансах. Каково это – ждать неминуемой развязки при столь достоверной и честной игре актеров, знать наперед каждый их шаг, каждое событие, каждое действие… И НЕ МОЧЬ НИЧЕГО ИЗМЕНИТЬ!!!!!!!!!!!! Хочется плакать и выть…
Все это ужасно несправедливо – все, и не надо меня переубеждать, я все знаю…

Знаю, что Зигфрид сам выбрал свою судьбу, прельстившись золотом и не послушав Нибелунгов. Он был слишком самонадеян и уверен в своей силе. Он просто был мужиком. Ну почему ВСЕ мужики такие ТУПЫЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Да, если бы он не был таким, он не стал бы Зигфридом, которого мы знаем, Зигфридом – победителем дракона. Но ведь Брюнхильда сказала ему: «Эрик – кузнец, Эрик – победитель дракона, это все титулы, один честный, другой почетный, а кто ты на самом деле?» и «Главное мое сокровище – это ты.» Ведь в этом и есть истина: неважно как тебя называют, важно лишь кто ты есть на самом деле. Мужики НИКОГДА этого не понимают. Впрочем это несправедливо по отношению к мужикам – ЛЮДИ никогда этого не понимают, они предпочитают «Shadows and vapors, all the same.»

К Хагену и претензий особых нет – он изначально сволочь, он это не особо и скрывает, просто никто толком смотреть не хочет. Он хочет золота и власти, он вообще обижен на мир и мстит ему как умеет. С него и спроса такого нет. Другое дело его подельники – Кримхильда и Гюнтер.

Начнем с Гюнтера – так как он самый подлый из всех, представленных в этой истории. Гюнтер – слабак, которого подминают под себя все, кому это нужно: Хаген, Брюнхильда… Все что он может – самоутверждаться, отыгрываясь на младшем брате, еще не оперившемся птенце, за счет того, что Гизель в чем-то идеализирует Гюнтера. Да еще использовать Зигфрида в своих подленьких замыслах, играя на его благородстве и преданности (еще одно подтверждение того, что все мужики – тупые). А как иначе назвать его поход за Брюнхильдой. Ведь насколько надо быть подлым, бесчестным и слабым, чтобы выставлять на бой другого, при вполне конкретных условиях, особенно после заявления: «Если я не сделаю Вас своей женой, то я с удовольствием погибну». А уж в спальне… Просто без комментариев. Неудивительно, что Брюнхильда легко подмяла его и физически, и морально. Поэтому он и соглашается так легко на предательство: убийство Зигфрида. Он завидует силе и самодостаточности драконоборца. Ну и жаждет его золота, конечно. А сопротивляется этой идее так, для виду.

Кримхильда. Ну почему всегда и везде находится этакая Кримхильда? Это человек, который прикрывается высокими чувствами, о которых, на деле, не имеет ни малейшего понятия. Ведь она, мотивируя себя любовью к Зигмунду, принимает предложенный Хагеном отвар, благодаря которому Зигмунд и забывает Брюнхильду. Вот только любовь – это прежде всего забота о том, кого любишь, когда его интересы для тебя важнее собственных. Но Кримхильда не испытывает любви. Ее обуревает собственничество – Я хочу, чтобы этот человек стал МОИМ! И зависть, разумеется, к незнакомой ей тогда Брюнхильде. А после свадьбы? Просто гордость – проявляемая и прямо, и посредством заботы о доблести мужа. И она не следует на погребальный костер за мужем, которого утверждает, что любит (а ведь для тех времен и стран это было в порядке вещей). И в Вальхаллу Зигмунда провожает только верная Брюнхильда, которая его действительно любит. А Кримхильда? Выходит, впоследствии, вторично замуж. В-общем, тупая, завистливая, мелкособственническая, тщеславная дрянь. Вешать таких надо в детстве.

Больше всех в этой истории лично мне жалко Брюнхильду. В сущности простая сильная женщина, гордая гордостью воина. И даже не воина, а валькирии – воительницы, почти равной богам – асам. Все, чего она ищет – сильный мужчина, мужчина, который сможет покорить, завоевать ее. А какой женщине этого не хочется. И вот она находит своего Эрика-Зигмунда, который побеждает ее и влюбляется. И все бы шло у них хорошо, но влюбленные оказываются втянутыми в водоворот интриг и мелочных пагубных людских страстей. Впрочем, не все так просто. Интриги и страсти здесь не только людские, хоть фильм и умалчивает об этом, что, однако, не делает его хуже. Вся история начинается с наказания валькирии Брюнхильды, которую ссылают на землю. И вот она, богоподобная, верная спутница Одина, вынуждена общаться с простыми смертными, слабыми и уязвимыми, поэтому Зигмунд для валькирии – это отдушина, это возможность общаться с равным, ведь он сын короля из древнего рода, а в мифологии любой страны самые первые короли ведут свой род от богов и почти равны им. Поэтому история Зигмунда и Брюнхильды – это история заговора богов и людей.
Легенда заканчивается довольно мрачно – герои погибают, жить остаются лишь посредственности, но Ули Эдель совершенно гениально вставляет в фильм слова древней песни:

« Tiere sterben, Menschen sterben, alle, die auf Erden wandeln, mussen sterben. Aber der wahre Held stirbt nie, in unserer Erinnerung wird er ewig leben. »