Впечатления от картины Иоганна Генриха Фюссли Ночной кошмар

Вячеслав Попов
Впечатления от картины Иоганна Генриха Фюссли «Ночной кошмар»

Эта картина привлекла моё внимание сразу, настолько она символична и восхитительна.
Я не знаком с терминами, из которых высоколобые критики слагают свои характеристики, я просто изложу свои впечатления. На фоне ночной тьмы две фигуры – прекрасная молодая девушка и её кошмар. Кошмар властвует над ней в виде беса и призрачной лошади. Воистину это кошмар – с неизменной похотью и наглостью в красных глазках взирает темно-серый бес на раскинутое перед ним прекрасное тело девушки. Он понимает своё превосходство, ведь они в мире ночных кошмаров, где он полноправный господин, а она всего лишь жертва, не способная сопротивляться, он уже устроился у основания её пышной груди, и раздумывает какое призрачное злодейство совершить. Второе проявление кошмаров – призрачный конь, бельма его слепых глаз очень внимательно смотрят в ночной мрак, кожа его неестественно бела, а призрачную гриву колышет невидимый эфирный ветер. Что-то страшное есть в этом невидящем взгляде, он слеп, в этом нет сомнения, но он всё видит, все действия своего господина-беса, и ясно, что только забрезжит рассвет, он не медля ни секунды унесёт своего хозяина туда где не светит солнце, в царство тьмы. Что же девушка? Неужели она спокойно отдается этому жуткому сну? Её лицо искажает ужас и отвращение, ведь этот страшный сон сейчас куда реальней, чем любая реальность. Но что она может? Это сон и даже её собственное тело не подвластно ей, она раскинута на своём ложе, она отдана лживой сладостью сна на растерзание кошмарам, и её мнение о в этой ситуации не имеет никакого значения. Это очень символично, то что изобразил Иоганн Фюссли, человек действительно не властен над своим сном, не может он сопротивляться мучащей иллюзии, даже просто уйти из мира снов не в его власти, всё, что он может – мучаться и продолжать видеть сон. Даже если каждый знает, что с пробуждением кошмар рассыплется в эфирную пыль – от этого не легче, ведь не может сознание служить человеку во время его сна, только пугливая и нежная эмоциональная сфера. Картина символична даже с точки зрения её написания, чистая белая кожа девушки и её белые одеяния противопоставлены ночной темноте и сумеречной дымчатости порождений кошмара, кажется, от нее исходит свет и этот свет единственный на полотне – луч света в тёмном царстве. Картина «Ночной кошмар» на этой простой и удивительно точной антитезе двух оттенков показывает всю беззащитность человека перед непознанной сферой эмоций выраженных в снах.