Кланы, клоны и личность художника

Мария Сидорова
(РАЗМЫШЛЕНИЯ. ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ СТАТЬИ СОФИИ ПРУС)

***
Уважаемая София! Ваш «Симптом опасной болезни» побудил меня высказаться.

Вы пишете: «Автор перестает быть человеком, идентифицирует себя с какой-то группой, и сам не замечает этого. Только примкнув стае и найдя себе вожака, местного авторитета, маленький человечек обретает уверенность, почву под ногами, в обмен на независимость, и с пеной у рта отстаивает интересы своей тусовки...».


Болезненная тема, важные мысли… Не могу не присоединиться к Вашим размышлениям. Не с позиции человека, привязанного к какой-то, как сейчас говорят, ТУСЕ – я сама по себе.
В тусне никакой не участвую.

Но вот о том, почему здесь атмосферка такая, думаю много. И на основании выводов социологии прихожу к следующему.

***
Однако сначала сами данные социологов:

Чтобы благополучно и комфортно чувствовать себя в группе, индивиду необходимы:

1.Независимость.
Он должен жить с ощущением, что у него есть «право развода» с группой и есть «приданое» - возможность существовать без неё.

2.Чувство незаменимости.
Для душевного здоровья индивид должен чувствовать, что хоть в чём-то он первый и незаменим в группе в этом деле.

3.Возможность самореализации.
Если можно выбирать, нормальный индивид предпочтёт менее оплачиваемую работу, которая даст возможность максимально реализовать способности.

4.В группе должны быть объекты системной ориентации:
 а) те, у кого бы он хотел учиться, кому бы хотел подражать;
 б) Те, кого он хотел бы обучать и воспитывать согласно своим идеалам; те, чьи интересы он отождествляет со своими.

***
Таким образом, всё, о чём Вы пишете, здесь, на прозе, в наличии. Только – и очень часто, к сожалению, - в болезненном, искажённом виде.

Всё это – именно в таком состоянии – и необходимо «маленькому человечку», как Вы точно заметили. Без стаи он ничто. А корни искать – в тех временах, когда впервые прозвучало «Единица – вздор, единица – ноль», когда собрались всех проинтегрировать «от кретина до Шекспира».

«Ноль» нашёл стаю, тусовку, клан. Клану он нужен – ему отведена своя роль:
либо непризнанного таланта,
либо равного – точнее, чуть пониже, конечно, но достойного постоять рядом с вожаком, пыль стряхнуть с виртуального фрака;
либо роль никудышного прозаика, но верного поклонника, которого можно для самоутверждения по плечу похлопать снисходительно, поучить.

***
Ещё одна проблема, имеющая те же глубокие психологические и социальные корни, - проблема злобных клонов.

Даже последнему ничтожеству нужно самоутверждение – вот оно и показывает фиги под одеялом вымученного ника, не отдавая себе отчёта в своей жалкой серости. Небось, героем себя чувствует. Это смешно и вызывает одно презрение.

Между тем личность раздвоенная и раздесятерённая разрушается в усиленном темпе, но именно поэтому и не подозревает о происходящем процессе.

Говоря о клонах, я вовсе не имею в виду понятие "литературной маски" - как правило, она создаётся для художественных целей.

***
Другая сторона медали – талантливому человеку ни клан, ни клон не нужен. Во все времена так было. Пушкин писал, обращаясь к поэту: «Ты царь. Живи один…». Пастернак – много позже: «Я пропал, как волк в загоне…». И так далее.

***
Известный психолог Б. Кочубей отмечает, что основная потребность «неличности» - потребность в авторитете, в принадлежности к бОльшему. А таковых всегда большинство, особенно сейчас, когда сказываются последствия противоестественного генетического отбора, производимого с 1917 года. (С 1918 по 1953 год Россия потеряла одну треть населения, самого ценного для воспроизведения генофонда).

***
Следовательно, «проза точка ру» – зеркало, в котором отражается общество.
Больное общество.

Есть страшная статистика, характеризующая качество народа. Но не стану приводить её – ограничусь единственным фактом: если искусственный отбор устранит из популяции такие качества, как мужество, сила воли, бесстрашие, жизненная активность, то шансы на их возобновление невелики. Пройдёт пять-шесть поколений – при условии создания благоприятных условий для их развития, - прежде чем качества восстановятся.

На прозе и стихире происходит то же самое, что и за их пределами.

Что делать? Писать, если не писать не можешь.

Искать единомышленников.
 
Игнорировать агрессивных и примитивных клонов.

Общаться с читателями.

Жить! Жизнь такая короткая…