Метастазы

Андрей Благовещенский
Публицистика в миниатюре

 Ничто на Земле не проходит бесследно
 Слова из песни

17 сентября 1939 года на стене в нашем классе появился плакат, на котором твёрдым шагом с винтовкой наперевес шагал великан красноармеец в яркой форме цвета хаки с яркой красной звездой на стальном шлеме, а перед ним в белых посконных штанах и рубахах протягивали к нему костлявые руки какие-то люди. Плакат назывался «Взяли под защиту». От кого? От немцев, которые, заключив с нами Пакт Молотова-Риббентропа, первого сентября напали на Польшу или от «польских панов»? Через какое-то время Красная Армия взяла под защиту Прибалтику, и литовцы, латыши и эстонцы запросились в состав СССР. На новых географических картах красная краска залила берега Балтийского моря на Севере и Карпаты на Юге. В гастрономах появились новые конфеты с надписями латиницей на фантиках и названиями городов Tallinn и Riga. А на патефонах закрутилась пластинка с весёлой песенкой Эдди Рознера «Ждём вас во Львове».

Помню разговоры старших на эту тему, в общем, с удовлетворением: Россия вернула себе то, что потеряла после революции. Некоторое недоумение вызывала только Западная Украина. Оно конечно, это воссоединение разделённого народа, но Галиция со времён Даниила Галицкого отделилась от остальной Руси, последние века находилась в составе Австро-Венгрии. Там чуждая России культура, даже православие не совсем православное (униаты), да и по языку в те годы западные украинцы довольно сильно отличались от восточных (сравнивали стихи Шевченко и Франко). Ох, хватим мы горя с этой Галицией! Эти разговоры вспоминаются мне особенно теперь, когда я наблюдаю за чемпионатом Янукович-Ющенко. В первом матче Ющенко взял верх на тайм-бреке, во втором Янукович взял реванш в Раде. И вот теперь схватка третья, как говорит Соловьёв в своём «К барьеру». За кого проголосуют телезрители? Дай-то Бог, чтобы дело окончилось голосованием и не переросло в свалку болельщиков на каком-нибудь из майданов.

Почему я назвал эти свои заметки «Метастазы»? Потому что тот советско-германский Пакт 1939 года (я бы назвал его Пактом Сталина-Гитлера) был скорее зародышем раковой опухоли, чем договором о взаимном ненападении. И из этой опухоли потянулись зловещими метастазами на Восток эшелоны с арестованными и сосланными прибалтами и галичанами, и они же проросли эстонскими, и галицийской дивизиями СС, «лесными братьями» и бандеровцами. Отсюда же и стремление укрыться от нас зонтиком НАТО – страха ради.