Исторические этюды. с. Суково. Пасхальная редакция

Евгений Родионов
Храмы и сёла Земли Ступинской. Исторические этюды.* Пасхальная редакция.
Церковь Казанской иконы Божьей Матери. Село Суково.

Прежде, когда черновики писал карандашом (а писал, только карандашом), то, начиная тему, крайне трагичную, где рисовать, приходилось безысходную обездоленность и дикую разруху, замешанную на слезах и крови, то с кончика остро заточенного карандаша, самопроизвольно начинали стекать капельки слёз... Огромные, горькие капли...
Я с трудом дожидался, когда закончится грифельная истерика... и приступал...
Нынче же, когда стал пользоваться чудом электроники – компьютером и этот – туда же...
В отличие от своего предка, компик не рыдает – его начинает глючить – то вдруг текст, уже частично отпечатанный, исчезает, то неожиданно перемещается в другие разделы и папки... ну, и вообще...
Горько и не хотелось бы привносить грусть в эти радостные Пасхальные дни, но всё же совершу прогулку по селу, и по тому, что ныне осталось от Храма Казанской иконы Божьей Матери, украшавшего некогда живописное, словно лаковая Палехская миниатюра, древнее село Суково, которое таковым и осталось, если напрячь, включив воображение...
Действительно, не зря рыдают карандаши и глючит технику, когда приходится вспоминать о подобных большевистских, да и нынешних демократических непродуманных, порой бездарных беспределах, вплоть до кровавых...
+ . + . +
В писцовых книгах от 1577-го года записано, что «Комаревского стана сельцо Суковское-Селижа на речке Селижаре в поместье за Кудеяром Бойгеном, а преж того за Бойгеном Тотаром. Но тот с кого началось село, его первоначальным владельцем был Иван Иванович Суков, в 1517-м году, бывший ясельничим в Коломенском уезде».
Скажу честно, до села Суково проложена неплохая асфальтированная дорога так, что добраться туда можно довольно комфортно. Тем более по пути следования трассу окружают типично Русские пейзажи с живописными старинными деревеньками, раздольными полями, чередующиеся с ещё девственными лесами.
Село Суково расположилось вокруг огромного, старинного живописного пруда, с крошечными островками, на которых, плакуче притулились, густые, словно огромные зелёные шары – ивы...
На восточном, самом высоком берегу пруда в 1745-м году, на средства и усердием владелицы села, княгини Е.А. Ярославовой была построена церковка. Место это видно выбрано было недаром – во первых это одна из самых высоких точек села, но самое чудесное в выборе места то, что церковь была видна из каждого закоулка села, а самое мудрое и одновременно умилительное было в том, что церковь ещё чудесней смотрелась в отражении пруда, как бы падающей в самое небо. Я не писатель, увы, но описать созерцаемое не по силам, я думаю, даже великим мастерам пера, ибо только глаза могут передать всё восхищение от увиденного. В общем-то архитектура церковки довольно непритязательна – небольшая деревенская церковь, в традиционном для сельских церквей стиле – на центральном четверике располагался восьмерик, раскрепованый по сторонам света, с пристроенной, в начале XIX-го века, трехъярусной колокольней, соединенной с центральной частью храма, небольшой трапезной. Кстати в трапезной, чудом сохранились и не плохо, фрагменты приличных фресок.
Особо бросается в глаза, нарушающий пропорции храма, высокий верхний ярус колокольни – звонницы, с огромными арками – видимо для лучшего акустического эффекта...
Летом 1745-го года, при огромном стечении селян, не только местных, но и из дальних сёл и деревень, состоялось торжественное, праздничное освящение Храма во имя Казанской иконы Божьей Матери с приделом во имя преподобного Андрея Критского. На освящении храма также присутствовали Коломенские Архиереи и коломенское монашество.
Не надобно особо напрягать воображение, чтобы увидеть, как, менее ста лет назад выглядела эта мааааленькая деревенская церковка на высоченном, зелёном, заросшем густым ивняком, берегу пруда, а вокруг чистые, уютные домики с палисадами, ряженые во всё лучшее бабы, выпившие медовухи, лихо отплясывающие под заливистые звуки гармони, развесёлые мужики, а рядом, мирно жующие изумрудную траву, сытые коровы и белоснежные козы – сюжет для Палехской миниатюры – и это именно так!
А ныне... А ныне мой карандаш рыдает, мой компик глючит и очень хочется – полный, до краёв, губастый гранёный стакан скверной водки... без закуси...
Сейчас, если сквозь слёзы, посмотреть на мой маленький умирающий храмик, то сквозь мутную пелену слез, мы увидим – обезглавленная, кровоточащая колокольня, накренилась вправо, словно ещё раздумывая, упасть ей совсем или на что-то надеясь, набравшись сил, постоять... Центральная маковка безнадёжно склонила свою чёрную голову влево, а крест, словно уже нацелившись в захламлённую грешную землю, завис, параллельно этой земле... И всё ЭТО, каким-то чудом, держится на грудах, осыпавшегося со стен храма, кроваво-красного кирпича – С. Дали отдыхает со своими сюрами…
Я не берусь судить, почему всё так и почему мы, зачастую, такие!
Но это весьма характерно, не по всей, правда, России – но ЭТО ЕСТЬ! И это БЕДА наша –общая беда!!! Значит и вина на всех нас – значит Судия нам всем, Господь наш Иисус Христос.
Господи, Милосердный, помоги нам стать не «новыми русскими», а помоги, молим тя, вернуться к истокам Веры Православной, ибо без Тебя ни можем творити ничесоже!!!
+ . + . +
А Храм этот, даже в руинах своих, пусть осквернён, обезображен, но всё ж хорош, прекрасен и не смотря ни на что – БЛАГОДАТЕН! Слава Тебе Боже наш, слава Тебе!!!

Тем паче у храма Казанской иконы Божьей Матери, с 9-го сентября 1937-го года, имеется Небесный Покровитель – Преподобномученик игумен Мефодий (в миру Николай Михайлович Иванов)
Преподобномученик Мефодий родился в 1899-м году в городе Симбирске в семье священника. Окончил церковноприходскую школу. По окончании духовного училища в городе Алатыре он поступил в Симбирскую Духовную семинарию, не успев окончить её из-за переворота 1917-го года. В 1923-м году поступил послушником в Московский Покровский монастырь, где в том же году был пострижен в мантию с именем Мефодий и рукоположен в сан иеродьякона. В 1925-м году иеродьякон Мефодий был рукоположен в сан иеромонаха. В 1933-м году, он поселился в городе Кашире, так как в Москве ему жить запретили. Из Каширы отец Мефодий переехал в село Суково Каширского района, где стал служить в Казанской церкви; здесь вокруг него собралась небольшая монашеская община.
В 1936-м году иеромонах Мефодий был возведён в сан игумена, о чём он сообщил епископу Гурию, находящемуся в то время в ссылке.
26 июля 1937-го года руководство НКВД по московской области отправило распоряжение начальнику Каширского НКВД, требуя немедленного ареста игумена Мефодия, причём в процессе следствия требовалось доказать его контрреволюционную деятельность, а так же его связи среди попов-антисоветчиков. 28 июля отца Мефодия арестовали.
31 августа 1937-го года игумену Мефодию предъявили обвинение в контрреволюционной деятельности и враждебном отношении к руководителям ВКП(б) и советскому правительству.
8 сентября 1937-го года «тройка» НКВД приговорила отца Мефодия к расстрелу.
9 сентября 1937-го года игумен Мефодий (Иванов) хладнокровно расстрелян и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой...
СВЯТЫЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЧЕ, ОТЧЕ МЕФОДИЙ, МОЛИ БОГА О НАС! Аминь.
* * *
P.S. Эх, если б смог я стать великаном, как в детских мечтах – взял бы я этот храмик, это Чудо моё, красавца моего, окунул бы в этот прудик, отмыл бы его шампунькой, подклеил, подмазал, подкрасил, а затем – сметя своей великанской ручищей все эти хибары убогие, окропил бы Святой водой место это и воздвиг бы Храм сей, вновь на высокий, заросший ивняком, берег живописного пруда. И чтоб вокруг – уютные, чистые домики с палисадами и добрые, добрые дядьки и тетки в нарядных красивых одеждах, раздавали всем детишкам вкусные пряники, воздушные шары и конфетки и ласково улыбаясь, нежно гладили по волосам...
А в прозрачном, душистом от ладана, православном воздухе – праздничный перезвон колоколов и все радостно кричат – ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!! – ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!!!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !!!!!!
***ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ИЗ МЕРТВЫХ, СМЕРТИЮ СМЕРТЬ, ПОПРАВ, И СУЩИМ ВО ГРОБЕХ ЖИВОТ ДАРОВАВ!!! Аминь.

* * * *
*Исторические этюды составлены, частично используя информацию сайта www.stupinohram ru, а так же из различных других исторических источников, дополнены рассказами местных жителей и подкорректированы личными изысканиями, впечатлениями и воспоминаниями составителя.