У страха глаза велики...

Ирина Гифтед
 
 Трудно чувствовать себя счастливым человеком, если жизнь полна разного рода страхов. Многие боятся летать на самолетах, кто- то живет в предощущении надуманной «неизлечимой» болезни, некоторые боятся «открытого» или «закрытого» пространства… Так мы и живём, почти инвалидами — людьми «с ограниченными возможностями», ведь наши страхи не позволяют нам делать многое, иногда очень многое... Как же освободиться от страха? По большому счету, это сделать нетрудно. Нужно только знать, как он возникает, где «прячется» и как его оттуда «выкурить».

 Обычно, мы вспоминаем о своих страхах, когда попадаем в ситуацию, их провоцирующую. Или в нашем арсенале есть такие страхи, о которых мы и вовсе никогда не вспоминаем, поскольку нашли способ избегать соответствующих ситуаций. Если, например, я боюсь плавать в открытом океане, то я и не буду пытаться попасть на соответствующий курорт; мой отпуск будет традиционно проходить на приусадебном участке или на горнолыжной базе.
Что же такое страх? Это - инстинкт самосохранения человека, он выполняет функцию сигнала к бегству при появлении опасности, который запоминает только то, что для нас важно, все то, что доставляет нам удовольствие и неудовольствие. То, что когда-то доставило нам удовольствие — теперь будет манить. То, что доставило нам неудовольствие, напротив, будет впоследствии пугать. И страх этот будет разрастаться.
 
 Фантазии на заданную тему

 Особенно принято бояться за собственное здоровье. Мы умудряемся опасаться самых интересных вещей. Например, многие боятся сердцебиений. Это забавно, поскольку логичнее следовало бы бояться их отсутствия. Но вот мы думаем, что сердце или разорвется (если не сердце — то сосуд какой-нибудь), или остановится, «выработав свой ресурс». Разумеется, порваться сердцу весьма затруднительно — ведь это мышца, а мышцы эластичны и прочны. И никакого «ограниченного ресурса» у сердца нет, даже напротив, в нем есть собственная, «резервная» электростанция, способная поддерживать его работу, если что. Но что нам этот здравый смысл! Думаем, что может, значит — может!
К страху сердечного приступа примыкает страх удушья, что, мол, воздуха тебе где-то не хватит, что отберут, видимо, у тебя воздух, и на дефиците этом кислородном отдашь Богу душу. Соответственно, закрытые пространства — метро, лифты и просто закрытые комнаты — это «смертельно опасные места». Тут еще страх, что не сможешь позвать на помощь, что не успеют тебя вынуть из твоего замкнутого пространства, что до телефона не дотянешься, что дверь «Скорой помощи» не сможешь открыть...
Рак, согласно всеобщему убеждению, неизлечим и сжигает человека мгновенно, так что тот даже заметить этого не успевает. То, что это не так и врачи уже давно лечат рак — это, конечно, не в счет. То, что рак в подавляющем большинстве случаев вовремя диагностируется (врачи знают все места, где он может появиться, и со студенческой скамьи тренируют в себе так называемую «онкологическую настороженность»), это тоже не считается. Если у тебя «наследственность», если у тебя желудок побаливает, то значит, это рак, сомнений быть не может. Так рассуждает напуганный человек и мучает себя собственными рассуждениями.
Поскольку же эти страхи — только фантазии на заданную тему, а не сами заболевания, то, разумеется, врачи ничего не находят. И когда, исследовав нас с головы до ног, сообщают, что бояться нечего, мы, следуя какой-то очень странной логике, начинаем думать, что болеем какой-то неведомой миру болезнью. Где-то что-то закололо, застучало, сдавило, и сразу возникает беспокойство: «А что со мной?! А не умру ли я завтра?! То, что головная боль может быть просто головной болью, нам почему- то в голову не приходит.
 Страх случайности — вещь и вовсе удивительная, поскольку случайности бояться нельзя чисто технически, ведь на то она и случайность! Но совершенно бессмысленно нам объяснять, ведь если мы думаем, что способны предугадать будущее, то никто нас в этом не переубедит.
Есть у нас страхи и куда более основательные, например, перед самолетами, которые считаются одним из самых безопасных видов транспорта; по статистике — сесть в самолет куда безопасней, чем в обычный автомобиль. Пилоты самолета находятся в небе в том же положении, что и вы сами. У них нет никакого резона халатно относится к своей работе, ведь если они ошибутся, то в первую очередь погибнут сами.
Но если разобьется самолет — это случай из ряда вон выходящий, об этом по каналам СМИ узнает все человечество. А то, что каждый день в обычных автомобильных авариях гибнет не одна тысяча людей — это мало кого интересует, это не новость. Удивляет «способность» некоторых людей читать чужие мысли. Они легко могут угадать, что произойдет с ними и именно сегодня, причем тем способом, который они сами придумали. Забавно, конечно, думать, что всякий идущий за тобой человек имеет единственное в своей жизни намерение — это напасть на тебя и совершить над тобой нечто ужасное. Гораздо умнее ведут себя животные – они в момент реальной опасности мобилизуют все свои силы, а во всех других ситуациях живут абсолютно спокойно.
 
 Самый главный страх

 Тема смерти — безусловное табу, закрытая тема. О смерти говорить можно, но только абстрактно, так, чтобы это никаким образом не касалось самого рассказчика. Это и есть первое свидетельство «смертельного ужаса». Смерть и страх — вещи абсолютно нераздельные, они «ходят рука об руку», превращая жизнь в бессмысленное бегство от неизбежности. Что такое страх смерти, откуда он и что с ним делать, чтобы он не отравлял жизнь?
Сначала поймите, со страхом чего вы собираетесь бороться! Поскольку мы не знаем, что такое смерть, не имеем о ней ни малейшего представления (за исключением фантазий на эту тему), то, соответственно, и бояться ее нельзя. Подчеркиваю это особо: нельзя бояться того, чего ты вообще не знаешь. Как можно испугаться, не имея о предмете своего страха ни малейшего представления?! Ведь чтобы испугаться, нужно хоть что-то об этом думать! А здесь это невозможно физически!
Эпикур как-то пошутил: «Если я есть, значит, смерти нет; если же есть смерть, значит, нет меня. Мы с ней никогда не встретимся». Истинная правда! Наше огромное счастье состоит в том, что мы никогда не встретимся со смертью. Более того, мы ничего не знаем о ней, совсем ничего! Плохая она или хорошая, добрая или злая, ужасная или прекрасная — мы этого не знаем.
Нельзя думать о совершенно неизвестном, попробуйте подумать «ни о чем», и вы в этом убедитесь. Поэтому всякий, считающий себя боящимся смерти, в действительности боится только собственной фантазии. Все мы начали свой жизненный путь с какого-то момента, до этого времени нас не было, но почему-то это никоим образом нас не заботит... А вот то, что нас не будет после смерти — повергает нас в панику! По меньшей мере, это нелепо! Тот факт, что мы живем (если учесть счастливую случайность этого события) сам по себе примечателен. Наполните свою жизнь смыслом, наполните ее содержанием, живите, а не бегайте от смерти, и вы увидите, что бояться вам совершенно нечего, а главное — незачем! От этого страха прибытка не будет, а вот «попадем» мы по-крупному! «Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность», — резюмировал Кант. И он прав! Так что давайте, наконец, задумаемся не о смерти, а о собственной жизни, пока не поздно.
 
 Меня сглазили!

 Склонность к страхам мистического характера: порчи, сглаза, наговора у наших граждан просто невероятная. В России только по официальным данным зарегистрировано триста тысяч экстрасенсов, магов, колдунов и целителей. Кто такие эти маги, колдуны и целители в пятом поколении, об этом никто почему-то не задумывается. По данным специальных исследований, они делятся на три группы: люди, страдающие тяжелыми психическими заболеваниями, шарлатаны, которые зарабатывают неплохие деньги на готовности людей верить во всякую ерунду и бояться фикции, и субъекты, которые свято верят в то, чем занимаются. А сколько живет на свете женщин с «дурным глазом», «черной энергетикой» и «страшным языком»! И как всегда — все до банального просто. Возникает у человека ситуация — трагическая, печальная, страшная, под которую не придумано им еще объяснений, причины которой ему неясны, и начинаются поиски. Поскольку с объяснением нам вроде как спокойнее, то пусть будет магическое или экстрасенсорное. Только вот сами эти объяснения зачастую оказываются куда более губительными, нежели даже то событие, которое стало поводом к их появлению. Человек, поверив в то, что на него «наведена» какая тень — «порча», «сглаз», «заклятие вуду», предпринимает массу действий, которые только ухудшают его положение. А на самом деле тень была наведена на плетень, и не более того.

 Мы сами создаём свои страхи

 Качество нашей жизни определяется нашим эмоциональным состоянием, и если мы одной рукой подкармливаем свои страхи, идя у них на поводу, а другой — пытаемся с ними бороться, то вряд ли мы будем ощущать себя счастливыми! Невротические страхи — это просто привычка бояться. Каждый из нас натренировался бояться определенного набора фактов и обстоятельств. До тех пор пока мы преувеличиваем их серьезность, пока не осознаем, что мы сами делаем свои страхи, и что они — только привычки, пока, наконец, мы трусливо бегаем от них, вместо того чтобы идти им навстречу и решать вопросы, наша жизнь превращается в настоящую проблему. Так что изучайте, исследуйте — своего врага и технологию борьбы с ним, свою психологию и саму жизнь, резервы, скрытые в вашей психике.
 (По материалам книги А. Курпатова «Средство от страха»).