Расплата за спасение

Тамара Сизова
В жизни Игоря Петровича случилось много необычного. Но самое необычное - его поздняя женитьба на тяжело больной женщине. На это пойдет не каждый мужчина…

 
Жестокая молодость, жестокое время
Игорь родился в 1923 в Оренбургской области, в Бузулуке. Факт его рождения окружен тайной. Отцом Игоря на самом деле был маршал Александр Егоров, впоследствии пострадавший от сталинских репрессий. Но до этого Егоров был знаком с И. Сталиным еще с гражданской войны, и их семьи часто виделись в неофициальной обстановке. Когда отцы засиживались за разговорами, маленький Игорек даже засыпал в доме вождя, на его постели. Но потом Егоров был оклеветан и арестован. Поскольку признаваться ему было особо не в чем, он и молчал, несмотря угрозу пытки. Тогда карающие органы решили избить при нем…сына.
Неизвестно чем закончилась бы эта трагедия, если бы это история не дошла до ушей отца народов. Он и потребовал привезти к нему обоих - Александра и Игоря Егоровых. Сына привезли, а отца везти было уже поздно… Судьба мальчишки была решена – его направили в летное училище и его туда приняли при содействии В. Чкалова. Отсюда и далее Сталин якобы не выпускал из виду молодого человека и даже давал ему особые поручения разведывательного характера.
Мать Игоря Пелагея Севостьяновна Фадеева после трагедии с маршалом Егоровым попыталась снова устроить свою судьбу и «прикрыть» сына, она дала ребенку другую фамилию. Так он стал Игорем Петровичем Бостриковым.
Понятно, что теперь трудно восстановить всю биографию по деталям, но особенно поражает задание по засылке в немецкие части.
«По легенде, автором которой был военачальник К.А. Мерецков, я должен был прикинуться, что обижен советской властью, что отца расстреляли, - рассказывает Игорь Петрович, - К началу войны я уже окончил Борисоглебскую авиашколу и налетал около 500 часов. После этого мне «организовали» два года тюрьмы и побег. Немцы мне поверили, и я несколько недель находился при штабе немецкого фельдмаршала фон Бока. Данные, которые мне удавалось там раздобыть, я передавал нашим… А справки насчет этой тюрьмы есть».
Войска фон Бока были вскоре разбиты, и в начале 1942 года Бостриков вернулся в армию.

Спасение из горящего самолета
Игорь Петрович Бостриков воевал на Волховском фронте – в разведроте, потом в летной части. У него был личный боевой счет: - 448 боевых вылетов он совершил на истребителях, сбил около 120 самолетов. Был и свой секрет: никогда не бить по кабине, всегда по моторам…
Во время одного боевого вылета над территорией Вологодской области самолет Бострикова подбили, да так, что при снижении машину ударило о землю, и пилот потерял сознание. Пришел в себя уже в горящем самолете от того, что кто-то тряс его за плечо. Это оказался щуплый мальчишка. Он случайно бродил неподалеку от места падения самолета и прямо застыл на месте. Конечно, испугался, но не убежал. А когда увидел, что самолет загорелся, не струсил, бросился к летчику. Благодаря мальчишке Игорь очнулся и кое-как выбрался из кабины. Не очень понимая слова, которые ему кричали в ухо, летчик подхватил ребенка на руки и побежал от горящей машины.
И тут произошел взрыв…
Ударная волна сильно бросила его вперед, и пострадала, в первую очередь, спина. А поскольку «мальчик» был на руках летчика и из-за плеча только голова выглядывала – у него, видимо, пострадала голова… Игорь дальше ничего не помни, только помнил, что кричал: «Мальчишку…Мальчишку спасайте».
Их спасли обоих и они даже попали в один госпиталь. Только мальчишка оказался девчонкой по имени Тамара. Кое-как подлечившись, они опять попали на дороги войны, ведущие в разные стороны.

Снова вместе
После войны Игорь Петрович работал в предприятиях Министерства связи, а жил в Киргизии, в Бишкеке. У него уже была своя семья – жена, сын. Однако в судьбе опять произошел драматический поворот. После смерти И.В. Сталина, во время правления Н.С Хрущева, от Бострикова потребовали признаний, что именно по вине Сталина произошла драма с маршалом Егоровым. Бостриков этого сделать не мог. Вообще его отношение к Сталину очень странное – прямое уважение и восхищение. «Что бы там о Сталине не говорили, я его знал с хорошей стороны», - утверждает Игорь Петрович. - После войны несколько раз его видел, даже на даче в Кунцево бывал».
Начались гонения. Пропали многие военные архивы и документы, подтверждающие получение военных наград…

Тем временем вологодская девочка Тамара, спасительница Игоря, усиленно его разыскивала. У нее семейная жизнь не задалась, муж ее бросил, детям она стала обузой. У Тамары развивалась осложнение после травмы, полученной во время давнего военного взрыва. Здоровье резко пошло на убыль, и вместе с этим росли как снежный ком и другие проблемы. Самая же страшная - это одиночество. Она писала в военные архивы, получала отказы. Наконец, ее поиски завершились успехом и Игорь Петрович получил ее письмо. Так в начале 60-х годов он и оказался в Вологде, оставив в Бишкеке уже дом. Сын тому времени погиб, супругу сгубила «горькая».
То, что он обнаружил в Вологде, его расстроило. Совершенно больная Тамара Александровна не могла «пробить» себе никакие привилегии, ведь она не участвовала в военных действиях, хотя и пострадала, спасая летчика. Именно ее защитой и занялся пенсионер Бостриков. Он ходил по инстанциям, писал письма, просил, убеждал. А чтобы родственники Тамары не сердились на него, они с Тамарой оформили брак. Понятно, что их отношения уже не могли быть такими, как в молодости.
Но после этого Игорь Петрович получил законное право беречь и лечить свою женушку, покупать ей лекарства, вызывать врачей, кормить с ложечки.
По-прежнему много читал и писал Игорь Петрович, поэтому часто обращался в находящуюся неподалеку центральную городскую библиотеку. Именно ее работницы рассказывают, что основное время Игорь Петрович отдает уходу за Тамарой Александровной. Именно благодаря ему Тамара получила все необходимые документы, пенсию, нормальное жилье. И главное, ее жизнь продлилась, а старость была утешена. Так честный человек Игорь Петрович заплатил свой человеческий долг женщине, которая когда-то спасла ему жизнь.

Сегодня его уже нет. По улице Панкратова не ходит вперевалочку большой грузный человек с сеточкой. Непостижимо, но тяжело больная жена Тамара пережила своего Игоря, а ухаживает тепереь за ней месестра из местной поликлиники, которая изавещаня Тамарина квартира. Рассерженная дочка так и не вернулась, чтобы понитересоваться судьбой своей матери...


(опубликовано в газете "Хронометр-Вологда" под другим заголовком)