Река Сухая

Геннадий Никишин
В наш век всё поддаётся учёту. Подсчитали и реки, которые протекают по территории моей родной Калужской области. Большие и малые. Судоходные и небольшие лесные, где воды часто воробью по колено. Но есть среди них такие, которые мало кому известны и не попали в это число. Сухая - одна из них, правый приток другой реки - Сенька. Эта речушка уже покрупнее и значится на географической карте областного масштаба, питает своими водами Жиздру и Оку.

Пройдёшь с полкилометра за рабочий посёлок Марьинский Думиничского района, свернёшь направа на лесовозную, грунтовую дорогу в сторону бывшего поселения лесозаготовителей Палики - и вот она. Река Сухая.

Сухое болото...В детстве мы часто слышали название этого места от родителей, соседей и жителей нашего посёлка Марьинский. А потом и сами упоминали его, когда ватагой отправлялись в поход за ягодами, грибами или охотились по весне за пернатой дичью.

Почему болото называлось Сухим, если из него всегда, в любую погоду, вытекал ручей, и строителям приходилось на этом участке дороги возводить мост?

Заросли тальника, ольхи, черёмухи, дружные соловьиные трели...Всё говорило о какой-то загадке, которую мне непременно хотелось открыть. И вот расспросы односельчан направили меня в небольшое путешествие. Вот так, однажды жарким летним днём, пройдя с десяток вёрст по лесным зарослям, лугам, полянам и болотцам, минуя неглубокие озерца, я оказался возле бывшего небольшого посёлка под красивым названием Красногорье. И на всём этом пути водный поток то исчезал, то снова оживал чистым прохладным ручейком.

Болотца, сырые низинки, небольшие водоёмчики среди леса, поросшие лозняком и перевитые хмелем... Через несколько часов поисков, где по берегу, а местами и прямо по глубокому руслу с чисто-белям и влажным песком, я вышел на то место, где река брала своё начало.

Места вокруг были хорошо знакомы с детства: жители нашего посёлка и деревни Речица заготавливали здесь сено для своего скота, кругом располагались неплохие расспасы для животных. Сюда мы часто наведывались за ягодами и грибами, за яблоками в бывших садах, которые выделялись среди полян островками.

Начало реки...Для меня это было всегда притягательной тайной. Началом речушки я ожидал увидеть родник с чистой, прохладной водой. Даже возникло желание напиться из него после трудного продолжительного похода. Но я ошибся. Началом реки оказалось "потное" место, которое в середине жаркого лета было почти сухим. Но по зарослям камышей, осоки, тальника и берёз, по напитанным влагой местам, по которым даже в такую погоду можно было пройти только в сапогах, я понял, что эту речушку питают подземные источники. Как только те сами наберут силу в период таяния снегов или при продолжительном дожде.

Мы знали такой характер реки, которая в несколько часов могла выплеснуться на луга, и скошенную по низинкам на сено траву старались заранее вынести на возвышенные места.

Одно время я считал, что эта река безымянная, которых протекает немало по нашей серединной части России. Но мои земляки из посёлка Марьинский Илья Антонов и Иван Попутников, детские годы которых прошли в Красногорье, меня поправили: это река Сухая. А болото Сухое, таким образом, оказалось ничем иным, как её устьем.

Река детства...У каждого из нас она была и отложилась в памяти навсегда. Плавать мальчишками мы учились часто на такой реке естественно, как учатся в детстве ходить. Также само собой приходили навыки держать в руках весло. В какой-то момент преодолеваешь нерешительность и вслед за взрослыми начинаешь прыгать головой вниз с крутого берега, с дерева, стоящего у воды или с высоких перил моста. Стоять на коньках большинство из нас тоже учились на таких речках нашего детства.

Каждый человек должен иметь такие уроки из своего детства и ранней молодости. И у каждого из нас они были! Были и к которым потом приятно возвращаться воспоминаниями!

А сколько радости, открытий и незабываемых впечатлений приносит в детстве рыбалка!
Тот, кто родился и вырос у реки, рыболовами становятся рано. А многие, "заболев" подобной страстью, "вылечиться" уже не могут никогда.

Сколько себя помню, речка, таинственно текущая издалека и уходящая по осокам, зарослям крапивы, лозняка и чёрной ольхи неизвестно куда, всегда вызывала любопытство.
Откуда, зачем и куда стремится задумчивая вода, в которой скрыта вечность? И что характерно, перебрав в памяти знакомые речки, обнаруживаешь: на их берегах стоят или когда-то стояли деревни. Река - это жизнь. На них зарождались первые поселения славянский племён. Вот и Красногорье люди в своё время построили на берегу Сухой тоже не случайно. Рядом с рекой, на Красной горке, откуда далеко просматривались поля, огороды и привольные луга-распасы, с садами и избами-теремами. С сосновыми борами вокруг.

Кто не был занят в сельском хозяйстве, работали на местных шахтах, где добывали песок и глину для стекольных и кирпичных заводов. На железной дороге, которая проходит рядом.

У людей и их деревушке-посёлка была неплохая перспектива на будущую жизнь. К родным, порушенный войной, очагам они потянулись после её окончания и начали заново отстраиваться. Но в одночасье всё изменилось: потребовалась территория под военную точку и городок. Так Красногорье прекратило своё существование.

Сухая - страница нашей истории. Многое на памяти этой речки. Началась коллективизация, и одна из первых коммун была создана в Красногорье: из разных мест района приехала молодёжь. Агрономы, медики, учителя, культработники...Люди самых разных специальностей. И жизнь посёлка стала ещё богаче и радостней.

В годы войны нередко случалось так, что даже небольшая речушка становилась местом жестоких боёв. Один из таких боёв проходил и на берегах Сухой. Сейчас трудно сказать, как долго по времени продолжался этот поединок стальных бронированных машин врага и горстки наших артиллеристов с лёгкими противотанковыми орудиями - "сорокопятками". Час-два или всего несколько минут. Вся наша Победа состояла из подобных отрезков времени, из боёв местного значения!

Возможно тогда, много лет назад, речушка была иной и могла послужить преградой на пути фашистских танков на своих болотистых берегах и затонах, густо покрытых кустарником.

Прорвав нашу оборону, колонна машин устремилась полями и лесной дорогой, но была встречена кинжальным огнём наших артиллеристов, и стальные чудовища были остановлены.
Бой был неравный, страшный и кровопролитный.

Со временем рабочие свели здесь часть спелого леса, но мы по-прежнему продолжали находить деревья с искромсанными ржавым железом стволами. Натыкались на вырытые окопы, площадки, где размещались противотанковые орудия. На возвышенных местах в огромных воронках от бомб, заполненных водой, выросли деревья. И всюду - груды металла. Ржавые каски, осколки, какие-то части от техники, остатки военной амуниции, бронзовые гильзы от снарядов "сорокопяток", которые даже время не тронуло, ящики из-под снарядов.

Почти каждый год, выкашивая лесные поляны на сено, мы обнаруживали страшные находки - человеческие кости, вымытые вешними водами.

До сих пор сохранился и поражает своей глубиной и размерами огромный противотанковый ров, который вырыли здесь местные жители, чтобы хотя бы чем -то помочь нашим бойцам задержать фашистскую технику. И такая уловка, полагаю, удалась. Ров был скрыт на гребне холма, куда устремилась часть машин, уцелевших на берегах реки. Препятствие было настолько велико, что танки сдерживали ход и вынуждены были искать объездной путь, подставляя под огонь более уязвимые бока.

Тревожные отметины войны...От Красногорья, по которому война прокатилась дважды, остались лишь ямы от бывших подвалов-погребов, груды битого кирпича на месте, где когда-то стояли дома, да рощицы одичавших яблонь. И тут под косы нам тоже попадало железо, уже немецкого производства. И особенно много его было в лесу: патронные гильзы от автоматов и карабинов, пробитые пулями и осколками каски, пряжки от ремней с надписями на немецком "гот мит инс" (" с нами Бог "). Ржавые, истлевшие штык-ножи, цинковые ящики, упругая, почти не тронутая ржавчиной, колючая проволока.

Многое пережили люди Красногорья в те годы. В январскую ночь 42-го, когда в соседней Речице, в центре села, были расстреляны гитлеровскими нацистами десятки мирных жителей, те, кто остался в живых, обезумев от страха, смогли вырваться из окружённой и горящей деревне и нашли в Красногорье приют и спасение от голодной смерти. Но чуть позже сюда тоже ворвались каратели и никого не пощадили: ни детей, ни стариков с женщинами. В мороз, в пургу всех выгнали из домов на улицу и несколько часов подряд по лесной дороге гнали в сторону посёлка Марьинского завода. Откуда путь узников лежал в лагеря смерти и на каторжные работы в Германию.

Тихо в сегодняшнем Красногорье... Лишь бурьян да крапива на месте крестьянских изб, да земляные укрепления, сооружённые когда-то руками людей, хранят следы былой жизни.

Хорошо помню, где по берегам и на полянах Сухой нас поджидала удача в походе за грибами и ягодами. А иногда мы набредали на небольшие лесные озерца-водоёмчики, которые никогда не высыхали. И в которых водилась рыба. Ещё одна приятная радостинка, подаренная рекой!

Хорошо запомнил и такой случай. Однажды в конце лета поступил строгий наказ: заготовленное сено с лугов срочно вывезти, скот не гонять, в лес не ходить. На границе слияния Сухой и Сенька решено было авиационным способом распылить ядохимикаты, дабы таким прогрессивным методом уничтожить кустарник и взрослые деревья, которые, якобы, мешают расти и развиваться молодым ёлочным насаждениям.

Несколько дней подряд рядом с посёлком Марьинский летал "кукурузник". Где-то недалеко опускался для новой заправки и снова "пылил" над лесом и реками. На следующий год подобные работы повторились.

Что дала "прогрессивная" задумка? Ничего, кроме вреда! Деревья сохли, гнили и падали, засоряя всё вокруг, хороня под собой и молодые ели.

Но главная беда была в другом - в массовой гибели животных. Центральное телевидение и газеты забили тревогу: химизация лесов приводит к гибели птиц, кабанов, лосей, косуль и других представителей живой природы.

Проходя по знакомому с детства лесу, по берегам рек и озёр, я тоже находил безжизненные муравейники, погибших лягушек, птиц, мышей, кротов. А однажды наткнулся на несколько семей барсуков, которые погибли в полном составе - от малышей до взрослых особей. Это была тяжёлая картина!

Барсук - не очень хороший бегун, нет у него и каких-либо существенных средств для защиты. Поэтому зверёк до крайности осторожен и при малейшей опасности скрывается в норе. Успел скрыться - значит спасён.
Возможно, и эти барсуки в трагический для них день, услышав низко летящий самолёт, тоже поспешили в свои подземные хатки. Но, выйдя потом на поверхность, задохнулись. Ядохимикаты были настолько "пахучими", что пропитанная одежда и даже металлические бочки, в которых жидкость привозилась, не поддавались какой-либо обработки.

И такой вот момент был в жизни знакомой мне с детства речки под названием Сухая.

А рассказ о реке мне хочется закончить самой главной мыслью: рек незначительных не бывает! Каждая из них, даже самая малоприметная, играет свою и очень важную роль. Каждый ключик, каждый ручеёк несут в себе великую пользу. И которые надо беречь! Только так можно сохранить Радость, которую нам дают текущие воды, и возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной чистой воды!!!

На фото: противотанковый ров...Следы войны...