Литагент. Повесть. Фрагмент

Георгий Стенкин
Глава 3. Небольшой маркетинг.

Как человек со стороны, пытающийся понять принципы деятельности книжного рынка в России (СНГ), планомерно и целенаправленно собираю информацию, факты и тенденции.
До создания модели поведения на этом рынке автора, прежде всего – себя, ещё далеко, но уже есть какие-то наработки и промежуточные результаты. Которыми хотел бы поделиться с представителями части книжного рынка, именуемым – сегмент производства. То есть – авторы литературных произведений.
Для чего?
Для расширения диапазона мнений. Для понимания.

Итак.
Главная беда книжного рынка – это отсутствие инфраструктуры. Не будем останавливаться на причинах. Они – всем известны. Плановое ведение «советского хозяйства» и «диктатура большинства».
Что я подразумеваю под словами – инфраструктура книжного рынка.
Есть – производство, система сбыта и потребитель. Они – должны быть замкнуты между собой. Только тогда – возникают экономическая эффективность и рыночные механизмы регулирования. Спрос – потребность.
Составные части всей этой замкнутой цепочки – и есть инфраструктура любого рынка.

Книги.
Современное состояние – Россия.
Производство – это автор и издатель.
Система сбыта – издатель и торговля.
Потребитель – торговля и население.

Современное состояние – Европа и остальные рынки «со стажем».
Производство – литературный агент и издатель.
Система сбыта – торговля.
Потребитель – население.

Почувствуйте разницу.
Разумеется, взгляд – обобщённый и не претендующий на абсолютную объективность.
Но…

Посмотрим подробнее на российского издателя, так как торговля – она более восприимчива к влияниям колебаний рынка и способна быстро адаптироваться к изменениям на этом самом рынке.

На мой взгляд сегодня в России существует три типа издательств.
1. «Бывшие советские» - выполняющие определённый социальный заказ.
2. «Быстрые капиталисты» - сумевшие занять определённые ниши на рынке.
3. «Бытовые коммерсанты» - пытающиеся использовать явные возможности книжного рынка.

И у всех у них – полностью отсутствует понимание себя, как составной части общей инфраструктуры рынка.
Первые – считают себя основой этого рынка и поэтому – имеющими право диктовать свои правила.
Вторые – считают себя движущим механизмом этого рынка, так как успели добиться определённых финансовых результатов и убедились в правильности своей стратегии.
Третьи – находятся в постоянном поиске.

Где тут автор?
Нет его. Не до него. Не до - Культуры. Не до - Литературы.
Только – станок для написания текстов. Средства производства.
Рынок.

Поэтому. На книжных рынках «со стажем» - автор, практически выведен из процесса производства.
Литературный агент – представляет интересы автора, создавая возможность автору – не быть механизмом рынка. А – оставаться только лишь творческой его основой.
И – потребитель, являясь основой спроса, через имеющуюся систему взаимодействия со структурой сбыта – диктует всей цепочке инфраструктуры книжного рынка свои запросы и потребности.
Вот.

Но не буду расписывать прелести существующих рыночных технологий. Обстоятельства и существующая реальность – не приемлют простого копирования. Лишний труд.

Сейчас – меня интересуют причины существования главного «тормоза» книжного рынка России – издательств. Так как поняв эти причины – можно найти собственные пути преодоления этих препятствий.

Вернёмся к моей градации издательств.

Во всех издательствах – существует проблема поиска авторов. В то же время – почти у всех авторов существует проблема поиска возможностей издаться.
Противоречие.
Нонсенс и чудовищный бардак.

У первых – почти что годовые издательские планы, тонны рукописей, которые ожидают своей очереди. Сумасшедшие суммарные тиражи…
И постоянная нехватка оборотных средств. Загадка?

У вторых – сроки рассмотрения рукописей немного покороче. Десятки тонн рукописей и заявок. Тиражи – ещё больше…
Проблемы с эффективным использованием прибыли. Ребус?

У третьих - минимальные сроки рассмотрения заявок. Постоянный стресс от конкуренции. Центнеры рукописей. Скромные и редкие тиражи. И постоянная нехватка финансирования. Тайна?

Спрос и покупательская способность на книжном рынке – оценочно, могут десятикратно покрыть все финансовые амбиции всех издателей в России, все накладные расходы на производство, маркетинг авторов и организацию сбыта продукции.
Чудо?

Нет.
Просто смещены акценты.
Издательство, в своей деятельности ориентируется не на спрос (реальный спрос), не на тенденции в творчестве авторов, и не на возможности системы реализации.
По степени важности – читатель, автор, торговля.
Увы.

Только – на свои узкопрофессиональные критерии. Наличие финансов, качество бумажной продукции и рекламные действия.
Станок. Деревопечатающий, бумагообрабатывательный с дармовым приводом и гигантской эффективностью выпуска готовой продукции – но Станок.

Поэтому…
Вспомните Чарли Чаплина и его конвейер.

Какие-то гайки нужно не закручивать – а откручивать. Или – создавать свои механизмы.

Достаточно иронии и копания в реалиях книжного рынка.

Каким образом – весь это рынок может существовать? И удовлетворять спрос на Литературу, задействуя максимальное количество авторов.

Нужно создавать институт Литературных Агентов.
Агентств.
Литературный агент – бегает по полю, вспаханной и не вспаханной нивы творчества, чётко представляя себе интересы различных читательских аудиторий, и ищет авторов, которые творят – в расчёте именно на эти читательские аудитории.
Как?
Методом проб и ошибок. Маркетинговых исследований. Пробных продаж. Читательских мероприятий. Опросов, анкет, игр и т.п.
Работая и зарабатывая свой капитал – реального спроса читателя.
Имея такой капитал – можно начинать его расходовать. Вкладывать в авторов.

Не деньги. Деньги дадут те, кто нуждается в их приумножении. Банки, инвесторы, спонсоры…

Автору же – нужно создать условия для свободного (от бизнеса) творчества.
Это будет инвестиция Литературного Агента – в Автора.

Далее. Типография и система реализации. Или – издательство, которое уже содержит в себе и то и другое. С издательством – выгоднее. Оно может также инвестировать, но уже в произведение, а не в Автора.
Хотя и с типографией и с сетью реализации продукции – можно договориться об оплате «по реализации». Тут есть варианты для «своего» творчества у Литературного Агента.

И вот. Наступило – светлое будущее. Чудо – свершилось.

Читатель – читает именно то, что он и хотел бы прочитать. Купив, разумеется эту книжку.
Круг замкнулся.
Все инвесторы – получают удовлетворение от эффективно проделанной работы и…
Доход.

Автор – стимул и средства для творчества.
Литературный Агент – отметку в своём рабочем графике, что ещё один проект – реализован и средства для дальнейшей деятельности.

Алилуйя.

Георгий Стенкин
Март 2007
Люксембург