Май, июнь, июль окончание

Галина Подольская
 

 Июль


 1

Наступил июль. Расцвели вдоль дороги лиловые колокольчики, и желтые цветки пижмы раскрыли свои корзиночки. В лесу первые подосиновики сменились на разноцветные сыроежки, розовые волнушки, и другие грибы, известные артисту, но неизвестные нам.
Конец лета обещал быть грибным – дожди пошли часто, комаров было много. Вот и сейчас, обмахиваясь веткой, артист вышел из лесу на дорогу, с полным коробом за плечами. Он дошел до кривой березы, вспомнил о голубом «запорожце», Насте, дедушке и решил зайти к старым знакомым, оставить им немного грибов.
 Комары докучали, ремни давили на плечи, и артист снял короб, чтобы передохнуть и покурить. Было пасмурно но жарко, и если б не дым от сигареты, то сидеть было бы невозможно из-за комаров.
 « Интересно, кто это так взрыхлил землю под ландышами, что за зверек такой? Прямо как ухаживает за ними. И листья крупные без пятен», - он был внимателен.
- Здравствуй артист, - он обернулся и увидел хозяина «запорожца». На этот раз тот был без машины, - покурить не найдется?
- Бери, - артист протянул ему пачку сигарет и спички.
- Ты меня не боишься?
- А почему я должен вас бояться?
- Ну я же тогда исчез, тебя это не пугает
- Немного.
- Не знаю, как тебе сказать, но я дьявол.
- Да нет же, это я дьявол.
- Ты дьявол с девятнадцати до двадцати одного, да и то на сцене, а я постоянно.
- Что правда?
У хозяина «запорожца» вдруг выросли клыки и острые когти. Он склонился над артистом.
- Вообще-то жутковато. Вот так повезло, не каждому актеру удается встретиться со своим героем, а повторить вы можете?
- Чего повторить?
- Ну движение, а то я испугался от неожиданности, и не засек. Как вы это делали?
- А вот так… И вот так…Страшно?
- Да вы просто меня пугаете.
Когти и клыки исчезли.
- Ну ладно, этого ты не боишься, надо сделать какую-нибудь гадость.
- Начинайте, - эта встреча артиста забавляла.
- Сейчас все твои грибы превратятся в ядовитые.
- Валяете.
-Смотри, уже превратились. – Артист открыл короб и вытащил оттуда пару бледных поганок. – Пол города отравить можно, если запустить в торговлю или рестораны. Тебе ведь верят, такое дельце провернуть можно. Сто тысяч долларов…
- Да пошел ты…, - сказал артист вываливая грибы из короба в дорожную колею.
- А это я коленвал сломал и клеммы на бульдозере переставил.
- Догадываюсь.
- Хочешь знать как я это сделал?
- Только не у тебя. - Артист допускал существование магии и неизвестных ему пока законов природы.
- А у кого?
 - Как ты надоел, а ну вали отсюда к чертовой матери!
Неожиданно дьявол исчез вместе со всеми поганками. Артист пожал плечами, взял пустой короб и пошел на дачу к дедушке и Насте.


 2

 В этот же душный летний день художник наконец собрался дописать свой злополучный майский этюд. Он конечно же понимал, что тюльпаны давно отцвели, но надеялся найти на дедушкиной даче какие-нибудь другие цветы и написать их рядом с цветущим миндалем, который был написан безупречно.
 Калитка была закрыта. Он постучал. Никто не вышел и даже не залаял. Он постучал еще. Было тихо. Художник не хотел уходить, слишком красивы были цветы за оградой. Он бы зашел на участок, но боялся, что кто-нибудь сочтет его вором.
- Вы к дедушке? – услышал художник высокий мужской голос. Это был артист, - а что, никого нет? Жаль, я тоже к ним, шел мимо, решил заглянуть.
 - А я специально ехал, цветы порисовать.
- Вы художник? – артист посмотрел не этюдник, - тогда заходите и рисуйте.
- Нет, кто-нибудь пойдет мимо и подумает, что я вор.
- Ерунда, не подумает. Воры не рисуют. Пойдемте, я тоже зайду на цветы посмотреть. Настя говорила про какую-то интересную лилию.
 И они зашли на участок. Артист полюбовавшись цветами ушел, так и не найдя лилию. Вероятно она цвела позже, или уже отцвела, а какие листья у лилий, он не знал. Художник же, увидев цветущие кусты роз, уже не смог отойти от них, и решил рисовать розы.
 Роз было очень много, большие и маленькие, разной формы и разных оттенков. Они окружали небольшую зеленую площадку по краю которой плелись ( художник присмотрелся ) тоже розы, но другие, с мелкими белыми цветками, собранными в крупные кисти.
 Художник работал с вдохновением, казалось ничто не может помешать ему. Розы жили. На его этюде розы жили и дышали несмотря на плохое освещение. Художник даже перестал замечать комаров, которых так много бывает в пасмурные дни перед дождем. Но как чуден аромат цветов в такие дни. О, передать бы красками этот сладкий запах роз…


 3

 Художник понюхал этюд – свежие краски пахли растворителем. Неожиданно скрипнула калитка и художник увидел на дорожке знакомую низенькую фигуру в легкой летней шляпе. Художник пригнулся за куст – может не увидит. Фигура приближалась. «Ну вот, теперь точно подумает что я вор», - он пригнулся еще ниже, зацепив при этом ножку этюдника. Этюдник начал падать, и художник, спасая свою работу, выхватил из под нее палитру с красками. Работа не испачкалась, только упала вместе с этюдником.
- А, старый знакомый… Воруешь значит!
- Не ворую.
- Как же не воруешь, цветы эти не выращивал, а рисуешь. Картину-то за деньги продать хочешь…
 У хозяина «запорожца» изо рта внезапно показались клыки. От ужаса художник шарахнулся в сторону и влез в розовый куст. Колючий куст крепко схватил его за руки и за ноги, шипы впились в тело. Художник рванулся, куст не отпускал. Дьявол засмеялся. Художник рванулся со всей силы, поломал куст, освободился, но тут же влез в другой, который поймал его так же крепко. Художник дернулся, порвал брюки и рукава, оцарапал лицо, отцепился от веток, но попал ногой в ведерко, с раствором коровяка, которое Настя спрятала между кустами. В этот момент он увидел над собой дьявола, который смеялся и протягивал к нему сои черные руки с когтями. Художник закрыл лицо руками и потерял сознание.

 
 4


 Он очнулся к вечеру, и первое, что он увидел было лицо того самого грибника. Тот брызгал на него холодной водой.
- Наконец то… Что с вами? Сердце в порядке? Я так испугался за вас.
- Он хотел забрать меня. Где я?
 Художник лежал под кустом роз. Рядом валялся перевернутый этюдник, лежало опрокинутое ведро с остатками коровяка и пустая бутылочка из-под растворителя. Лицо художника было испачкано краской, сквозь которую проступали капельки крови из царапин.
- У него руки черные, с когтями. Или мне все показалось?
- Он делал так? – и артист повторил движение дьявола.
- Это ты?
- Не бойтесь, я всего лишь актер. Он только так делал?
- Да, только так.
- Это он так пугает тех кто боится.
- Ты его видел?
- Видел. Он ничего такого сделать не может, если не бояться. Так, мелкие пакости и колкости. Хорошо, что ваша картина не пострадала.
 Художник посмотрел на свой этюд, на палитру, потом на свои руки и спросил:
- Я вымазал лицо?
- Конечно, - и актер улыбнулся.
- О, господи, и растворитель весь вылился. Как теперь домой ехать, что люди подумают? Еще встречу кого-нибудь! О, Боже, я весь в навозе… - и он начал усиленно вытирать лицо тряпочкой для кистей. – А ты как тут оказался, - спросил он артиста.
- Решил еще грибов поискать, этот же хрен мне все грибы поганками заделал, так я еще с пол часика побродил. Гляжу идет, ухмыляется довольный, ну я и решил вернуться посмотреть, не вам ли что сделал… Пойду поищу чем вам отмыться, может бензин найду: должен ведь кто-нибудь быть на дачах. – и артист ушел.
 Художник собрал рассыпанные краски и сел на скамеечку. Так же гудели комары, так же цвели розы, только один куст был поломан, и алые цветы валялись рядом. Художник смотрел на них ни о чем не думая. Он устал думать, он все равно ни до чего не додумался за последние десять лет. Цвели розы, а рядом валялось ведерко с остатками навоза. «Розы и навоз, навоз и розы, розы и навоз», - вертелось в голове у художника. Конечно, розы не растут без навоза! Какой он был дурак!
 Божественные розы не просто вымазали его, но и покарябали, порвали одежду. «О, боже, какой я был дурак!» - повторил художник и засмеялся.
 Начал накрапывать дождик. Вернулся артист.
- Никого нет на дачах, только две бабки, но у них нет ни растворителя, ни бензина, ни масла.
- Тем лучше для меня! – неожиданно ответил художник, - я столько лет был чистеньким.
 Он вытащил из этюдника свою работу, отнес её под навес, чтобы не замочил дождь: -- Старику подарок, - как думаешь, ему понравится?
- Конечно.
- Я ж ему куст поломал.
Потом он собрал сломанные розы, обернул тряпочкой колючие стебли – получился красивый букет. – что им тут вянуть? Пошли.
- Пошли, - ответил артист. Он посмотрел на перепачканного краской художника с букетом алых роз и улыбнулся. Художник заметил это, и ему тоже стало весело. Впервые он смеялся над собой.


 5

 Художник встал утром пораньше. Умывшись надев чистую рубашку, он взял свой огромный букет роз и поехал на городской рынок – там побольше народа, чтобы рассказать людям о своем открытии. Был тот самый час, когда торговцы уже заняли свои места, разложили товар, а покупатели еще только просыпались и собирались ехать за покупками. Художник прошел мимо ряда с собачками и кошками, мимо мужиков с разным хламом, разложившим старье прямо на земле на газетках. Народу все еще было мало, и художник решил подождать. Он остановился около одного прилавка, задумался.
- Уйди отсюда, говорю, товар не загораживай, - заорали на него сзади. Художник оглянулся. – Вали отсюда, - повторил огромный парень, подстриженный бобиком. Парень продавал кружевное женское белье.
- Отвали, дядя, - закричал другой продавец, когда художник передвинулся на пару шагов. На его прилавке красовались штампованные картинки и искусственные цветы.
- Мужчина, вы мне прилавок не загораживайте, я за свое место плачу не для того, чтоб вы здесь стояли, - кричала на него молодая торговка, когда он перешел на другую сторону.
 И тогда закричал художник:
- Люди, смотрите на меня: вот эти розы, у них шипы! Они прекрасны! А вы знаете, чем их удобряют? Люди, я прозрел! Розы не растут без навоза. Мне открылась истина!
 Мимо шли люди, пожимая плечами.:
- Чудак человек.
Но художник продолжал:
- Люди, истина в том, что ничего не растет без навоза!
Мимо шла дачница:
- Можно еще удобрять золой, травой, суперфосфатом…
Художник продолжал:
- Смотрите, как прекрасны эти цветы! А у них шипы, и вчера они поцарапали мне лицо, но смотрите, как они восхитительны!

 Бульдозерист Саша, его жена и теща в этот день тоже приехали на рынок по случаю вчерашней Сашиной получки. Саша отправился покупать подшипники, а теща и жена пошли смотреть одежду.
- Как прекрасны розы, но они не растут без навоза. Не бывает добра без зла…- кричал художник.
- В этом что-то есть, - сказала теща, - Может я не права, что отесываю Сашу?
- Да ну, мам, что ты? Слушай побольше всяких дураков. Бред сумасшедшего.
- Нет, не, определенно, в этом истина.
- Истина в вине, - сказал сидящий рядом торговец вялеными чебаками, разложенными на газетке.
- Люди, я не сошел с ума, - кричал художник. – Я был сумасшедшим все это время, а сейчас увидел истину. Божественные розы не растут без навоза.
 Люди собирались вокруг него, он кричал им об истине, а они, пожав плечами, постояв с пол минуты, шли дальше.
 
 Обойдя ряды с автомобилями и запчастями, Саша нашел нужные ему подшипники. Он истратил почти всю свою заначку и теперь считал оставшиеся деньги, которых могло хватить не более чем на баночку пива. Этот непробиваемый торговец никак не хотел сбавлять цену. Выпив любимый напиток и оставшись без копейки денег Саша отправился искать свою жену. Подшипники оттягивали карманы и приятно стучали по ногам при каждом шаге. Вдруг он увидел толпу там, где её никогда не было.
- Что дают? – Саша попытался протиснуться сквозь толпу.
- Люди, розы нужно удобрять, это истина. Там, где слишком хорошо, там же и слишком плохо. Смотрите, как прекрасны, божественны эти розы, но вы знаете, на каком г… они растут, - кричал художник. – Я не сумасшедший, нет!
 Бульдозерист Саша слушал, слушал, и из его глаз покатились скупые мужские слезы. Раньше он просто чувствовал это, а теперь он уже знал это. Теперь он знал свои чувства. Расталкивая толпу руками, он пробрался к художнику, обнял его, уколовшись при этом о шипы роз.
- Друг, как хорошо, что ты есть, что ты существуешь! Я понимаю тебя. Если б ты знал, как я тебя понимаю! Я подарю тебе самое дорогое, - и он вытащил из карманов свои подшипники. – На возьми, это от всей души, не отказывайся.
 Художник держал букет обеими руками, и Саша рассовал свои подшипники по его карманам.
- Гражданин, пройдемте в участок. Что тут за сборище? – к художнику через толпу пробирались два милиционера.
- Это не сборище, я просто говорю то что думаю. Я говорю, что эти прекрасные розы …
- Пройдемте, - и они заломили ему руки назад.
Саша успел подхватить падающий букет.
- Что вы делаете, он не сделал ничего плохого!
- Разберемся! Или ты тоже хочешь? Психбольница рядом, и для тебя места хватит.
 Они увели художника. Саша готов был бежать, кричать, драться, но он твердо знал, что спорить с милицией бесполезно, и, опустив букет, грустно побрел искать своих.


 Ноябрь

 1

 Наступила осень. Потом начались морозы, в конце ноября выпал снег, и Настя получила очередную двойку по физике. Конечно, двойку можно было и не получать, если бы она была бы немножко внимательней. Её вызвали к доске. Что такое давление она не знала. Рыжий Сенька с первой парты беззвучно одним ртом говорил ей: «Сила на единицу площади». Настя видела и не понимала. Тогда Сенька нарисовал квадратик на обложке учебника, потом поднял один палец и с силой надавил на квадратик. Настя замотала головой, Сенька повторил, и тогда Настя выпалила:
- Давление, это когда один палец на квадратике.
- Что!? – изумился учитель. Класс хохотал.
- Один квадрат на одном пальце? – запинаясь проговорила Настя.
 Класс продолжал хохотать. Настя смущенно улыбалась. Она привыкла к этому, ей было слегка весело, от того, что весело всем, но смеяться от души она не могла, так как предчувствовала двойку.
- Садись, два, - сказал учитель. – Будешь всю жизнь в навозе копаться. Физику конечно учить не надо, - Настя опустила голову и побрела на свое место.
- А ты, Семен, тоже двойку получишь, чтоб в следующий раз махал руками получше. Давай дневник, артист…

 На перемене Настя подошла к Сеньке:
- Ты извини, я не хотела.
- Да ладно. А хочешь я помогу тебе по физике? – Сенька сильно покраснел, - и алгебре…
- Мне уже ничего не поможет, - вздохнула Настя, - неспособная я.
- Да нет же , ты способная.
- Не, я неспособная. Даже мама говорит, что у меня нет никаких способностей.
- Давай все-таки попробуем.
- Ну давай.

 Настя и Сенька жили на одной площадке. Семен пришел вечером.
- Ну что, начнем с математики?
- Мне все равно
- Интересно, у тебя ландышами пахнет, это что, духи?
- Вот смотри, - Настя одернула штору.
 Весь подоконник был уставлен горшочками и ящичками, в которых росли ландыши, много ландышей. Почему-то цветки были выше листьев, а листья торчали свернутые в трубочку, как в начале весны. За замерзшим окном выла метель.
- Здорово, - произнес Сенька, - Это ты сама вырастила? А как?
- Летом подкармливала, потом выкопала, проморозила на балконе и посадила. Вот, цветут.
- Так много. А зачем тебе столько?
- Подарить хочу.
- Кому? – Чистые синие глаза с рыжими ресницами нежно смотрели на Настю, но для Насти это был всего-навсего Сенька из соседней квартиры. И даже ростом он был на голову ниже её.
- Хочу подарить цветы одному артисту, - сказала Настя, очень неохотно вытаскивая из портфеля учебник алгебры. – Сенька, а пойдем в театр? Можно хоть завтра, я одна боюсь, а маме скажу, что с классом пошли.


 2

 Пьеса оказалась слишком непонятной. « Наверно это взрослый спектакль» - подумала Настя. «Ничего не понимаю, зачем они эти лесенки развесили?» - подумал Сенька, и положил руку на кресло, за голову Насти.
«Ну и что, что я ничего не понимаю в этой пьесе, зато я сейчас подарю артисту ландыши» - подумала Настя и положила голову не Сенькину руку.
 В антракте они незаметно прошли в дверь с надписью «Посторонним вход воспрещен» и оказались в длинном коридоре. Они тихо-тихо крались на носочках по бетонному полу, заглядывая в каждую дверь. Неожиданно из-за угла возникла грозная фигура билетерши.
- Вы кто такие? – закричала она, - А ну марш отсюда.
- Мы хотим подарить цветы артисту, - не растерялся Семен.
 Лицо билетерши подобрело.
- Но тут нельзя ходить посторонним. Давайте я передам ваши цветы.
Настя вытащила из пакета сверток, развернула его. – Ландыши, настоящие лесные ландыши! – воскликнула билетерша. Она поднесла их к лицу, - Как пахнут! Да где ж вы их взяли зимой?... Так какому актеру их передать?
 И вдруг Настя поняла, что даже не знает имени артиста. Для нее он был просто артист, и имя было необязательным.
- Так какой артист? Кого он играет? – переспросила билетерша.
- Дьявола.
- Хорошо, он очень обрадуется.


 3

 Спектакль давно окончился, но Настя и Сенька не торопились идти домой. Взявшись за руки они медленно брели по заснеженной улице. Сенька рассказывал про элементарные частицы, электромагнитные поля.
 Артист с ландышами, завернутыми от мороза в несколько слоев бумаги, шел сзади. Сперва он хотел поблагодарить Настю, но подойдя поближе передумал и свернул в сторону. Он был лишний. Артист вспомнил себя мальчишкой, и тихонько, чтоб не так сильно гремело, пнул ногой баночку из-под пива.