Подарок от бабушки

Татан
 
 У нас в серванте есть несколько редких вещиц, тайну одной из них я знаю И она имеет для меня значение, а тайны других унесли с собой их владельцы. И теперь те как лишние, многое уже выбросилось. Расскажу своим про одну, чтобы хоть одна вещица имела и для них значение.
 Крышка от старинной пивной кружки. Вверху майолика. Сидят три кошки. Две с бутылочками молока, а третья между ними от голода живот поджала лапами. Я в детстве зажимала пальцами по очереди сытых кошек и уговаривала несмелую попить молочка, но она ни разу не сдвинулась с места.Верно боялась, что без меня они ей наподдают. Крышка лежала у бабушки на комоде как украшение среди фотографий в рамках, шкатулок и ракушек разной величины. Мне было запрещено трогать бабушкину красоту. Зато , оставаясь одна, я владела всем этим богатством. И конечно первым делом бросалась помогать несчастной голодной кошке. Однажды она мне приснилась и я плакала, проснувшись, обнаружила под собой лужу.
 Тайну вещицы я подслушала, когда уже училась в школе. Ее бабушка рассказала своей сватье в ответ на ее откровения. В гражданскую войну их станция переходила из рук в руки. То белые, то красные. Останавливались на постой в большом доме не спрашиваясь. Мужики подались кто куда, а наш дед бегал и от белых и от красных. И знать не хотел между ними разницы.Бабушка сидела дома с тремя детьми.
 Молодой белогвардеец задержался в доме надолго, был ранен. Бабушка его выхаживала как своих детей и любовалась: какой же он хорошенький. А культурный какой, благородного воспитания. Наконец он встал на ноги и за ним пришли свои. Достал юнкер из своего мешка самую дорогую вещь - крышку от пивной кружки. Рассказал, что сама кружка у них дома, ее передавали от отца к сыну с незапамятных времен. Мать дала ему в дорогу эту крышку , чтобы он непременно вернулся и положил ее на место.
 Видно, разуверился в свое возвращение белогвардеец, почувствовал, что красные возьмут верх над Колчаком. Бабушка жалела, что приняла его подарок. Всю жизнь она ждала, что встретит его непременно и отдаст ценную для него вещь.
 Сватья выслушала бабушкин рассказ и запела песню почти по сюжету:"Помню, я еще молодушкой была. Наша армия в поход далекий шла.На квартиру к нам заехал генерал..." Наверное, так же представляла и бабушка свою встречу. Ей было любо ждать и создавать иногда для себя эту светлую сказку, так необходимую даже в нормальной семейной жизни.
 -Как у тебя все красиво было в жизни,- Оценила сватья. А у меня муж как запьет, как уйдет и месяц гуляет, потом совсем пропал. Дети голодные, печь холодная.Грядки возле дома в городе нет, и коровки в сарайчике тоже. Ничего не оставалось как нарядиться и идти на панель. Клиента в дом с детьми приводила. Старший затыкал младшим рты, чтобы не орали или выгонял их на улицу.Болела я, и боялась детей сифилисом заразить. И генерала никогда не ждала, уж кто попадется.

 Когда беру в руки эту вещицу вспоминаю...и свою светлую сказку, придуманную еще в детстве после бабушкиного рассказа. Но благородство оказалось такой редкостью, что только издалека пришлось им любоваться всего несколько раз в жизни. Верно все отстреляли в прощлом веке и сейчас остатки изводят. Где я только не искала благородство, больше всего верила, что оно на высоких трибунах. Но как раз там не увидела ни разу. Не там искала. Чуждое голове не только не взращивается, но даже не терпится. Откуда расти светлой сказке.
 Татьяна Данилова. Г. Новосибирск апрель 2007