Православный календарь:
Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
ОСВЯЩАЕТСЯ ВЕРБА СИЯ...
«...И я нюхаю вербу: горьковато-душисто пахнет, лесовой горечью живою, дремуче-дремучим духом, пушинками по лицу щекочет, так приятно. Какие пушинки нежные, в золотой пыльце... – никто не может так сотворить, Бог только.».
Помните? «Лето Господне» Ивана Шмелева. Не знаю, почему, но всегда при разговоре об этом празднике вспоминается этот рассказ. Прочитав его когда-то давно у меня впервые возник образ подобия вербных «котиков» с огоньками свеч...
Вход Господень в Иерусалим - один из главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви и совершается он за неделю до Пасхи. О нем повествуют все четыре евангелиста.
А митрополит Антоний Сурожский называл его «одним из самых трагических праздников церковного года».
Хотя, казалось бы, все признаки торжества налицо: Христос вступает в Святой Град, Его с пальмами, цветами, постилая свои одежды под ноги, встречают ликующие толпы народа. В среде иудейского народа был обычай: перед святой Пасхой приходить в храм, чтобы очиститься. Со всех концов Палестины богомольцы стекались в Иерусалим. Узнав, что Иисус также идет в Иерусалим, толпы людей вышли навстречу, восклицая: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне!».
Они готовы признать Его земным царем, сделать из Него своего политического вождя, который освободит израильский народ от врагов. Они кричат Ему: «Осанна!». А через несколько дней будут требовать Его распятия...
И Христос, зная все это наперед, тихо вступает в Иерусалим, восходя к Своей смерти...
И именно во время этого людского ликования Иисус говорит народу о том, какова будет их судьба, если они пройдут мимо Него, не узнав Его, не последовав за Ним: «Оставляется дом ваш пуст; отныне пуст ваш храм; пуст ваш народный дом; опустела душа; опустели надежды; все превратилось в пустыню...». Потому что единственное, что может превратить человеческую пустыню в цветущий сад и сделать человеческое общество полноценным, — это присутствие Живого Бога.
Но голос Спасителя слышат немногие...
Ликование происходило буквально за несколько дней до крестной смерти Иисуса Христа.
Люди из уст в уста передают событие, произошедшее накануне в Вифании: воскрешение из мертвых Лазаря, брата Марфы и Марии. Господь любил это семейство и часто бывал у них дома. И вот Лазарь заболел и умер. Через четыре дня (поэтому и называется Лазарь Четверодневный) Иисус пришел в Вифанию к пещере, где был погребен Лазарь, и воззвал громким голосом: «Лазаре! гряди (иди) вон». Умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, вышел из пещеры...
Именно Лазарева суббота - накануне Вербного воскресенья - стала первообразом всеобщего воскресения. Именно в день воскрешения Лазаря, который уже четыре дня лежал в гробе и имел запах тления, Иисус Христос говорит Марфе, сестре Лазаря: “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек...” (Ин. 11, 25-26).
Кстати, с тех самых пор и стали лечебницы называться лазаретами, увековечив имя Лазаря и человеческое упование на милосердие Божие. Но совсем не обязательно быть врачом, чтобы знать, что все человеческие болезни делятся на две группы: излечимые и неизлечимые. И порой простая простуда может оказаться смертельной болезнью. Болезнь же Лазаря оказалась не смертельной. Почему? Потому что «болезнь НЕ к смерти» - любая болезнь человека, верующего в Воскресение и Жизнь. И «болезнь К смерти» - любая болезнь верующего в смерть.
Люди долгое время были верующими в смерть. И Лазарь находился в их числе. Но ему первому было суждено увидеть и собственную смерть, и славу Божию, освобождающую его от смерти.
После своего воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и был епископом на Кипре. Кипрская Православная Церковь до сих пор хранит эту благочестивую и назидательную историю о своем епископе, рассказывая, что легкий и веселый нрав общительного юноши Лазаря после воскрешения изменился: он никогда больше не улыбался... То, что было открыто ему в своей смерти, не оставляло его ни на минуту все тридцать лет дальнейшей жизни, как и вера в воскресение мертвых, первым свидетельством которого стал он сам.
Название Вербное воскресенье этот праздник носит потому, что в этот день освящаются веточки вербы. В наших краях они заменили пальмовые ветви (вайи), которыми народ приветствовал Христа. Вербы как символ воскресения освящают и окропляют святой водой субботним вечером накануне праздника и в сам день праздника. Освященные ветви приносят в свои дома, где с благоговением хранят до следующего года. Затем ветви сжигают, заменяя на новые. Освященную вербу хранят за иконами.
Для соблюдающих пост: в праздник Входа Господня в Иерусалим разрешается рыба.
Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице. С понедельника следующей недели начинается Страстная седмица - время особо строгого поста.
***
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
«Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения...» (страсть - страдания). Эти слова, начиная с вечерни в Вербное воскресенье, будут звучать всю эту неделю в Церкви.
За церковными службами Страстной недели будут вспоминаться события последних дней земной жизни Христа и ветхозаветные прообразы Его жертвы. Все дни Страстной седмицы называются Великими и проводятся в строгом посте.
Великий Понедельник.
Из евангельских событий в этот день Святая Церковь воспоминает иссушение бесплодной смоковницы. Под смоковницей понимается всякая душа, не приносящая плода покаяния. Читается также притча о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг своего господина, а потом и самого сына хозяина.
Великий Вторник.
Содержание службы вторника заимствовано из притч о десяти девах (где под елеем подразумевается совершение благих дел), о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом.
Великая Среда.
День предания Иисуса Христа на смерть. В эту ночь совет первосвященников, книжников и старейшин решил взять Иисуса Христа хитростью и убить. В то время как в Вифании, в доме Симона прокаженного, некая жена «грешница» возлила на главу Спасителя драгоценное миро, чем предуготовила Его на погребение.
В последний раз совершается Литургия Преждеосвященных даров и прекращаются - до дня Святой Троицы - земные поклоны (кроме поклонов у Святой Плащаницы), творимые при молитве святого Ефрема Сирина.
Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери.
В этот день Иисус Христос послал Своих учеников - Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху. Умыв ноги своим двенадцати ученикам, Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, а потом установил Пасху новую - великое таинство святейшей Евхаристии.
В этот день в кафедральных храмах Архиереем совершается чин Умовения ног.
И каждый год в этот день Патриарх освящает миро (миром помазуются в таинстве Крещения).
Вечером в четверг совершается утреня Великого Пятка. Главная особенность ее составляет чтение 12-ти Евангелий, то есть двенадцать евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых. При каждом чтении предстоящие в церкви зажигают свечи.
Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Литургии в Великую Пятницу не бывает. Каждый момент жизни Спасителя в этот день ознаменован отдельной службой в церкви. Время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его на страдания и смерть - богослужение утрени. Время ведения Спасителя на суд к Пилату - богослужение первого часа. Время осуждения Господа на суде у Пилата - совершением третьего часа. Время крестных страданий Христа - шестой час. Время смерти - девятый час. Снятие тела Христова со креста - вечерняя служба.
За Вечерней, которая часто совершается днем, совершается “Вынос Плащаницы” (плата с изображением Христа, лежащего во гробе), которую полагают в центре храма для поклонения.
Великая Суббота.
Святая Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, сошествие Его во ад, пребывание на престоле с Отцом и Духом — и предвещает будущее Воскресение Христово.
Утреня Великой субботы обычно служится в пятницу вечером. Поется погребальное пение. После канона под пение «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный...”» совершается чин погребения Спасителя - шествие с Плащаницей вокруг храма. Народ с зажженными свечами следует за Плащаницей под колокольный звон.
Утром в Великую Субботу совершается литургия Василия Великого. Днем в храмах начинают освящать куличи, крашеные яйца, пасхи, мясо — все, что украсит затем изобильный пасхальный праздничный стол.
Вечерня Великой Субботы служится вместе с литургией и уже принадлежит к Воскресению Христову.
© Ольга РОЛИЧ, 2007 г.
Свидетельство о публикации №207032700183