Реферат по мхк по произведению Э. Л. Войнич - Овод

Наталия Московских
Этель Лилиан Буль родилась в Ирландии в 1864 году. Девочка обладала большими способностями к музыке и искусству в целом и была очень впечатлительной.
Интерес к социальным и политическим проблемам у Этель проснулся к 1885 году после окончания музыкального образования. В Лондоне к тому времени она познакомилась со многими революционерами-эмигрантами из многих стран. Особенно ее волновали судьбы Италии и России.
Этель Лилиан была тесно связана, прежде всего, с русскими революционерами, была близка к русской идее прогрессивной литературы, что оказало большое влияние на развитие ее мировоззрения. Именно в этой среде Этель встретила своего будущего мужа – Вильфреда Войнича – польского революционера, побывавшего в сибирской ссылке за организацию неудачного побега политзаключенных из варшавской тюрьмы.
Под впечатлением от деятельности, внутри которой находилась женщина, она принялась за работу, которую можно назвать настоящим гимном революционному подвигу.
Книгой зачитывались. «Овод» имел большой успех. Он захватывал множество читателей, мировоззрение которых могло измениться в корне благодаря этому роману.
Особенно горячо восприняла книгу революционная молодежь. Для нее Овод был любимым героем, идеалом бескорыстия и самопожертвования во имя счастья людей.
Революционный пафос романа пришелся по душе и столпам старого мира. Но самую широкую популярность обрел «Овод» в России после Октябрьской революции.
В 96 лет Этель Лилиан посетила группа советских писателей и журналистов. От автора они узнали интересную подробность, связанную с созданием образа главного героя – одного из самых ярких в мировой литературе. Внешний облик молодого революционера стал вырисовываться в сознании Этель еще задолго до написания книги. Это произошло в Париже, когда она побывала в Лувре и остановилась возле портрета юноши работы флорентийского мастера XVI века. Этот портрет приковал ее внимание, и автор долго стояла и смотрела на него.
В конце 80-х годов писательница жила в России. Знание языка породило большой интерес к русской литературе, многие произведения были переведены ей на английский язык.
Пожалуй, с этого вступления я и начну свой анализ вечного произведения, названного писателем Ф.В. Гладковым «нетленным творением».
В романе освещается много проблем и много тем. Я бы разделила эти темы на внешние и внутренние. Внешние – это те события, которые происходят в данное время и в данном месте, т.е. события революционной Италии, и религиозные темы, которые также довольно широко освещены в романе «Овод».
Тайное общество «Молодая Италия», о котором идет речь в произведении Э. Войнич, зародилось в Италии в середине XIX века. Ее основателем был Джузеппе Мадзини. Эта организация вела борьбу за освобождение Италии от власти австрийцев и опиралась на все слои населения. Сообщество возлагало большие надежды на папу Пия IX. Еще в 1846г., вступив на папский престол, он объявил амнистию – освобождение осужденного от назначенного ему судом наказания. Решение об амнистии принимает глава государства или высший орган власти – политическим заключенным и отменил цензуру. А уже в ходе восстания он ввел конституцию в папской области. Волнения охватили в тот период всю Италию. Австрии была объявлена война. Однако Италия объединилась только в 1861 году, спустя 10 лет объединение было завершено окончательно. Разрозненные итальянские государства, разные социальные слои населения сумели, несмотря на противоречия, сплотить силы в борьбе за воссоединение страны. Объединение Италии позволило ей в дальнейшем занять достойное место среди ведущих государств Европы.
Италия была католической страной, огромную власть имел Ватикан. Проблема, которую поднимает Войнич в своем романе – это несоответствие правил и их выполнения у католических священников.
Одним из важнейших обетов святых отцов было то, что они ВСЮ свою ЖИЗНЬ посвящают БОГУ. А это значит, что у них НИКОГДА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СЕМЬИ и ДЕТЕЙ.
Персонаж «Овода», padre Лоренцо Монтанелли нарушил этот обет. У него был сын – Артур. Или Феличе Риварес, каким мы его видим большую часть романа.
На самом деле, по множеству литературных произведений и других источников, этим грешили многие священники того периода, у них были дети и любовницы, это доказанный факт. Они, которые олицетворяли Бога на земле, в них верили, как верил Артур. Для истинного набожного человека было бы настоящим ударом узнать о грехе личности, которую он считал воплощением Бога.
Несправедливость церковных служителей, несоответствие образа и действительности тоже повергали в шок. Ужас католических церквей – индульгенции, т.е. отпущение грехов за деньги и даже заранее. Человек мог купить себе прощение на 10 лет вперед и идти убивать… Это ужасно!
Существующий уклад не мог не вызвать протеста хоть у кого-то. С этими взглядами и появились атеисты. Люди, которые отрицали существующие правила, которые видели то, что происходит и отрицали существование Бога, потому что видели, какие люди пытаются олицетворить Высшее Существо. Если у Бога такое воплощение на земле, если люди, дерзнувшие назвать себя посланниками Божьими, грешат и нарушают клятвы, данные Творцу, то каким же существом должен быть тот, кого они рисуют здесь? Наверное, как рассуждали атеисты, таким же, как они!
Значит, атеизм тогда был не пафосным отрицанием Бога, а протестом против существующих правил, против власти церкви. Ведь церковь напоминала настоящий офис! Со сделками и выгодными делами, с подсиживанием и подставами, со слежкой и борьбой за высший пост. И немудрено, что появились люди, не верившие во все это!
Как писал Артур к Лоренцо Монтанелли:
«Я верил в вас, как в бога, но бог – это глиняный кумир, которого можно разбить молотком, а вы лгали мне всю жизнь».
Монтанелли был человеком, который подтолкнул Артура к тому, чтобы стать Оводом, чтобы получить это прозвище за злой язык, чтобы превратиться в Феличе Ривареса, который отрицал религии:
« По-моему, главная причина всех наших несчастий и ошибок – душевная болезнь, именуемая религией.
- Вы говорите о какой-нибудь одной религии?
- О нет! Они отличаются одна от другой лишь внешними симптомами. А сама болезнь – это религиозная направленность ума, это потребность человека создать себе фетиш и поклоняться ему, пасть ниц перед кем-нибудь и поклоняться кому-нибудь…».
Феличе Риварес сильно отличался от человека, с которым автор знакомит нас в самом начале. Артур Бертон – изнеженный с детства мальчик, решивший вступить в «Молодую Италию», чтобы помочь стране. Он тогда еще даже не совсем понимает всю важность того, во что он ввязался. Артур – очень набожный юноша. Помимо «глиняного кумира» у него есть два человеческих идола – это Лоренцо Монтанелли, которого он почитал как бога и отца, и Джемма – девушка, которая являлась его другом, соратницей и любимой.
Все три идола в один момент были для него разбиты. Мальчика подставили. Его арестовали, после чего Джемма, еще не знавшая, что он невиновен, дала ему пощечину и сказала, чтобы он никогда не подходил больше к ней, потому что он предал свое дело.
Лоренцо Монтанелли, которого Артур любил, как отца, и оказался его настоящим отцом. Человек, выступавший Богом в глазах юного революционера, предал его. Вместе с тем его предал и сам Бог, как посчитал Артур. Символично то, что юноша разбивает молотком именно «глиняного кумира», а не идет и не говорит с Монтанелли. Он не объясняется Джемме в своих чувствах и невиновности. Вместо того, чтобы подождать и найти ВЫХОД из сложившейся проблемы, молодой человек оказался слишком импульсивен для того, чтобы совершить УХОД от действительности. Наверное, импульсивна и вся молодежь, потому что все максималисты. Они еще слишком молоды, чтобы быть людьми полутонов, им все видится или черным или белым. Других вариантов нет.
Встретившись с нами уже через 13 лет, уже под другим именем, Овод продолжает уходить от своей проблемы. Он ненавидит Монтанелли, он строг с Джеммой. И не признается им ни в чем. С виду он кажется мерзким и циничным сатириком в жизни личной и публичной.
Он очень горд, гордо себя несет. Недаром он стал сатириком. И не просто так именно Оводом. Овод – это маленькое насекомое, которое больно кусает. Риварес – калека, который своими смелыми статьями повергает людей в шок. Многим из героев – Джемме, Риккардо, Мартини – непонятна такая гордость, такая озлобленность на весь существующий строй. Эти качества Овода отторгают от него. Желчь, с которой он сыпет свои оскорбительные замечания в адрес любого человека, заставляет людей думать о нем заведомо плохо:
«Я так и думал, что он вам не понравится; откровенно говоря, мне тоже. Этот человек скользок, как угорь. Я ему не доверяю». (Чезаре Мартини).
Но только потом людям начинает приходить в голову мысль, что Овод не так плох, каким кажется на первый взгляд, что его гордость и цинизм – это только защитная реакция. Ведь у этого человека сильно развит комплекс неполноценности. Во время его отсутствия в Италии, его сильно искалечили, у Ривареса множество тяжелых, почти смертельных травм. Ему переломали, как он сказал, наверное, все, что только можно было сломать.
Овод хром. На лице у него ужасный шрам, как от удара саблей, а левая рука его имеет такой вид, будто на ней от ран и места живого не было. Разумеется, как мужчина, он сильно комплектует по поводу своей инвалидности. Также, когда нервничает, он начинает заикаться. Все это Риварес обычно прикрывает бешеным хохотом, от которого у людей бегут мурашки по коже:
«- Если вы меня спрашиваете, я вам скажу: по-моему, невеликодушно и… нечестно высмеивать умственное убожество человека. Это все равно, что смеяться над калекой или…
Он вдруг болезненно перевел дыхание и, отшатнувшись от Джеммы, взглянул на свою хромую ногу и искалеченную руку, но через секунду овладел собой и разразился хохотом».
Будучи калекой, Овод боится признать любую свою человеческую слабость. Будь то любовь, травмы, боль, слезы, грусть, даже прощение! Он ведь так и не смог за эти годы простить Монтанелли. Да и Джемму тоже!
Жизнь этого человека была наполнена массой физических страданий. И они часто дают о себе знать.
«Заболевание у него, несомненно, сложное, тут и нервы… но главная причина болезни – старая, запущенная рана. Словом, состояние тяжелое. …Ее, конечно, не залечили, как следует, все было сделано, наверное, на скорую руку. Удивительно, как он еще жив… в результате хроническое воспаление, которое периодически обостряется, и всякий пустяк может вызвать новый приступ».
Тем не менее, Риварес не хочет, чтобы люди видели его муки. Он предпочитает выносить их один. Поэтому ему неловко и неприятно присутствие людей в момент, когда ему плохо:
« Когда Мартини вошел в полутемную комнату, Овод быстро протянул ему горячую руку и заговори, тщетно пытаясь сохранить обычную небрежность тона:
- А, Мартини!…Не ругайте меня, что я пропустил собрание комитета: я не совсем здоров, и…
- Бог с ним, с комитетом! … могу ли я чем-нибудь помочь. … Риккардо пробыл у вас всю ночь?
У Овода лицо словно окаменело. Он закусил губу.
- … Вы зря теряете время…
- Бросьте эти глупости! – резко перебил его Мартини, – зачем вы меня обманываете? Думаете, я слепой? Лежите спокойно и постарайтесь заснуть.».
Это качество – не принимать помощь от других – не только упрямство и слабость. То, что он способен переносить физические страдания один – это и его сила:
«- Это опасно?
- Н-нет… В таких случаях главная опасность в том, что больной, не выдержав страданий, может принять яд.
- Значит, у него сильные боли?
- Ужасные! Удивляюсь, как он их выносит…»
«Вскоре он [Мартини] услышал, как больной беспокойно зашевелился. Он отложил книгу и стал прислушиваться. Некоторое время в комнате было тихо, потом снова началось беспокойное метание, послышался вздох, словно Риварес стиснул зубы, чтобы подавить тяжелый стон. Мартини вернулся к нему.
- Может быть, нужно что-нибудь сделать, Риварес?
… Овод, бледный, как смерть, взглянул на него и молча покачал головой.
… - Нет, благодарю. Я еще могу терпеть. Потом может стать хуже…
… - Довольно, Риварес! Если вы еще можете терпеть, то я не могу. Надо принять опиум».
При всем при этом, питая отвращение к своей слабости, у Овода есть склонность сопереживать таким же слабым. Калекам, раненым, тем, у кого тяжелая судьба. Он с болью смотрит на циркового горбуна, говоря о его душе.
«- Неужели вам никогда не приходило в голову, что у этого жалкого клоуна есть душа, живая, борющаяся человеческая душа, запрятанная в это скрюченное тело, душа, которую заставили служить ему, как рабыню? Вы, такая отзывчивая, жалеете тело в дурацкой одежде с колокольчиками, а подумали ли вы когда-нибудь о несчастной душе, у которой нет даже этих пестрых тряпок, чтобы прикрыть свою страшную наготу? Подумайте, как она дрожит от холода, как на глазах у всех ее душит стыд, как терзает ее, точно бич, этот смех, как жжет он ее, точно раскаленное железо! Подумайте, как она беспомощно озирается вокруг на горы, которые не хотят обрушиться на нее, на камни, которые не хотят ее прикрыть; она завидует даже крысам, потому что те могут заползти в нору и спрятаться там. И вспомните еще, что ведь душа немая, у нее нет голоса, она не может кричать. Она должна терпеть, терпеть и терпеть… Впрочем, я говорю глупости… Почему же вы не смеетесь? У вас нет чувства юмора! » Риварес помогает раненому ребенку, несмотря на то, что, как говорила Зита Рени, мальчик был грязный. Он помогает слабым и беззащитным, чем может.
Вместе с тем он очень целеустремленный человек. Чтобы донести свою борьбу до людей, чтобы исполнить свою цель, которую он вынашивал все время своего отсутствия, он остался жить и стойко переносил боль, встававшую у него на пути:
«- Почему же вы не перерезали себе горло?
Пораженный, он взглянул на нее [Джемму]
- Вот не ожидал от вас такого вопроса? А как же мое дело? Кто бы выполнил его за меня?»
Ответственности герою тоже не занимать. Когда дела у их соратников в горах пошли плохо, Овод непременно решил ехать к ним и помогать самолично, хотя понимал, что это было очень опасно:
«-В таком случае я д-должен ехать сам.
- Нет, это не годится. Это слишком рискованно.
- Придется все-таки рискнуть…
 - Ну разумеется! Вы немного рисуетесь своей выдержкой, и вдруг попросить лекарство – как же это можно! Но поставить жизнь на карту, чтобы немного ослабить нервное напряжение, - это совсем другое дело! От этого ваша гордость не пострадает! А в конечном счете разница между тес и другим только условная.
- … мы не имеем права умирать только потому, что это кажется нам наилучшим выходом. »
И страха перед смертью – то, чего боятся очень многие, пусть и не признают этого – у Ривареса нет тоже. Он не боится умереть, в этом его несомненная сила. Кульминация, цитата, которую невозможно не привести – это момент, когда Овод взялся смеяться над смертью и командовать собственным расстрелом:
«- Готовьсь!.. Цельсь! Пли!
Овод слегка пошатнулся, но не упал. Одна пуля, пущенная нетвердой рукой, чуть поцарапала ему щеку.… Другая попала в ногу выше колена…
- Плохо стреляете, друзья,» - улыбается, стирает кровь со щеки. При этом, он попросил не завязывать ему глаза, - «попробуйте еще раз! Ропот и движение пробежали по шеренге. Каждый карабинер целился в сторону, в тайной надежде, что смертельная пуля будет пущена рукой соседа, а не его собственной. А Овод по-прежнему стоял и улыбался им. … Солдат охватил ужас.…
- Вы прислали на расстрел новобранцев, полковник! Посмотрим, может быть, у меня что-нибудь получится… Ну, молодцы! На левом фланге, держать ружье выше! Это карабин, а не сковородка! Ну, теперь – готовьсь! Цельсь!..
- Пли! – крикнул полковник. …
Нельзя было допустить, чтобы этот человек командовал собственным расстрелом. Еще несколько беспорядочных выстрелов, и солдаты сбились в кучу, дико озираясь по сторонам. Один совсем не выстрелил. Он бросил карабин и, припав к земле, бормотал:
- Я не могу, не могу!
- Второй промах! Попробуйте еще раз, друзья! … » - на место действия заходит Монтанелли, застает полумертвого Артура, пытается произнести молитву, но Овод отталкивает распятие, на лице Христа остается кровь. Он произносит свои последние слова в адрес отца Лоренцо: «Padre… ваш бог… удовлетворен?»
На этом заканчивается жизнь, поистине, удивительного героя. При всей его силе, мы видим в нем, прежде всего, человека со своими слабостями и пороками. Наверное, именно поэтому, благодаря такому смешению слабости и силы, благодаря такому «клубку противоречий», Овод стал для нас таким запоминающимся персонажем. Из-за того, что у него есть свои недостатки и слабости, он кажется нам более реальным.
Столь же реальным нам кажется и Лоренцо Монтанелли. Этот человек просто играет по правилам, навязанным ему системой. Пусть душа его и рвется к любви, но он не может переступить через общепринятые нормы. Он слаб. И человечен. Ему очень дорог Артур, но так же дорого ему и его дело, он верит в него, и выбор, который ставит перед ним Овод, для него невозможен. Поэтому читатель не испытывает к нему антипатии. Монтанелли тоже вполне реален и понятен.
Итак, можно сделать вывод, что роман очень эмоционален и проникновенен. Остается вопрос: почему же его исключили из школьной программы? Почему бы не познакомить современное поколение с ним. Ведь в нем рассматриваются чисто человеческие понятия: добро, зло, любовь, ненависть, страх, подлость, предательство, преданность и т.д.
Роман заставляет о многом задуматься.
Мне кажется, что в данном вопросе основную роль играют политические мотивы. Сейчас наша страна идет по другому пути развития. Это не социалистический строй. В людях воспитываются другие ценности. В России теперь пропагандируется свобода совести и вероисповедания. Это закреплено к конституции. Если в СССР пропагандировалось все, что отторгало людей от церкви, то сейчас отношение к религии стало более лояльным. В Советском Союзе атеизм приветствовался, а Овод был революционером-атеистом. Следовательно, это был идеальный роман для школьной программы.
Сейчас безбожие в людях постепенно замещается какой-то иной верой – верой в то, что у каждого внутри свой Бог. Кто-то верит в Высшую справедливость, кто-то в реинкарнацию, в самосовершенствование и гармонию.
Лично я верю в баланс между добром и злом, в закон сохранения энергии. Т.е. то, что хорошо для одного, может оказаться плохо для другого. И если ты совершаешь заведомо плохой поступок, то он к тебе вернется. С добром то же самое. В принципе, это и есть высшая справедливость. Я думаю, что Бог есть в каждом из нас – это наша совесть, которая позволяет или не позволяет нам совершать дурные поступки и творить зло.
Каждый из нас борется со своими демонами и у каждого есть выбор: бороться с проблемой или уйти от нее, совершать дурные поступки или хорошие, быть честным человеком или подлецом. На мой взгляд «Овод» направляет нас на путь борьбы с нашим злом. И поэтому мне кажется, что он полезен… И зря его исключили из школьной программы!