Шоковая терапия

Ольга Дрей
(сатирическая сценка, мини-пьеса про подростков)

Действующие лица

Психолог – молодой специалист.
Валентина Фёдоровна – необычная учительница.

Ученики средних классов:
Булочкина.
Васечкин.
Петров.
Иванова.
Павлов.

Преподаватели:
Зинаида Петровна – завуч.
Лариса Ивановна – учитель пения.
Анна Михайловна.

На сцене стоит стол преподавателя и два стола со стульями для учеников.

Сцена 1.

Входит психолог.

Психолог. Внимание! Внимание! С сегодняшнего дня в нашей школе открывается кабинет детского психолога. Уважаемые ученики, у вас есть возможность поделиться своими проблемами и получить психологическую консультацию.

Входит Булочкина.

Булочкина (робко.) Здравствуйте!

Психолог. Здравствуй!

Булочкина. Вы – психолог?

Психолог. Да.

Булочкина. Можно к вам на консультацию?

Психолог. Конечно, проходи. Что тебя волнует?

Булочкина. Понимаете, я очень застенчивая. Я так всего стесняюсь, а тут учительница по пению заставляет меня петь одну.

Психолог. Хорошо, я поговорю с ней. Скажу, что ты переживаешь, вдруг у тебя некрасиво получиться петь.

Булочкина. Да нет! Я пою хорошо, вот она всё время и просит.

Психолог. Так в чём же дело?

Булочкина. Я не успеваю булочки и шоколадки прожевать. Боюсь подавиться, а сказать: «Отстаньте, у меня очередной обед!» - стесняюсь.

Решительно входит Васечкин.

Васечкин. Где тут психолог? Мне помощь нужна! Училка (приглушает голос) Зинаида Петровна (обычным голосом) просто замучила. Весь урок только и твердит: «Не разговаривай по мобильному! Не разговаривай!» От такой назойливости чокнуться можно.

Психолог (растерянно.) Э-э-э…

Входит Петров.

Петров. Здрасьте! У меня тоже проблема: я только ноутбук открою, только в Интернет выйду, а Анна Михайловна: «Петров! К доске!» Вообще не понимает, что у меня «повремёнка». Пока я у доски парюсь, там минуты считаются, деньги со счёта уходят. А я же её физику не знаю, жду, когда друзья подскажут, вот за полчаса потом и выкладывай свои кровные. Заставить бы Анну Михайловну саму платить по этим счетам! Сколько денег из-за неё потратил!

Психолог. Вот что, ребята! Я придумала, как вам помочь. Мы завтра же создадим спецкласс и пригласим опытного педагога Валентину Фёдоровну. Мне говорили, что она может просто кардинально изменить ваше эмоциональное состояние и отношение к школе.

Булочкина. А разве она будет нам разрешать то, что не позволяют другие?

Психолог. Я слышала, будто она не только всё разрешает, но и ценит тех, кто хорошо справляется с новой техникой.

Васечкин. Она мне уже нравится! А когда мы попадём в этом рай?

Психолог. Соберите несколько учеников с такими же проблемами, как и у вас, и завтра же с утра я переведу вас в новый класс.

Булочкина. Ура! Спасибо!

Петров. До завтра!

Психолог. До завтра!

Все уходят.


Сцена 2.

Входит Валентина Фёдоровна. Садится за стол. Звенит школьный звонок.
Вбегают Булочкина, Петров, Иванова и Павлов.

Петров. Здравствуйте, Валентина Фёдоровна! Мы не опоздали?

Валентина Фёдоровна (добродушно улыбаясь.) Что вы, зайчики?!! Ничего страшного, любимые мои. Сразу видно, что вы – хорошие люди. Проходите, садитесь там, где захотите.

Иванова. А, правда, можно сесть на любое место?

Валентина Фёдоровна. Конечно, красавица. Дорогие мои, вы не выключили ваши мобильные телефоны?

Павлов. Ещё нет! Сейчас отключим.

Валентина Фёдоровна. Что вы! Не надо ни в коем случае! Вдруг вам родители позвонят, беспокоиться будут?

Ученики удивлённо переглядываются.

Булочкина. Как хотите… Мы думали, вам мешать будут.

Валентина Фёдоровна. Зайчики мои, сейчас я проведу урок биологии. Мы запишем конспект к теме, по которой будет составлен один из билетов экзамена. (Диктует.) Скелет млекопитающих состоит из следующих разделов…

У Булочкиной звонит мобильный телефон. Ученица сбрасывает вызов, телефон звонит снова.

Валентина Фёдоровна. Солнышко! Ответь обязательно. Вдруг что-то срочное.

Булочкина (говорит по телефону.) Алло! Мама, привет! Да, я покушала. Что давали? Картошку, котлеты и компот. Булочки? Конечно, купила! Мам, извини, у нас сейчас урок идёт. Да, с новой учительницей. Хорошая, да. Ну, пока!

Валентина Фёдоровна (участливо.) Как там мама? Всё хорошо?

Булочкина (растерянно.) Да вроде…

Валентина Фёдоровна. Не болеет?

Булочкина. Нет…

Валентина Фёдоровна. Странно, почему у вас пока никто не болеет? Так не может быть… Я дам тебе рецепт. Передай его маме. Если что, всегда поможет.

Булочкина (растерянно.) Спасибо…

Валентина Фёдоровна (увлёкшись воспоминаниями.) В моей молодости медицина была развита слабо, поэтому мы все лечились «бабушкиными» средствами. Моим ученикам это иногда помогает… Но не будем отвлекаться! Пишем: «Скелет млекопитающих…»

У Ивановой звонит мобильный телефон.

Валентина Фёдоровна. Отвечай-отвечай!

Иванова (говорит по телефону.) Привет! Когда в кино пойдём? Давай, после третьего урока. Тут новая учительница всё разрешает, так что за мной дело не станет. До встречи!

Валентина Фёдоровна. В кино пойдёте? Правильно! Просвещайтесь, отдыхайте. А что за фильм?

Иванова. Там про силы Света и Тьмы, со всякими спецэффектами.

Валентина Фёдоровна. Замечательно! (Увлёкшись воспоминаниями.) Вот в моей молодости таких фильмов не было. Чтобы уроки пропустить, надо было обманывать, градусник нагревать. А тут, пожалуйста – посмотрел боевик и сразу по-настоящему к психотерапевту попал. Сиди себе каждый день перед доктором: он тебя успокаивает, укольчики делает, а
ты отдыхай от математики, биологии… Красота!

Ученики испуганно переглядываются.

Иванова. А если боевики такие опасные, почему же вы тогда нам не запрещаете их смотреть?

Валентина Фёдоровна. Что вы? Что вы? Боевики – это ерунда по сравнению с тем, с чем вам ещё предстоит в жизни столкнуться. Так что идите, закаляйтесь. Мы отвлеклись. Пишем дальше…

Звенит школьный звонок.

Валентина Фёдоровна (улыбаясь.) На сегодня мы закончим, а на следующий урок биологии будет контрольная по нашему конспекту. В нём много того, чего нет в учебнике, но вы должны это знать!

Петров. Валентина Фёдоровна! Но мы же ничего не написали!

Выражение лица и тон голоса Валентины Фёдоровны резко меняются. Они становятся угрожающими.

Валентина Фёдоровна (глядит исподлобья, словно гипнотизируя.) А это уже ваши проблемы! Я материал давала, будьте любезны подготовиться к контрольной. Нечего было по телефонам разговаривать!

Павлов (в трансе, слегка покачиваясь.) Но вы же сами просили их не отключать!

Валентина Фёдоровна. А у вас своей головы нету? Мало ли, что вам другие скажут. Вы что – стадо, чтобы слепо повиноваться? Аналитическое мышление надо развивать! (Отворачивается.)

Ученики выходят из транса.

Иванова (Петрову.) Слушай! Я не поняла, что это было?

Петров. Я сам в шоке.

Булочкина. Но, в принципе, она правильно сказала. Мы же могли и сами догадаться, что телефонными разговорами сорвём урок.

Павлов. Да. Как мы сами не догадались?

Звенит школьный звонок. Валентина Фёдоровна поворачивается к ученикам. На лице у неё опять добродушная улыбка.

Иванова. Валентина Фёдоровна, а какой у нас сейчас будет урок?

Валентина Фёдоровна. Алгебра, лапочки мои, алгебра. Я расскажу вам про особенности уравнений с двумя переменными.

У Петрова звонит мобильный телефон.

Булочкина (Петрову, шёпотом.) Выключи! Выключи скорее!

Петров сбрасывает вызов и отключает телефон.

Петров (шёпотом.) Я его вообще отключил.

Иванова (отключает телефон.) И я.

Валентина Фёдоровна (Петрову, улыбаясь.) Цветик мой! Почему же ты не ответил по телефону?

Иванова. Валентина Фёдоровна, но вы же сами только что сказали…

Валентина Фёдоровна (зловеще, глядя исподлобья.) Да как вы смеете такое говорить МНЕ? Ещё один упрёк в адрес педагога, - и вам небо с овчинку покажется! Если вас не интересует мой предмет, - чтоб духу вашего здесь больше не было!

Иванова (в трансе, растерянно.) Извините, Валентина Фёдоровна! Мы не хотели.

Петров. Простите нас.

Валентина Фёдоровна. Так! Встали и ушли!

Павлов. Но, Валентина Фёдоровна!

Валентина Фёдоровна. Немедленно покиньте класс!

Иванова. Но мы хотим учиться!

Валентина Фёдоровна. Надо было думать прежде, чем оскорблять педагога!

Булочкина (робко.) Простите нас, Валентина

Фёдоровна. Но мы, кажется, вас не оскорбляли.

Валентина Фёдоровна. Да как вы смеете спорить с педагогом?!!

Ученики трясутся от страха.

Входит Васечкин. Лицо Валентины Фёдоровны становится добродушным.

Валентина Фёдоровна. А! Ещё один зайчик мой пришёл.

Васечкин. Извините, я тут опоздал немного.

Валентина Фёдоровна. (Васечкину.) Ничего страшного.

Проходи, лапочка. (Всем ученикам.) Сейчас вы самостоятельно решите пример на повторение ранее изученного материала. Откройте учебники, найдите упражнение 326, (глядя исподлобья, зловеще) а я буду за каждым из вас наблюдать и определять по мимике и жестам ваши отрицательные черты характера.

Ученики переглядываются.

Валентина Фёдоровна (приказывает.) Смотреть каждый в свою тетрадь!

Ученики пишут в тетрадях. Булочкина перестаёт писать и задумывается.

Валентина Фёдоровна. Ты почему бездельничаешь? Вот какие вы, оказывается, безответственные люди.

Булочкина (чуть не плача.) Валентина Фёдоровна! Я же не бездельничаю! Я думаю, как правильно дробь преобразовать.

Валентина Фёдоровна. Индюк думал – в суп попал!

Булочкина старается незаметно вытереть слёзы.

Валентина Фёдоровна (гневно.) Ты почему плачешь? Отвечай!

Булочкина всхлипывает.

Валентина Фёдоровна. Почему ты плачешь, я спрашиваю? Я что, тебя обидела? И не сметь выносить сор из избы! Если вы кому-нибудь скажете, что вам не нравится педагог, то я всегда это узнаю, где бы вы не находились!

Павлов набирает номер на мобильном телефоне.

Павлов (шёпотом.) Мама! Мама! Забери меня отсюда! Я сейчас с ума сойду! У нас такая страшная учительница. Ну, пожалуйста, отпросись с работы, а то я к тебе живым не вернусь!

Входит Зинаида Петровна.

Зинаида Петровна (Валентине Фёдоровне.) Здравствуйте! Я как завуч средних классов пришла
проверить, какая у вас дисциплина. Не обижают ли наши сорванцы нового преподавателя?

Валентина Фёдоровна (добродушно улыбаясь.) Здравствуйте! Здравствуйте! Какая вы замечательная женщина, сразу видно. А дети ведут себя, как шёлковые. Я секрет знаю, как с ними обращаться.

Зинаида Петровна (шутит.) Не подскажете?

Валентина Фёдоровна. Обыкновенная шоковая терапия.

Зинаида Петровна. Я не сильна в психологии. Может быть, мне потом ваши ученики разъяснят. (Направляется к выходу.)

Валентина Фёдоровна (исподлобья, пристально вглядываясь каждому ученику в глаза.) Нет! Никто отсюда не вынесет нашего разговора!

Васечкин срывается с места и бежит за Зинаидой Петровной.

Васечкин. Зинаида Петровна! Миленькая! Подождите! Заберите меня отсюда! Простите меня! Я глупый был, ничего не понимал. Хотите, я вам свой мобильник подарю? (Убегает.)

Валентина Фёдоровна (пристально вглядываясь ученикам в глаза.) Кто следующий? Кто ещё из вас способен на предательство?

Звенит школьный звонок. Ученики вскакивают с мест.

Валентина Фёдоровна (изумлённо.) Куда вы?

Петров. Так ведь перемена же…

Валентина Фёдоровна (гневно.) Образованием нельзя заниматься по расписанию! Его надо вершить 24 часа в сутки! Доставайте учебники по географии. А ты, Петров, иди к доске!

Валентина Фёдоровна разворачивает небольшую географическую карту. Петров подходит к ней.

Валентина Фёдоровна. Покажи мне, где расположена Северная Америка?

Петров показывает правильное место расположения Северной Америки.

Валентина Фёдоровна (исподлобья, сурово.) Почему ты решил, что это Северная Америка?

Петров. Как почему? Я знаю, где она находится.

Валентина Фёдоровна. Ещё ни один человек в мире не может уверенно сказать, что он что-то точно знает!

Петров. Хорошо. Я предполагаю, что это – Северная Америка (показывает её.)

Валентина Фёдоровна. Зря ты так думаешь! Докажи!

Иванова (Булочкиной, шёпотом.) Ира! А это действительно Северная Америка?

Булочкина (шёпотом.) Конечно… Была… Вроде бы…

Входит мама Павлова.

Мама Павлова. Здравствуйте! Я – мама Пети Павлова.

Валентина Фёдоровна (радушно расплываясь в улыбке.)Здравствуйте! Я вам очень рада!

Мама Павлова. Мой сын сказал, что ему тяжело учиться в вашем классе.

Валентина Фёдоровна (улыбаясь.) Пожалуйста! Пожалуйста! Его здесь никто не держит.

Павлов. Как? Можно встать и уйти?

Валентина Фёдоровна (гневно.) И чтобы больше ни ты, ни твои родители не попадались мне на глаза!

Мама Павлова. Почему вы так с нами разговариваете?

Валентина Фёдоровна. Закройте дверь с той стороны!

Павлов с мамой в шоке пятятся к выходу. Уходят.

Валентина Фёдоровна (оглядывая класс.) Кому ещё мало показалось?

Иванова, прячась за партами, уползает из класса.

Валентина Фёдоровна (Петрову.) Ах ты, бессовестный! Стоишь тут, отдыхаешь! Ты почему до сих пор мне не напечатал на ноутбуке планы?

Петров. Какие планы? Вы же не просили…

Валентина Фёдоровна. Кто? Я? Я тебя ещё и просить должна? Вы посмотрите, какой наглый нашёлся!

Петров теряет сознание.

Валентина Фёдоровна. Что ты себе позволяешь?!! Немедленно встать перед преподавателем!

Булочкина. Валентина Фёдоровна! Но он же не может! Ему плохо!

Валентина Фёдоровна. Ничего! Не убудет!

Булочкина (вскакивает с места.) Давайте медсестру позовём!

Валентина Фёдоровна. Куда? А! Круговая порука! У вас здесь против меня заговор!

Входят Лариса Ивановна и Анна Михайловна.

Лариса Ивановна. Что здесь происходит?

Анна Михайловна (Ларисе Ивановне.) Это наши известные лодыри, не обременённые воспитанием. Для них даже спецкласс создали. (Ученикам.) Дети! Вы почему довели педагога до крика?

Валентина Фёдоровна. Это – не дети! Это изверги какие-то! Упрекают меня во всём, уморить хотят. (Достаёт таблетки.) Придётся лекарство пить. (Выходит.)

Булочкина подбегает к начинающему приходить в себя Петрову. Они какое-то время прислушиваются к удаляющимся шагам Валентины Фёдоровны, затем со слезами кидаются к преподавателям.

Булочкина. Спасите нас!

Петров. Скорее заберите нас отсюда!

Булочкина. У нас Петров из-за этой страшной учительницы даже сознание потерял, а все остальные отсюда еле вырвались.

Лариса Ивановна. Да что же такое страшное сделала с вами Валентина Фёдоровна?

Петров. Давайте вначале уйдём отсюда, пока она не вернулась!

Булочкина (Ларисе Ивановне.) Лариса Ивановна! Я буду для вас петь, сколько угодно (поёт), только дайте мне валерьянки!

Лариса Ивановна. Ира, что у вас произошло?

Булочкина. Ой! Не спрашивайте, Лариса Ивановна! Нас за разглашение информации в транс введут и больше никогда из него не выведут. Заберите нас, пожалуйста! Хотите, я вам все свои шоколадки и булочки отдам?

Лариса Ивановна. Пойдём-пойдём! Я ведь тебя никогда и не прогоняла.

Булочкина. Вы меня извините. Я думала, вдруг вы меня специально вызываете петь, чтобы я все булочки из столовой не съела.

Лариса Ивановна успокаивает Булочкину. Они уходят.

Петров (Анне Михайловне.) Анна Михайловна! Ради бога, заберите меня из этого ада!

Анна Михайловна. Петров, почему тебе стало нехорошо?

Петров. Анна Михайловна, не спрашивайте! Нам за это расстрел будет. Заберите меня, пожалуйста! Я больше не буду на уроках в Интернет выходить. Я свой ноутбук вообще выброшу. Нет! Я лучше вам его подарю.

Анна Михайловна. Коля! Не надо!

Петров (становится перед Анной Михайловной на колени.) Я буду вам всю жизнь планы печатать, только спасите меня!

Анна Михайловна утешает Петрова. Они уходят.



Сцена 3.

Входит Валентина Фёдоровна, за ней – психолог.

Психолог. Валентина Фёдоровна, расскажите, как у вас такое получается?

Валентина Фёдоровна. Что?

Психолог. Я сейчас в коридоре видела нечто необычное: самые неуправляемые ученики идут в
обнимку с преподавателями, говорят им добрые слова. Прямо в любви признаются.

Валентина Фёдоровна (удивлённо.) Странно… А мне не объяснялись.

Психолог. Валентина Фёдоровна, этот феномен, не известный даже мне – психологу. Поделитесь, какие вы применяли методы?

Валентина Фёдоровна. У меня в основе воспитания всегда лежит метод шоковой терапии.

Психолог. А можно, вы покажете, как у вас это получается?

Валентина Фёдоровна (добродушно улыбаясь.) Пожалуйста! Садитесь поудобнее, душенька. Только ни в коем случае не отключайте свой мобильный телефончик.


Конец

г. Белгород, 2007 год



Пьеса опубликована в журналах:

1. «Последний звонок» № 9/2007.
2. «КлуБ» № 7/2007.
3. «Классное руководство и воспитание школьников» № 5 (166) /2017.
4. «Сценарии и репертуар» № 15/2017.


Мини-пьеса поставлена в коллективах:

1.  Боровская сред. школа им. А. Чутаева, Кустанайская обл. (респ. Казахстан). Январь 2016 г.
Студия актёрского мастерства "Галатея", постановщик: Наталья Ратке.
https://youtu.be/OEUOMNI6Q_A


2. Короткометражный фильм по сценке (мини-пьесе) Ольги Дрей "Шоковая терапия".
Лабинская студия детских и юношеских фильмов в рамках проекта "Дети в кадре".
Реж. Инна Гребешкова, оператор и монтажёр Яков Тенета.
Краснодарский край, г. Лабинск, 2019 г.

сценка типа "Ералаш"
https://youtu.be/faE0k3AEqgA