Искусство при

Дядя Вадя
Эссе
Искусство при капитализме

 Толстосумы жируют. Художник бедствует. Он лишен практически всего: крыши над головой, хорошей одежды и пищи. Он одинок, несчастен в любви. К тому же он преследуется властями за неуплату налогов. Короче, финиш. Но не тут-то было. Художник имеет талант и находит в себе силы постоять на ушах. Его замечают те, кто надо. Его приглашают туда, куда нужно. Организуют гастроли, выставки, тиражи книг. Он в фаворе – гребёт деньги лопатой.
 И всё же искусство принадлежит тому, кто за него платит. Пусть даже платит хорошо. Художник приобретает виллу, яхту, надевает драгоценности, купается в шампанском вместе с многочисленными любовницами. Но, продав свободу, он начинает спиваться, колоться и умирает в одиночестве от передозировки.


Искусство при социализме.

 Первые секретари жируют, а также вторые, третьи и все их родственники, а также знакомые. Художник не бедствует. Он просто не знает, что это так называется. Потому что он имеет крышу над головой в коммуналке, похлебку из мясных кубиков, костюм фабрики «Заря коммунизма» и штиблеты фабрики «Большевик». У него есть подружка, которую он катает на трамвае. Власти пока не знают о его существовании, ибо он крепко стоит на ногах, а пишет и рисует в стол.
 Художник имеет талант и поэтому однажды всё-таки становится с ног на голову в какой-нибудь столичной квартире. Его сразу же замечают те, кто надо и приводят туда, куда следует. Хотя на заборах написано «искусство принадлежит народу», но не всех пускают за эти заборы. Посему организуют ему пару-тройку лет условно за тунеядство, заодно отправив хозяина квартиры в места не столь отдалённые. Тем не менее, художник через друзей переправляет свои творения за бугор. Там ему организуют премию типа «нобелевки». Власти разрешают получить премию при условии, что она безвозмездно передаётся государству, то есть тем же первым, вторым и третьим секретарям. Художник согласен и довольствуется международной признательностью. Его тут же принимают в соответствующий творческий союз. И потихоньку о нём благополучно забывают.
 Он по-прежнему живёт в коммуналке, катает подружек на горбатом «запорожце», по-прежнему пишет для себя – в стол, а для заработка – в газеты и журналы. Регулярно пьянствует на юбилеях в так называемых Домах Творчества и встречается с читателями-зрителями в так называемых Домах Культуры. В том же Доме под монотонные речи его и проводят в последний путь.


Искусство новой России.

 Олигархи жируют. Художник бедствует. Он уже знает, что это называется именно так. Властям до него нет никакого дела, поэтому ему не о чем писать. Хотя он постоянно стоит на ушах, но это мало кого волнует, даже идущих вместе. И все-таки художник имеет талант и в какой-то момент он перестает лепить «чернуху», писать картинки для мебели, он находит в себе силы, наконец, стать на ноги, то есть найти спонсора. Он издаёт книгу пусть небольшим, но всё-таки тиражом, публикует свои произведения на сайте в Интернете и даже мелькает на телевидении в программе ток-шоу. Короче, становится более-менее известным в узких кругах любителей искусств, поскольку остальному народу искусство опять же не принадлежит.