Мальчик в сомбреро, или Орфография отдыхает

Нина Ганьшина
Прочитала недавно об итогах очередного анкетирования, результаты которого показали, что среди населения России падает интерес к чтению центральных газет, в том числе – к «Литературной газете». Но как же этот интерес может расти, если, например, в нашем городе несколько лет назад перестали продавать «Литературную газету»? А выписать ее не всякий сумеет по весьма банальной причине. И это лишь один из фактов, свидетельствующих об искусственно создаваемом кризисе культуры, литературы, искусства, науки, всей нашей жизни. Не случайно в апреле 2005 года в Шуе состо-ялся Международный научный симпозиум «Глобальный культурный кризис нового времени».

Я не люблю сравнивать, что было раньше и есть теперь, потому что не хочу записываться в ряды тех устаревающих граждан, которые рассуждают, как было хорошо раньше, etc… Но тем не менее! Тем не менее – в свои аспирантские годы, которые пришлись на восьмидесятые годы, я жила в Москве на стипендию в сто рублей, что позволяло мне покупать авиабилет до Читы, стоивший 92 рубля 80 копеек. Теперь же, защитив докторскую диссертацию, я не в состоянии купить не только авиабилет до Москвы, но даже и железнодорожный на скорый поезд и вынуждена добираться тихоходным пассажирским, который находится в пути четыре с половиной дня, а фактически – шесть, потому что если, допустим, вы выезжаете из Читы шестого числа, то прибываете в Москву одиннадцатого…

После окончания аспирантуры я увозила домой ворох театральных программок, заполнивших коробку из-под обуви. Теперь же, когда в наш город приехал на гастроли знаменитый театр Сатиры, я сумела сходить лишь на два спектакля из пяти, привезенных ими, потому что стоимость билетов достигала восьмисот рублей! Билеты на детский спектакль были значительно дешевле – триста рублей. Но когда я сказала об этом соседской девятилетней девочке Маше, с которой мы выгуливаем вместе наших собак, - она воскликнула: «Сколько-сколько?!» И мне стало стыдно. И еще – очень обидно, что ни Маша, ни многие другие дети не сумели посмотреть доброго, сказочного Карлсона в исполнении Спартака Мишулина. А теперь он улетел навсегда, навсегда…

Мне больше не заполнить театральными программками глубокую картонную коробку.
И поэтому то, что мы видим вокруг сегодня, - это просто следствие наших собственных действий.

В книжных магазинах провинциальных городов нет современной прозы, а книги Бориса Васильева стоят среди детективов. Наши дети не знают, что такое театр. Моя знакомая девочка Маша сказала, что лучше посмотрит мультфильм в кино, чем спектакль за триста рублей. Я не сумела переубедить ее.

Но и те дети, которые пришли в театр со своими родителями, - они тоже, видимо, были там впервые. А их родители забыли собственное детство. Мальчики сидели в зрительном зале в летних кепочках и в красивых ковбойских шляпах. Один мальчик был в сомбреро. Ни они, ни родители просто не знали, что в помещении полагается снимать головные уборы.

Отсутствие книг рождает отсутствие привычки к чтению, что ведет к деградации навыков грамотного письма, в чем я убедилась, проверяя школьные выпускные письменные работы по русскому языку. Не зная писателей, школьники называют Айтматова женщиной. Не умея выражать свои мысли, выпускник пишет сочинение в полстраницы, где едва можно насчитать положенные семьдесят пять слов, и допускает 16 орфографических ошибок, 12 пунктуационных и 5 грамматических. Ну, разве можно догадаться с первого раза, о чем написано в этом предложении: «Показывая на ирисы кто-то у кого-то спросил сам сажал»? Эти дети только чуть лучше тех двух миллионов подростков нашей страны, которые совершенно не владеют грамотой.

Но не стоит думать, что это понимаем только мы, взрослые. Молодежь тоже протестует, хотя голос ее едва слышен сквозь треск рекламы. Да к тому же гораздо интереснее и выгоднее доказывать, что молодежь у нас такая-сякая… Но ведь с нашего молчаливого согласия!
Протест молодых людей принимает, на наш взгляд, иной раз уродливые формы. Но это наши дети. Они отвечают нам тем же. Илья Стогоff, Ирина Денежкина, «падонки» (пишется именно с буквой «а», ибо это тоже протест) из Интернета – все они наши дети. Вот строки безвестных авторов, выпускников школы: «В наше время каждый пишет, что хочет, как хочет, о чем хочет, выходя за рамки дозволенного и разрешенного»; «Видимо, так и суждено всем нам жить в этом «грязном» мире. А я хочу жить в светлом мире, чистом, насыщенном любовью пониманием мире»; «Люди! Остановитесь! Хватит бороться за власть и деньги! Хватит насилия».

…Ведь это очень простое правило – нельзя сидеть в зрительном зале в головном уборе, даже если это очень красивое сомбреро. Это так же обязательно, как правила русской орфографии, отражающие историю русского языка и русского народа.

Все взаимосвязано в мире: культура, литература, искусство, наука, вся наша жизнь.