Камерная пьеса. На дне 2

Константин Миллер
Ярко-красный занавес медленно раздвигается в разные стороны, обнажая сцену, украшенную цветами. На сцене, на стульях сидят два человека лицом к залу и курят; одеты оба в одинаковые одежды.

Семенов:
Как вам погода сегодня?

Плоскин:
Все окна закрыты и о погоде я ничего не знаю; думаю, она и сегодня такая же скверная, как и все остальные дни.

Семенов:
А я люблю скверную погоду, чем сквернее она, тем для меня лучше; ведь я и сам человек очень скверный. Вы должно быть заметили это?

Плоскин:
Я много чего заметил. Например, что сигарета ваша давным-давно погасла, а дым изо рта вы все равно выпускаете через равные промежутки времени.

Семенов:
Это пустяки, это у меня с детства.

Плоскин:
А я своего детства не помню вовсе. Меня в годовалом возрасте уронили головой на бетонный пол и повредили в неокрепшей тогда еще голове какие-то важные центры; какая-то была главная там суть или что-то подобное.

Семенов:
И с тех пор вы о себе ничего не ведаете?

Плоскин:
Практически нет, какие-то обрывки, слабые сигналы, листки воспоминаний, но книги в целом нет. Все очень не ясно.

Семенов:
Небо нынче такое же - не очень ясное, блуждающее какое-то небо, ничего в нем  не разобрать, правда, я и не видел его сегодня. Да и как его увидишь!

На сцене появляется Тумин.

Тумин:
Доброе утро, господа!

Семенов (отворачиваясь):
Я с вами здороваться не стану.

Плоскин:
А я поздороваюсь. Привет, Тумин! Присаживайтесь и не обращайте внимания на Семенова, у него на душе скверная погода и блуждающее небо.

Тумин (усаживаясь у ног Семенова):
А я никогда на него не обращаю внимания, я его вообще не вижу и совершенно его не знаю. И вы, Плоскин, зря так подолгу общаетесь с ним.

Семенов:
Это почему же еще?

Тумин:
А потому, Семенов, что вы злой и неприятный собеседник. У вас на уме одна нездоровая мысль, о которой я не могу говорить вслух (так как в зале могут находиться дети, да и не каждому взрослому она придется по душе). И еще одно: у вас всегда изо рта идет дым. И еще: вы Луке в кисель соли насыпали...

Семенов:
А вы по ночам заглядываете в женские окна, а потом пишете об этом стихи. Я их читал несколько раз и они мне не нравятся. И вы мне не нравитесь. И никому вы здесь не нравитесь. Вот один Плоскин вас и терпит пока.

Плоскин:
Тумин, как вы думаете, это загадка природы, что у Семенова постоянно идет дым из рта или нет?

Тумиин:
Нет. И в этом я уверен. Это дымит его желчное нутро. Оно до такой степени не готово к общению с нормальными людьми, что моментально выделяет дымные газы. Я. кстати, давно хотел поставить вопрос о проверке этих газов на анализ: мне кажется, они вредят всему живому.

Семенов:
Тумин, мне сейчас так хочется вас ударить, но ваше счастье, что я до обеда не могу подняться с этого стула. Я, конечно, мог бы встать вместе со стулом, но до обеда этот стул должен стоять на этом месте. Потому я совершенно спокойно отношусь к вашему хамству, но смею вас заверить, что ближе к ужину, я расхлещу вашу морду вдоль и поперек, как делал это уже дважды, и каждый раз с огромным удовольствием.

После этих слов он застегивает верхнюю пуговицу на рубашке.
 
Плоскин:
Семенов сегодня суперагрессивен. Уверен, что все это связано с барометрическим давлением в гектопаскалях. Тумин, вы видели вчерашнее небо?

Тумин:
Я видел вчера комету Галлея и стрелял в нее холостыми.

Семенов:
Так вот кто мешал спать с трех до пяти! Значит это вы забавлялись с минометом, дебил вы этакий...

Тумин:
Да, именно в эти часы я выпустил около сотни мин, но попал лишь тремя. Правда, эти три, как я уже говорил, были холостыми.

Семенов:
Тумин, вы куда-то шли?

Тумин (поднимаясь с пола):
Я шел на сеанс, и сейчас на него дальше пойду.

Тумин идет к кулисам, с каждым шагом становясь все мельче и незаметнее, все мельче и незаметнее...

Плоскин:
Семенов, какие буквы есть в вашей фамилии?

Семенов:
Я точно не знаю, какие и сколько их, но доподлинно известно, что есть буква "ш".

Плоскин:
В начале слова или в конце?

Семенов:
Скорее всего, в начале. Ведь в конце у меня совсем другие вещи. А почему вы спрашиваете меня об этом?

Плоскин:
Да вы даже не можете себе представить, как я вам завидую! Я-то ведь своих букв совсем никаких не помню; меня в детстве уронили о край железного таза головой, вследствие чего произошли самопроизвольные смещения мозговых пластин или чего-то еще, но очень-очень важного.

Семенов:
Мне захотелось плюнуть кому-нибудь в лицо.

Плоскин:
И с чего бы это вдруг?

Семенов:
И совсем не вдруг. Так у меня всегда бывает, когда пообщаюсь с кем-нибудь, типа этого Тумина. Да и погода видите сами какая, просто хочется сквернять и сквернять.

Плоскин:
Ну так плюньте в меня. Подождите только, я глаз закрою, а то если в глаз попадет, потом долго моргать нужно будет, глаз покраснеет и будет больно. А я боли не терплю, неприятно мне это.

Семенов (задумчиво):
Нет, в вас я плевать не стану, это противу всякой этики, это противу всякого приличия. А я, вы наверное, заметили, человек во всех отношениях очень приличный.

Плоскин:
Ну ладно, тогда я расскажу вам одну историю, которую сегодня услышал от одного мужчины. Вы его должно быть знаете, усатый такой и еще горбун?

Семенов:
Он - женщина?

Плоскин:
Вроде нет, хотя точно сказать, конечно, не могу. Здесь все так перемешалось, что ничего невозможно толком разобрать... Скорее всего, я не до конца правильно концентрируюсь на предмете; в этом мне мешает то самое падение с крыши головой вниз, в детстве... О, Фаляпин бредет! Смотрите, Семенов, смотрите на Фаляпина!

На сцену выходит неприлично пьяный Фаляпин.

Фаляпин:
Прошу, господа, на меня так не глазеть, да я пьян! Я пьян так, как хочу этого сам. у меня произошла семейная драма, душевный надлом и, так сказать, от этого надлома по всему телу пьяная истома.

Семенов:
Здравствуй, Фаляпин!

Фаляпин:
Здравствуй, Семенов! Здравствуй, Плоскин!
Я есть, Фаляпин, я весь в обносках.

Семенов:
Если ты станешь говорить рифмой, я заткну уши и закрою глаза.

Фаляпин:
Затыкай-затыкай! Закрывай-закрывай!
Замеси каравай и отсюда шагай!

Плоскин:
А знаете, Фаляпин, к нам приходил Тумин, но Семенов стал его оскорблять и Тумин ушел куда-то в сторону гардероба, так сказать восвояси.

Фаляпин:
Я хожу по пояс в рясе,
У меня на шее бант.
Я целую всех подряд,
Вот такой я франт!

Семенов:
Фаляпин, сделай милость, подойди поближе, я пну тебя ногой по морде.

Фаляпин:
Твое место, Семенов, давно уже в морге.

Плоскин:
Фаляпин, не будь бякой, видишь человек переживает. Сделал ножками чуп-чуп и подошел.

Фаляпин:
Ножками-ручками,
Носами-закорючками.

Семенов:
Ты, Фаляпин, сволочь такая, подожди до ужина, будь покоен! Я тебе и этому Тумину, буду вам морды бить!

Фаляпин:
Подайте пить!

Фаляпин достает из кармана меховой куртки бутылку дешевого вина и одним залпом осушает ее содержимое; бутылку он бросает в зал, откуда доносится приглушенный звук "ах!". Далее Фаляпин исполняет на сцене всевозможные танцы народов мира.

Плоскин (обращаясь к залу):
Я раньше не знал Фаляпина и жил очень скучно. Теперь, когда я узнал его ближе, я ведаю какова она, настоящая жизнь - она весела, смела и беззаботна. Хорошо ли тебе в этой жизни, Фаляпин?

Фаляпин:
Мне хорошо всегда!
Так было, есть и будет так во веки!

Семенов:
Фаляпин, я прошу тебя в последний раз, подойди ко мне поближе.

Фаляпин:
А пламя языками пятки лижет
И не снесет обид потерянный герой
Уйдет и ляжет спать домой
А дома дети и евонная жена
Жена-красивица - умна, верна, обнажена
И соки пьет, и ест еду
Герой один, герой в бреду

Фаляпин делает некую сложную фигуру в воздухе и падает на пол у ног Плоскина, засыпая тут же с открытым ртом. Изо рта на сцену выкатываются несколько прозрачных шариков; шарики эти никого не интересуют и лежат себе поблескивая.

Плоскин:
Семенов, а вы были женаты на женщине?

Семенов:
Я ведь не слышу ничего, я ведь уши заткнул, чтоб больше не видеть этого гада Фаляпина.

Плоскин:
Здесь такой сквозняк, словно рядом работает мельница. Я однажды с кем-то ездил на мельницу и там сильно дул ветер. От этого ветра сильно страдали хлеба на полях и мельницу взорвали. Чуть позже.

Семенов:
А где подлец Фаляпин?

Плоскин:
Он утопил свой мозг в вине
И лег вздремнуть на горьком дне.

На сцену падает занавес в виде усов автора пьесы; в зал изо всех щелей вливается вода.
На мгновение из-под занавеса показывается голова Фаляпина.


 КОНЕЦ