Мастер класс Татьяны Толстой. Эссе

Лия Мишкина
    Вчера состоялась на Радио Культура встреча, перенесённого однажды, Мастер класса Татьяны Толстой, известного писателя, переводчика, ведущей телепередачи Школа злословия.
    Поначалу нас было ТРОЕ!! Никакого ажиотажа не наблюдалось, хотя мы ожидали столпотворения и пришли за час. Встречал всех у входа отец ведущей Кати,знаменитый  Александр Гордон. Постепенно народ подходил и ряды заполнялись. Многих постоянных посетителей ведущая уже знала и весело здоровалась. Татьяна Толстая - большая женщина, с крупным усталым лицом без макияжа, с острижеными по плечи густыми волосами, причёсанными на прямой пробор. Ничуть не похожая на блистательную язвительную красавицу в непредсказуемых одеждах на ТВ Школа злословия, теперь в тёмном тонком свитере, на неприлично раздавшейся талии. Куртка брошена рядом на стул, на столике вода, стакан, микрофон.
     Жизерадостная смешливая непринужденная Катя Гордон, пересыпающая воспросы непосредственным смехом, понемногу отогрели холодную Татьяну Никитичну, её отчуждение и напряжённость. Ряды бесшумно продолжали заполняться и во время передачи. Шёл прямой эфир.
   - Есть профессия писатель? Кто он?
   - Не могу сказать. О сценаристе могу - он именно сценарист. Не оператор, ни режиссёр. Писатель м.б. всем одновременно.
   - По работам молодых нельзя судить о таланте писателя и лишать возможности стать им. Ранние рассказы Чехова в собрании сочинений слабы. По ним было невозможно определить наличие таланта.
   - Никогда нельзя переписывать изданные преждние работы. Это неуважение к тому состоянию. Это делал Пастернак и у ранних его стихов есть по несколько вариантов. Нужно не переписывать, а писать заново.
  - Вдохновение? Это не кто - то, не Господь, посылает текст, а писатель лишь записывает его. Нет. Это некое нисходит поле, луч, в котором есть всё и он нисходит на писателя. Нечто, как лапа, опускается на тебя. Нужно только не упустить момент. Он есть всегда. Просто из - за быта и проблем иногда слабо слышим его. Ждать вдохновения не надо. Оно никуда не исчезает. Иногда вдохновение отпускается на одно произведение, иногда на несколько, иногда одно на всю жизнь. (к примеру - как сказка Ершова "Конёк - Горбунок)
    - Писатель и радактор - дополняют друг - друга и не существуют друг без друга. В одном человеке это сочетание бывает редко. Часто бывает редактор - но не пишущий. Бывает писатель, не владеющий редактурой.
      Случается иногда и то и другое в наличии одновременно, т.е. писатель и пишет, и сам редактирует. Иные - одновременно. Другие редактируют - после написания. Иногда редактор в писателе убивает писателя.
   - Литературный институт не создает писателей. Этому нельзя научить.Можно научить культуре, дать знания(нам в институте говорили педагоги - Нельзя научить как писать, можно научить как нельзя писать)
    Самородку из провинции совсем не обязательно тащить весь груз предшествующих литературных знаний. Они могут раздавить его.Должно быть внутреннее чутьё, которое заменяет эти знания.
   - Читайте классику. Она великолепно написана.
   - В Америке, где я преподавала в литературном институте, студенты считали что смогут стать писателями, т.к. конституция утверждает право стать тем, кем хочешь. В России никто этого никому не обещает и не гарантирует, поэтому нужно расти и добиваться всего самому.
   - Я толстые журналы не читаю и не знаю новых авторов и их публикаций.
   Закончился вечер ажиотажем, для получения автографа посетителями, окружившими плотной многоголосой толпой Татьяну Толстую. Никто в гардероб не спешил. Все терпеливо ждали.