Секреты города мастеров

Отюкенская Чернь
Этого города нет на географических картах мира, тем не менее, он известен в различных уголках планеты. О его существовании знают большей частью историки, этнографы, искусствоведы и простые туристы, любители экзотики.

…Мотор надрывается и ревет, пытаясь затащить машину в горы Заилийского Алатау по размытой дождем дороге, но лошадиных сил явно не хватает. Мы оставляем две тонны бесполезного железа. Дальше напрямки добираемся пешком по тропинке, проложенной сотнями ног, шедших до нас в алматинский «Шебер аул», что означает «Город мастеров».
Жизнь в горах подчиняется совершенно другому порядку. Или так только кажется после городской суеты, намозоливших глаза асфальтированных дорог и железобетонных блоков серых домов. В солнечных лучах поросшие предгорья поражают неистовством красок – от густого изумруда до яркой киновари, в беспорядке перемешанных на крутых склонах. Сказочно красивым и полуреальным предстал перед нами этот мир.
Я невольно подумал: почему умельцы предпочитают селиться обособленно? Причем так происходило с древних времен во многих странах мира. Наука объясняет, дескать, таким образом мастера пытались сохранить в тайне производственные приемы. Если так, то, надо полагать, они были молчаливыми и угрюмыми людьми, в каждом человеке подозревали охотника за своими секретами.
Нет, не такими мы увидели современных умельцев. Они были рады гостям и оказались гостеприимными хозяевами. (В «Городе мастеров» сегодня проживает более пятидесяти семей.) После коротких приветствий и недолгого разговора они провели нас в свои мастерские.
Едва переступив порог, мы, словно, погрузились в древнюю эпоху, наполненную культом силы и воинской доблести. Я с интересом рассматривал поделки оружейников, зная, что все они хранят тайну своего изготовления, как, например, холодная сталь клинка...
В старину ценилась сталь с берегов Тобола. Здесь жило древнее общество металлургов – племя Тобалов. Одна из тайн древних оружейников заключалась в том, что они закаляли сталь в телах плененных врагов, безжалостно пронзая живых людей раскаленными пластинами. Позже, жестокий способ был изменен. Сталь калили в холодной воде с замоченными в ней шкурами животных. Эффект достигался тот же.
Только в прошлом веке ученым удалось разгадать старинный металлургический секрет. Оказывается, в процессе такой закалки принимает участие органический азот, благодаря чему сталь приобретает особую прочность. К сожалению, сегодня еще не все секреты степных оружейников удалось разгадать науке.
Я огляделся по сторонам. Взглядом нашел лук, сделанный из рогов животного. Взял его в руки и почувствовал упругую силу изделия. Каким образом мастеру удалось натянуть тетиву на эти твердые рога? Оказывается, чтобы изготовить такой лук требуется особое умение, впрочем, как и стрелять из него. Техника стрельбы степных воинов отличалась от техники, например, египтян или американских индейцев. Кочевники не натягивали тетиву со стрелой, они резко выбрасывали руку с древком вперед и лишь потом выпускали стрелу.
Рядом с луком лежали стрелы. В их изготовлении тоже существуют секреты. В древности деревянные или тростниковые стрелы были снабжены различными наконечниками – бронзовыми, железными или костяными. Использовали их не как попало. Например, охотники применяли железо и кость, а воинов предпочитали плоские листовидные наконечники из меди с острым боковым шипом на втулке. Извлечь такую стрелу из раны трудно. Застрявший наконечник со временем давал ядовитую медную окись, приводившую к смерти врага, даже при ранении в ногу или плечо.
С V века до н.э. по всей степи вошли в употребление трехгранные наконечники. Стрелы, снабженные ими, обладали большой дальнобойностью и точностью поражения. Но стоило сделать несколько насечек на наконечнике такой стрелы, и она приобретала иное назначение – словно, разрывная пуля зазубренная стрела проникала в живую плоть, оставляя широкую и глубокую рану, жертва умирала от потери крови. В III - II века до н.э. появились "свистящие стрелы". Они использовались военачальниками примерно так же, как современные трассирующие пули, для указания направления, в котором лучникам следует вести стрельбу.
Мы с интересом разглядывали поделки оружейников. Удивительный степной мир древних образов проплывал перед глазами, но все эти изделия ни кто из нас не воспринимал как оружие, несущее людям смерть. Они были наполнены теплотой, которая исходила даже от холодной стали клинка. Ведь секрет современных умельцев заключается именно в том, что они создают произведения искусства, которые способны вызвать только добрые чувства.
Многие из мастеров имели персональные выставки, их лучшие работы сегодня находятся в различных музеях и частных коллекциях мира. Хотя там собрано не так уж и много произведений старинного ремесла, секреты которого известны сегодня лишь единицам. Но, возможно, когда-нибудь удастся возродить древние ремесла степных мастеров, интерес к которым сегодня проявляют не только историки, этнографы, искусствоведы, но и большая армия туристов, пытающаяся разглядеть и осмыслить историю степной полосы Евразии в последнем убежище кочевого быта...