Назад на небо. Предисловие

Ирина Беспалова
 
 Проза Ирины Беспаловой обладает таким качеством, что читатель в первую очередь настолько попадает в ее мир, что автоматически начинает идентифицировать автора и его героиню. Причем, кто-то с интересом включается в эту "реальную" жизнь, кто-то готов обвинить писательницу в графоманстве: "что вижу - то пою". Такие истории из жизни можно рассказывать на кухне, за бутылкой вина или водки, и тогда, действительно, весело, забавно... Даже стороннему читателю видно, что перед ним - живая жизнь, а уж живущему в Праге - и подавно: места, случаи, имена и фамилии всех героев - не вымышлены, все это - части нашей повседневной жизни. Короче -non ficion. Но что такое нон фикшн в литературе? Каждый пишущий - передает событие по-своему, со своей точки зрения, в своей стилистике, и вот, ваша "реальность" это уже не та "реальность", которую видит ваш сосед. Ирина Беспалова точно подхватывает детали современной русской пражской жизни, берет события и имена и составляет из них свою особую мозаику, склеенную той специфической предельной ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ искренностью, которая и не дает усомниться в "правдивости" ее повествования. Но, тем не менее, вчитываясь в страницы ее книг, мы видим, что это литература, где автор иронически отстранен от героини-повествовательницы. Я не раз слышала, как Ирине сочувствуют - нелегка, мол, у Вас жизнь... Так, может быть, может посочувствовать близко знающий эту жизнь человек - друг, дочь. Читатель, ты сочувствуешь героине, а автору можно не посочувствовать, а только позавидовать: ее растущему от первой к последующим книгам мастерству, ее любви к письму, а главное, той самой максимальной душевной откровенности, тому стоянию на краю пропасти, благодаря которому ее произведения выглядят такими живыми, будто эти сцены подсмотрены нами в замочную скважину...

 Наталья Волкова,
 литературный критик.