Во всём виноват Фрейд

Дмитрий Гендин
Философскому факультету МГУ

К барьеру, товарищи фрейдисты
(студенты и преподаватели)!

Ни для кого не секрет, что на философском факультете МГУ очень любят Зигмунда Фрейда (1856 – 1939). Его цитируют и ему поклоняются, профессора пичкают нас – молодых студентов – этим залежалым товаром, словно это полезный рыбий жир. Но кто же такой этот Зигмунд Фрейд?
В. В. Набоков называл Фрейда «венским шарлатаном» и был в этом абсолютно прав. Фрейд – это проходимец и шарлатан, каких ещё не знала история. Это иллюзионист, фокусник, а, в конечном счёте, – комедиант (уровня Жириновского). Аргументация и теоретическая ценность идей Фрейда не стоят и выеденного яйца. Дайте мне любой текст Фрейда, и я укажу Вам на логические ошибки, уловки и неточности. Фрейд водит всех за нос. Приписываемый ему ум и научность суть глупость, озабоченность и дешёвое шутовство. Его тезисы пусты. Его легко оспорить: любой текст.
И всё бы ничего, если бы Фрейд в своё время был знаменитым работником цирка на проспекте Вернадского (правда ведь, что физики шутили про наш философский факультет: «он находится между цирком и университетом»). Но увы, Фрейду как и Гитлеру удалось прилично напакостить в этом мире, причём не известно ещё, кому из этих двоих удалось сделать пакость в большей степени, если считать в абсолютных единицах. (Символично, что в год смерти Фрейда началась Вторая Мировая война, это как бы итог его «научной деятельности»). Фрейд разбудил Э. Фромма, который в «своей этике» с успехом отменяет понятие греха. Фрейд разбудил Г. Маркузе и В. Райха, а эти проходимцы в свою очередь устроили «сексуальную революцию», следствия которой – демографические проблемы: снизилась рождаемость и повысилась смертность (особенно среди молодёжи); – стало больше наркоманов и алкоголиков, потому что была очернена сама любовь, упала общая нравственность, в особенности касающаяся половой и научной этики, разрушены семья и само человеческое счастье. Подорван институт семьи. Их большевистская «сексуальная революция» («Марксом», т.е. фактическим идеологом которой был Фрейд) является прямой причиной эпидемии СПИДа – чумы нашего времени. Сейчас в России главным проповедником заветов Зигмунда является вредный старикашка Игорь Кон (вечная слава тем студентам МГУ, которые закидали его пирожными, когда он к нам заявился).
Фрейд взывал к инстинктам, но мы – люди философски подкованные – понимаем, что слово «инстинкт» обычно вставляют туда, где зияет дыра невежества, бесчувственности и скудоумия. Йохан Хейзинга в «Homo Ludens» замечает: «Но вводя термин «инстинкт», мы прячемся за некое неизвестное»*. «Инстинкт», «потребность» – это пустые абстрактные понятия. У человека нет никакого «основного инстинкта», никаких «сексуальных потребностей». У меня, по крайней мере, точно нет, причём мой уролог скажет Вам, что я здоров. Все эти «инстинкты» выдумали психоаналитики и фрейдисты с целью нас развратить и заработать на нашем легковерии денег и публичной власти. Тот же Набоков справедливо писал: «Диктаторы зря игнорируют психоанализ, которым можно было бы развратить целые поколения»**. Фрейд – это маленький и жалкий фюрер, к счастью не удавшийся. У Фрейда тоталитарный язык: любая критика Фрейда якобы от сексуальной неудовлетворенности (нелепицу придумал Сартр). Какая чушь! Какой бред! Тоталитаризм – первый признак скудоумия и упрямства. Настоящий мыслитель всегда открыт для критики. Наш Василий Розанов, тоже много скандального сказавший о поле, уважал и прислушивался к тем, кто его критикует. Розанов мог радикально менять свою точку зрения. Фрейд же – это типичный большевик троцкистского толка: «Тот, кто сохранил девственность или просто не занимается сексом, будет РАССТРЕЛЯН!»
Искусство, зависимое от психоанализа, – уродливо. Я это говорю как студент кафедры эстетики. И я не хочу, чтобы кафедра эстетики была кафедрой безобразия. Как не хочу, чтобы культурология превратилась в гимн фаллическому культу, логика и гносеология – в глупость и ложь, социальная философия – в egoism, методология науки – в шарлатанство, а онтология – в забвение. Особый разговор о кафедре этики. Если студенты, аспиранты и профессора этой кафедры всерьёз воспринимают Фрейда, то впору менять название: не кафедра этики, а кафедра безнравственности.
Неужели российская интеллектуальная элита, будущая и настоящая, от которой во многом зависит судьба и здоровье России, должна всерьёз относиться к шуту по фамилии Фрейд? Не пора ли отправить проходимца на свалку забвения, в мусорную корзину ошибок и пороков. Не пора ли прекратить прятать низкий уровень своего знания в формуле «Разобрать по Фрейду», которую применяют в курсовых работах, в обыденной речи. Фрейд – это в прямом смысле пошло (т.е. «псевдозначительно»). Пошлы и пусты все его категории: «либидо», «табу», «сублимация» и прочие несуществующие явления.
Если не согласен – дерись!

dimgendin@rambler.ru

*«АСТ», М., 2004, стр. 24.
** «Другие берега».

Дмитрий Гендин.