Самолёт со всеми удобствами

Виктор Свиридов
       Человеческий фактор! С некоторых пор в прессе этот термин стали упоминать в связи с авиационными катастрофами. Раньше широкая публика с этим термином была вовсе незнакома, хотя о необходимости учета человеческого фактора при создании любой техники специалисты твердили давно, да и советское руководство всегда декларировало свою любовь к человеку. Но совсем другое дело – реализации этих деклараций при весьма пренебрежительном отношении к этому человеку (токарю, танкисту, лётчику, шофёру, шахтёру...)
Однако я вовсе не собираюсь сейчас заниматься критикой.
 Просто за долгое время исследований данной проблемы мне довелось увидеть не мало курьёзного, чем и хочу поделиться хоть с кем-нибудь...

 Душ для лётчика

 Длительное время в нашей стране при разработке самолётов почти не заботились о создании комфорта для экипажа. Я познакомился с этой проблемой на первый же год работы в нашем ОКБ. В тот период мой будущий близкий друг (а тогда ещё приятель) Валерий Фролов вёл разработку оригинального алгоритма «директорного» управления взлётом. Был уже изготовлен и соответствующий прибор. Ведущие летчики-испытатели фирмы Эдуард Елян, Василий Борисов, и другие лётчики дали высокую оценку этому алгоритму и прибору, полетав на стенде-тренажёре. Было ясно, что пора перейти к лётным испытаниям. Вопрос решался у Озерова (заместителя Туполева). И был получен отказ. Фролов описывал этот процесс так.
 Озеров: «У американцев такой прибор есть? Нет! Они, что, дураки? Нет! Спрашивается – кому этот прибор нужен?»
 Фролов: «Лётчикам нужен, ведь этот прибор лётчики просят!»
 Озеров: «Мало ли, что они просят! А если они душ попросят установить, так ты и душ в самолёте установишь?..»
 Вот такой разговор. А я, грешным делом, уже тогда подумал, «А почему бы и не установить в самолёте душ? Мы уже тогда знали, что тот же ТУ-95 пилит по 20 часов... поэтому (в моём представлении) совсем не плохо в середине пути членам экипажа освежиться, приняв душ. Ведь выходят же они в туалет!..» Я и не знал тогда, что на бомбёрах нет туалета...
 …А спустя двадцать лет, я опять подумал о душе, когда Климентий Анатольевич Сеньков рассказывал мне о его патрульных полётах на ТУ-95. Военный лётчик Сеньков служил в дальней авиации, был командиром стратегического ракетоносца. Бывало, что полёт ТУ-95 с бомбами и ракетами на борту длился свыше тридцати часов при двух дозаправках в воздухе! Рекорд – сорок часов!
 Так вот, Сеньков сказал (и я ему верю), что после таких полётов его тельняшка была мокрой, словно лётчик прямо в ней только что принял душ. А его жена, смеясь, добавила: «Очень вонючий душ, ведь стирать твою тельняшку можно было только в противогазе!»
 
 Но до душевой в самолёте мы до сих пор не дожили: «мало ли, что попросит экипаж?» Да что душ! У нас даже с ассенизационными устройствами для экипажа не всегда решался вопрос в пользу экипажа. На том же Ту-95 для "большой нужды" предназначалась элементарная "параша"!
 Иногда доходило до и курьёзов. Например, однажды, при проведении эргономической экспертизы нового изделия (из семейства МИГ) понадобилось мне в туалет. Я в этот критический момент находился в кабине проверяемого изделия, а данное изделие стояло в ангаре, где я раньше не бывал и места нахождения туалета не знал. Вот и спрашиваю у представителя фирмы (ведущего испытания этого изделия): «А где можно справить нужду?» Товарищ меня не так понял. Он решил, что я интересуюсь, а как же лётчику обеспечена возможность справить естественные надобности в полёте. Ведь это «изделие», хоть и «лёгкое», было рассчитано на длительный полёт, и с учётом возможности дозаправки в воздухе должно было продолжать полёт восемь-десять часов.
Вот тут мне представитель фирмы и объяснил: «На этом изделии устройства ассенизации вообще нет, т.к. лётчик будет летать в скафандре, а это очень осложняет конструкцию устройства. Какие нам только не предлагали – все очень неудачные. Один, с вакуумным отсосом, чуть не оторвал «мужской предмет» у испытателя… В результате сам генерал N (представитель ВВС) сказал, что примет изделие и без этого устройства, так как сам он вполне может обходиться без “этого” в течении восьми и более часов...» И добавил, что в войну лётчики дальней авиации, летавшие бомбить Берлин, и не знали, что такое туалет в самолёте. Терпели и всё.
 Конечно, физиологические способности генерала не могут не порадовать нас: побольше бы таких генералов! Но надо ли заставлять лётчиков терпеть «эту нужду», при выполнении боевой задачи?
Терпеть даже «малую нужду» в течении десяти часов, да ещё на боевом самолёте, может не каждый. Да и вредно это!